ГОСТ Р 59201-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт, ремонт и содержание. Технические правила
12.6 Стратегии и способы борьбы с зимней скользкостью
12.6.1 Стратегии борьбы с зимней скользкостью подразделяют следующим образом:
- предупреждение зимней скользкости;
- ликвидация зимней скользкости в требуемые сроки;
- снижение отрицательного влияния зимней скользкости.
12.6.2 Основной стратегией зимнего содержания на дорогах с капитальным покрытием является предупреждение зимней скользкости с использованием химических реагентов.
12.6.3 Работы по предупреждению образования зимней скользкости необходимо проводить в срок от 1 до 2 ч до ее возникновения на основании данных специализированных краткосрочных прогнозов, включающие прогнозы состояния и температуры дорожного покрытия.
12.6.4 Для предупреждения образования зимней скользкости при температуре воздуха не ниже минус 10 °C до момента действия метеорологических факторов и отсутствия на покрытии жидких осадков предпочтительно распределять на поверхности покрытия дороги и укрепленной части обочины жидкие химические ПГМ.
12.6.5 Для предварительной обработки асфальтобетонного покрытия с сухой поверхностью используют двухфазные реагенты (смоченные). При наличии на покрытии достаточного количества влаги допускается применять сухие реагенты.
12.6.6 Предупреждение снежного наката допускается проводить до начала снегопада и в период действия снегопада в сроки, не позволяющее образоваться уплотненному снегу (накату).
12.6.7 При зимнем содержании автомобильных дорог применяют химический, комбинированный, фрикционный способы борьбы с зимней скользкостью.
12.6.8 Химический способ основан на использовании химических материалов, обладающих способностью плавления, в результате которого:
- свежевыпавший снег в талом состоянии не уплотняется под действием транспортных средств;
- не образуются (при предупреждении) и плавятся ледяные отложения;
- ранее уплотненный слой снега (накат) разрыхляется.
12.6.9 Химический способ рекомендуется применять на дорогах категорий I - III с интенсивностью движения более 3000 авт./сут.
12.6.10 Использование химического реагента на основе хлорида натрия эффективно в интервале температур до минус 10 °C.
12.6.11 Вследствие коррозионной агрессивности хлоридов не рекомендуется их использование на цементобетонных покрытиях. Хлориды не разрешается применять на цементобетонных покрытиях в возрасте до трех лет, построенных без воздухововлекающих добавок, и на цементобетонных покрытиях, построенных с воздухововлекающими добавками, в возрасте до одного года.
12.6.12 Для уменьшения отрицательного воздействия химических ПГМ на придорожную почву, воду и растительность необходимо применять их в минимальном количестве, соблюдая режим и нормативы, предусмотренные технологией борьбы с зимней скользкостью, и учитывая текущее состояние обрабатываемых участков.
12.6.13 Соблюдать точные и минимальные нормы расхода ПГМ необходимо только при использовании солераспределителей с требуемым набором опций, которые позволяют выполнять точное дозирование химических реагентов на основе специализированного метеорологического обеспечения, позволяющего определять температуру покрытия и концентрацию ПГМ на его поверхности.
12.6.14 Влияние ПГМ на асфальтобетонные смеси и асфальтобетон верхних слоев покрытий автомобильных дорог необходимо определять на основе показателей, утвержденных документами технического регулирования.
12.6.15 Комбинированный способ (химико-фрикционный) предусматривает совместное применение химических и фрикционных ПГМ.
12.6.16 Комбинированный способ применяют при необходимости ликвидации снежно-ледяных отложений и повышения коэффициента сцепления на них.
12.6.17 Данный способ применяют на дорогах с интенсивностью движения менее 3000 авт./сут, а также когда использование химического способа для предупреждения скользкости является технологически и экономически неэффективным.
12.6.18 Фрикционный способ применяют на дорогах с переходным типом покрытий, а также на дорогах с асфальтобетонным покрытием, эксплуатируемых под УСП.
12.6.19 ПГМ распределяют равномерно по поверхности в соответствии с необходимыми нормами расхода на ширину покрытия и укрепленной части обочины.
12.6.20 Значения норм распределения ПГМ необходимо определять на основе соответствующих технических условий производителей и практического опыта их использования. Рекомендуемые нормы распределения ПГМ приведены в таблицах Д.1, Д.2 (приложение Д).
12.6.21 Нормы распределения ПГМ необходимо определять с учетом фактического и прогнозируемого количества и вида осадков, фактической и прогнозируемой температуры дорожного покрытия.
12.6.22 Нормы расхода фрикционных материалов назначают в зависимости от интенсивности движения:
- менее 500 авт./сут - от 100 до 150 г/м2;
- от 500 до 1000 авт./сут - от 150 до 250 г/м2;
- от 1000 до 3000 авт./сут - от 250 до 400 г/м2.
12.6.23 Норму распределения комбинированных материалов назначают с учетом состояния снежно-ледяных отложений, температуры воздуха, количества отложений и количества химических ПГМ в смеси.
12.6.24 При комбинированном способе борьбы с зимней скользкостью нормы распределения ПГМ Nк, г/м2, вычисляют по формуле
Nк = 100N/Nф, (1)
где N - норма распределения химического ПГМ, принятая в соответствии с приложением Г, г/м2;
Nф - принятое количество химических ПГМ (от 10% до 20%) или фактическое содержание в готовой смеси, определенное лабораторным путем, %.