ГОСТ Р 59623-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Проектирование стальных элементов
11.2 Сечения элементов
11.2.1 Наименьшая толщина деталей элементов пролетных строений принимается по расчету на прочность, устойчивость, выносливость, жесткость и колебания, но не менее указанной в таблице 32.
Таблица 32
Детали элементов конструкции | Наименьшая толщина или сечение деталей элементов конструкции, мм | ||
в автодорожных мостах | в пешеходных мостах | ||
1 | Листовые детали (за исключением деталей, указанных в пунктах 2 - 9) | 10 | 10 |
2 | Узловые фасонки главных ферм | 12 | 10 |
3 | Вертикальные стенки сварных изгибаемых главных балок | 12 | 12 |
4 | Узловые фасонки связей | 8 | 8 |
5 | Накладки в стыках ребер ортотропной плиты и планки | 8 | 8 |
6 | Прокладки | 4 | 4 |
7 | Горизонтальные опорные листы | 20 | 20 |
8 | Листы настила ортотропных плит | 14 | 12 |
9 | Листы настила тротуаров в повышенном уровне | 12 | 10 |
10 | Ребра ортотропных и ребристых плит | 12 | 12 |
11 | Трапециевидные ребра | 6 | 6 |
12 | Уголки в основных элементах главных ферм и проезжей части | 100 x 100 x 10 | 100 x 100 x 10 |
13 | Уголки фланцевых прикреплений продольных и поперечных балок | 100 x 100 x 12 | 100 x 100 x 10 |
14 | Уголки в элементах связей | 80 x 80 x 8 | 80 x 80 x 8 |
15 | Детали из труб | 8 | 8 |
Допускается следующая наибольшая толщина проката, мм:
- 20 - в пакетах деталей, стягиваемых обычными болтами;
- 60 - в сварных элементах из углеродистой и низколегированной сталей;
- 20 - в стыковых накладках и узловых фасонных листах при применении фрикционных соединений;
- 25 - в соединениях на конических высокопрочных болтах.
11.2.2 Для уменьшения числа соединительных сварных швов сечения составных элементов решетчатых ферм следует предусматривать из минимального числа деталей.
11.2.3 В решетчатых главных фермах материал элементов коробчатого и Н-образного сечений должен быть сконцентрирован в листах, расположенных в плоскости фермы.
Пояса и сжатые элементы ферм следует, как правило, предусматривать коробчатого сечения.
11.2.4 В составных элементах решетчатых ферм отношение расчетной ширины b к толщине t листов не должно превышать следующих значений:
- 60 - у вертикальных и горизонтальных листов коробчатых элементов;
- 45 - у горизонтальных листов Н-образных элементов;
- 20 - у листов со свободными (неокаймленными) свесами;
- 30 - у листов со свесами, окаймленными уголками или ребрами жесткости.
За расчетную ширину b листа следует принимать:
а) при обеих закрепленных продольных кромках:
1) для элементов с болтовыми соединениями - расстояние между ближайшими рисками болтов, присоединяющих данный лист к перпендикулярным ему листам или соединительным связям;
2) для сварных и прокатных элементов - расстояние между осями указанных листов;
б) при закреплении одной продольной кромки:
1) для элементов с болтовыми соединениями - расстояние от свободного края листа до ближайшей риски болтов;
2) для сварных и прокатных элементов - расстояние от свободного края листа до оси ближайшего листа, расположенного перпендикулярно данному.
11.2.5 В сжатых элементах Н-образного сечения толщина горизонтального листа должна составлять от толщины соединяемых листов tf не менее:
- 0,4tf - в элементах с болтовыми соединениями;
- 0,5tf - в сварных и прокатных элементах при tf > 24 мм;
- 0,6tf - в сварных и прокатных элементах при tf <= 24 мм.
11.2.6 При конструировании узлов ферм следует обеспечивать местную устойчивость сжатых зон узловых фасонок в соответствии с 9.3.4.10, при необходимости подкрепляя свободные кромки окаймляющими уголками или ребрами.
11.2.7 Двутавровые сварные балки следует предусматривать из одного вертикального и двух горизонтальных листов, а коробчатые - из двух вертикальных и двух непосредственно соединенных с ними поясными швами горизонтальных листов.
Если требуемая толщина пояса сварной балки превосходит 60, 50 и 40 мм (соответственно в конструкциях обычного, северных А и Б исполнений), допускается применение в поясах пакетов из двух листов.
Изменение сечения пояса следует осуществлять в зоне расположения его стыков, предусматривая скосы по ширине или по толщине, а при необходимости - то и другое одновременно с уклоном 1:8 для растянутого пояса и 1:4 - для сжатого.
В поясах из двух листов следует применять листы, отличающиеся по ширине не менее чем на 100 мм. В автодорожных мостах допускается применение в поясах балок пакетов из листов одинаковой ширины, соединенных сварными швами, наложенными по соприкасающимся кромкам, с разделкой последних на требуемую по расчету глубину.
11.2.8 Наружный лист пакета пояса, обрываемый в пролете балки с учетом указаний 11.1.2, следует продолжить за место его теоретического обрыва на длину, обеспечивающую прикрепление 50% площади сечения листа.
При этом следует предусматривать: толщину этого листа на конце - 10 мм; симметричные скосы по ширине (со сведением на нет) - с уклоном 1:4; скос по толщине - с уклоном 1:8 для растянутого пояса и 1:4 - для сжатого. Для косых швов на конце листа следует предусматривать отношение катетов 1:2 (меньший катет - по вертикали) и механическую обработку для получения плавных (радиусом не менее 5 мм) переходов к основному металлу непрерываемого листа пояса.