ГОСТ Р 59751-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Беспилотные авиационные системы с беспилотными воздушными судами самолетного типа. Требования к летной годности
4 Общие положения
4.1 Применимость
4.1.1 Требования, изложенные в настоящем стандарте, применяют при формировании сертификационного базиса, обеспечивающего безопасную эксплуатацию БАС, относящейся к сертифицируемой категории по ГОСТ Р 59517.
4.1.2 В состав БАС входят:
а) БВС самолетного типа;
б) СВП;
в) оборудование для приема и передачи данных по C2/C3;
г) бортовые и наземные системы, обеспечивающие безопасность полета на всех этапах;
д) документация, содержащая ограничения и процедуры летной, а также наземной эксплуатации, обеспечивающие летную годность БАС.
4.1.3 Штатное дистанционное управление полетом БВС в составе БАС допускается только в автоматическом или автоматизированном режиме.
4.1.4 В течение полета каждое БВС в составе БАС должно получать команды управления и передавать данные, необходимые для обеспечения безопасности полетов, только одной СВП. В противном случае разработчик должен продемонстрировать безопасность другой применяемой архитектуры БАС.
4.1.5 В течение полета нахождение людей на борту БВС не допускается.
4.1.6 К эксплуатации и техническому обслуживанию БАС допускается только персонал, имеющий квалификацию, подтвержденную соответствующим документом.
4.1.7 Действия БВС в составе БАС в предусмотренных штатных и нештатных ситуациях должны быть заранее определены для выполнения в автоматическом режиме.
4.2 Летная годность БАС специальной категории
В случае необходимости подтверждения летной годности БАС, относящейся к специальной категории по ГОСТ Р 59517, объем применяемых требований настоящего стандарта должен быть согласован с сертифицирующим органом.
4.3 Использование обозначений
Положения данного стандарта по содержанию гармонизированы с соответствующими параграфами АП. Таблица соответствия структурных элементов настоящего стандарта параграфам АП [1], [2], [3] приведена в приложении А.
4.4 Вероятности возникновения особых ситуаций
4.4.1 БАС должна быть спроектирована и изготовлена таким образом, чтобы в ОУЭ при действиях внешнего экипажа в соответствии с ЛР каждое отказное состояние (функциональный отказ, вид отказа системы) БАС оценивалось:
а) как практически невероятное, если оно приводит к возникновению катастрофической ситуации;
б) крайне маловероятное, если оно приводит к возникновению аварийной ситуации;
в) маловероятное, если оно приводит к возникновению сложной ситуации;
г) вероятное, если оно приводит к усложнению условий полета.
4.4.2 При необходимости количественной оценки суммарной вероятности возникновения события должны использоваться указанные ниже значения:
а) частые - более 10-3;
б) вероятные - в диапазоне 10-3 - 10-5;
в) невероятные (редкие) - в диапазоне 10-5 - 10-7:
1) маловероятные - в диапазоне 10-5 - 10-6;
2) крайне маловероятные - в диапазоне 10-6 - 10-7;
г) практически невероятные - менее 10-7.
Примечание - Вероятности должны устанавливаться как средний риск на час полета БВС в составе рассматриваемой БАС, продолжительность которого равна среднему времени полета по типовому профилю.
