ГОСТ Р 59619-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила проектирования опор
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 армогрунтовая система: Система, состоящая из грунта основания, уплотняемых слоев грунта насыпи и армирующих элементов в виде металлических стержней, полос, арматурных каркасов или геосинтетических тканей, решеток, сеток, закладываемых между слоями грунта насыпи с определенным вертикальным шагом, и облицовок различных конструкций.
3.2 геомассив: Ограниченная часть геосреды, влияющая на сооружения посредством гидрогеологических и геодинамических процессов.
3.3
горизонтальные перемещения: Горизонтальные составляющие деформаций основания, связанные с действием горизонтальных нагрузок на основание (фундаменты распорных систем, подпорные стены и т.д.) или со значительными деформациями поверхности при оседаниях, просадках грунтов от собственного веса и т.п. [ГОСТ 24846-2019, пункт 3.4] |
3.4
горизонтальные перемещения зданий и элементов конструкций: Горизонтальные составляющие деформаций от крена фундаментов, ветровой нагрузки и температурных климатических воздействий. [ГОСТ 24846-2019, пункт 3.5] |
3.5 защитные мероприятия: Комплекс организационно-технических мероприятий по защите окружающей застройки от сверхнормативных деформаций и прочих недопустимых воздействий, оказываемых негативным влиянием строительства или реконструкции.
3.6 компенсационные мероприятия: Мероприятия, направленные на сохранение или восстановление напряженно-деформированного состояния оснований реконструируемых сооружений или сооружений окружающей застройки и гидрогеологического режима.
3.7 окружающая застройка: Существующие здания и сооружения, инженерные и транспортные коммуникации, расположенные вблизи объектов нового строительства или реконструкции.
3.8 опора моста: Несущий элемент мостового сооружения, передающий усилия с пролетного строения на грунт в основании опоры.
3.9
мостовое сооружение: Инженерное дорожное сооружение (мост, путепровод, эстакада и др.), устраиваемое при пересечении транспортного пути с естественными или искусственными препятствиями; часто заменяется термином "мост". [ГОСТ 33178-2014, пункт 3.1] |
3.10 несущая способность свай по грунту: Предельное сопротивление основания одиночной сваи по условию ограничения развития в нем деформаций сдвига в соответствии с заранее заданным условием.
3.11 оголовок: Верхняя часть массивной опоры, на которой расположены подферменные площадки.
3.12 осадка: Вертикальные составляющие деформаций основания, происходящие в результате внешних воздействий и в отдельных случаях от собственного веса массива грунта, не сопровождающиеся изменением его структуры.
3.13 основание сваи: Часть массива грунта, воспринимающая нагрузку, передаваемую сваей, и взаимодействующая со сваей.
3.14 основание сооружения: Массив грунта, воспринимающий нагрузку от сооружения.
3.15 открылок (крыло) устоя: Консольные боковые стенки устоев, предназначенные для удержания грунта в насыпи прохода за устоем.
3.16 отрицательные (негативные) силы трения: Силы, направленные вниз, возникающие на боковой поверхности свай в случае, когда осадка околосвайного грунта превышает осадку свай.
3.17 подферменная площадка: Железобетонный выступ на оголовке опоры, предназначенный для установки опорной части пролетного строения.
3.18 поровая жидкость: Жидкость, содержащаяся в скелете нескальных грунтов.
3.19 поровое давление: Давление в поровой жидкости грунта.
3.20 просадки: Вертикальные составляющие деформаций основания сооружения, происходящие в результате уплотнения грунта и коренного изменения структуры грунта под воздействием как внешних нагрузок и собственного веса грунта, так и дополнительных факторов, таких как, например, замачивание просадочного грунта, оттаивание ледовых прослоек в замерзшем грунте и т.п.
3.21 расчетная нагрузка, передаваемая на сваю: Нагрузка, равная продольному усилию, возникающему в свае от проектных воздействий на фундамент при наиболее невыгодных их сочетаниях.
3.22 ригель: Верхний элемент опоры, объединяющий вертикальные стойки, столбы, сваи, воспринимающий и распределяющий на них нагрузки от пролетного строения через подферменные площадки.
3.23 ростверк: Распределительная плита, объединяющая головы свай и перераспределяющая на них нагрузку от вышерасположенных конструкций.
3.24 свайный фундамент: Комплекс свай, объединенных в единую конструкцию, передающую нагрузку на основание.
3.25 свая: Погруженная в грунт или изготовленная в грунте вертикальная или наклонная конструкция, предназначенная для передачи нагрузки на основание.
3.26 свая-оболочка: Тонкостенная полая свая большого диаметра - свыше 0,8 м с замкнутым поперечным сечением.
3.27 одиночная свая: Свая, передающая нагрузку на грунт в условиях отсутствия влияния на нее других свай.
3.28 сопряжение с подходами: Конструктивное выполнение узла примыкания мостового сооружения к насыпи подхода за устоем.
3.29 шкафная стенка: Элемент верхней части устоя, отделяющий торец пролетного строения и зону расположения опорных частей от грунта насыпи подхода или от зоны расположения армогрунтовой насыпи в случае устоя с раздельными функциями.
3.30 тело опоры: Конструкции опоры, расположенные выше фундамента.
3.31 устой диванного типа: Устой в виде уголкового блока (дивана), опирающегося горизонтальной полкой на грунт насыпи.
3.32 обсыпной устой: Устой, большая часть которого находится в грунте конуса насыпи, выступающего за переднюю поверхность устоя.
3.33 устой (береговая опора): Крайняя опора моста в сопряжении его с геомассивом берегового склона и подходной насыпи, воспринимающая нагрузки от пролетного строения и переходной плиты и давления грунта геомассива берегового склона и насыпи (за исключением устоя с раздельными функциями).
3.34 устой с раздельными функциями: Крайняя опора моста, воспринимающая только нагрузки от пролетного строения и переходной плиты. При этом давление грунта воспринимается армогрунтовой системой, полностью изолирующей опору от взаимодействия с грунтом насыпи.
3.35 фундамент опоры: Часть опоры мостового сооружения, которая служит для передачи нагрузки от сооружения на основание.