ГОСТ Р 59201-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт, ремонт и содержание. Технические правила
6.3 Дорожная одежда
6.3.1 Капитальный ремонт дорожной одежды назначают на участках автомобильной дороги, где необходимо следующее:
- усиление дорожной одежды при несоответствии ее прочности транспортным нагрузкам с исправлением продольных и поперечных неровностей, укладкой выравнивающих и дополнительных слоев основания и покрытия (в том числе с армирующими, трещинопрерывающими и другими материалами);
- устройство более совершенных типов покрытий с использованием существующих дорожных одежд в качестве основания;
- перекрытие изношенных цементобетонных покрытий слоями из цементобетона или асфальтобетона;
- полная замена дорожной одежды.
6.3.2 Конструкцию дорожной одежды и технологию проведения работ необходимо назначать с учетом обеспечения межремонтных сроков службы.
6.3.3 Работы по капитальному ремонту дорожной одежды выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ Р 58397.
6.3.4 Для слоев усиления необходимо применять асфальтобетонные и щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси в соответствии с ГОСТ Р 58406.2 и ГОСТ Р 58406.1, а также смеси, запроектированные по методу объемно-функционального проектирования, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 58401.1 и ГОСТ Р 58401.2. На автомобильных дорогах категорий I - III при количестве приложений приведенной нагрузки более 5,6 млн в слоях покрытия рекомендуется применение асфальтобетонов на модифицированном битумном вяжущем, а также полимерно-битумном вяжущем. В тех же условиях при технико-экономическом обосновании допускается применение в верхних слоях оснований асфальтобетонов на модифицированном битумном вяжущем, а также полимерно-битумном вяжущем, а также теплых асфальтобетонных смесей согласно действующим документам технического регулирования.
6.3.5 При усилении дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием осуществляют устройство дополнительного или нескольких слоев из асфальтобетонных смесей. Асфальтобетонные смеси назначают в зависимости от условий эксплуатации автомобильной дороги, таких как интенсивность движения, грузонапряженность, климатический район, и прогноза колееобразования. Выравнивающие слои устраивают из плотных асфальтобетонных смесей.
6.3.6 Назначение мероприятий по снижению колееобразования необходимо осуществлять на основе анализа состояния стабильности всех слоев дорожной конструкции.
6.3.7 Для автомобильных дорог с тяжелыми и экстремально тяжелыми условиями движения согласно ГОСТ Р 58401.1, ГОСТ Р 58401.2, ГОСТ Р 58406.1, ГОСТ Р 58406.2 необходимо предусматривать применение асфальтобетонных покрытий из асфальтобетонных смесей крупностью щебня не менее 16 мм.
6.3.8 В местах сопряжения асфальтобетонного покрытия с мостовыми переходами, железно-дорожными переездами и т.п. при отсутствии возможности укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси целесообразно применять горячие литые асфальтобетонные смеси по ГОСТ Р 54401.
6.3.9 Технологические стыки и сопряжения при устройстве асфальтобетонных покрытий необходимо герметизировать, предпочтительно применять стыковочную ленту в виде формованного битумно-полимерного материала.
6.3.10 Выбор стыковочной битумно-полимерной ленты осуществляют с учетом климатических условий, вида асфальтобетонной смеси и рекомендаций производителей.
6.3.11 При устройстве слоев из асфальтобетонной смеси на автомобильных дорогах категорий I - III необходимо применять асфальтоукладочный комплекс, в состав которого входит: асфальтоукладчик, комплект катков и перегружатель асфальтобетонной смеси (для верхнего слоя покрытия).
6.3.12 Асфальтоукладчик должен быть оборудован системой предварительного уплотнения (вибробрус и выглаживающая плита), системой нивелирования, автоматически поддерживающей высотную отметку и контролирующей заданный поперечный уклон дорожного полотна. Настройку системы допускается проводить по копирной струне или лыже. Кроме того, система нивелирования асфальтоукладчика может быть на основе технологии лазерного сканирования, а также системы, основанной на работе роботизированного тахеометра, и/или системы спутникового геопозиционирования.
6.3.13 Разгрузку асфальтобетонной смеси в питатель укладчика проводят непосредственно из автомобилей-самосвалов или через перегружатель асфальтобетонной смеси.
6.3.14 Для предотвращения температурной и гранулометрической сегрегаций смеси при устройстве верхнего слоя покрытия разгружать асфальтобетонную смесь в питатель асфальтоукладчика допускается только через перегружатель асфальтобетонной смеси.
6.3.15 Комплект катков, режим и количество проходов каждого катка устанавливают расчетом и уточняют пробной укаткой для каждого вида асфальтобетонной смеси и толщины слоя отдельно.
6.3.16 Для восстановления верхних слоев основания или нижних слоев покрытия допускается применять органоминеральные смеси, в том числе с демонтированным асфальтобетоном, обработанные органическим, неорганическим или комбинированным вяжущим с добавлением минерального материала в соответствии с действующими документами технического регулирования, а также асфальтобетонные смеси с переработанным асфальтобетоном (RAP) по ГОСТ Р 59118.1.
6.3.17 Для слоев основания применяют щебеночно-песчаные, песчано-гравийные, гравийно-песчаные и щебеночно-гравийно-песчаные смеси и щебень в соответствии с требованиями проектной документации и документов технического регулирования.
6.3.18 Холодную регенерацию старых конструктивных слоев с добавлением органических и неорганических материалов необходимо применять в следующих случаях: для автомобильных дорог категорий I - II применяют в слоях основания и нижних слоях покрытия; для автомобильных дорог категорий IV - V допустимо применять в качестве верхнего слоя покрытия с последующим устройством защитных слоев.
6.3.19 Холодную регенерацию старых конструктивных слоев с добавлением органических и неорганических материалов допускается осуществлять двумя способами: смешением на дороге при помощи холодного ресайклирования и смешением материалов, полученных после фрезерования слоев старого асфальтобетонного покрытия в установке.
6.3.20 Холодное ресайклирование осуществляют путем фрезерования существующего асфальтобетонного покрытия и добавления материала (щебня, отсева дробления, песка или щебеночно-песчаных смесей) непосредственно ресайклером с перемешиванием в камере барабана асфальтового гранулята и добавлением вяжущих непосредственно в процессе работы ресайклера. При добавлении вяжущего в виде эмульсии или вспененного битума, ресайклер должен работать в жесткой связке с автогудронатором. При применении цемента или других стабилизирующих добавок их распределяют на слой перед ресайклером или вводят в виде суспензии непосредственно в камеру барабана, для этого ресайклер должен работать в жесткой сцепке со суспензиатором.
6.3.21 При смешении в установке отфрезерованный асфальтовый гранулят смешивается с материалом (щебнем, отсевом дробления, песком или щебеночно-песчаными смесями), а также с органическими и неорганическими вяжущими, с последующим транспортированием готовой смеси к месту укладки ее при помощи обычного асфальтоукладчика традиционным способом с предварительной настройкой уплотняющих органов.
6.3.22 Для уплотнения необходимо применять тяжелые пневмоколесные катки, двухосные вибрационные катки со стальными вальцами и комбинированные катки. При использовании битумных эмульсий и эмульгированных регенерирующих агентов, уплотнение следует начинать после того, как начнет распадаться эмульсия. Схему укатки определяют пробным уплотнением.
6.3.23 Устройство вышележащих слоев проводят:
- непосредственно после устройства слоя ресайклирования;
- не ранее чем через 10 сут для максимально возможного достижения формирования смеси под действием организованного движения транспорта. При этом скорость транспорта по слою, устроенному по технологии холодного ресайклирования, должна быть не более 40 км/ч.
6.3.24 Физико-механические показатели и зерновой состав смеси, полученной холодной регенерацией, должен соответствовать требованиям действующих документов технического регулирования.
6.3.25 Для усиления дорожной одежды, предотвращения образования отраженных трещин и для достижения равнопрочности (или повышения прочности) дорожных конструкций при уширении при необходимости следует предусматривать трещинопрерыващие и армирующие прослойки из геосинтетических материалов, а также из стальной сетки, замоноличенной в эмульсионно-минеральную смесь.
6.3.26 Стальная сетка должна быть двойного кручения с шестиугольными ячейками из стальной проволоки с цинковым или цинково-алюминиевым покрытием, укрепленная армирующим плоским скрученным прутом, расположенным в поперечном направлении, которую при усилении дорожной одежды необходимо укладывать не менее чем под двумя слоями асфальтобетонного покрытия.
6.3.27 Устранять колеи глубиной более 50 мм необходимо методом фрезерования или регенерации на всю ширину полосы наката или на всю ширину покрытия с удалением при необходимости нестабильных слоев дорожной одежды и последующей укладкой одного или нескольких слоев асфальтобетона, с учетом специфических особенностей эксплуатации покрытия в конкретных условиях.
6.3.28 Краевую укрепительную полосу необходимо устраивать путем уширения дорожной одежды проезжей части или самостоятельно, если изменение ширины проезжей части не предусматривается. Она должна иметь покрытие усовершенствованного типа (асфальтобетон, цементобетон) и по прочности соответствовать условиям движения по дороге. Конструкцию краевой укрепительной полосы назначают согласно положениям действующих документов технического регулирования.
6.3.29 К капитальному ремонту цементобетонных покрытий относятся в первую очередь работы, связанные с перекрытием изношенных покрытий слоями из асфальтобетона или цементобетона, в том числе с использованием армирующих и изолирующих материалов, а также устройство новых покрытий с использованием существующих цементобетонных покрытий в качестве основания после их предварительной подготовки.
6.3.30 В случаях, когда состояние цементобетонного покрытия характеризуется высокой степенью деформированности с большим количеством дефектов поверхности, разрушением швов, кромок, углов и других повреждений, целесообразно существующее цементобетонное покрытие подвергать предварительной фрагментации (дроблению) или измельчению. Разрушение цементобетонного покрытия допускается осуществлять различными средствами: стальными ударниками, перфораторами, бетоноломами, "гильотиной", виброрезонансной машиной и аналогичными технологиями.
6.3.31 При капитальном ремонте цементобетонных покрытий с использованием асфальтобетонных смесей, общая толщина слоев асфальтобетона должна определяться с учетом расстояния между швами существующего покрытия, климатическими условиями района, транспортными нагрузками, применяемыми материалами и другими техническими и экономическими характеристиками и должна составлять не менее 18 см для дорог категорий IV, V, а для дорог категорий I - III не менее 22 см.
6.3.32 В местах разрушений и перепадов плит цементобетонного покрытия (свыше 5 мм для дорог категорий I - III и свыше 7 мм для дорог категорий IV и V) необходимо использовать трещинопрерывающие прослойки между старым цементобетонным покрытием и новым асфальтобетонным слоем усиления.
6.3.33 Перед устройством асфальтобетонных слоев над швами и широкими трещинами или по всей площади существующего цементобетонного покрытия целесообразно предусматривать укладку геосинтетических материалов или стальной сетки замоноличенной в слой из ЛЭМС, с целью армирования асфальтобетона и повышения его трещиностойкости. При локальном армировании асфальтобетона только в зоне деформационных швов и отдельных сквозных трещин геосинтетический материал необходимой длины укладывают вдоль шва или трещины симметрично оси на ширину не менее 1 м.
6.3.34 Для снижения вероятности образования отраженных трещин над швами и широкими трещинами цементобетонного покрытия необходимо устройство деформационных швов в верхнем слое асфальтобетонного покрытия. Нарезку швов на поверхности покрытия осуществляют, используя алмазные или корундовые диски, на глубину около 1/3 толщины асфальтобетонного слоя при ширине шва от 10 до 20 мм. Перед заполнением герметизирующей мастики швы должны быть очищены и просушены, их стенки обработаны грунтовым составом с помощью шприца-распылителя. В подготовленный шов укладывают уплотненный шнур или пенополиуретан, после чего подают мастику с использованием заливщика швов. Тип используемого герметизирующего материала следует назначать с учетом климатических условий региона. Работы по нарезке и заливке швов должны быть завершены в теплую сухую погоду до открытия движения всех видов транспорта по новому покрытию.
6.3.35 При капитальном ремонте цементобетонных покрытий с применением слоев усиления из цементобетона используют два метода ремонта: сращивание и наращивание. В качестве слоя усиления может быть использован бетон, армобетон, фибробетон и модифицированный цементобетон. Работы с применением цементного бетона рекомендуется проводить при отсутствии осадков и температуре воздуха не ниже 5 °C. Допускается проводить данные работы при температуре воздуха ниже 5 °C при выполнении специальных мероприятий по созданию нормальных условий твердения и набора прочности бетона.
6.3.36 Работы по восстановлению несущей способности цементобетонных покрытий с использованием цементобетонных смесей следует выполнять механизированным способом, используя в качестве ведущей машины бетоноукладчик.
6.3.37 Необходимо осуществлять уход за бетоном путем нанесения пленкообразующих составов и укрытия защитным материалами. Операции уплотнения, отделки, создания текстуры и нанесения состава для ухода за бетоном необходимо выполнять за время, не превышающее 45 мин.
6.3.38 Выполнять нарезку пазов необходимо прямо над отмеченными швами. Определение местонахождения и фиксацию швов в старом покрытии выполняют до укладки слоя усиления. Нарезку швов в затвердевшем бетоне осуществляют специальными нарезчиками, оборудованными алмазными дисковыми пилами.
6.3.39 Приемку и оценку работ следует осуществлять в соответствии с требованиями ГОСТ Р 59120 и действующих документов технического регулирования.