БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р МЭК 62924-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Транспорт железнодорожный. Установки стационарные. Стационарная система накопления энергии для систем электротяги постоянного тока

Приложение B

(справочное)

 

СТЕПЕНЬ ЗАРЯЖЕННОСТИ И ЭНЕРГОСОДЕРЖАНИЯ

ДЛЯ АККУМУЛЯТОРОВ И КОНДЕНСАТОРОВ

 

B.1 Содержание емкости и энергии

 

B.1.1 Общие положения

Примечание - Приложение B взято из МЭК 62864-1:2016, приложение A.

 

В настоящем стандарте емкость и энергию определяют в трех различных контекстах: теоретическом, нормированном и доступном для использования. Основная цель данного приложения состоит в том, чтобы детализировать и уточнить определения или связи, применяемые в БНЭ с батареями и/или конденсаторами в качестве принятых технологий накопления.

Например, рисунок B.1 показывает различие каждого определения, содержащего емкость и энергию для батареи и конденсатора.

 

ГОСТ Р МЭК 62924-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Транспорт железнодорожный. Установки стационарные. Стационарная система накопления энергии для систем электротяги постоянного тока

 

Eт - теоретическая энергоемкость; Eн - нормированная

энергоемкость; Eд.и - энергия, доступная для использования;

Qmax - максимальный заряд; Qmin - минимальный заряд;

QUmax - заряд при максимальном напряжении; QUmin - заряд

при минимальном напряжении; Qд.и max - максимальный заряд,

доступный для использования; Qд.и min - минимальный заряд,

доступный для использования; U - напряжение;

UНРЦ - напряжение разомкнутой цепи; Uн - нормированное

напряжение; Umax - максимальное напряжение;

Umin - минимальное напряжение; Uд.и - максимальное

напряжение, доступное для использования;

Uд.и min - минимальное напряжение,

доступное для использования

 

Примечание - Для батарей: при очень малых токах доступная для использования энергия близка к нормированной энергоемкости.

 

Рисунок B.1 - Разница в содержании понятий емкости и энергии

 

B.1.2 Теоретическая энергоемкость

Теоретическая энергоемкость Eт определена в 3.1.22. Это количество энергии, отдаваемое при разряде током очень низкой величины (которое может быть отдано из устройства накопления энергии без потерь энергии, например из-за джоулева или омического тепла), представляющее максимальное количество энергии, которое способна накопить БНЭ.

Для конденсатора теоретическая энергоемкость Eт основана на максимальном напряжении

 

ГОСТ Р МЭК 62924-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Транспорт железнодорожный. Установки стационарные. Стационарная система накопления энергии для систем электротяги постоянного тока (B.1)

 

где C - емкость;

Umax - максимальное напряжение.

Примечание - Для измерения емкости см. МЭК 61881-3.

 

Для конденсаторной технологии весь электрический заряд может быть удален или разряжен из пары электродов, и, следовательно, соответствующее теоретическое минимальное напряжение равно нулю, то есть Umin = 0.

B.1.3 Нормированная энергоемкость

Нормированная энергоемкость определена в 3.1.23. Это количество энергии, которое может быть отдано из БНЭ в условиях режима разряда.

Для батареи нормированная энергоемкость является интегралом от произведения постоянного тока в испытании на разряд и измеряемого напряжения (например, режим C5).

Пример для нормированной энергоемкости литий-ионной батареи согласно МЭК 62620 приведен в МЭК 62928.

Для конденсатора нормированная энергоемкость Eн практически основана на номинальном напряжении

 

ГОСТ Р МЭК 62924-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Транспорт железнодорожный. Установки стационарные. Стационарная система накопления энергии для систем электротяги постоянного тока (B.2)

 

где C - емкость;

Uн - номинальное напряжение.

Примечание - Для ЭХК Eн не может быть полностью получена из-за потери на эквивалентном последовательном сопротивлении конденсатора (ЭПС).

 

B.1.4 Доступная для использования энергия

Энергия, доступная для использования, определена в 3.1.24. Это часть доступной энергии, которую можно использовать в пределах заранее установленного диапазона СЗ или пределов напряжения. Максимальный и минимальный пределы - это параметры, как правило, устанавливаемые потребителем или изготовителем.

Например, могут быть определены такие параметры, как мощность, ток или максимальное и минимальное предельное напряжение для используемого оборудования.

Для батареи доступная для использования энергия - это энергия, которая может использоваться без ограничения рабочего цикла, первоначально согласованного между потребителем и изготовителем.

Для конденсатора доступная для использования энергия Eд.и фактически представляет собой разницу между значениями энергии при напряжении заряда и при минимальном доступном для использования напряжении

 

ГОСТ Р МЭК 62924-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Транспорт железнодорожный. Установки стационарные. Стационарная система накопления энергии для систем электротяги постоянного тока (B.3)

 

где C - емкость;

Uд.и max - максимальное напряжение, доступное для использования;

Uд.и min - минимальное напряжение, доступное для использования.

Примечание - Для ЭХК Eд.и не может быть полностью получена из-за потери ЭПС.

 

B.2 Степень заряженности и степень энергосодержания

 

B.2.1 Общие положения

Существует несколько определений емкости и энергии, также могут быть определены СЗ и СЭ как комбинация содержания емкости и энергии.

Потребителем, в зависимости от намеченных целей и применений, должно быть выбрано соответствующее определение.

СЗ представляет собой отношение количества электрического заряда, находящегося в БНЭ, к максимальному количеству, доступному в соответствии с определением (то есть теоретическому, нормированному или доступному для использования). Значение СЗ обычно выражают в десятичных числах (от 0,0 до 1,0) или в процентах (%). Значение СЗ 1,0 или 100% соответствует полностью заряженному состоянию, тогда как 0,0 или 0% соответствует полностью разряженному состоянию. Аналогично СЭ является мерой относительной энергии, доступной в БНЭ, и также выражается в десятичных дробях или процентах.

B.2.2 Использование для теоретической цели

Для теоретической цели уместны следующие определения:

 

ГОСТ Р МЭК 62924-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Транспорт железнодорожный. Установки стационарные. Стационарная система накопления энергии для систем электротяги постоянного тока (B.4)

 

ГОСТ Р МЭК 62924-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Транспорт железнодорожный. Установки стационарные. Стационарная система накопления энергии для систем электротяги постоянного тока (B.5)

 

где Cт - теоретическая емкость, А·ч;

Cт.ост - оставшаяся <1> теоретическая емкость, А·ч;

Eт - теоретическая энергоемкость, Вт·ч;

Eт.ост - оставшаяся теоретическая энергоемкость, Вт·ч.

--------------------------------

<1> Понятие "оставшаяся" в контексте настоящего стандарта подразумевает значение величины емкости или энергии, доступное для отдачи от текущего состояния батареи при разряде в границах рабочей зоны, определяемых безопасностью.

 

B.2.3 Использование для общих вопросов

Для вопросов общего характера подходят следующие определения:

 

ГОСТ Р МЭК 62924-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Транспорт железнодорожный. Установки стационарные. Стационарная система накопления энергии для систем электротяги постоянного тока (B.6)

 

ГОСТ Р МЭК 62924-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Транспорт железнодорожный. Установки стационарные. Стационарная система накопления энергии для систем электротяги постоянного тока (B.7)

 

где Cн - нормированная емкость, А·ч;

Cн.ост - оставшаяся нормированная емкость, А·ч;

Eн - нормированная энергоемкость, Вт·ч;

Eн.ост - оставшаяся нормированная энергоемкость, Вт·ч.

B.2.4 Использование фактического значения для практических целей

Для практической цели, при оценке фактического состояния, подходят следующие определения фактической СЗф и СЭф:

 

ГОСТ Р МЭК 62924-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Транспорт железнодорожный. Установки стационарные. Стационарная система накопления энергии для систем электротяги постоянного тока (B.8)

 

ГОСТ Р МЭК 62924-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Транспорт железнодорожный. Установки стационарные. Стационарная система накопления энергии для систем электротяги постоянного тока (B.9)

 

где Cд.и - емкость, доступная для использования, А·ч;

Cд.и.ост - оставшаяся емкость, доступная для использования, А·ч;

Eд.и - энергия, доступная для использования, Вт·ч;

Eд.и.ост - оставшаяся энергия, доступная для использования, Вт·ч.

B.2.5 Коэффициент использования

Для цели коэффициента использования подходят следующие определения, применимые как к началу срока службы (НСС), так и к концу срока службы (КСС):

 

ГОСТ Р МЭК 62924-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Транспорт железнодорожный. Установки стационарные. Стационарная система накопления энергии для систем электротяги постоянного тока (B.10)

 

ГОСТ Р МЭК 62924-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Транспорт железнодорожный. Установки стационарные. Стационарная система накопления энергии для систем электротяги постоянного тока (B.11)

 

где Cн - нормированная емкость, А·ч;

Cд.и - емкость, доступная для использования, А·ч;

Eн - нормированная энергия, Вт·ч;

Eд.и - энергия, доступная для использования, Вт·ч.

Примечание - При необходимости могут использоваться другие комбинации, такие как отношения различного содержания емкости или энергии.

 

ГОСТ Р МЭК 62924-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Транспорт железнодорожный. Установки стационарные. Стационарная система накопления энергии для систем электротяги постоянного тока (B.12)

 

ГОСТ Р МЭК 62924-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Транспорт железнодорожный. Установки стационарные. Стационарная система накопления энергии для систем электротяги постоянного тока (B.13)

 

ГОСТ Р МЭК 62924-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Транспорт железнодорожный. Установки стационарные. Стационарная система накопления энергии для систем электротяги постоянного тока (B.14)

 

ГОСТ Р МЭК 62924-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Транспорт железнодорожный. Установки стационарные. Стационарная система накопления энергии для систем электротяги постоянного тока (B.15)