ГОСТ Р ИСО 6469-1-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 1. Системы накопления энергии перезаряжаемые
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
Примечание - В отдельных определениях к терминам приведены выделенные курсивным шрифтом термины со ссылками на пункты настоящего раздела (например 3.2).
ИСО и МЭК ведут терминологические базы данных для использования в стандартизации по следующим адресам:
- Электропедия МЭК: доступна на http://www.electropedia.org/;
- платформа онлайн-просмотра ИСО: доступна на http://www.iso.org/obp.
3.1 автобус (тип транспортного средства) [bus (vehicle type)]: Транспортное средство, спроектированное и изготовленное для перевозки пассажиров, с числом посадочных мест более восьми, за исключением места водителя, и максимальной массой, превышающей 5 т.
3.2 емкость (capacity): Общее количество ампер-часов, которое может быть отдано полностью заряженной СНЭП (3.22) в определенных условиях работы.
3.3 зазор (clearance): Кратчайшее расстояние по воздуху между двумя проводящими частями (3.4).
[МЭК 60664-1:2007, статья 3.2]
3.4 проводящая часть (conductive part): Часть, которая способна проводить электрический ток.
[МЭК 60050-195:1998, статья 195-01-06]
3.5 длина пути утечки (creepage distance): Кратчайшее расстояние вдоль поверхности твердого изоляционного материала между двумя проводящими частями (3.4).
[IEC 60050-151:2001/AMD1:2013, статья 151-15-50]
3.6 заказчик (customer): Сторона, заинтересованная в использовании подсистемы СНЭП (3.22) или СНЭП (3.24) и, следовательно, размещающая заказы или проводящая испытания.
Пример - Изготовители автомобилей.
[ISO PAS 19295:2016, модифицированный - слова "компонент или система напряжения класса B" заменены на "подсистемами СНЭП или СНЭП и, следовательно, размещает заказы или выполняет испытания", дополнен примером.]
3.7 электрическое шасси (electric chassis): Электрически соединенные проводящие части (3.4) транспортного средства, потенциал которых берут в качестве точки отсчета.
[ИСО 6469-3:2018, статья 3.12]
3.8 электропривод (electric drive): Комбинация тягового двигателя, силовой электроники и связанных с ними элементов управления для преобразования электрической энергии в механическую и наоборот.
[ИСО 6469-3:2018, статья 3.13]
3.9 транспортное средство на электрической тяге (electrically propelled vehicle): Транспортное средство с одним или несколькими электроприводами (3.8), приводящими его в движение.
[ИСО 6469-3:2018, статья 3.15]
3.10 взрыв (explosion): Внезапное выделение энергии, достаточное для того, чтобы вызвать волны давления и/или обломки, которые могут нанести ущерб окружающей среде.
3.11 легковоспламеняющийся электролит (flammable electrolyte): Электролит с температурой вспышки не более 93 °C.
Примечание - Определение температуры вспышки основано на ИСО 2592.
3.12 тяжелый грузовик (heavy-duty truck): Транспортное средство, спроектированное и изготовленное для перевозки грузов, с максимальной массой более 12 т.
3.13 сопротивление изоляции; изоляционное сопротивление (isolation resistance, insulation resistance): Сопротивление между токоведущими частями (3.16) электрической цепи и электрическим шасси (3.7), а также другими электрическими цепями, изолированными от этой электрической цепи.
[ИСО 6469-3:2018, статья 3.23]
3.14 система контроля сопротивления изоляции (insulation-resistance monitoring system): Система, обеспечивающая периодический или непрерывный контроль сопротивления изоляции (3.13) между токоведущими частями (3.16) и электрическим шасси (3.7).
[ИСО 6469-3:2018, статья 3.24]
3.15 утечка (leakage): Утечка жидкости или газа, за исключением стравливания давления (3.28).
3.16 токоведущая часть (live part): Проводник или проводящая часть (3.4), предназначенная для питания при нормальном использовании [по соглашению - не электрическое шасси (3.7)].
[МЭК 60050-195:1998, статья 195-02-19, модифицированный, исключены слова "включая нулевой провод"; слова "провод PEN, или провод PEM, или провод PEL" заменены на "электрическое шасси"]
3.17 максимальная рабочая температура (maximum operating temperature): Максимальное значение температуры, при которой системы/компоненты могут работать продолжительно.
3.18 максимальное рабочее напряжение (maximum working voltage): Наибольшее значение переменного напряжения (среднеквадратическое значение) или постоянного напряжения (без учета переходных процессов и пульсации), которое может возникнуть при любых нормальных условиях эксплуатации в соответствии с техническими условиями изготовителя.
[ИСО 6469-3:2018, статья 3.26]
3.19 среднетоннажный грузовик (medium-duty truck): Транспортное средство, спроектированное и изготовленное для перевозки грузов, с максимальной массой более 3,5 т, но не более 12 т.
3.20 автобус малого класса (midi bus): Транспортное средство, спроектированное и изготовленное для перевозки пассажиров, с числом посадочных мест более восьми, за исключением места водителя, и максимальной массой, не превышающей 5 т.
3.21 защита от сверхтока (overcurrent protection): Защита, предназначенная для обеспечения работы при превышении заданного значения тока.
[МЭК 60050-448:1995, статья 448-14-26]
3.22 перезаряжаемая система накопления энергии; СНЭП (rechargeable energy storage system, RESS): Перезаряжаемая система, которая накапливает электрическую энергию с последующей отдачей для питания электропривода (3.8).
Пример - Аккумуляторные батареи, конденсаторы, маховики.
3.23 блок управления СНЭП (RESS control unit): Электронное устройство, управляющее функциями СНЭП (3.22) и обеспечивающее связь между СНЭП (3.22) и другими контроллерами транспортного средства.
Пример - Блок управления аккумулятором.
3.24 подсистема СНЭП (RESS subsystem): Любая сборка компонентов СНЭП (3.22), которая накапливает энергию.
3.25 разрыв (rupture): Потеря механической целостности оболочки, в результате чего отверстия не соответствуют степени защиты IPXXB в соответствии с ИСО 20653.
Примечание - Предусмотренные конструкцией отверстия для стравливания не считают разрывом.
3.26 степень заряженности; СЗ (state of charge; SOC): Доступная емкость (3.2) СНЭП (3.22) или подсистемы СНЭП (3.24), выраженная в процентах от нормированной емкости (3.2).
3.27 поставщик (supplier): Сторона, предоставляющая СНЭП (3.22) или подсистему СНЭП (3.24).
Пример - Изготовитель СНЭП.
[ISO/PAS 19295:2016, модифицированный - слова "компонент или система класса напряжения B" заменены на "подсистемой СНЭП или СНЭП", дополнен примером]
3.28 стравливание (venting): Сброс избыточного давления, предусмотренный конструкцией.
3.29 класс напряжения (voltage class): Классификация электрических компонентов цепи в соответствии с их максимальным рабочим напряжением (3.18).
Примечание - Классификация по классам напряжения A, B и B2 соответствует ИСО 6469-3:2018.
[ИСО 6469-3:2018, статья 3.36, изменено - добавлено примечание]
3.30 глубина воды w (water depth, w): Уровень глубины воды, до которого ТС (например, автомобиль) возможно использовать в соответствии со спецификацией изготовителя автомобиля.
Примечание - Изготовитель транспортного средства может учитывать местные условия окружающей среды, в которых транспортное средство размещается на рынке.