БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59201-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт, ремонт и содержание. Технические правила

12.3 Дорожное метеорологическое обеспечение

 

12.3.1 Для принятия решений по управлению работами зимнего содержания необходимо дорожное метеорологическое обеспечение с целью получения специализированной метеорологической информации. Данную информацию используют для формирования производственно-технологических предупреждений возникновения зимней скользкости и снежных заносов.

12.3.2 Специализированная метеорологическая информация формируется на основе данных, которые поступают от пунктов дорожного метеорологического контроля, оборудованных АДМС, и данных, получаемых от подразделений Росгидромета и специализированных организаций, включая данные от метеолокаторов и метеоспутников.

12.3.3 На автомобильных дорогах должна быть создана АСМО, включающая одну или несколько стационарных и/или мобильных АДМС, подключенных через сеть передачи данных к центру, собирающему информацию из различных источников, осуществляющих обработку, хранение и предоставление информации, с учетом требований [8], для управления содержанием дорог, а также дорожным движением. АСМО может быть реализовано в составе интеллектуальной транспортной системы или ее подсистемы.

12.3.4 Специализированная метеорологическая информация включает:

- текущую информацию о погодных условиях и состоянии дорожного покрытия;

- специализированные метеорологические прогнозы;

- штормовые предупреждения и оповещения;

- данные об осадках с метеолокаторов и от искусственных спутников Земли.

12.3.5 Техническое обеспечение системы дорожного метеорологического обеспечения включает:

- автоматические дорожные стационарные и мобильные метеорологические станции;

- систему связи: каналы связи от информационно-измерительных систем, по которым должна поступать информация в центры оперативного управления производством;

- дорожные видеокамеры.

12.3.6 Данные специализированной метеорологической информации могут отображаться на табло и знаках переменной информации для информирования участников дорожного движения.

12.3.7 Для оперативного управления необходимы специализированные метеорологические прогнозы, формируемые АСМО, которые поступают от источников в соответствии с 12.3.2 и в зависимости от периода действия подразделяются:

- на сверхкраткосрочный - от десятков минут до нескольких часов;

- краткосрочный - от 12 до 72 ч;

- среднесрочный - от 3 до 10 сут.

12.3.8 В прогнозе рекомендуется указывать:

- вид и характеристики осадков: интенсивность (мм/ч), продолжительность (в часах);

- скорость и направление ветра;

- атмосферные явления;

- тенденции изменения атмосферного давления;

- прогноз температуры воздуха и тенденция ее изменения.

12.3.9 Наряду с указанными прогнозами в ОУАД, не менее чем за 4 ч, должны поступать штормовые предупреждения о возникновении опасных явлений природы, их интенсивности и продолжительности. В случае их продления или отмены должны поступать соответствующие предупреждения.

12.3.10 Типовой перечень опасных явлений определяется принятыми документами Росгидромета. Рекомендуемый для получения перечень опасных явлений приведен в приложении В.

12.3.11 АДМС должны быть оборудованы датчиками для измерения следующих метеорологических параметров и состояния дорожного покрытия:

- температура воздуха;

- относительная влажность воздуха;

- температура точки росы;

- скорость и направление ветра;

- атмосферное давление;

- наличие, вид, интенсивность и количество осадков;

- состояние дорожного покрытия;

- вид и толщина отложений на покрытии;

- температура дорожного покрытия и дорожной конструкции;

- наличие на дорожном покрытии количества и концентрации ПГМ.

При необходимости АДМС может быть оборудована дополнительными датчиками для измерения степени сцепления (скользкости) и метеорологической дальности видимости.

12.3.12 АДМС должна быть оборудована набором датчиков для измерения в автоматическом режиме метеорологических и дорожных параметров и соответствовать требованиям, предъявляемым к утвержденному типу средств измерений. Для обеспечения надежности и точности измерений датчики устанавливают в соответствии с требованиями производителя АДМС.

12.3.13 Для обеспечения достоверности метеорологических данных датчики в составе АДМС должны быть сертифицированы и проходить ежегодные регулярные метеорологические поверки в аккредитованных организациях. Датчики в составе АДМС должны быть включены в соответствующий перечень, определенный законодательством об обеспечении единства измерений.

12.3.14 Набор датчиков и состав аппаратного обеспечения определяют для каждого пункта индивидуально, и он может меняться в зависимости от климатических особенностей места расположения АДМС, накопленной базы данных параметров окружающей среды, дополнительных потребностей дорожных подразделений, возникающих в процессе эксплуатации системы.

12.3.15 На АДМС применяют контактные и/или бесконтактные датчики поверхности покрытия. Назначение вида датчика и места их установки определяются проектом.

12.3.16 Датчики температуры поверхности покрытия и температуры под его поверхностью могут быть совмещены с датчиком состояния поверхности покрытия или устанавливаться отдельно. Контактные датчики должны выдерживать нагрузку от транспорта и должны быть заглублены на глубину не менее 3 мм.

12.3.17 Датчик состояния покрытия должен фиксировать следующие состояния покрытия: сухо, влажно, влажно и реагенты, мокро, мокро и реагенты, снег, лед, иней.

12.3.18 Датчики поверхности покрытия следует устанавливать так, чтобы они показывали условия под колесами проходящего транспорта. Количество дорожных датчиков, подключенных к одной АДМС, следует определять таким образом, чтобы наиболее достоверно контролировать состояние покрытия по прямому и обратному направлениям движения с учетом количества полос движения в каждом направлении.

12.3.19 При несоответствии датчиков требованиям действующих документов технического регулирования или их отказов в работе, необходимо провести их восстановление или переустройство.

12.3.20 Размещение АДМС следует выполнять с учетом климатического районирования, кроме того допускается использовать результаты температурного картографирования автомобильных дорог (термокартирование).

12.3.21 Термокартирование автомобильной дороги включает в себя данные измерений температуры поверхности покрытия. Разность температур позволяет выявить места с пониженной температурой дорожного покрытия, т.е. вероятные места первоочередного образования зимней скользкости.

12.3.22 Пункты дорожного метеорологического контроля рекомендуется оборудовать видеокамерами на таких участках автомобильных дорог, как пересечения, затяжные подъемы и спуски, участки с ограниченной видимостью, мосты и путепроводы и т.д. Видеокамеры должны работать на открытом воздухе в диапазоне температур воздуха с учетом климатических особенностей региона.