БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59201-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт, ремонт и содержание. Технические правила

11.3 Покрытия капитального и облегченного типа

 

11.3.1 В летний период проезжая часть должна быть очищена от загрязнений и не вызывать образование пыли.

11.3.2 Уборка проезжей части с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием включает в себя подметание с увлажнением и мойку проезжей части.

11.3.3 Прилотковые полосы не должны иметь загрязнений различным мусором и грунтовых наносов. Очистку прилотковой зоны осуществляют подметально-вакуумными машинами по окончании мойки и подметания проезжей части.

11.3.4 После прохождения весеннего паводка или ливневых дождей при наличии большого количества грунтовых наносов проводят их уборку. Уборку проводят автогрейдером, а в труднодоступных местах - вручную с погрузкой наносов в фронтальный погрузчик.

11.3.5 В жаркие периоды лета при температуре воздуха 25 °C и выше необходимо осуществлять поливку проезжей части с асфальтобетонным покрытием.

11.3.6 Весной, с момента наступления теплой и устойчивой погоды, приступают к устранению мелких повреждений в виде выбоин и трещин. Работу организуют так, чтобы она была выполнена в сроки, не превышающие установленные в ГОСТ Р 50597.

11.3.7 При заделке дефектных мест горячей смесью особое внимание должно быть уделено качеству выполнения работ по их подготовке, доставке смеси с требуемой температурой, уплотнению.

11.3.8 Технологии по устранению выбоин:

- с применением горячих асфальтобетонных смесей соответствующего состава;

- применением холодных битумосодержащих смесей и материалов на основе жидких или разжиженных битумов и битумных эмульсий;

- использованием специальных материалов и смесей на основе специальных битумных, полимерных, полимербитумных, цементных и других вяжущих.

11.3.9 Подготовка ремонтируемого места покрытия включает в себя следующие операции:

- очистка поверхности дороги от пыли, загрязнений и влаги;

- разметка границ ремонта выбоин прямыми линиями вдоль и поперек оси дороги с захватом неразрушенного слоя покрытия на расстояние от 3 до 5 см, при этом несколько близко расположенных выбоин объединяют одним контуром или картой;

- вырезка, вырубка или холодное фрезерование материала ремонтируемого места покрытия по очерченному контуру на всю глубину выбоины, но не менее толщины слоя покрытия, при этом боковые стенки должны быть вертикальными;

- очистка дна и стенок места ремонта от мелких кусков, крошки, пыли, загрязнений и влаги;

- обработка дна и стенок тонким слоем жидкого (горячего) или разжиженного битума или битумосодержащей эмульсии.

11.3.10 Допускается использовать стыковочную битумно-полимерную ленту для обработки стенок ремонтируемого места.

11.3.11 Небольшие по площади выбоины (до 3 м2) допускается оконтуривать с помощью ручных нарезчиков швов.

11.3.12 Обрезанный материал слоя покрытия допускается разламывать и удалять с помощью отбойных молотков гидравлического или пневматического типа с подключением: к малогабаритной переносной гидростанции с двигателем внутреннего сгорания, к гидроприводу участвующих в ремонте машин, к компрессору.

11.3.13 При подготовке узких и длинных выбоин площадью более 3 м2 или трещин с разрушенными краями целесообразно использовать малогабаритные и компактные самоходные прицепные или навесные холодные фрезы, срезающие дефектный материал покрытия шириной от 200 до 500 мм на глубину от 50 до 150 мм.

11.3.14 На значительных площадях разрушенного покрытия возможно применение более крупных холодных фрез с большей шириной срезаемого материала от 500 до 1000 мм и максимальной глубиной до 250 мм.

11.3.15 Запрещается укладывать смесь на мокрую поверхность, снег, а также на поверхность без подгрунтовки.

11.3.16 Обработку (смазку) или подгрунтовку дна и стенок оконтуренной выбоины, очищенной от мелких кусков и пыли, тонким слоем жидкого битума или битумной эмульсии (расход битума от 0,3 до 0,5 л/м2) выполняют с использованием передвижного битуморазогревателя, битумного котла, автогудронатора, дорожного ремонтера.

11.3.17 Для смазки ремонтируемой выбоины используют малогабаритные установки, подающие насосом битумную эмульсию в разбрызгивающее сопло ручной удочки со шлангом; агрегаты и установки с подачей эмульсии из бочки ручной помпой или переносным насосом.

11.3.18 При малых объемах работ и небольших размерах выбоины подгрунтовку эмульсией выполняют из переносных емкостей (объемом от 10 до 20 л) с разбрызгиванием сжатым воздухом по принципу пульверизатора.

11.3.19 Для выполнения работ используют передвижные установки, оборудованные специальными: термосным бункером, пылесосом с отстойником емкостью для горячего битума (подгрунтовка удочкой-разбрызгивателем), ручным электромолотком, виброкатком или виброплитой.

11.3.20 В тех случаях, когда асфальтобетонный завод не работает, или когда дальность перевозки смеси от асфальтобетонного завода слишком велика (остывание смеси более чем на 20 °C), используют технологию рециклинга - вторичной переработки асфальтобетонного материала в виде кусков, лома или продуктов фрезерования (крошка) путем его разогрева и тщательного перемешивания на месте ремонта в специальной прицепной или самоходной машине - рециклере.

11.3.21 При небольших размерах выбоин распределение и выравнивание смеси выполняют вручную лопатами и гладилками или с помощью ящиков без дна, а на больших ремонтируемых картах (площадь более 20 м2) целесообразно использовать тротуарный асфальтоукладчик.

11.3.22 Уплотнение необходимо проводить специальными виброплитами или малогабаритными виброкатками с соблюдением всех технологических правил и требований. На больших ремонтируемых картах (площадь более 20 м2) следует составлять акт пробной укатки в зависимости от применяемой уплотняющей техники.

11.3.23 Поверхность отремонтированного места после уплотнения должна быть на уровне основного покрытия согласно требованиям ГОСТ Р 59120.

11.3.24 При применении струйно-инъекционной технологии ремонта работы допускается проводить по сырой поверхности покрытия и при температуре воздуха до минус 5 °C.

11.3.25 Подготовка выбоины к ремонту сводится к ее тщательной очистке от пыли, мусора и влаги путем продувки высокоскоростной струей воздуха и к обработке поверхности выбоины битумной эмульсией. Операцию обрезки, разлома или фрезерования асфальтобетона вокруг выбоины в этой технологии допускается не проводить.

11.3.26 Выбоину заполняют мелким щебнем, предварительно обработанным битумной эмульсией в камере смешения машины воздушной струей, что обеспечивает хорошую его упаковку (уплотнение), практически исключающую необходимость в дополнительном использовании виброплит и виброкатков.

11.3.27 Необходимо использовать чистый мелкий щебень фракции от 4 до 8 (16) мм и быстрораспадающуюся катионную (для кислых каменных пород, например гранита) или анионную (для основных каменных пород, например известняка) битумную эмульсию 60%-ной концентрацией.

11.3.28 Предварительно в лаборатории следует проверить сцепление битума к щебню и время распада эмульсии, которое не должно превышать 30 мин. При необходимости следует внести коррективы в состав эмульсии и адгезионных добавок.

11.3.29 Расход эмульсии указанной концентрации для подгрунтовки выбоин и обработки щебня в камере смешения машины ориентировочно может составлять от 3% до 5% по массе щебня (по расходу битума - не более 3%).

11.3.30 При отсутствии технологической возможности выполнения работ по ликвидации выбоин из-за погодно-климатических условий выполняют аварийный ремонт с использованием способов временной заделки. При этом необходимо обеспечить закрепление используемого материала в выбоине.

11.3.31 Аварийные работы по устранению выбоин допускается выполнять по следующим технологиям:

- с использованием известняковых, доломитовых или других щебеночных материалов (фракции от 4 до 22 мм), предварительно обработанных или обрабатываемых прямо в выбоине жидким битумом с поверхностно-активными веществами или битумной эмульсией;

- специальными холодными ремонтными смесями со сроком их хранения от одного до двух лет в готовом виде в герметичных пластиковых емкостях (ведра, бочки, ящики), в запаянных пластиковых мешках (объемом от 25 до 50 кг) или в штабелях на открытом воздухе;

- методом пропитки щебня в выбоине разжиженным горячим битумом;

- методом обратной пропитки;

- органоминеральной смесью.

11.3.32 При отсутствии или незначительном разрушении кромок трещин заделку необходимо проводить в период их максимального раскрытия.

11.3.33 Работы по заделке трещин следует выполнять в сухую погоду при температуре воздуха не ниже 5 °C и относительной влажности воздуха не выше 80%.

11.3.34 Трещины шириной от 5 до 20 мм, имеющие от 25% до 50% разрушенных кромок, должны быть разделаны с образованием камеры в верхней части.

11.3.35 Состав работ зависит от ширины раскрытия трещин:

- узкие трещины до 5 мм: продувка сжатым воздухом; прогрев трещины; заливка битумной эмульсией или мастикой с высокой проникающей способностью;

- средние трещины и широкие до 20 мм: разделка трещины с образованием камеры (для трещин с разрушенными кромками);

- очистка трещин;

- продувка и просушка;

- прогрев боковых стенок трещины (камеры);

- герметизация трещины;

- присыпка загерметизированной трещины (камеры) песком.

11.3.36 Широкие трещины (разрывы) свыше 20 мм:

- механическая очистка трещины;

- продувка трещины сжатым воздухом;

- прогрев боковых стенок трещины и подгрунтовка при необходимости;

- заделка трещины минерально-мастичной или органоминеральной ремонтной смесью специально подобранного состава по типу ЩМА-8 и ЩМА-11, литой эмульсионно-минеральной смесью и методом пневмонабрызга или щебеночно-мастичной смесью;

- уплотнение асфальтобетонной смеси в трещинах при необходимости.

11.3.37 Ликвидацию колеи глубиной до 50 мм проводят путем фрезерования или срезкой гребней выпора и неровностей по колеям (полосам наката) с заполнением асфальтобетоном и устройством защитного слоя на ширину покрытия.

11.3.38 Методы ликвидации колей глубиной до 50 мм включают:

- выравнивание поперечного профиля путем заполнения колеи ремонтным материалом;

- выравнивание поперечного профиля путем срезания гребней выпора по обеим сторонам колеи, с заполнением оставшейся части колеи ремонтным материалом или без заполнения.

11.3.39 Заполнение колеи ремонтным материалом осуществляют горячим или холодным способом при отсутствии четко выраженных краев колеи и гребней выпора.

11.3.40 Корыто устраивают в тех случаях, когда ремонтный материал укладывают в один слой толщиной от 30 до 50 мм в колею без перекрытия его верхним слоем. Допускается не устраивать корыто при заполнении колеи эмульсионно-минеральной смесью, открытыми битумоминеральными смесями, а также при укладке по выравнивающему слою ремонтного материала защитного слоя на всю ширину проезжей части.

11.3.41 Колея глубиной до 15 мм может быть устранена поверхностной обработкой по полосе наката шириной до 0,8 м за один проход с использованием щебня фракции от 4 до 8 мм. Колею глубиной до 30 мм устраняют поверхностной обработкой с использованием фракции от 4 до 8 мм и от 8 до 16 мм.

11.3.42 При наличии около колеи дефектов в виде шелушения, выкрашивания, мелких трещин рекомендуется устраивать поверхностную обработку на всю ширину покрытия.

11.3.43 В качестве вяжущего применяют вязкие дорожные битумы, нагретые до температуры, обеспечивающей их разлив. Для лучшего прилипания битума к щебню в битум вводят поверхностно-активные добавки или применяют битум, модифицированный полимером. Движение открывают после остывания битума, с ограничением скорости движения автомобилей до 40 км/ч на период формирования слоя.

11.3.44 Поверхностную обработку на горячем битуме устраивают в сухую погоду при температуре воздуха не ниже 15 °C.

11.3.45 При использовании вместо битума эмульсии битумной дорожной катионной работы допускается проводить на влажном покрытии при температуре воздуха не ниже 5 °C. Рекомендуется использовать эмульсии битумные дорожные катионные среднераспадающиеся с концентрацией битума от 65% до 70%. Движение автомобилей открывают сразу после распада эмульсии и высыхания воды.

11.3.46 На покрытиях с наличием сетки трещин в колее рекомендуется устраивать двухслойную поверхностную обработку.

11.3.47 Для устранения или предотвращения образования дефектов покрытия в виде шелушения, выкрашивания, сетки трещин необходимо применять дорожные пропиточные материалы.

11.3.48 Дорожные пропиточные материалы необходимо применять:

- для изменения свойств битумов в асфальтобетонном покрытии (омолаживающие ДПМ);

- защиты поверхности дорожного покрытия из асфальтобетона от внешних воздействий (герметизирующие ДПМ);

- одновременного изменения свойств битумов и защиты поверхности асфальтобетонного покрытия (комбинированные).

11.3.49 ДПМ необходимо применять в следующих случаях:

а) для замедления старения и восстановления свойств вяжущего в верхнем слое покрытия, уменьшения отрицательного воздействия транспортных средств и природно-климатических факторов;

б) герметизации дефектов верхнего слоя покрытия (шелушения, выкрашивания, сетки трещин, трещин шириной до 5 мм и других, не связанных с ослаблением конструкции дорожной одежды).

11.3.50 Омолаживающие ДПМ целесообразно применять в случае, приведенном в 11.3.52 а). Комбинированные и герметизирующие пропиточные составы следует применять в случае, приведенном в 11.3.49 б).

11.3.51 Нанесение пропиточных составов целесообразно выполнять на всех автомобильных дорогах категорий I и II, а на дорогах категории III - при интенсивности движения более 2300 авт./сут.

11.3.52 Применение ДПМ целесообразно для покрытий с водонасыщением не менее 3%.

11.3.53 Обработке допускается подвергать как всю поверхность покрытия, так и его отдельные участки в местах дефектов картами.

11.3.54 Обработку герметизирующими и комбинированными составами проводят один раз в два года, а ДПМ для изменения свойств битумов - один раз в три года. При этом для обеспечения наибольшего эффекта первое применение омолаживающих пропиточных составов необходимо выполнять не позднее двух лет с момента устройства асфальтобетонного покрытия.

11.3.55 При использовании ДПМ показатель средняя глубина колеи образцов, взятых из покрытия до нанесения пропитки и через две недели после выполнения работ, должен соответствовать требованиям к асфальтобетонным покрытиям и быть не ниже, чем до нанесения.

11.3.56 Требования к физико-механическим свойствам ДПМ должны соответствовать ГОСТ Р 58422.1.

11.3.57 Норма расхода при обработке плотного асфальтобетона для ДПМ на основе эмульсий составляет от 0,10 до 0,60 кг/м2; для ДПМ на основе растворителей (разжижителей) - от 0,37 до 1,20 кг/м2. Норма расхода увеличивается при повышении пористости и шероховатости покрытий.

11.3.58 Перед началом проведения работ необходимо определить минимально необходимую норму расхода ДПМ.

11.3.59 ДПМ с различным расходом равномерно распределяют на покрытии по нескольким квадратам со стороной не менее 0,5 м. Определяют оптимальное количество ДПМ, при котором: не наблюдается избыток состава на поверхности сразу после его нанесения (состав не вытекает за пределы квадрата); происходит впитывание состава в течение 20 - 30 мин; количество невпитавшегося ДПМ составляет не более 10% по площади.

11.3.60 Нанесение пропиточных составов необходимо выполнять по всей ширине проезжей части с использованием автогудронаторов, прицепных автогудронаторов или вручную с помощью валиков, кистей, скребков, ручных распылителей.

11.3.61 Автогудронаторы должны быть оснащены системой распределения ДПМ через форсунки.

11.3.62 Рабочая емкость используемого оборудования не должна содержать остатков другого ранее применявшегося материала.

11.3.63 После нанесения пропиточного материала при необходимости проводят распределение песка.

11.3.64 При устройстве пропиток не должно быть снижения коэффициента сцепления ниже допустимого по ГОСТ Р 50597.

11.3.65 При содержании автомобильных дорог с цементобетонным покрытием выполняют следующие работы:

- устранение деформаций и повреждений (выбоины, шелушение);

- устранение сколов и обломов плит цементобетонных покрытий, замена, подъемка и выравнивание отдельных плит;

- восстановление деформационных швов и герметизация сквозных трещин;

- защита цементобетонных покрытий от поверхностных разрушений.

11.3.66 Работы по устранению выбоин на цементобетонных покрытиях необходимо осуществлять с применением материалов на основе минеральных вяжущих, в том числе быстротвердеющих безусадочных смесей и искусственных смол.

11.3.67 При использовании материалов на основе минеральных вяжущих необходимо осуществлять уход за поверхностью отремонтированного покрытия, с применением пленкообразующих составов.

11.3.68 Для оперативного ремонта (в исключительных случаях) возможно использование литых, а также горячих и холодных асфальтобетонных смесей.

11.3.69 При глубине разрушения до 30 мм применяют ремонтный материал. При глубине разрушения более 30 мм проводят армирование подготовленного места и укладку ремонтного материала, при этом необходимо обеспечить защитный слой над сеткой не менее 15 мм.

11.3.70 Подготовка поверхности цементобетонных покрытий должна включать в себя следующие операции: удаление слабого или разрушенного слоя бетона с устройством вертикальных стенок.

11.3.71 Обрезку бетона по контуру проводят алмазным инструментом по плоскости, перпендикулярной к бетонной поверхности, на толщину не менее глубины разрушенной поверхности с последующим удалением ослабленного бетона.

11.3.72 При удалении поврежденного бетона вокруг арматурных стержней не допускается механическое воздействие на арматуру отбойных молотков или перфораторов.

11.3.73 Вскрытые арматурные стержни должны быть полностью оголены, а зазор между подготовленной поверхностью бетона и стержнем должен быть не менее 10 мм при крупности заполнителя в ремонтном материале до 5 мм и не менее 20 мм при крупности заполнителя более 5 мм.

11.3.74 Стальная арматура после вскрытия должна быть очищена от ржавчины и окалины.

11.3.75 Цементобетонные покрытия и ремонтные материалы должны иметь близкие модули упругости при сжатии (растяжении) и коэффициенты линейного температурного расширения. Усадка ремонтных материалов во время затвердевания и последующей эксплуатации должна быть минимальной.

11.3.76 При глубине шелушения до 10 мм выравнивание поверхности бетонного покрытия выполняют фрезерованием с использованием фрезеровочной машины, рабочий орган которой - вал с набором алмазных дисков.

11.3.77 Быстротвердеющие высокопрочные бетоны применяют при толщине ремонтируемого слоя не менее 10 мм.

11.3.78 Плиты с обрушением кромок ремонтируют (до герметизации швов) с помощью цементно-минеральных быстротвердеющих смесей.

11.3.79 Для выполнения работ по ремонту сколов бетона в короткие сроки применяют модифицированные искусственные смолы.

11.3.80 Для обеспечения прочного сцепления бетона с ремонтным материалом используют грунтовочные составы на основе искусственных смол согласно требованиям производителей ремонтных смесей в зависимости от поверхности материала ремонтного участка.

11.3.81 Для ремонта сколов кромок плит также используют материалы на основе минеральных вяжущих.

11.3.82 При просадке одиночных бетонных плит укладывают быстродействующие высокопрочные бетоны, а также полимербетоны на полную глубину просадки или осуществляют подъем плиты с исправлением под ней основания, если поверхность плиты не требует ремонта.

11.3.83 Для проведения работ по подъему просевших плит в каждой плите просверливают от шести до восьми отверстий диаметром от 35 до 50 мм, располагаемых равномерно по всей поверхности плиты с подачей быстротвердеющего состава. После проведения работ буровые отверстия заполняют герметичным составом.

11.3.84 При замене разрушенных участков плиты проводят выпиливание по контуру на полную ее толщину.

11.3.85 При подъеме выпиленных участков плит, подлежащих замене, используют цанговые захваты, которые устанавливают в скважинах, выбуренных в покрытии.

11.3.86 Для обеспечения совместной работы ранее уложенных и новых плит устанавливают арматурные каркасы и анкеры. Укладку бетонной смеси проводят с использованием средств малой механизации, позволяющих обеспечить покрытие необходимой ровности и заданного уклона.

11.3.87 Работы по восстановлению деформированных швов включают в себя следующие операции: очистку швов от старой мастики, разделку шва нарезчиком швов, очистку шва металлическими щетками, продувку сжатым воздухом, просушивание горячим воздухом при влажном бетоне, запрессовку уплотнительного шнура, обработку стенок шва подгрунтовочным составом, герметизацию.

11.3.88 Мастики для герметизации швов должны удовлетворять следующим основным требованиям:

- надежно и герметично закрывать шов, предотвращая проникновение поверхностной воды или других жидкостей (химикатов, топлива и т.д.), а также загрязнения;

- долговременно выдерживать воздействие увлажнения и других агрессивных сред;

- без разрывов воспринимать напряжения и деформации, вызванные движением транспортных средств и воздействием природно-климатических факторов;

- воспринимать перемещение кромок шва в пределах от 25% до 35% относительно изначальной ширины камеры шва.

11.3.89 Перед герметизацией сквозных трещин необходимо выполнить разделку и очистку от каменной мелочи, пыли, загрязнений и других посторонних предметов, препятствующих хорошему сцеплению материалов с бетоном.

11.3.90 Разделку трещин выполняют распиливанием на глубину 30 мм с применением машин с дисковыми пилами.

11.3.91 Очистку трещин проводят щеточной машиной или стальными щетками. Трещину необходимо продуть сжатым воздухом, а при влажном бетоне продувку осуществить горячим воздухом, запрессовать уплотнительный шнур или засыпать в трещину резиновую крошку, обработать стенки трещин подгрунтовочным составом и выполнить герметизацию.

11.3.92 Для защиты цементобетонных покрытий от поверхностных разрушений применяют гидрофобизацию и укрепление поверхности бетона на всю ширину проезжей части.

11.3.93 Гидрофобизацию цементобетонного покрытия проводят в местах сопряжения асфальтобетонных и цементобетонных покрытий с целью предотвращения негативного воздействия противогололедных реагентов в зимний период.

11.3.94 При устройстве защиты цементобетонных покрытий не должно быть снижения коэффициента сцепления ниже допустимого по ГОСТ Р 50597.

11.3.95 Укрепление поверхности бетона целесообразно проводить при начальной стадии образования шелушения (разрушение цементного камня на глубину до 5 мм).

TOC