ГОСТ Р 59201-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт, ремонт и содержание. Технические правила
12.10 Асфальтобетонные покрытия, эксплуатируемые под уплотненным снежным покровом
12.10.1 Эксплуатация автомобильной дороги с асфальтобетонным покрытием под УСП в зимний период может быть при интенсивности движения до 1500 авт./сут и уровне загрузки движением менее 0,7.
12.10.2 На проезжей части мостовых сооружений УСП не допускается.
12.10.3 Эксплуатацию автомобильных дорог с УСП осуществляют при допустимой скорости движения транспортных средств, устанавливаемой ГОСТ Р 50597. Применение технических средств организации движения следует осуществлять на основании проектов (схем) организации дорожного движения, разработанных в соответствии с правилами подготовки проектов и схем организации дорожного движения, утвержденными приказами соответствующих органов исполнительной власти и собственников дорог.
12.10.4 Предельные значения показателей эксплуатационного состояния УСП могут быть приняты с учетом ГОСТ Р 50597.
12.10.5 Эксплуатацию автомобильной дороги под УСП в зимний период допускается осуществлять как в части дорог с эксплуатационным состоянием асфальтобетонного покрытия, не требующего ограничения скорости движения, так и требующего ограничения скорости движения из условия обеспечения безопасности движения.
12.10.6 Совокупность климатических факторов, при наличии которых возможна эксплуатация автомобильной дороги с асфальтобетонным покрытием под УСП:
- продолжительность зимнего периода (периода со среднесуточной температурой наружного воздуха ниже 0 °C) не менее 100 сут, установленная по данным климатических справочников;
- устойчивым снежным покровом (по данным климатических справочников или метеорологических служб) высотой не менее 15 см.
12.10.7 Обоснование содержания дорог с асфальтобетонным покрытием под УСП проводят на основе оценки экономической эффективности с использованием принятых в дорожной отрасли методик оценки эффективности расходования денежных средств в существующих условиях финансирования.
12.10.8 Организацию и выполнение работ по формированию УСП необходимо проводить при благоприятных условиях:
- выпадение снега при температуре воздуха от 0 °C до минус 6 °C при относительной влажности воздуха от 65% до 85%, а также при температуре воздуха от минус 6 °C до минус 10 °C и относительной влажности воздуха выше 90%;
- выпадение продолжительных или интенсивных (более 0,6 мм/ч) осадков в виде снега в количестве, необходимом для достижения половины максимально допустимого уплотненного снежного слоя (от 1 до 3 см);
- стабильная отрицательная температура наружного воздуха в период формирования УСП;
- при высокой интенсивности снегопада (более 0,6 мм/ч) при положительных температурах (от 0 °C до 4 °C), при которых снег не успевает растаять на покрытии и легко уплотняется транспортными средствами.
12.10.9 Основными процессами формирования УСП на автомобильной дороге являются:
- в период снегопада: накопление и уплотнение снега под действием колес проходящего транспорта в границах проезжей части, профилировка (с приданием обтекаемого поперечного профиля) снежного покрова в границах проезжей части, обочин и элементов обустройства (заездных карманов, посадочных площадок, площадок отдыха и стоянок автомобилей, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек), совмещенная со снегоочисткой поверхности формируемого УСП от рыхлого снега, превышающего допустимую толщину;
- после завершения снегопада: УСП в границах проезжей части под действием колес проходящего транспорта, профилирование и наращивание толщины УСП (с приданием обтекаемого поперечного профиля поверхности УСП) в границах проезжей части, обочин и элементов обустройства после завершения снегопада путем перемещения отвалами снегоочистительных комбинированных дорожных машин, автогрейдеров или колесных тракторов рыхлого снега, в границах проезжей части, обочин и элементов обустройства;
- обработка фрикционным ПГМ поверхности УСП в границах проезжей части на опасных участках, устанавливаемых из условия обеспечения безопасной скорости движения, предусмотренной в зимний период согласно схеме организации движения, в границах элементов обустройства.
12.10.10 На стадии формирования и эксплуатации УСП, имеющего в границах полос движения и обочин максимальную толщину до 3 см, в колеях, образующихся в УСП по полосам движения, его толщина может достигать значения, равного нулю. На прямолинейных участках автомобильных дорог, эксплуатируемых под УСП, допускается полный износ снежного наката по оси проезжей части до одной трети части ширины, при условии обеспечения безопасности движения. В этом случае слой УСП можно считать сформированным частично и удовлетворяющим допустимому уровню содержания покрытия с УСП (при условии обеспечения безопасной скорости движения, предусмотренной в зимний период согласно схеме организации движения).
12.10.11 Процесс формирования УСП в границах проезжей части, обочин и элементов обустройства можно считать полностью завершенным, если достигнуто соответствие требуемым показателям ТЭСАД.
12.10.12 Мероприятия по уходу за УСП рекомендуется осуществлять с учетом характерных стадий формирования УСП:
а) уплотнение под воздействием автотранспорта и при профилировке снежного отложения до плотности от 0,35 до 0,5 г/см3;
б) постепенное формирование льда на поверхности УСП в результате периодического замерзания и оттаивания верхнего слоя снежного покрова. При этом, учитывая, что тонкая пленка воды образуется от трения колес автомобиля по поверхности уплотненного снега, а также при выпадении смешанных и жидких осадков, затем происходит кристаллизация воды в лед за счет большой теплоемкости снежных отложений. Плотность такого отложения от 0,60 до 0,65 г/см3;
в) дальнейшее уплотнение и промерзание снежного покрова (наката) до превращения его в сплошной лед плотностью 0,9 г/см3.
12.10.13 При выполнении работ (оказании услуг) по содержанию УСП необходимо обеспечить:
а) равномерное уплотнение снежного отложения в пределах ширины покрытия проезжей под воздействием проходящих транспортных средств и при профилировании поверхности УСП;
б) ровность, обтекаемость поперечного профиля УСП путем профилирования поверхности УСП, совмещенную со снегоочисткой от свежевыпавшего рыхлого снега и талого снега (образующегося при оттепелях, выпадении смешанных и жидких осадков) с использованием отвалов с сетчатыми, зубчатыми или шипованными ножами;
в) повышение сцепных свойств (шероховатости) поверхности УСП путем профилирования поверхности УСП с использованием отвалов с сетчатыми, зубчатыми или шипованными ножами и распределения фрикционных материалов.
12.10.14 Устранение колей, волн, отдельных просадок и выбоин на поверхности УСП рекомендуется проводить путем патрульного профилирования поверхности УСП, комбинированными дорожными машинами, автогрейдерами различных типов или колесными тракторами, оборудованными навесными отвалами или фрезами. Работы по профилированию покрытия допускается совмещать со снегоочисткой от рыхлого снега. Снятые в результате профилировки покрытия снежно-ледяные отложения должны быть удалены за пределы проезжей части.
12.10.15 В случае, когда на покрытии уже имеется допустимая толщина УСП, при снегопадах и метелях рекомендуется производить очистку поверхности УСП (вне зависимости от наличия на нем колеи или других деформаций) от свежевыпавшего снега. При этом снегоочистку осуществляют одновременно с планировкой УСП комбинированной дорожной машиной, автогрейдером или колесным трактором, оборудованным грейдерным отвалом.
12.10.16 Планировку снежного покрова рекомендуется выполнять заранее, когда глубина колеи приближается к допустимым значениям или ожидается сильный мороз, когда планировка осуществляется в замедленном режиме и экономически нецелесообразна. Рекомендуемая скорость движения автогрейдера при планировке составляет около 10 км/ч, а комбинированной дорожной машины от 30 до 35 км/ч.
12.10.17 Планировку УСП рекомендуется проводить с использованием отвалов с сетчатыми, зубчатыми или шипованными ножами. Полосы планировки должны плавно соединяться между собой и между ними не должно оставаться гребней, опасных с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения или не обеспечивающих обтекаемость поперечного профиля УСП. Серповидный (обтекаемый) профиль УСП с поперечным уклоном, удовлетворяющим нормативным требованиям к покрытиям проезжей части, обочин и элементов обустройства, должен обеспечиваться в течение всего зимнего сезона.
12.10.18 В ходе выполнения работ по планировке и снегоочистке поверхности УСП должна быть исключена возможность нанесения вреда покрытию проезжей части, обочин и элементов обустройства, обеспечена сохранность деформационных швов мостов, разметки проезжей части, бордюров (бортовых камней), элементов одноуровневых железнодорожных переездов.
12.10.19 Повышение сцепных свойств (шероховатости) поверхности УСП может осуществляться путем:
- нарезки продольных бороздок на поверхности УСП, совмещенной с планировкой и снегоочисткой от рыхлого снега, при использовании отвалов с сетчатыми, зубчатыми или шипованными ножами;
- создания рифленой поверхности УСП с помощью специальных навесных кулачковых катков или фрез;
- распределения фрикционных ПГМ.
12.10.20 Нарезку продольных бороздок на поверхности УСП рекомендуется проводить в процессе планировки и снегоочистки поверхности УСП при использовании отвалов с сетчатыми, зубчатыми или шипованными ножами, установленными на средние отвалы автогрейдеров, комбинированных дорожных машин и на отвалы, навешиваемые на колесных тракторах.
12.10.21 Создание рифленой поверхности на УСП рекомендуется проводить с использованием специальных навесных кулачковых катков и фрез (льдоскалывателей), устанавливаемых на колесные трактора различных модификаций, которые особенно эффективны при ликвидации снежного наката на УСП и УСП. При этом отдельные типы фрез обеспечивают разрушение стекловидного льда на поверхности УСП за один проход на скорости 40 км/ч.
12.10.22 Распределение фрикционных материалов с целью повышения сцепных свойств поверхности УСП рекомендуется проводить в границах покрытия проезжей части и элементов обустройства. За счет обработки УСП фрикционными материалами возможно обеспечение коэффициента сцепления от 0,29 до 0,32.
12.10.23 Распределение фрикционных материалов по поверхности УСП рекомендуется проводить пескоразбрасывателями на базе комбинированных дорожных машин (в том числе и малогабаритных), оборудованных дисковыми или вальцовыми распределителями ПГМ. При борьбе с зимней скользкостью на поверхности УСП в границах покрытия проезжей части, с целью повышения сцепных свойств (шероховатости) его поверхности, фрикционный материал рекомендуется распределять на скорости от 30 до 35 км/ч при использовании: дисковыми распределителями на ширину от 2 до 8 м, а вальцовыми - около 2,5 м (при этом материал распределяется непосредственно позади автомобиля). Увеличение скорости распределения фрикционных материалов (более указанной) нерационально, так как способствует отскоку и быстрому слету фрикционного материала к обочине, что не способствует увеличению сцепных свойств поверхности УСП, расположенной в границах проезжей части.
12.10.24 При содержании УСП в период оттепелей и наличии водяной пленки на его поверхности необходимо произвести профилировку снежного покрова с использованием ножей (зубчатых, шипованных или сетчатых), с последующим распределением фрикционных материалов на опасных участках, установленных из условия обеспечения безопасности движения.
12.10.25 До наступления устойчивых весенних оттепелей в последний месяц содержания автомобильных дорог под УСП рекомендуется осуществление мероприятий по обеспечению поверхностного водоотвода, очистки от снежных валов, формируемых вдоль бровки земляного полотна на обочине и на откосах земляного полотна.
12.10.26 Ликвидацию УСП при наступлении устойчивых весенних оттепелей рекомендуется производить в срок, как правило, не превышающий 2 сут или в иной срок, установленный в контракте на содержание автомобильной дороги под УСП. Ликвидацию УСП осуществляют, применяя механический, химический или химико-механический (комплексный) способ.
12.10.27 Удаление УСП в весенний период механическим способом рекомендуется осуществлять, используя тяжелые или средние автогрейдеры с рабочей скоростью 10 км/ч. Для удаления УСП допускается использовать комбинированные дорожные машины, колесные трактора, оборудованные специальными ножами. При толщине снежного покрова свыше 6 см могут быть использованы специальные фрезы (льдоскалыватели), установленные на колесные трактора. При указанной толщине УСП вибрация резцов фрез в трех плоскостях позволяет разрушать ледяной покров, не разрушая асфальтобетонное покрытие. Наиболее эффективное профилирование и удаление УСП осуществляют с помощью специальных ножей (с зубчатой режущей кромкой, режущей кромкой с отверстиями или вращающими круглыми зубьями), установленных на средних отвалах автогрейдеров, комбинированных дорожных машинах и отвалах, навешиваемых на колесные трактора.
12.10.28 Сколотый УСП рекомендуется сгребать и перемещать плужным снегоочистителем за пределы бровки земляного (при отсутствии ограничений по его сбросу), а в случае наличия ограничений на сброс снежно-ледяных масс за пределы бровки земляного полотна, осуществляют его погрузку снегопогрузчиками в автомобили-самосвалы с последующим вывозом на снежные свалки. Окончательную очистку поверхности асфальтобетонного покрытия рекомендуется осуществлять, используя комбинированные дорожные машины или колесные трактора, оборудованные щетками.
12.10.29 Химический способ воздействия на УСП рекомендуется применять при длительном периоде снеготаяния, имеющем место при незначительных положительных температурах воздуха в начале весеннего периода с целью уменьшения толщины УСП, ускорения ликвидации снежного наката и УСП, используя химические реагенты (хлорид натрия, кальция, магния, их смеси и др.) в твердом или смоченном виде, а также комбинированные ПГМ (пескосоляные смеси с различным соотношением песка и соли).
12.10.30 При более низких температурах удаление снежного наката проводят послойно (с толщиной слоев от 15 до 20 мм) с предварительной обработкой каждого слоя химическим реагентом по норме от 200 до 300 г/м2 и выдержкой до 1 ч после россыпи реагента.
12.10.31 Химико-механический (комплексный) способ ликвидации УСП в весенний период рекомендуется использовать при длительном периоде снеготаяния.
12.10.32 При данном способе наряду с механическим способом воздействия на УСП рекомендуется применение химических реагентов (хлорид натрия, кальция, магния, их смесей) в твердом или смоченном виде или комбинированных ПГМ (пескосоляных смесей с различным массовым соотношением песка и соли), принимаемых с учетом температуры воздуха, толщины УСП.
12.10.33 После разрыхления УСП при воздействии химических противогололедных реагентов и проезжающего автотранспорта в течение 2 - 3 ч, образующуюся рыхлую массу (шугу) убирают последовательными проходами плужных снегоочистителей.
12.10.34 Для повышения эффективности и уменьшения расхода хлоридов на поверхности снежного наката рекомендуется предварительно устраивать продольные канавки (бороздки) глубиной до 5 см и шириной 2 см на расстоянии 6 см одна от другой. Продольные канавки (бороздки) устраивают отвалами, оборудованными зубчатыми ножами. Распределенные ПГМ в основном собирают в канавках (бороздках) и быстро разрушают снежный накат, который затем убирает плужно-щеточная машина, при этом расход хлоридов снижается на значение от 30% до 40%.
12.10.35 Окончательное удаление УСП на автомобильных дорогах с асфальтобетонным покрытием рекомендуется проводить с использованием щеточного оборудования комбинированных дорожных машин (в том числе малогабаритных).