ГОСТ Р 59201-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт, ремонт и содержание. Технические правила
14 Требования к охране окружающей среды
14.1 Основным требованием к природозащитным мероприятиям при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог и инженерных сооружений является соблюдение действующих документов технического регулирования, разработанных с учетом требований по охране окружающей среды.
14.2 Дорожные службы должны обеспечивать:
- сохранение существующего ландшафта;
- защиту почв и растительности;
- повышение устойчивости земляного полотна на оползневых участках;
- защиту поверхностных и грунтовых вод от загрязнения дорожной пылью, горюче-смазочными материалами, обеспыливающими, противогололедными и другими химическими веществами;
- выполнение мероприятий по предупреждению загрязнения воздуха выбросами в атмосферу газов и пыли, а также защиту от шума и вибрации.
14.3 Месторасположение складов и хранилищ для хранения химических и химико-фрикционных материалов, технологических площадок для приготовления песчано-солевых смесей должно быть согласовано с органами природопользования, экологическими и санитарными службами. Склады и площадки следует размещать за пределами водоохранных зон водоемов (водотоков) и первого (строгого режима), второго и третьего поясов зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения. Расстояние от источников воды должно составлять не менее 200 м. Борьбу с зимней скользкостью в этих зонах необходимо вести с минимальным содержанием технической соли.
14.4 Допускается хранение солей в буртах на специальных площадках с бетонным основанием и бортами по периметру, чтобы предотвратить вытекание растворов солей. Для защиты ПГМ от атмосферных осадков штабели должны быть закрыты навесами из пленки или другими средствами.
14.5 Для хранения жидких ПГМ, природных рассолов на базах дорожных хозяйств следует использовать цистерны емкостью от 20 до 50 м3 (рекомендуется вертикальная компоновка с возможностью самоналива и подогрева) или закрытые сверху котлованы с изолированными стенками, предотвращающими вытекание растворов в почву и загрязнение поверхностных и подземных вод.
14.6 Если вследствие неблагоприятных условий стока вод, содержащих технические соли, или по другим причинам зеленые насаждения повреждены, признаками чего служат появление бурой каемчатости, мозаики, массовое усыхание листьев на деревьях, необходимо интенсивно промыть почву водой в приствольных кругах деревьев при норме розлива воды от 0,2 до 0,3 м3 на 1 м2 площади приствольного круга.
14.7 Своевременное проведение водоотвода и осушения земляного полотна в конце зимнего - начале весеннего периода позволяет предотвращать в зоне придорожной полосы контакт воды от растаявшего снега с солеными грунтовыми водами и избежать повышения уровня засоленности почвы.
14.8 Для уменьшения отрицательного влияния на почву и придорожную растительность противогололедных и обеспыливающих химических веществ необходимо соблюдать следующие основные правила:
- рабочие органы распределительных средств должны быть отрегулированы таким образом, чтобы исключалось попадание материалов за пределы проезжей части и не создавалось помех движению автомобилей;
- строго следить за нормами распределения противогололедных и обеспыливающих веществ;
- в населенных пунктах запрещается проводить обеспыливание дорог солями в мелкодисперсном виде (порошке).
14.9 При борьбе с зимней скользкостью и обеспыливании запрещается использовать материалы и отходы промышленности, не перечисленные в действующих документах технического регулирования без согласования с территориальными органами охраны природы.
14.10 Применение обеспыливающих средств на участках, проходящих через водоохраняемые территории и другие охранные зоны, допускается по согласованию с природоохранными органами.
14.11 Необходимо организовать мониторинг воздействия химических ПГМ на состояние окружающей среды с определением уровня загрязнения придорожной полосы автомобильных дорог и разработкой мероприятий по ее защите.
14.12 Дорожные машины и оборудование должны находиться на объекте только на протяжении периода производства соответствующих работ.
14.13 Параметры применяемых машин, оборудования, транспортных средств в части состава отработавших газов, шума, вибрации и др. воздействий на окружающую среду в процессе эксплуатации должны соответствовать установленным стандартам и техническим условиям производителей, согласованным с санитарными органами.
14.14 При работе дорожных машин необходимо осуществлять контроль за соблюдением допустимого уровня шума в населенных пунктах, на территориях жилой застройки, в помещениях жилых и общественных зданий.
14.15 В случае превышения допустимого уровня звука, для звукоизоляции двигателей дорожных машин целесообразно применять защитные кожухи и капоты с многослойными покрытиями, применением резины, поролона и т.п. (за счет применения изоляционных покрытий и приклейки виброизолирующих матов и войлока шум можно снизить на 5 дБA). Указанные материалы и приспособления должны отвечать требованиям соответствующих документов технического регулирования.
14.16 Запрещается проводить заправку дорожных машин на месте проведения работ.
14.17 Мойку и ремонт дорожных машин осуществляют на специальной площадке из твердого, непроницаемого и устойчивого к воздействию нефтепродуктов покрытия.
14.18 При загрязнении полосы отвода различными отходами, фрикционными материалами (песком, щебнем), продуктами износа шин, мусором следует систематически собирать и вывозить эти отходы и по возможности размещать их на полигонах твердых бытовых отходов.
14.19 В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить:
- в производственных или вспомогательных помещениях;
- нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями);
- резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях;
- вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах;
- на открытых, приспособленных для хранения отходов, площадках.
14.20 При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
14.21 Малоопасные отходы (класса IV) допускается складировать как на территории основного предприятия, так и за его пределами в виде специально спланированных отвалов и хранилищ.
14.22 Предельное накопление количества отходов на территории предприятия, которое единовременно допускается размещать на его территории, определяется предприятием в каждом конкретном случае на основе баланса материалов, результатов инвентаризации отходов с учетом их макро- и микросостава, физико-химических свойств, в том числе агрегатного состояния, токсичности и уровней миграции компонентов отходов в атмосферный воздух.
14.23 Критерием предельного накопления промышленных отходов на территории промышленной организации служит содержание специфических для данного отхода вредных веществ в воздухе на уровне до 2 м, которое не должно быть выше 30% от ПДК в воздухе рабочей зоны.
14.24 Предельное количество отходов при открытом хранении определяют по мере накопления массы отходов в установленном порядке.
14.25 Периодичность вывоза накопленных отходов с территории предприятия регламентируется установленными лимитами накопления промышленных отходов, которые определены в составе проекта развития промышленного предприятия или в самостоятельном проекте обращения с отходами.
14.26 Перемещение отходов на территории промышленного предприятия должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к территориям и помещениям промышленных предприятий. При перемещении отходов в закрытых помещениях следует использовать гидро- и пневмосистемы, автокары.
14.27 Перевозки отходов от основного предприятия к вспомогательным производствам и на полигоны складирования осуществляют специально оборудованным транспортом основного производителя или специализированных транспортных фирм.
14.28 Конструкция и условия эксплуатации специализированного транспорта должны исключать возможность аварийных ситуаций, потерь и загрязнения окружающей среды по пути следования и при перевалке отходов с одного вида транспорта на другой. Все виды работ, связанные с загрузкой, транспортированием и разгрузкой отходов на основном и вспомогательном производствах, должны быть механизированы и по возможности герметизированы.
14.29 За эксплуатируемыми очистными сооружениями необходимо осуществлять постоянный надзор, проводить своевременные регламентные работы, осуществлять лабораторный контроль за концентрацией веществ в очищенных стоках и не допускать превышения установленных нормативов на сброс загрязняющих веществ в водную среду.
14.30 При работе очистных сооружений по очистке ливнестоков и при сбросе очищенных стоков в водные объекты необходимо выполнять экологические требования условий выпуска в водные объекты. Перед выпуском сточных вод необходимо обеспечить качество очистки данных вод до норм сброса очищенных вод в водоемы рыбохозяйственного назначения или на рельеф.
14.31 При очистке поверхностного стока на очистных сооружениях любой производительности необходимо предусматривать технические решения по организации удаления осадков и всплывающих веществ.
14.32 Образующиеся на очистных сооружениях отходы должны быть своевременно утилизированы или переработаны.
14.33 На все виды образующихся отходов следует заключать договоры на их вывоз и утилизацию или, при наличии соответствующих технологий, отходы утилизирует эксплуатирующая организация. Договоры заключают только с организациями, имеющими лицензию на переработку и утилизацию соответствующего вида отходов.
14.34 Для ликвидации последствий аварийных разливов горюче-смазочных материалов и других нефтепродуктов на дорогах, а также с целью предупреждения образования пожароопасной ситуации должны приниматься меры по очистке и нейтрализации загрязнений в соответствии с действующими документами технического регулирования по очистке и нейтрализации загрязнений грунтов придорожной полосы нефтепродуктами.