БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59201-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт, ремонт и содержание. Технические правила

11.5 Элементы обустройства

 

11.5.1 При содержании элементов обустройства необходимо проводить регулярный осмотр с целью выявления дефектов, определения технологии работ и объемов по их устранению.

11.5.2 Дорожные знаки

11.5.2.1 Следует проводить контроль за состоянием дорожных знаков и знаков переменной информации и их наличием на дороге в соответствии с документами по организации дорожного движения и с учетом действующих документов технического регулирования. Следует устанавливать все недостающие знаки в соответствии с ГОСТ Р 52289.

11.5.2.2 В весенне-летне-осенний период знаки очищают от различных загрязнений. Воздействия при проведении работ по очистке, отрицательно влияющие на параметры, определяющие видимость дорожных знаков в различных условиях освещения, а также на их ориентацию относительно автомобильной дороги, не допускаются.

11.5.2.3 Повреждения, имеющиеся на знаке, затрудняющие его восприятие водителями или искажающие смысл знака, не допускаются.

11.5.2.4 Для защиты обратной стороны знаков, их опор и деталей крепления от коррозии их поверхность должна иметь антикоррозионное покрытие (цинковое, полимерное, лакокрасочное и т.п.). Восстановление антикоррозионного покрытия осуществляют, начиная с весеннего периода, с учетом отсутствия отрицательного влияния на параметры, определяющие видимость дорожных знаков.

11.5.2.5 При незначительных повреждениях (знак развернут по отношению к проектному положению, наклон опоры знака, незначительная деформация щитка знака) знаки восстанавливают на месте.

11.5.2.6 При повреждениях знаков и их элементов, которые невозможно устранить на месте, знаки и их элементы меняют с учетом требований ГОСТ Р 52289.

11.5.2.7 Содержание знаков переменной информации проводят в соответствии с требованиями производителей и по документам технического регулирования.

11.5.2.8 В весенне-летне-осенний период также следует восстанавливать бермы и площадки для установки знаков.

11.5.3 Разметка

11.5.3.1 При содержании автомобильных дорог следует выполнять работы по уходу за разметкой, нанесению вновь и восстановлению изношенной и разрушенной горизонтальной и вертикальной разметок.

11.5.3.2 Восстановлению подлежит разметка при несоответствии ее параметров ГОСТ Р 50597. Нанесение разметки осуществляют по ГОСТ Р 52289, ГОСТ 32953 и ГОСТ Р 51256.

11.5.3.3 Если период до начала проведения работ по капитальному ремонту составляет менее трех месяцев, то на участке автомобильной дороги допускается наносить разметку материалами, не обладающими высокой функциональной долговечностью. На данном периоде разметка должна соответствовать требованиям ГОСТ 32953, ГОСТ Р 51256, ГОСТ Р 50597, ГОСТ Р 52289.

11.5.3.4 Удаление дорожной разметки (демаркировку) следует выполнять в следующих случаях:

- при несоответствии дорожной разметки требованиям ГОСТ 32953, ГОСТ Р 51256;

- при восстановлении дорожной разметки, если старая дорожная разметка может повлиять на качество и продолжительность функциональной долговечности вновь наносимой;

- на участках автомобильных дорог, на которых изменена схема организации движения.

11.5.3.5 Допускается для временного сокрытия горизонтальной разметки проводить ее демаркировку закрашиванием (маскированием).

11.5.3.6 Проведение демаркировки в случае устаревшей схемы разметки выполняют в соответствии со схемой демаркировки, которая представляет собой схему существующей разметки с указанием на ней типов и разновидностей дорожной разметки по ГОСТ Р 51256, подлежащих демаркировке, границ и последовательности выполнения работ. При этом границы проведения работ увязывают с новой схемой разметки на данном участке дороги.

11.5.3.7 Демаркировку проводят согласно требованиям ГОСТ Р 58368.

11.5.3.8 Нанесение разметки выполняют на сухое и очищенное от загрязнений покрытие. При необходимости нанесения дорожной разметки на влажное покрытие его просушивают с использованием оборудования, обеспечивающего необходимые параметры покрытий. На цементобетонных покрытиях дорожную разметку наносят с учетом требований ГОСТ Р 52289.

11.5.3.9 Для повышения адгезии разметочных материалов поверхность цементобетонных и старых асфальтобетонных покрытий перед нанесением линий дорожной разметки из термопластиков, холодных пластиков, штучных форм и полимерных лент допускается применять специальные грунтовки (праймеры).

11.5.3.10 В процессе предварительной разметки на дорожном покрытии фиксируют проектное положение линий и символов дорожной разметки. Предварительную разметку наносят вручную или с использованием специальной аппаратуры, входящей в комплект разметочных машин.

11.5.3.11 Дорожную разметку наносят в соответствии с сопроводительной документацией производителей применяемых материалов и изделий, а также с инструкцией при эксплуатации используемого оборудования.

11.5.3.12 При пониженных температурах воздуха дорожную разметку наносят только с использованием материалов и изделий, применение которых в указанных условиях допускается сопроводительной документацией и технологией, включающей разогрев и высушивание дорожного покрытия по 11.5.3.8.

11.5.3.13 При уходе за разметкой следует выполнять очистку и мойку элементов от загрязнений без повреждения поверхности разметки. Для вертикальной разметки следует проверять и восстанавливать крепеж элементов, на которую она нанесена.

11.5.4 Дорожные ограждения

11.5.4.1 При содержании дорожных ограждений выполняют следующие задачи:

- обеспечение сохранности и эксплуатационного состояния ограждений, допустимых по условиям обеспечения безопасности дорожного движения;

- своевременное устранение дефектов и повреждений элементов дорожных ограждений при проведении регулярных осмотров;

- очистка от пыли и загрязнений.

11.5.4.2 В состав мероприятий по содержанию входят работы по установке дорожных ограждений.

11.5.4.3 При проведении регулярных осмотров контролируют на соответствие требований ГОСТ Р 50597 следующее:

- у дорожных удерживающих барьерных ограждений проверяют их конструктивную целостность, надежность крепления всех элементов, отсутствие коррозионных повреждений, степень загрязнения, высоту установки, наличие и состояние световозвращающих элементов;

- у парапетных ограждений проверяют высоту и ровность установки в плане, наличие дефектов и состояние световозвращателей;

- у тросовых дорожных ограждений проверяют их целостность, высоту расположения тросов, состояние анкерных креплений, значение усилий натяжения тросов, а также наличие и состояние дорожных световозвращателей;

- у удерживающих боковых комбинированных ограждений проверяют высоту и ровность установки в плане, наличие дефектов для отдельных взятых боковых дорожных ограждений, сочетающих в себе конструкции комбинированного ограждения;

- у фронтальных ограждений проверяют целостность конструкции, состояние вертикальной дорожной разметки по ГОСТ Р 51256;

- у пешеходных и защитных дорожных ограждений проверяют их целостность, наличие крепежных элементов и состояние антикоррозионного покрытия.

11.5.4.4 При содержании автомобильной дороги проводят замену поврежденных элементов дорожных ограждений или не соответствующих требованиям ГОСТ 33128, ГОСТ Р 52607, ГОСТ Р 58351, ГОСТ Р 59401, стандартам предприятий-производителей.

11.5.4.5 Элементы барьерного ограждения, выполненного из оцинкованного металла, должны быть заменены на оцинкованные элементы. Применение неоцинкованного металла не допускается.

11.5.4.6 Замененные элементы барьерных ограждений должны иметь одинаковые с остальными аналогичными элементами ограждения размеры, в том числе расчетную площадь поперечного сечения и быть выполнены по документам производителя.

11.5.4.7 Высота новых секций ограждения не должна отличаться от высоты остальных секций, принятой по проекту.

11.5.4.8 Балки удерживающих барьерных ограждений, замененные вследствие наезда транспортного средства, должны быть без разрывов и соединены между собой по ходу движения с помощью равнопрочных болтовых соединений. Не допускается замена болтовых соединений металлических барьерных ограждений, предусмотренных документами производителя, сваркой (кроме специально оговоренных в технической документации случаев) и применение сварки для исправления поврежденных отверстий.

11.5.4.9 Конструкция удерживающего барьерного ограждения на протяжении участка с одним и тем же уровнем удерживающей способности должна быть одинаковой.

11.5.4.10 В тросовых дорожных ограждениях при замене троса не допускается использование стального каната, не прошедшего операцию предварительной вытяжки.

11.5.4.11 Значения усилия натяжения тросов в зависимости от температуры окружающей среды должны соответствовать требованиям, приведенным в документах производителя или требованиям действующих документов технического регулирования.

11.5.4.12 Для защитных ограждений необходимо проводить контроль за образованием подкопов и размывов находящейся в грунте части сетки и фундаментов опор. При обнаружении подкопов и размывов необходимо восстановить первоначальный уровень грунта.

11.5.4.13 Допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании использовать защитные ограждения с функцией защиты от снегозаносимости дороги.

11.5.4.14 При наличии повреждений опор и элементов защитного ограждения, повлекших за собой потерю устойчивости системы ограждения, необходимо провести их замену.

11.5.4.15 При образовании в полотне защитного ограждения повреждений общей площадью более 0,2 м2 необходимо провести замену целой секции. В этом случае сохраняют крепление к опорам неповрежденного участка полотна и устраивают дополнительные крепления вновь устанавливаемой секции.

11.5.4.16 В случае нарушения вертикальности положения опоры защитного ограждения ввиду отклонения фундамента от проектного положения необходимо вернуть ее в проектное положение.

11.5.4.17 Удаление загрязнений с поверхности дорожных ограждений выполняют водой под давлением с поверхностно-активными веществами, и оно должно отвечать следующим требованиям:

- в составе моющих средств должны отсутствовать средства, вызывающие химическое повреждение покрытия всех элементов дорожных ограждений, и они должны быть безопасными для окружающей среды;

- струю воды следует направлять сверху вниз, чтобы полностью удалить моющие вещества;

- ручную мойку следует проводить щетками, не имеющими на рабочей поверхности металлических элементов;

- для мойки необходимо использовать неабразивные растворы;

- для механической чистки элементов конструкций дорожных ограждений из полимерных композиционных материалов необходимо использовать щетки с нецарапающим ворсом из полимерных материалов.

11.5.4.18 Мойку защитных ограждений, установленных по границе полосы отвода, допускается не выполнять.

 

11.5.5 Искусственные неровности и шумовые полосы

 

11.5.5.1 При содержании необходимо устраивать недостающие и проводить замену изношенных искусственных неровностей, несоответствующих требованиям ГОСТ 32964, ГОСТ Р 52605 и ГОСТ Р 50597, шумовых полос - требованиям ГОСТ 33025.

11.5.5.2 При содержании выполняют работы по очистке искусственных неровностей и шумовых полос, а также устраняют появившиеся дефекты.

11.5.6 Направляющие устройства

11.5.6.1 При содержании направляющих устройств необходимо выполнять очистку и мойку сигнальных столбиков, дорожных тумб, световозвращателей.

11.5.6.2 При наличии дефектов направляющих устройств, несоответствующих требованиям ГОСТ Р 50597, проводят работы по их устранению.

11.5.6.3 При наличии дефектов световозвращающих элементов дорожных световозвращателей, несоответствующих требованиям ГОСТ Р 50597, проводят замену световозвращающих элементов или дорожных световозвращателей в целом.

11.5.6.4 При утрате световозвращателя или световозвращающего элемента необходимо их восстановление.

11.5.6.5 В состав мероприятий по содержанию входят работы по установке направляющих устройств.

11.5.7 Акустические экраны

11.5.7.1 Перед началом работ необходимо провести визуальный осмотр экранов и определить необходимый объем работ. Техническое обслуживание заключается в очистке поверхностей экрана от пыли, загрязнений, следов коррозии, а также в определении наличия механических повреждений экрана, нарушений покрытия и их устранении.

11.5.7.2 При оценке эксплуатационного состояния акустических экранов необходимо контролировать: конструкционную целостность, качество крепления всех элементов, отсутствие или величину коррозионных повреждений, отсутствие или наличие загрязнений.

11.5.7.3 В зависимости от вида дефекта назначают виды работ и сроки их проведения.

11.5.7.4 По результатам проведенных регулярных осмотров дорожные организации осуществляют выбор видов, технологий и способов проведения ремонтных работ, а также определяют объемы их выполнения, необходимые для полного и качественного устранения дефектов акустических экранов, с учетом регламентов работ и требований производителей.

11.5.7.5 Запрещается изменение элементов конструкции акустических экранов, в том числе крепежных элементов, предусмотренных в нормативных документах или в паспорте производителя.

11.5.7.6 Соответствие эксплуатационного состояния акустических экранов стандартам и техническим регламентам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется инспекционными осмотрами либо данными обследований, выполненными специализированными организациями в соответствии с ГОСТ 32958.

11.5.7.7 Удаление загрязнений или обеспылевание поверхности шумозащитной панели должно отвечать следующим условиям:

- в составе моющих средств должны отсутствовать средства, вызывающие химическое повреждение покрытия всех элементов акустических экранов;

- во избежание повреждения звукопоглощающего элемента, при механизированной мойке с использованием аппаратов высокого давления, не следует направлять сопло-распылитель жидкости перпендикулярно к поверхности панели. Струю воды необходимо направлять сверху вниз, чтобы полностью удалить моющие вещества. Расстояние от сопла до панели - не менее 0,8 м при рабочем давлении жидкости до 5·106 Па и потоком не более 1000 л/ч;

- ручную мойку следует проводить щетками, не имеющими на рабочей поверхности металлических элементов;

- для мойки необходимо использовать неабразивные растворы.

11.5.7.8 Въевшиеся загрязнения с металлических поверхностей следует удалять моющим средством, представляющим собой содержащее аммиак эмульгирующее моющее средство для мытья металлических поверхностей, оцинкованных и ранее окрашенных. Моющее средство после нанесения на очищаемую поверхность следует тщательно смыть водой, соблюдая инструкцию по применению моющего средства.

11.5.7.9 Механическую чистку элементов конструкции из полимерных композиционных материалов при периодическом обслуживании следует осуществлять с применением щеток с нецарапающим ворсом из полимерных материалов либо с применением аппаратов для мойки с подачей воды под давлением.

11.5.7.10 Последующий уход за гладкой и блестящей поверхностью пластика выполняют с помощью полировочной жидкости или пасты (чистящие и полировочные средства). Обработку проводят в соответствии с техническими указаниями для данного вида пластика.

11.5.7.11 Слегка загрязненный материал следует сразу обработать (сильно загрязненный материал после тщательной очистки) антистатиком, который следует нанести на поверхность и распределить мягкой тканью, не вытирая поверхность досуха.

11.5.7.12 При проведении любых работ на расстоянии до 2 м до акустических экранов, связанных с металлообработкой или с использованием расходных материалов, имеющих металлические включения (фрезы, отрезные и шлифовальные круги и т.д.), лицевая поверхность акустических экранов должна быть надежно изолирована. При невозможности изоляции допускается проведение таких работ с последующим удалением с поверхности шумозащитной панели металлической стружки и пыли. Мойку следует проводить не позднее, чем через 12 ч после окончания работ.

11.5.8 Площадки для стоянки транспортных средств и отдыха, остановочные пункты общественного пассажирского транспорта

11.5.8.1 При содержании площадок для стоянки транспортных средств и отдыха необходимо выполнять работы по устранению деформаций и повреждений покрытия в соответствии с 11.3 и 11.4.

11.5.8.2 Работы по содержанию автопавильонов заключаются в виде устранений отдельных повреждений:

- замена отдельных металлических листов или листов из поликарбоната;

- заделка трещин и мелких повреждений стен железобетонных и отштукатуренных автопавильонов.

11.5.8.3 В автопавильонах на остановочных площадках следует проводить мойку стен и удаление несанкционированных надписей. В летний период следует проводить окраску автопавильонов.

11.5.8.4 В начале летнего периода необходимо проводить окрашивание и мелкий ремонт скамеек.

11.5.8.5 Посадочные площадки, автопавильоны остановок общественного пассажирского транспорта, площадки для стоянки транспортных средств и отдыха должны быть полностью очищены от различного мусора и грунтовых наносов.

11.5.8.6 Подметание посадочных площадок включает в себя механизированные и ручные работы и должно производиться с увлажнением.

11.5.8.7 Очистку урн и контейнеров для сбора твердых бытовых отходов осуществляют ежедневно по мере накопления мусора, мойку и окраску - в начале летнего периода.

11.5.8.8 Твердые бытовые отходы необходимо вывозить с дальнейшей утилизацией на полигонах.

11.5.8.9 При содержании туалетов выполняют их уборку и мойку и устраняют мелкие повреждения. При отсутствии туалетов необходимо их устройство.

11.5.8.10 При содержании туалетов необходимо проводить их очистку и обеззараживание.

11.5.9 Тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки

11.5.9.1 Тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки должны быть полностью очищены от различного мусора и грунтовых наносов.

11.5.9.2 Подметание тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек включает в себя механизированные и ручные работы и должно производиться с увлажнением.

11.5.9.3 Механизированное подметание тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек проводят при ширине более 1,2 м, когда возможен проезд малогабаритной машины.

11.5.9.4 При ширине тротуара менее 1,2 м в труднодоступных участках подметание проводят ручным способом.

11.5.9.5 Устранение деформаций и повреждений покрытий проводят в требуемые сроки с момента их обнаружения или получения предписания. В зависимости от типа покрытия допускается применять следующие материалы:

- горячие асфальтобетонные смеси;

- тротуарная (тактильная) плитка;

- бетонные смеси.

11.5.10 Пункты весового и габаритного контроля

11.5.10.1 При содержании элементов пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств необходимо проводить:

- установку недостающих элементов;

- поддержание элементов в чистоте и порядке;

- замену вышедшего из строя оборудования;

- устранение повреждений;

- содержание помещений и системы жизнеобеспечения, в том числе оплату коммунальных услуг и услуг связи;

- проведение метрологической проверки;

- техническое обслуживание весоизмерительного оборудования и оргтехники.

11.5.10.2 Содержание элементов пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств проводят с учетом требований разделов настоящего стандарта и ГОСТ Р 59105.

TOC