БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59619-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила проектирования опор

Приложение Б

(обязательное)

 

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАВНОДЕЙСТВУЮЩЕЙ

НОРМАТИВНОГО ГОРИЗОНТАЛЬНОГО (БОКОВОГО) ДАВЛЕНИЯ

ОТ СОБСТВЕННОГО ВЕСА ГРУНТА НА ОПОРЫ МОСТОВ

 

Б.1 Равнодействующую нормативного горизонтального (бокового) давления Fh на опоры мостов от собственного веса насыпного грунта, а также грунта, лежащего ниже естественной поверхности земли при глубине заложения подошвы фундамента 3 м и менее [рисунок Б.1а)], вычисляют по формуле

 

ГОСТ Р 59619-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила проектирования опор, (Б.1)

 

где ph - нормативное горизонтальное (боковое) давление грунта на уровне нижней поверхности рассматриваемого слоя, принимаемое согласно ГОСТ 33390;

hx - высота засыпки, считая от верха дорожного покрытия, м;

b - приведенная (средняя по высоте hx) ширина опоры в плоскости задних граней, на которую распределяется горизонтальное (боковое) давление грунта, м.

 

ГОСТ Р 59619-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила проектирования опор

 

а) Схема эпюр давления при глубине

заложения подошвы фундамента 3 м и менее

 

 

 

ГОСТ Р 59619-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила проектирования опор

 

б) Схема эпюр давления при глубине

заложения подошвы фундамента свыше 3 м

 

1 - первый слой; 2 - второй слой; 3 - третий слой

 

Рисунок Б.1 - Схема эпюр давления грунта на опоры моста

для определения равнодействующей нормативного

горизонтального (бокового) давления на опоры

 

Плечо равнодействующей давления Fh от подошвы фундамента следует принимать равным

 

ГОСТ Р 59619-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила проектирования опор. (Б.2)

 

Для массивных (в том числе с обратными стенками) и пустотелых (с продольными проемами) устоев, если ширина проема b1 равна или менее двойной ширины обратной стенки b2, а также для сплошных (без проемов) фундаментов ширину b следует принимать равной расстоянию между внешними гранями конструкций.

Для пустотелых (с продольными проемами) устоев или для раздельных (с проемами) фундаментов, если b1 > 2b2, ширину следует принимать равной удвоенной суммарной ширине стенок или раздельных фундаментов.

Для свайных или стоечных устоев, если суммарная ширина свай (стоек) равна или более половины всей ширины, за ширину b следует принимать расстояние между внешними гранями свай (стоек); если суммарная ширина свай (стоек) менее половины всей ширины опоры, то за ширину следует принимать для каждой сваи (стойки) ее двойную ширину.

Примечания

1 Величины ГОСТ Р 59619-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила проектирования опор и ГОСТ Р 59619-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила проектирования опор при определении давления ph на всю высоту hx допускается принимать как для дренирующего грунта засыпки.

2 Для свай, забитых в ранее возведенную (уплотненную) насыпь, горизонтальное (боковое) давление учитывать не следует.

3 Горизонтальное (боковое) давление грунта на опоры моста со стороны пролета следует учитывать, если в проекте сооружения предусматриваются мероприятия, гарантирующие стабильность воздействия этого грунта при строительстве и эксплуатации моста.

4 Наклон задней грани устоя и силы трения между грунтом засыпки и этой гранью при определении силы Fh учитывать не следует.

 

Б.2 При глубине заложения подошвы фундамента свыше 3 м равнодействующую нормативного горизонтального (бокового) давления каждого i-го (снизу) слоя грунта, расположенного ниже естественной поверхности земли, Fi вычисляют по формуле

 

ГОСТ Р 59619-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила проектирования опор, (Б.3)

 

где ГОСТ Р 59619-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила проектирования опор - удельный вес грунта рассматриваемого слоя, кН/м3;

hi - толщина рассматриваемого слоя, м;

ГОСТ Р 59619-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила проектирования опор - коэффициент нормативного горизонтального (бокового) давления грунта для i-го слоя, вычисляемый по формуле

 

ГОСТ Р 59619-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила проектирования опор, (Б.4)

 

здесь ГОСТ Р 59619-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила проектирования опор - нормативное значение угла внутреннего трения слоя грунта, град;

h0i - приведенная к удельному весу грунта засыпки общая толщина слоев грунта, лежащих выше верхней поверхности рассматриваемого слоя, м.

Например, для нижнего (первого) слоя приведенная на рисунке Б.1б) толщина составляет:

 

ГОСТ Р 59619-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила проектирования опор. (Б.5)

 

Плечо равнодействующей давления i-го слоя Fi от нижней поверхности рассматриваемого слоя следует принимать равным:

 

ГОСТ Р 59619-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила проектирования опор. (Б.6)

 

 

 

 

TOC