БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р ИСО/МЭК 25023-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Системная и программная инженерия. Требования и оценка качества систем и программной продукции (SQuaRE). Измерения качества системы и программной продукции

6.2 Подход к измерению качества

Потребности пользователей в качестве включают требования к качеству системы, используемой в определенных контекстах использования. Эти выявленные потребности могут быть учтены при определении внешних и внутренних показателей качества с использованием характеристик и подхарактеристик качества программных продуктов.

Качество программного продукта может быть оценено путем измерения внутренних свойств (обычно статических показателей промежуточных продуктов), или путем измерения внешних свойств (как правило, путем отслеживания состояния программного кода во время выполнения), или путем измерения свойств качества при использовании (когда продукт в реальном или моделируемом использовании). Соответствие внутренних свойств программного продукта является необходимым условием для достижения требуемого внешнего поведения, что в свою очередь влияет на уровень качества при использовании. Взаимосвязь между типами показателей качества показана на рисунке 3.

 

ГОСТ Р ИСО/МЭК 25023-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Системная и программная инженерия. Требования и оценка качества систем и программной продукции (SQuaRE). Измерения качества системы и программной продукции

 

Рисунок 3 - Взаимосвязь между типами показателей качества

 

Внутренние показатели могут быть применены к неисполняемой системе/программному продукту на этапах его разработки (например, запрос предложений, определение требований, спецификация проекта или исходный код) и могут быть проверены путем анализа, с помощью контроля, моделирования и/или с применением автоматизированных инструментов. Внутренние показатели позволяют пользователям измерять качество промежуточных практических результатов и таким образом прогнозировать качество конечного продукта. Это позволяет пользователю определять факторы, негативно влияющие на уровень качества, и инициировать корректирующие действия как можно раньше в жизненном цикле разработки. Например, уровень непрозрачности продукта, а также количество, серьезность и частота сбоев, обнаруженных при анализе кода, являются внутренними показателями качества программного продукта, полученными из анализа самого продукта.

Внешние показатели могут использоваться для измерения качества системы/программного продукта путем измерения поведения системы, частью которой он является. Внешние показатели могут быть использованы только на этапах тестирования процесса жизненного цикла и на любых этапах эксплуатации. Измерение производится при функционировании системы/программного продукта в системной среде, в которой он тестируется или предназначен для работы. Например, количество сбоев, выявленных в ходе тестирования, является внешним показателем качества программного продукта, связанным с количеством сбоев, существующих в компьютерной системе.

Рекомендуется, где возможно, использовать внутренние показатели, имеющие тесную связь с целевыми внешними показателями, для того чтобы их можно было использовать для прогнозирования внешних показателей.

Настоящий стандарт содержит предлагаемый набор показателей качества системы и программного продукта (внешние и внутренние показатели), которые будут использоваться с моделью качества ИСО/МЭК 25010. Пользователь настоящего стандарта может изменять определенные показатели качества, а также определять и использовать показатели качества, не определенные или определенные в настоящем стандарте.

Примечание - Например, конкретное измерение показателей качества, таких как безопасность или защищенность, может быть найдено в МЭК 65 и ИСО/МЭК СТК 1/ПК 27.

 

При использовании модифицированного или нового показателя качества, не определенного в настоящем стандарте, пользователю необходимо определить, каким образом этот показатель соотносится с моделью качества ИСО/МЭК 25010 или с любой другой используемой заменяющей моделью качества.

Большинство показателей качества используют функцию измерения, которая нормализует значение результата в диапазоне 0,0 к 1,0. Чем ближе результат измерения к 1,0, тем выше выполняется измеряемый показатель качества. В примечании описаны случаи, когда значение показателя качества не соответствует указанному диапазону.

Некоторые измерения дают результат, специфичный для объекта измерения, и их значения необходимо установить при составлении требований.

Примечания

1 Некоторые измерения нормализованы в соответствии с целевым значением, определенным в спецификации требований, спецификации к проекту или документации пользователя. Такое целевое значение может быть определено и требуется в качестве порога разработчикам или специалистам по обслуживанию для улучшения архитектуры, проекта, реализации, сборки, операционных процедур, пользовательского интерфейса или производительности программного продукта или системы. Целевое значение также может быть определено в качестве одного из согласованных требований заказчиками и поставщиками, для уточнения требований к качеству или проверки соответствия для приобретения. Спецификация требований обычно изменяется и пересматривается в ходе разработки и влияет на основанные на ней показатели качества. Некоторые требования, которые должны быть указаны, могут отсутствовать или быть непоследовательными, или некоторые целевые значения могут быть недостаточными и должны быть изменены, поскольку очень трудно полностью указать как заявленные, так и подразумеваемые потребности, вытекающие из требований заинтересованных сторон или системных требований в начале разработки. Соответственно, ожидается, что пользователи показателей качества будут учитывать эволюцию и пересмотр спецификации требований и применять показатели качества не сразу, а последовательно в ходе разработки и/или оценки.

2 Некоторые показатели качества (такие, как среднее время реакции) трудно интерпретировать изолированно. Ниже перечислены способы применения мер качества, с тем чтобы их было легче понять и интерпретировать:

- соответствие: сравнение измерений с определенными требованиями в бизнесе или требованиями использования (например, максимальное приемлемое время реакции составляет 0,5 секунды);

- сравнительные тесты: сравнение показателей со сравнительным тестом для подобного или аналогичного продукта или системы, используемой для той же самой цели (например, среднее время реакции новой системы не больше, чем среднее время реакции старой системы);

- временной ряд: сравнение тенденций во времени (например, как изменяется среднее время реакции в течение дня).

TOC