БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59623-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Проектирование стальных элементов

7 Расчетные характеристики материалов и соединений

 

7.1 Нормативные и расчетные сопротивления проката из сталей, приведенных в таблице 2, следует принимать по таблице 5.

Расчетные сопротивления проката для различных видов напряженных состояний необходимо определять по формулам, приведенным в таблице 3. Значения коэффициентов надежности по материалу ГОСТ Р 59623-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Проектирование стальных элементов при вычислении расчетных сопротивлений следует принимать по таблице 4.

Для стальных элементов из проката (сталь в соответствии с таблицей 2) допускается применять сталь марок, не указанных в таблице 2, в том числе высокопрочных наноструктурированных, после проверки в опытных конструкциях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации в области технического регулирования и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Расчетные характеристики в этом случае следует определять в соответствии с настоящим пунктом.

 

Таблица 2

 


Тип исполнения

Сталь несущих элементов сварных пролетных строений, применяемая в заводских и монтажных соединениях сварных швов и высокопрочных болтов стальных элементов мостовых сооружений, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования <1>

вид проката

марка стали

Нормативный документ

Толщина проката, мм

обозначение

дополнительные требования

Обычное

Любой

16Д <2>

ГОСТ 6713

-

До 20 включ.

Листовой

15ХСНД

ГОСТ Р 55374

-

8 - 14

15ХСНД-2

ГОСТ Р 55374

-

16 - 50 <3>

10ХСНД

ГОСТ Р 55374

-

8 - 15

10ХСНД-2

ГОСТ Р 55374

-

16 - 50 <3>

15ХСНДА-2

[4]

Изменение N 2

8 - 50 <3>

15ХСНД

ГОСТ 6713-91

Примечание 3 к таблице 1; пункты 2.2.7, 2.2.9

8 - 14

15ХСНД-2

ГОСТ 6713-91

16 - 50 <3>

10ХСНД

ГОСТ 6713-91

8 - 14

10ХСНД-2

ГОСТ 6713-91

8 - 40 <3>

10ХСНДА-2

[4]

Изменение N 2

8 - 50 <3>

345-14ХГНДЦ-2

ГОСТ Р 55374

-

8 - 50 <3>

390-14ХГНДЦ-2

[4]

Изменение N 2

8 - 50 <3>

Фасонный

15ХСНД

ГОСТ Р 55374

-

8 - 32

10ХСНД

ГОСТ Р 55374

-

8 - 14

345-14ХГНДЦ-2

ГОСТ Р 55374

-

8 - 20

09Г2СД-2

ГОСТ Р 55374

-

4 - 20

09Г2СД-12

ГОСТ 19281

-

8 - 20

Северное А

Листовой

15ХСНД-2

ГОСТ Р 55374

-

8 - 50 <3>

10ХСНД-2

ГОСТ Р 55374

-

8 - 50 <3>

15ХСНД-2

ГОСТ 6713-91

Примечание 3 к таблице 1; пункты 2.2.7, 2.2.9

8 - 50 <3>

10ХСНД-2

ГОСТ 6713-91

8 - 40 <3>

15ХСНДА-3 <4>

[4]

Изменение N 2

8 - 50 <3>

10ХСНДА-3 <4>

[4]

Изменение N 2

8 - 50 <3>

345-14ХГНДЦ-3

ГОСТ Р 55374

-

8 - 50 <3>

390-14ХГНДЦ-3

[4]

Изменение N 2

8 - 50 <3>

Фасонный

15ХСНД-2 <5>

ГОСТ Р 55374-2012

Подраздел 5.5, таблица 6 с проверкой ударной вязкости для 2-й категории

8 - 32

10ХСНД-2 <5>

ГОСТ Р 55374-2012

8 - 14

09Г2СД-3 <5>

ГОСТ Р 55374-2012

4 - 20

345-14ХГНДЦ-3 <5>

ГОСТ Р 55374

Химический состав по [4].

Подраздел 5.5, таблица 6 ГОСТ Р 55374 с проверкой ударной вязкости для 3-й категории

8 - 20

09Г2СД-14

ГОСТ 19281

-

8 - 20

Северное Б

Листовой

10ХСНД-3

ГОСТ Р 55374-2012

С полистным контролем по пункту 6.4.1 <6>

8 - 50 <3>

Фасонный

15ХСНД-3 <5>

ГОСТ Р 55374-2012

Подраздел 5.5, таблица 6 с проверкой ударной вязкости для 3-й категории

8 - 32

10ХСНД-3 <5>

ГОСТ Р 55374-2012

8 - 14

09Г2СД-15 <5>

ГОСТ 19281

-

8 - 14

<1> Стальные элементы мостовых сооружений согласно области применения (раздел 1).

<2> Марка стали 16Д включена в данную таблицу для возможности выполнения расчетов, в том числе поверочных, для конструктивных элементов мостовых сооружений, подвергаемых реконструкции и капитальному ремонту.

<3> Для сварных стыковых швов, выполняемых в вертикальном положении, толщину листового проката следует принимать в пределах 12 - 32 мм. При этом листовой прокат следует принимать не ниже 2-й категории.

<4> Допускается применение проката марок 15ХСНДА и 10ХСНДА по [4] категории 3 в нормализованном состоянии для обычного и северного А исполнений, при этом нормативное значение ударной вязкости (KCU) такого проката при минус 60 °C (KCU-60) должно быть не менее 120 Дж/см2.

<5> В конструкциях автодорожных и пешеходных мостов северного исполнения А и Б допускается применять прокатные двутавры, тавры и швеллеры без термообработки при условии выполнения дополнительных требований по ударной вязкости: для зоны А при температуре минус 60 °C и плюс 20 °C после механического старения, а для зоны Б - при температуре минус 70 °C и минус 20 °C. Допускается применять уголки по ГОСТ 8509 и ГОСТ 8510, сортовой прокат (кроме полосового) и трубы без термообработки - прокат категории 1 по ГОСТ Р 55374 при условии выполнения дополнительных требований по ударной вязкости.

<6> В конструкциях автодорожных и пешеходных мостов требование полистного испытания следует предъявлять при расчетной минимальной температуре наружного воздуха минус 60 °C и ниже.


 

Таблица 3

 

Напряженное состояние

Расчетные сопротивления проката

Растяжение, сжатие и изгиб:

 

по пределу текучести

ГОСТ Р 59623-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Проектирование стальных элементов

по временному сопротивлению

ГОСТ Р 59623-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Проектирование стальных элементов

Сдвиг (срез)

ГОСТ Р 59623-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Проектирование стальных элементов

Смятие торцевой поверхности при наличии пригонки

ГОСТ Р 59623-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Проектирование стальных элементов

Растяжение в направлении толщины проката t при его толщине t до 60 мм

ГОСТ Р 59623-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Проектирование стальных элементов

 

Таблица 4

 

Обозначение нормативного документа (марка стали, и/или значение предела текучести, и/или вид проката)

Коэффициент надежности по материалу ГОСТ Р 59623-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Проектирование стальных элементов

ГОСТ 19281 (до 380 МПа)

1,05

ГОСТ 19281 (св. 380 МПа)

1,10

ГОСТ 6713 (16Д)

1,09

ГОСТ 6713 (15ХСНД)

1,165

ГОСТ ГОСТ Р 55374 (15ХСНД; 09Г2СД)

 

ГОСТ Р 55374 (345-14ХГНДЦ)

[4] (15ХСНДА)

ГОСТ 6713 (15ХСНД)

1,125

ГОСТ Р 55374 (10ХСНД)

[4] (390-14ХГНДЦ)

[4] (10ХСНДА)

 

Таблица 5

 


Класс прочности

Марка стали

Нормативный документ

Прокат

Толщина проката <1>, мм

Нормативное сопротивление <2>, МПа

Расчетное сопротивление <3>, МПа

по пределу текучести Ryn

по временному сопротивлению Run

по пределу текучести Ry

по временному сопротивлению

С345

15ХСНД

ГОСТ 6713

Листовой

8 - 32

345

490

295

415

С335

15ХСНД

ГОСТ 6713

Листовой

33 - 50

335

470

285

400

С345

15ХСНД

ГОСТ Р 55374

Листовой

8 - 50

345

490

295

415

С345

15ХСНД

ГОСТ Р 55374

Фасонный

8 - 32

345

490

295

415

С345

345-14ХГНДЦ

ГОСТ Р 55374

Листовой

8 - 50

345

490

295

415

С345

345-14ХГНДЦ

ГОСТ Р 55374

Фасонный

8 - 20

345

490

295

415

С345

15ХСНДА

[4]

Листовой

8 - 50

345

490

295

415

С325

09Г2СД

ГОСТ Р 55374

Фасонный

4 - 20

325

450

280

385

С345

09Г2СД

ГОСТ 19281

Фасонный

4 - 20

345

480

295

415

С390

09Г2СД

ГОСТ 19281

Фасонный

4 - 20

390

530

350

450

С390

10ХСНД

ГОСТ Р 55374

Листовой

8 - 50

390

530

350

470

С390

10ХСНД

ГОСТ Р 55374

Фасонный

8 - 15

390

530

350

470

С390

10ХСНД

ГОСТ 6713

Любой

8 - 15

390

530

350

470

С390

10ХСНД

ГОСТ 6713

Листовой

16 - 32

390

530

350

470

С390

10ХСНД

ГОСТ 6713

Листовой

33 - 40

390

510

350

450

С390

10ХСНДА

[4]

Листовой

8 - 50

390

530

350

470

С390

390-14ХГНДЦ

[4]

Листовой

8 - 50

390

530

350

470

<1> За толщину фасонного проката следует принимать толщину полки.

<2> За нормативные сопротивления приняты минимальные значения предела текучести и временного сопротивления, приведенные в ГОСТ 6713, ГОСТ 19281, ГОСТ Р 55374, [4].

<3> Здесь указаны расчетные сопротивления растяжению, сжатию и изгибу Ry и Ru. Остальные расчетные сопротивления определяются по формулам таблицы 3.

 

Примечание - Значения расчетных сопротивлений получены делением нормативных сопротивлений на коэффициент надежности по материалу, определяемый по таблице 4, и округлением до 5 МПа.


 

7.2 Расчетные сопротивления сварных соединений для различных видов соединений и напряженных состояний следует определять по формулам, приведенным в таблице 6.

 

Таблица 6

 

Тип сварного соединения

Напряженное состояние

Расчетные сопротивления

Стыковые

Растяжение, сжатие и изгиб:

 

по пределу текучести

Rwy = Ry

по временному сопротивлению

Rwu = Ru

Сдвиг

Rws = Rs

С угловыми швами

Срез (условный):

 

по металлу шва

ГОСТ Р 59623-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Проектирование стальных элементов

по металлу границы сплавления

Rwz = 0,45·Run

Примечания

1 Для швов, выполняемых ручной сваркой, значения Rwun следует принимать равными значениям временного сопротивления разрыву металла шва, указанным в ГОСТ 9467.

2 Для швов, выполняемых автоматической или полуавтоматической сваркой, значения Rwun следует принимать по СП 16.13330.

3 Значение коэффициента надежности по материалу шва ГОСТ Р 59623-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Проектирование стальных элементов следует принимать равным 1,25.

 

Расчетные сопротивления стыковых сварных соединений элементов из сталей с разными расчетными сопротивлениями следует принимать как для стыковых соединений из стали с меньшим значением расчетного сопротивления.

Расчетные сопротивления металла швов сварных соединений с угловыми швами следует принимать по СП 16.13330.

7.3 Расчетные сопротивления одноболтовых соединений следует определять по формулам, приведенным в таблице 7.

 

Таблица 7

 

Напряженное состояние

Расчетные сопротивления одноболтовых соединений, МПа

срезу и растяжению болтов классов прочности

смятию соединяемых элементов из стали с классом прочности до 440 МПа

8.8; 10.9

Срез

Rbs = 0,4·Rbun

-

Растяжение

Rbt = 0,5·Rbun

-

Смятие:

 

 

а) болты класса точности A

-

ГОСТ Р 59623-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Проектирование стальных элементов

б) болты классов точности B и C

-

ГОСТ Р 59623-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Проектирование стальных элементов

 

Расчетные сопротивления срезу и растяжению болтов следует принимать по таблице 8.

 

Таблица 8

 

Напряженное состояние

Расчетное сопротивление болтов, МПа, при классе прочности или марке стали

обозначение

325-09Г2С-4; 325-09Г2С-6

40Х

Срез

Rbs

175

395

Растяжение

Rbt

195

495

 

Расчетные сопротивления смятию элементов, соединяемых болтами, следует определять по СП 16.13330.

7.4 Расчетное сопротивление высокопрочных болтов по ГОСТ Р 53664 растяжению Rbh следует определять по формуле

 

Rbh = 0,7·Rbun, (7.1)

 

где Rbun - наименьшее временное сопротивление высокопрочных болтов разрыву.

7.5 Значения коэффициента трения ГОСТ Р 59623-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Проектирование стальных элементов по контактным поверхностям элементов во фрикционных соединениях и соответствующих коэффициентов надежности ГОСТ Р 59623-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Проектирование стальных элементов следует принимать по таблице 9. Способ обработки контактных поверхностей должен быть указан в чертежах КМ.

 

Таблица 9

 

Способ подготовки контактных поверхностей во фрикционных соединениях

Коэффициент трения ГОСТ Р 59623-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Проектирование стальных элементов

Коэффициент надежности ГОСТ Р 59623-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Проектирование стальных элементов и числе болтов в полустыке

2 - 4

5 - 19

20 и более

1 Дробеструйный или пескоструйный двух поверхностей с шероховатостью Rz = 50 - 80 мкм без нанесения фрикционной грунтовки или с последующим нанесением цинконаполненной грунтовки на этилсиликатной основе на обе поверхности толщиной по 60 - 80 мкм

0,58

1,40

1,30

1,20

2 Дробеструйный или дробеметный двух поверхностей без нанесения фрикционной грунтовки или с последующим нанесением грунтовки на этилсиликатной основе на обе поверхности толщиной по 60 - 80 мкм с последующим их газопламенным нагревом (до температуры 250 °C - 300 °C) на кольцевых зонах вблизи отверстий площадью не менее площади шайбы (диаметр 60 мм)

0,60

1,40

1,30

1,20

3 Очистка стальными механизированными щетками двух поверхностей (без эффекта шлифовки)

0,35

2,50

1,80

1,40

 

7.6 Модуль упругости, модуль сдвига или коэффициент поперечной деформации (Пуассона) прокатной стали следует принимать по таблице 10.

 

Таблица 10

 

Полуфабрикаты

Модуль упругости первого рода E (Юнга), или модуль упругости второго рода G (сдвига), ГПа

1 Прокатная сталь

E = 206

G = 78

Примечание - Модуль Юнга связан с модулем сдвига G соотношением ГОСТ Р 59623-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Проектирование стальных элементов, где ГОСТ Р 59623-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Проектирование стальных элементов - коэффициент поперечной деформации (Пуассона), равный 0,32.