БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р ИСО/МЭК 25000-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Системная и программная инженерия. Требования и оценка качества систем и программных средств (SQuaRE). Руководство

4 Термины и определения

 

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

Примечание - Термины и определения являются общими для всех частей серии международных стандартов SQuaRE.

 

4.1 атрибут (attribute): Неотъемлемое свойство или характеристика объекта, которое может быть количественно или качественно различимо человеком или автоматизированными средствами.

Примечания

1 Основано на ИСО/МЭК 15939:2007.

2 В ИСО 9000 различают два типа атрибутов: постоянная, изначально присущая характеристика и присвоенная характеристика продукта, процесса или системы (например, цена продукта и владелец продукта). Присвоенная характеристика не является неотъемлемым атрибутом продукта, процесса или системы.

 

4.2 условия использования (context of use): Пользователи, задачи, оборудование (аппаратные средства, программные средства, материалы), физическая и социальная среда, в которых используется продукция.

[ИСО 9241-11:1998]

4.3 программное обеспечение по заказу (custom software): Программный продукт, разработанный для конкретного использования на основе спецификации требований пользователя.

4.4 данные (data): Представление информации в формализованном виде, пригодном для передачи, интерпретации и обработки.

[ИСО/МЭК 25012:2008]

4.5 качество данных (data quality): Степень, в которой характеристики данных удовлетворяют заявленным и подразумеваемым потребностям при использовании в определенных условиях.

4.6 разработчик (developer): Физическое лицо или организация, выполняющая деятельность по разработке (включая анализ требований, проектирование, тестирование в процессе жизненного цикла) системы или программной продукции.

[ИСО/МЭК 12207:2008, измененный]

4.7 конечный пользователь (end user): Индивидуум, который в конечном счете извлекает выгоду из результатов работы системы или программной продукции.

Примечание - Конечным пользователем может быть штатный оператор системы или программной продукции, а также случайный пользователь, из членов общества.

 

4.8 метод оценки (evaluation method): Описание процедур и действий, которые должны быть выполнены лицом, производящим оценку, для получения результатов измерения, применяемого к указанным компонентам продукта или к продукту в целом.

4.9 модуль оценки (evaluation module): Пакет оценочных технологий для измерения характеристик, подхарактеристик или показателей качества систем и программной продукции.

Примечание - Пакет включает в себя методы и технологии оценки, входные данные, подлежащие оценке, данные, подлежащие измерению и сбору, а также вспомогательные процедуры и инструменты.

 

4.10 оценщик (evaluator): Физическое лицо или организация, проводящая оценку.

4.11 внешний показатель качества системы или программной продукции (external measure of system or software quality): Степень, в которой параметры функционирования системы или программной продукции удовлетворяют потребности, заявленные и подразумеваемые в надсистеме, с учетом условий функционирования.

Примечание - Параметры могут быть проверены и/или подтверждены путем функционирования системы или программного продукта во время тестирования и эксплуатации.

 

Пример - Количество отказов, обнаруженных во время тестирования, является внешней мерой качества программной продукции, связанной с количеством неисправностей, присутствующих в системе. Однако эти две меры качества не обязательно идентичны, так как тестирование может обнаружить не все неисправности, а неисправности могут проявляться по-разному в различных обстоятельствах.

4.12 подразумеваемые потребности (implied needs): Потребности, которые могли быть не сформулированы, но являются реальными фактическими потребностями.

Примечание - Некоторые подразумеваемые потребности становятся очевидными только тогда, когда система или программный продукт используются в определенных условиях.

 

Пример - Подразумеваемые потребности включают в себя: потребности, не заявленные явно, но подразумеваемые другими заявленными потребностями, и потребности, не заявленные по причине их очевидности.

 

4.13 параметр (indicator): Показатель, который обеспечивает прогнозирование или оценку определенных атрибутов функционирования системы и программной продукции, полученных из модели, в отношении определенных информационных потребностей.

[ИСО/МЭК 15939:2007]

Примечание - В серии стандартов ИСО/МЭК 14598 это определение было следующим: "Показатель, который может быть использован для оценки или прогнозирования значений других показателей".

 

4.14 информационная потребность (information need): Информация, понимание которой необходимо для управления целями, задачами, рисками и проблемами.

[ИСО/МЭК 15939:2007]

4.15 промежуточная система или программный продукт (intermediate system software product): Продукт процесса разработки системы или программной продукции, который используется в качестве исходного для следующей стадии процесса разработки.

Пример - Примерами промежуточного программного продукта могут служить статические и динамические модели, другие документы и исходный код.

4.16 внутренний показатель качества программной продукции (internal measure of software quality): Степень, в которой набор статических параметров функционирования программной продукции удовлетворяет заявленные и подразумеваемые потребности.

Примечания

1 Статические атрибуты включают те, которые относятся к архитектуре, структуре и компонентам программной продукции.

2 Статические атрибуты могут быть проверены с помощью анализа, проверки, моделирования и/или автоматизированных инструментов.

 

Пример - Показатели сложности, а также количество, серьезность и частота отказов, обнаруженных при тестировании, являются внутренними показателями качества программной продукции.

4.17 сопровождающая сторона (maintainer): Физическое лицо или организация, осуществляющая сопровождение функционирования системы и программной продукции.

[ИСО/МЭК 12207:2008]

4.18 показатель (measure): Переменная, значение которой присвоено в результате измерения.

Примечание - Термин "показатель" используется для общего обозначения измеряемых параметров, производных параметров и атрибутов [ИСО/МЭК 15939:2007].

 

4.19 измерять (measure) (глагол): Производить измерение.

[ИСО/МЭК 14598-1:1999]

4.20 измерение (measurement): Набор операций, имеющих целью определение значения показателя.

[ИСО/МЭК 15939:2007]

Примечание - Измерение может включать присвоение качественной категории, такой как язык исходной программы (ADA, C, Java и т.д.).

 

4.21 процесс измерения (measurement process): Процесс планирования, выполнения операций измерения и оценки результатов измерения значений показателей качества в рамках общего проекта по созданию системы и программной продукции.

[ИСО/МЭК 15939:2007]

4.22 процесс (process): Деятельность, использующая ресурсы для преобразования входных данных в выходные.

[ИСО 9000:2005]

4.23 продукт (product): Произведенный артефакт, поддающийся количественной оценке, может быть как конечным, так и составным элементом.

[PMBOK (четвертое издание): 2008]

Примечание - ИСО 9000:2005 определяет четыре согласованные общие категории продукции: аппаратное обеспечение (например, механическая часть двигателя), программное обеспечение (например, компьютерная программа), услуги (например, перевозки) и обрабатываемые материалы (например, смазочные материалы). Аппаратные средства и обработанные материалы, как правило, являются материальными продуктами, в то время как программное обеспечение или услуги, как правило, неосязаемы. Большинство продуктов содержат элементы, относящиеся к нескольким из указанных общих категорий продуктов. Будет ли продукт называться аппаратным обеспечением, обработанным материалом, программным обеспечением или услугой, зависит от доминирующего элемента. Результатом могут быть компоненты, системы, программное обеспечение, службы, правила, документы и многие другие элементы. В некоторых случаях результатом может быть множество взаимосвязанных отдельных результатов.

 

4.24 качество при использовании (quality in use): Степень, с которой система или программный продукт, используемые конкретными пользователями, удовлетворяет их потребности в достижении конкретных целей с заданной эффективностью, производительностью, безопасностью и удовлетворенностью в конкретных условиях использования.

Примечание - Прежде чем продукт будет реализован, качество при использовании может быть задано и измерено в тестовой среде с учетом потребностей предполагаемых пользователей, целей и условий использования. Фактические потребности пользователей могут отличаться от предполагаемых, поэтому фактическое качество при использовании может отличаться от качества, измеренного ранее в тестовой среде.

 

4.25 измерение качества в использовании (quality in use measure): Определение степени, в которой система или программный продукт, используемые конкретными пользователями, удовлетворяют их потребности в достижении конкретных целей с заданной эффективностью, производительностью, безопасностью и удовлетворенностью в конкретных условиях использования.

4.26 элемент показателя качества, QME [quality measure element (QME)]: Показатель, определенный в терминах свойства и метода измерения для количественного определения этого свойства, включая выборочно преобразования с помощью математической функции.

Примечание - Значение характеристики или подхарактеристики качества системы или программной продукции может определяться в том числе путем математических вычислений.

 

4.27 модель качества (quality model): Определенное множество характеристик и взаимосвязей между ними, которые обеспечивают основу для задания требований к качеству и оценки качества.

4.28 установление рейтинга (rating): Сопоставление измеренного значения с соответствующим номинальным уровнем. Используется для определения уровня рейтинга системы или программного продукта по конкретной характеристике качества.

4.29 уровень рейтинга (rating level): Масштабная точка на измерительной шкале, которая используется для категорирования шкалы измерений.

Примечания

1 Уровень рейтинга позволяет классифицировать (оценивать) программный продукт в соответствии с заявленными или подразумеваемыми потребностями.

2 Соответствующие уровни рейтинга могут быть связаны с различными точками зрения о качестве, например, пользователей, менеджеров или разработчиков.

 

4.30 шкала (scale): Упорядоченный набор непрерывных или дискретных значений или набор категорий, с которыми сопоставляется параметр.

[ИСО/МЭК 15939:2007]

Пример - Примерами типов шкал являются: номинальная шкала, соответствующая набору категорий; порядковая шкала, соответствующая упорядоченному набору точек шкалы; интервальная шкала, соответствующая упорядоченной шкале с равноудаленными точками шкалы; и шкала отношения, которая не только имеет равноудаленную точку шкалы, но и обладает абсолютным нулем. Параметры, использующие номинальные или порядковые шкалы, дают качественные оценки, а параметры, использующие интервальные и относительные шкалы, дают количественные оценки.

4.31 программный продукт (software product): Совокупность компьютерных программ, процедур и, возможно, связанных с ними документации и данных.

[ИСО/МЭК 12207:2008]

Примечания

1 Продукты включают в себя как промежуточные продукты, так и продукты, предназначенные для пользователей, таких как разработчики и специалисты по сопровождению.

2 В стандартах SQuaRE понятия "качество программной продукции" и "качество программной продукции" идентичны.

 

4.32 оценка программного продукта (software product evaluation): Техническая работа, заключающаяся в получении оценки одной или нескольких характеристик качества программного продукта в соответствии с заданной процедурой.

4.33 качество программной продукции (software quality): Способность программной продукции удовлетворять заявленные и подразумеваемые потребности при использовании в заданных условиях.

Примечание - Это определение отличается от определения качества по ИСО 9000:2005 главным образом потому, что определение качества программной продукции относится к удовлетворению заявленных и подразумеваемых потребностей, в то время как определение качества по ИСО 9000:2005 относится к удовлетворению требований.

 

4.34 характеристика качества программной продукции (software quality characteristic): Категория показателей качества программной продукции, влияющих на качество программной продукции.

Примечание - Характеристики качества систем и программной продукции могут быть определены на нескольких уровнях, от подхарактеристик до показателей качества программной продукции.

 

4.35 оценка качества программной продукции (software quality evaluation): Систематическое исследование степени, с которой программная продукция способна удовлетворять установленным и подразумеваемым потребностям.

4.36 правообладатель, заинтересованное лицо (stakeholder): Физическое лицо или организация, имеющие право, долю в системе или интерес в достижении ею характеристик качества, которые отвечают их потребностям и ожиданиям.

[ИСО/МЭК 15288:2008]

Примечание - Заинтересованные стороны включают, но не ограничиваются ими, конечных пользователей, организации конечных пользователей, разработчиков, производителей, соисполнителей, инструкторов, сопровождающих, утилизаторов, приобретателей, организации поставщиков и регулирующие органы.

 

4.37 поставщик (supplier): Физическое или юридическое лицо, заключающее с приобретателем договор на поставку системы, программного продукта или программной услуги на условиях договора.

[ИСО/МЭК 12207:2008]

4.38 система (system): Совокупность взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей.

[ИСО/МЭК 15288:2008]

Примечания

1 Система может рассматриваться как продукт или как предоставляемые ею услуги.

2 На практике интерпретация данного термина зачастую уточняется с помощью ассоциативного существительного, например, система самолета. В некоторых случаях слово "система" может заменяться контекстно-зависимым синонимом, например самолет, хотя это может впоследствии затруднить восприятие системных принципов [ИСО/МЭК 15288:2008].

 

4.39 цель процесса (target of process): Система, программная продукция или задача, выполняемая программной продукцией, к которым применяется процесс измерения или оценки качества.

4.40 пользователь (user): Физическое лицо или организация, использующая систему или программную продукцию для выполнения определенной функции.

[ИСО/МЭК 15939:2007]

Примечание - Пользователями могут быть операторы, потребители результатов эксплуатации системы или программной продукции, разработчики и технический персонал системы или программной продукции.

 

4.41 валидация (validation): Подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что требования соответствуют заявленным и предполагаемым потребностям и полностью выполнены.

[ИСО 9000:2005]

Примечание - Валидация в контексте жизненного цикла систем и программной продукции - это набор мероприятий, обеспечивающих уверенность в том, что система способна выполнить свое предназначение, цели и задачи [ИСО/МЭК 12207:2008].

 

4.42 значение (value): Число или категория, присвоенные атрибуту объекта (сущности) на основе проведения измерений.

4.43 верификация (verification): Подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что заданные требования полностью выполнены.

[ИСО 9000:2005]

Примечание - Верификация в контексте жизненного цикла систем и программной продукции - это набор мероприятий, сравнения полученных характеристик продукта жизненного цикла с заданными требованиями для характеристик этого продукта. Помимо прочего, верификация может относиться к конкретным требованиям, описанию конструкции и системе в целом [ИСО/МЭК 12207:2008].

TOC