БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р ИСО 6469-1-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 1. Системы накопления энергии перезаряжаемые

6.4 Моделирование транспортной аварии

6.4.1 Авария транспортного средства

Допускается проведение испытания на компонентах или ТС. Выбор любого из вариантов определяется в соответствии с соглашением между заказчиком и поставщиком.

Требования устойчивости к воздействию моделируемой аварии

6.4.1.1 Испытание СНЭП

6.4.1.1.1 Общие положения

ИУ должно быть установлено на испытательном стенде с использованием приспособлений, предусмотренных для присоединения СНЭП или подсистемы СНЭП к ТС или в соответствии с соглашением между заказчиком и поставщиком.

Температура окружающей среды должна быть (20 +/- 10) °C.

Для СНЭП с жидкостным охлаждением ИУ должно быть заполнено стандартной охлаждающей жидкостью и, в соответствии с соглашением между заказчиком и поставщиком, контур охлаждения ТС может быть заменен репрезентативной внешней системой охлаждения или соединительные порты должны быть герметичными, чтобы сохранить охлаждающую жидкость в трубопроводе внутри ИУ.

6.4.1.1.2 Инерционная нагрузка при аварии

Испытания проводят не менее одного раза в том же направлении, что и удар, происходящий в ТС во время испытания на столкновение ТС. Для грузовых автомобилей средней грузоподъемности, автобусов среднего класса, грузовых автомобилей и автобусов большой грузоподъемности применяют направление воздействий при испытании, определенное заказчиком и установленное для применения в ТС. Для каждого из этих направлений испытание проводят в соответствии с одним из вариантов, описанных ниже. Если ориентация ИУ в ТС или направление инерционной нагрузки неизвестны, ИУ должно быть испытано во всех шести пространственных направлениях.

Электронные или механические переключающие устройства (например, контакторы) (при их наличии) должны быть замкнуты, а соответствующие блоки управления, если они являются частью ИУ, должны быть в рабочем состоянии.

Если испытания проводят без соответствующих блоков управления, после испытания должны быть выполнены следующие шаги:

- блоки управления должны быть активированы;

- электронные или механические переключающие устройства должны быть замкнуты;

- должна быть выполнена проверка по 4.2.

Испытание проводят с использованием формы импульса и значений времени и ускорения в пределах диапазона, заданных значениями для верхней и нижней границ на рисунке 2, путем применения значений ускорения времени из таблиц 6 - 8 для массы брутто ТС, предназначенного для применения ИУ, или в соответствии с профилем испытаний, определенным заказчиком и проверенным для применения в ТС.

 

ГОСТ Р ИСО 6469-1-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 1. Системы накопления энергии перезаряжаемые

 

1 - максимальная кривая; 2 - минимальная кривая;

Y - ускорение; X - время

 

Рисунок 2 - Общее описание испытательных импульсов

 

Таблица 6

 

Область значений импульсов ускорения для транспортных

средств с полной массой не более 3,5 т

 

Точка на рисунке 2

Время, мс

Ускорение (продольное), g

Ускорение (поперечное), g

A

20

0

0

B

50

20

8

C

65

20

8

D

100

0

0

E

0

10

4,5

F

50

28

15

G

80

28

15

H

120

0

0

 

Примечание - Значения для продольного ускорения приведены из Правил N 17 ООН. Его также возможно применить к СНЭП или подсистеме СНЭП.

 

Таблица 7

 

Область значений импульсов ускорения для грузовых

автомобилей средней грузоподъемности и автобусов среднего

класса

 

Точка на рисунке 2

Время, мс

Ускорение (продольное), g

Ускорение (поперечное), g

A

20

0

0

B

50

10

5

C

65

10

5

D

100

0

0

E

0

5

2,5

F

50

17

10

G

80

17

10

H

120

0

0

 

Таблица 8

 

Область значений импульсов ускорения для грузовых

автомобилей и автобусов большой грузоподъемности

 

Точка на рисунке 2

Время, мс

Ускорение (продольное), g

Ускорение (поперечное), g

A

20

0

0

B

50

6,6

5

C

65

6,6

5

D

100

0

0

E

0

4

2,5

F

50

12

10

G

80

12

10

H

120

0

0

 

6.4.1.1.3 Контактное усилие при аварии транспортного средства

ИУ раздавливают между плоской опорной поверхностью и одним из пуансонов для раздавливания, описанным ниже в соответствии с соглашением между заказчиком и поставщиком:

- пуансон для раздавливания (см. рисунок 3);

 

ГОСТ Р ИСО 6469-1-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 1. Системы накопления энергии перезаряжаемые

 

Рисунок 3 - Пуансон для раздавливания с размерами

(600 x 600) мм или менее

 

- пуансон для раздавливания - полуцилиндр диаметром 150 мм (см. рисунок 4). Полуцилиндр должен быть достаточно длинным, чтобы проходить за край ИУ не менее чем на 50 мм с каждого конца.

 

ГОСТ Р ИСО 6469-1-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 1. Системы накопления энергии перезаряжаемые

 

Рисунок 4 - Пуансон для раздавливания в форме полуцилиндра

диаметром 150 мм

 

Испытания проводят по всем осям, полученным в результате испытаний на столкновение ТС в соответствии с требованиями заказчика. Не требуется, чтобы все испытания проводили на одном ИУ.

Пуансон для раздавливания применяют в соответствии с одним из следующих вариантов:

- ось цилиндра(ов) ориентируют вертикально относительно предполагаемого положения СНЭП или подсистемы СНЭП в ТС. Центр пуансона для раздавливания располагают в геометрическом центре спроецированной плоскости ИУ, которая перпендикулярна к направлению раздавливания;

- пуансон ориентируют в соответствии с требованиями заказчика. При этом учитывают направление движения СНЭП или подсистемы СНЭП относительно ее установки в ТС.

Прилагаемое усилие должно быть ГОСТ Р ИСО 6469-1-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 1. Системы накопления энергии перезаряжаемые или соответствовать значению, определяемому заказчиком в зависимости от ожидаемых сил в ходе испытаний на столкновение ТС. Эти значения должны основываться на соответствующих анализах, например испытания на столкновение ТС или моделирование столкновения ТС.

Испытание проводят с временем нарастания воздействия менее 3 мин и временем выдержки не менее 100 мс, но не более 10 с.

Если в качестве защитного устройства от контактной силы используют конструкцию ТС, то эта конструкция ТС может быть включена в испытание согласно соглашению между заказчиком и поставщиком.

6.4.1.2 Испытание транспортного средства

Для проверки ИУ в составе ТС ИУ устанавливают на ТС, как это предусмотрено для нормальной работы.

Применяют профиль испытания, определенный изготовителем ТС и установленный для применения в ТС.

6.4.2 Испытание на погружение в воду

ИУ погружают в соленую воду (3,5% - 5% масс. NaCl в H2O) с температурой, соответствующей температуре окружающей среды, и выдерживают в течение 2 ч.

ИУ собирают и подготавливают со всеми соединителями, воздуховодами и фланцами, интерфейсами для охлаждения и охлаждающей жидкости в соответствии со спецификацией изготовителя ТС для его эксплуатации.

Если глубина воды w определена, ИУ погружают на глубину, соответствующую глубине СНЭП, установленной в автомобиле, работающем на указанной глубине воды w.

Если глубина воды w не определена, глубина погружения ИУ должна быть равной 1 м (самое глубокое местоположение корпуса) или такой, чтобы обеспечить слой воды более чем на 0,15 м выше самого высокого места корпуса ИУ, если высота корпуса более 0,85 м.

6.4.3 Испытание на огнестойкость

6.4.3.1 Подготовка к проведению испытания и испытание

a) Испытательное приспособление

ИУ устанавливают в испытательное приспособление, имитирующее реальные условия монтажа, насколько это возможно; использовать горючий материал не допускается, за исключением материала, являющегося частью СНЭП. Метод, посредством которого ИУ фиксируют в испытательном приспособлении, должен удовлетворять соответствующим спецификациям для установки ИУ на ТС.

Для СНЭП, предназначенной для использования в конкретном ТС, следует учитывать детали ТС, которые влияют на течение пожара. Для этого ИУ допускается устанавливать в соответствующем кузове автомобиля.

Если ИУ не установлено в кузове ТС, его размещают на подставке с решетчатым верхом, расположенным над поддоном, в соответствии с соглашением между заказчиком и поставщиком. Решетчатая подставка должна быть изготовлена из стальных стержней диаметром от 6 до 10 мм с промежутками от 40 до 60 мм. При необходимости стальные стержни могут поддерживаться плоскими стальными деталями.

Для СНЭП с жидкостным охлаждением систему охлаждения заполняют стандартной охлаждающей жидкостью в соответствии с соглашением между заказчиком и поставщиком. Соединение с внешним контуром охлаждения может быть смоделировано в соответствии с соглашением между заказчиком и поставщиком или соединительные порты герметизируют, чтобы удерживать охлаждающую жидкость в трубопроводе внутри ИУ.

b) Топливо и поддон

Пламя, воздействию которого подвергается ИУ, получают сжиганием коммерческого топлива для двигателей с принудительным зажиганием (далее - топливо) в поддоне. Количество топлива должно быть достаточным, чтобы пламя в условиях свободного горения поддерживалось в течение всего испытания.

Огонь должен охватывать всю площадь поддона в течение воздействия пожара. Размеры поддона выбирают таким образом, чтобы стороны ИУ подвергались воздействию пламени. Поддон должен превышать горизонтальную проекцию испытуемого устройства не менее чем на 200 мм, но не более чем на 500 мм.

Боковые стенки поддона не должны выступать более чем на 80 мм выше уровня топлива, который был в начале испытания.

Поддон, заполненный топливом, размещают под ИУ таким образом, чтобы расстояние между уровнем топлива в поддоне и дном ИУ соответствовало расчетной высоте ИУ над поверхностью дороги в ненагруженном состоянии ТС или, если высота не указана, приблизительно 500 мм, или в соответствии с соглашением между заказчиком и поставщиком. Если предполагается использовать детали ТС, влияющие на течение пожара, то их возможно интегрировать с ИУ в целях определения относительного положения ИУ над уровнем топлива.

Поддон или испытательное приспособление или они оба должны иметь возможность свободного перемещения в горизонтальном направлении.

c) Экран

Во время фазы C испытания (см. 6.4.3.3) поддон должен быть закрыт экраном. Экран располагают на (30 +/- 10) мм выше уровня топлива, измеренного до его воспламенения. Экран должен быть изготовлен из огнеупорного материала (см. приложение C). Между кирпичами не должно быть зазора, и они должны быть поддержаны над поддоном с топливом таким образом, чтобы отверстия в них не были закрыты. Длина и ширина рамы должны быть на 20 - 40 мм менее внутренних размеров поддона, чтобы между рамой и стенкой поддона был зазор 10 - 20 мм для обеспечения вентиляции. Перед испытанием температура экрана должна, как минимум, соответствовать температуре окружающей среды. Для гарантии повторяемости условий испытаний огнеупорный кирпич допускается смочить.

6.4.3.2 Условия окружающей среды

Температура окружающей среды при испытании должна быть 0 °C или выше. Если испытания проводят на открытом воздухе, должна быть обеспечена достаточная защита от ветра; скорость ветра на уровне поддона не должна превышать 2,5 км/ч.

6.4.3.3 Условия воздействия огня

Фаза A - Предварительный нагрев

Поддон с топливом размещают на расстоянии не менее 3 м от ИУ, затем топливо зажигают. После предварительного нагрева в течение 60 с поддон помещают под ИУ, перемещая испытательное приспособление с ИУ или поддон. Фазу A допускается пропустить, если температура топлива перед испытанием составляет 20 °C или более.

Фаза B - Прямое воздействие пламени

ИУ подвергают воздействию пламени от свободно горящего топлива в течение 70 с.

Фаза C - Косвенное воздействие пламени

По завершении фазы B между горелкой и ИУ помещают экран. ИУ в течение еще 60 с подвергают воздействию пламени, меньшей интенсивности в связи с размещением экрана.

В соответствии с соглашением между заказчиком и поставщиком допускается вместо проведения фазы испытания C продолжить фазу B дополнительно в течение 60 с.

6.4.3.4 Окончание воздействия огня и наблюдение после испытаний

Поддон с горящим топливом удаляют от ИУ на расстояние более 3 м. Огонь на поддоне гасят, а тушение ИУ не проводят. Период наблюдения за результатами воздействия огня начинают с момента удаления поддона и продолжают до тех пор, пока температура поверхности ИУ не снизится до температуры окружающей среды или в течение не менее 3 ч.

TOC