Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.10.2021 № 2998-р "Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 22 октября 2021 г. № 2998-р
МОСКВА
1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления.
2. Минцифры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами Российской Федерации обеспечить реализацию стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением.
Председатель Правительства
Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 22 октября 2021 г. № 2998-р
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
в области цифровой трансформации государственного управления
I. Общие положения
Основанием разработки стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления (далее - стратегическое направление) является перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № Пр-2242 по итогам конференции по искусственному интеллекту.
В ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:
искусственный интеллект;
большие данные;
интернет вещей.
Стратегическое направление утверждается до 2030 года. Актуализация стратегического направления возможна ежегодно, но не более одного раза в год.
В рамках реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования и систем видеонаблюдения) российского происхождения.
Реализация стратегического направления предусматривает достижение следующих показателей национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики, социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
доля массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде;
увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 года.
II. Приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации
государственного управления
Целями цифровой трансформации государственного управления являются социально-экономическое развитие Российской Федерации (управление отраслями экономики и социальной сферы), выраженное в росте реальных доходов и повышении покупательской способности граждан Российской Федерации, повышение инвестиционной привлекательности государства, обеспечение национальной безопасности и личной безопасности граждан Российской Федерации.
Задачами цифровой трансформации государственного управления являются повышение качества и системность исполнения следующих государственных функций:
государственное регулирование и выработка государственной политики в отраслях экономики и социальной сфере;
предоставление государственных и муниципальных услуг;
осуществление контрольной и надзорной деятельности;
управление государственным имуществом;
обеспечение безопасности государства в целом и граждан в частности.
III. Проблемы и вызовы цифровой трансформации
государственного управления
Проблемами текущего состояния отрасли, решаемыми при цифровизации, являются:
недостаток достоверных сведений (данных), доступных в режиме реального времени, необходимых для принятия управленческих решений;
несвязанность контрольно-надзорных мероприятий с реальными рисками и их трактовка как нагрузка, а не помощь;
затруднение взаимодействия сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления в связи с отсутствием унифицированных средств совместной и удаленной работы, наличие недостаточного уровня цифровизации кадровой работы государственной службы;
непрозрачность бюджетного процесса и учета всех органов власти для федерального центра (до 30 процентов рабочего времени сотрудников финансовых подразделений занимает подготовка различных отчетов, отсутствуют механизмы проверки доведения бюджетных выплат до получателей);
наличие завышенных и дублирующих расходов на создание государственных информационных систем с идентичным функционалом (например, каждый субъект тратит бюджетные средства на создание систем, предназначенных для предоставления услуг);
отсутствие средств объективного контроля за исполнением поставленных задач сотрудникам со стороны руководителей, в том числе в рамках достижения стратегических задач и целей.
Вызовами (задачами) цифровой трансформации государственного управления являются:
создание автоматизированной системы сбора отчетности по всем социально-экономическим показателям;
цифровизация источников социально-экономических показателей (как непосредственных экономических и социальных инструментов, так и информационных систем - агрегаторов данных, поступающих в режиме реального времени от таких источников);
запуск процесса непрерывной обработки таких сведений с помощью сквозных технологий и дальнейшее обучение системы на основе динамической оптимизационной модели межотраслевого (межсекторного) баланса о необходимости сигнализировать в случае наступления ранее запрограммированных событий в отраслях экономики и социальной сферы;
эволюционное изменение модели контрольно-надзорной деятельности - применение новых технических средств объективного наблюдения и внедрение модели дистанционного контроля и надзора по заранее установленным критериям вкупе с анализом в режиме реального времени текущей обстановки во всех сферах, подлежащих государственному и муниципальному контролю;
устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в рамках контрольно-надзорной деятельности;
создание доступного в любое время и из любой точки типового автоматизированного рабочего места государственного служащего, включающего полный перечень программных и аппаратных средств российского производства, включающих помимо стандартных средств работы с документами инструменты межведомственного взаимодействия в режиме реального времени;
создание цифровых инструментов хранения архивных документов, переход на полностью безбумажный документооборот в органах государственной власти;
повышение удовлетворенности граждан государственными услугами, в том числе цифровыми услугами, а также снижение издержек коммерческих организаций при взаимодействии с государством;
создание условий для повышения собираемости доходов и сокращения теневой экономики за счет цифровой трансформации государственного управления;
повышение уровня надежности и безопасности информационных систем, технологической независимости информационно-технологической инфраструктуры от оборудования и программного обеспечения, происходящих из иностранных государств;
создание комплексной системы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием информационно-коммуникационных технологий;
повышение качества государственного контроля за расходованием бюджетных средств и прохождением бюджетного процесса.
Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
отсутствие нормативного правового регулирования, которое может блокировать автоматизированный сбор социально-экономических показателей, так как в настоящее время коммерческие организации не обязаны предоставлять такую информацию в органы государственной власти (за исключением налоговой отчетности);
наличие малых объемов производства и ограниченного перечня датчиков и приборов объективного контроля российского производства, неготовность в срок автоматизированных средств агрегации и обработки сведений (данных), полученных дистанционным путем в режиме реального времени;
недостаточный уровень цифровых компетенций у сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления, отсутствие заинтересованности в переводе взаимодействия в электронный вид у всех участников такого взаимодействия;
наличие зависимости от поставок аппаратной части от зарубежных поставщиков и сопутствующих этому рисков в области информационной безопасности.
Проекты цифровой трансформации приведены в приложении № 1. Показатели цифровой трансформации приведены в приложении № 2.
IV. Участники реализации стратегического направления
Ответственным федеральным органом исполнительной власти за координацию реализации стратегического направления является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в составе следующих соисполнителей:
федеральные органы исполнительной власти;
органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;
иные органы государственной власти Российской Федерации.
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
|к стратегическому направлению
в области цифровой трансформации
государственного управления
ПРОЕКТЫ
цифровой трансформации государственного управления
Наименование проекта | Цель проекта | Срок реализации проекта | Краткое описание проекта | Бенефициары | |
1. | Создание единой автоматизированной системы сбора, обработки и анализа данных отраслей экономики и социальной сферы | обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии отраслей экономики и социальной сферы в режиме реального времени | до 2030 года | автоматизация и облегчение сбора отчетности по социально-экономическим показателям в отраслях экономики и социальной сфере, создание информационной системы, способной проводить анализ в режиме реального времени по поступающим показателям, информировать о проблемных ситуациях, а также управлять экономикой на основе динамической оптимизационной модели межотраслевого (межсекторного) баланса | органы государственной власти и органы местного самоуправления, граждане и организации |
2. | Создание единой платформы исполнения функций по государственному и муниципальному контролю | снижение административной нагрузки на субъекты экономической деятельности | до 2030 года | трансформация процесса государственного контроля в сторону дистанционного режима (до 90 процентов проверок проводятся в таком режиме к 2030 году). Юридические лица получают от государства персонализированные обновления по обязательным требованиям. Данные о проверках из единой платформы исполнения функций по государственному и муниципальному контролю используются для составления рейтинга юридических лиц по уровню надежности | юридические лица и индивидуальные предприниматели, органы государственной власти, граждане |
3. | Создание системы контроля реализации и достижения стратегических государственных задач и целей | обеспечение постоянного и перекрестного контроля на всех уровнях управления за достижением поставленных задач | до 2030 года | внедрение модели детализированного и персонального контроля руководителей всех уровней за реализацией задач, поставленных исполнителям. Внешний контроль ответственных за реализацию национальных проектов исполнителей со стороны курирующих органов государственной власти | руководители органов государственной власти, сотрудники - кураторы внешних исполнителей по национальным проектам, граждане |
4. | Создание единой системы автоматизированного бюджетного процесса, контроля и учета | автоматизация процессов бюджетного планирования, исполнения и контроля на всех уровнях государственной и муниципальной власти, контроль за доведением бюджетных выплат гражданам | до 2030 года | перевод в полностью электронный вид всех процессов, связанных с подготовкой, согласованием, исполнением бюджетов всех уровней, контроль за его исполнением, автоматическое формирование необходимой отчетности и аналитики на любом уровне в режиме реального времени и по одной кнопке. Контроль за доведением бюджетных выплат гражданам через любой канал (банк, почта и др.) | органы государственной власти и органы местного самоуправления, граждане |
5. | Создание единой системы предоставления государственных и муниципальных услуг | перевод на единую модель процесса предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в упреждающем (проактивном) режиме | до 2030 года | создание общедоступной и бесплатной для всех органов государственной власти и органов местного самоуправления платформы, позволяющей самостоятельно переводить в электронный вид существующие услуги, предоставляемые в бумажном виде | юридические лица и индивидуальные предприниматели, органы государственной власти, граждане |
6. | Создание типового автоматизированного рабочего места государственного служащего на базе "облачных" технологий | обеспечение государственных и муниципальных служащих полным комплектом средств взаимодействия и обработки информации для комфортной и эффективной работы | до 2030 года | создание программно-аппаратного комплекса российской разработки, соответствующего всем требованиям информационной безопасности и позволяющего эффективно и безопасно исполнять свои должностные обязанности из любого места при наличии доступа в информационно- телекоммуникационную сеть "Интернет" | государственные и муниципальные служащие, органы исполнительной власти |
7. | Создание единой платформы разработки государственных информационных систем | разработка и внедрение единого стандарта разработки государственных информационных систем в целях создания единой платформы разработки таких систем, а также предоставление органам государственной власти инструментария по созданию таких систем с минимальными затратами | до 2030 года | приведение к единообразию функциональных стандартов государственных информационных систем, сокращение срока их разработки, ввода в эксплуатацию, а также стоимости дальнейшего развития с помощью единой платформы государственных технологий | органы государственной власти и органы местного самоуправления, граждане и организации |
__________________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к стратегическому направлению
в области цифровой трансформации
государственного управления
ПОКАЗАТЕЛИ
цифровой трансформации государственного управления
Наименование проекта | Ответственные исполнители | Наименование показателя | Единица измерения показателя | Значения показателя | ||||
2021 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год | |||||
1. | Создание единой автоматизированной системы сбора, обработки и анализа данных отраслей экономики и социальной сферы | Минцифры России
органы государственной власти и органы местного самоуправления | доля всех социально-экономических показателей в отраслях экономики и социальной сфере, доступных для сбора в электронном виде | процентов | - | 3 | 5 | 10 |
2. | Создание единой платформы исполнения функций по государственному и муниципальному контролю | Минцифры России
органы государственной власти и органы местного самоуправления, реализующие полномочия по контролю и надзору | доля контрольных мероприятий, проводимых с использованием дистанционных методов | процентов | - | 10 | 20 | 30 |
доля подконтрольных организаций, получающих персонализированный перечень обязательных требований в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и имеющих возможность пройти самостоятельное обследование на предмет соответствия таким требованиям | процентов | - | 10 | 20 | 30 | |||
3. | Создание системы контроля реализации и достижения стратегических государственных задач и целей | Минцифры России
органы государственной власти и органы местного самоуправления | доля органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих внутренний и внешний контроль поставленных задач с использованием системы контроля реализации и достижения стратегических государственных задач и целей | процентов | - | 10 | 20 | 30 |
доля реализации задач, поставленных в единой системе контроля реализации и достижения стратегических государственных задач и целей, выполненных с соблюдением срока | процентов | - | 20 | 40 | 60 | |||
4. | Создание единой системы автоматизированного бюджетного процесса и учета | Минцифры России
Минфин России
органы государственной власти и органы местного самоуправления | степень цифровой зрелости бюджетного процесса в органах государственной власти и органах местного самоуправления | процентов | - | 20 | 40 | 60 |
доля отчетных материалов, подготавливаемых в автоматическом режиме с использованием единой системы автоматизированного бюджетного процесса и учета | процентов | - | 10 | 20 | 30 | |||
5. | Создание единой системы предоставления государственных и муниципальных услуг | Минцифры России
Минэкономразвития России
органы государственной власти и органы местного самоуправления | доля органов государственной власти и органов местного самоуправления, самостоятельно осуществляющих перевод процесса предоставления государственных и муниципальных услуг в электронный вид (в том числе с помощью единой системы предоставления государственных и муниципальных услуг) | процентов | - | 20 | 40 | 60 |
доля всех государственных и муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде | процентов | - | 20 | 40 | 60 | |||
6. | Создание типового автоматизированного рабочего места государственного служащего на базе "облачных" технологий | Минцифры России
Минпромторг России
органы государственной власти и органы местного самоуправления | доля государственных служащих органов государственной власти и органов местного самоуправления, использующих типовое автоматизированное рабочее место на базе "облачных" технологий | процентов | - | 5 | 10 | 15 |
доля отечественного программного обеспечения в составе программного комплекса типового автоматизированного рабочего места | процентов | - | 30 | 50 | 100 | |||
доля российских комплектующих в составе аппаратного комплекса типового автоматизированного рабочего места | процентов | - | 10 | 20 | 30 | |||
7. | Создание единой платформы разработки государственных информационных систем | Минцифры России
органы государственной власти и органы местного самоуправления | доля государственных информационных систем, функционирующих в соответствии с единым стандартом разработки государственных информационных систем | процентов | - | 10 | 20 | 30 |
доля новых государственных информационных систем, создаваемых с использованием единой платформы разработки государственных информационных систем | процентов | - | 20 | 40 | 60 | |||
количество ключевых отраслей экономики и социальной сферы, использующих единую платформу разработки государственных информационных систем | штук | - | 1 | 2 | 5 |
_________________