БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59751-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Беспилотные авиационные системы с беспилотными воздушными судами самолетного типа. Требования к летной годности

3 Термины, определения и сокращения

 

3.1 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 57258, ГОСТ Р 51897, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 автоматически (автоматический): Выполнение заранее заданной процедуры (процесса) или цепочки событий, для осуществления которых требуется лишь инициализация со стороны внешнего экипажа беспилотной авиационной системы.

3.1.2 балансировочная нагрузка на горизонтальные поверхности: Нагрузка, необходимая для сохранения равновесия в любых заданных условиях полета при нулевом ускорении по углу тангажа.

3.1.3 бафтинг: Вибрации, вызываемые нарушением обтекания элементов конструкции.

3.1.4 безопасность полетов: Состояние, при котором риски, связанные с авиационной деятельностью, относящейся к эксплуатации воздушных судов или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня и контролируются.

3.1.5 внешние воздействия [явления]: События, источник происхождения которых не связан с конструкцией беспилотного воздушного судна, такие как атмосферные воздействия (например, порыв ветра, температурная инверсия, обледенение и удар молнии), состояние посадочной площадки.

3.1.6 вынужденная посадка: Состояние, вызванное одним или комбинацией условий, неисправностей, которые не дают беспилотному воздушному судну возможность совершить штатную (в соответствии с летным руководством) посадку на запланированную посадочную площадку.

3.1.7 канал передачи данных: Беспроводной радиоканал (линия) связи между станцией внешнего пилота и беспилотного воздушного судна, функционирование которого осуществляется системой приемо-передающих устройств, работающих на заданной частоте в зоне устойчивого обмена данными и командными сигналами.

3.1.8 конфигурация: Сочетание положений подвижных элементов конструкции и системы управления беспилотного воздушного судна (например, закрылки и шасси и т.д.), влияющих на аэродинамические характеристики беспилотного воздушного судна.

3.1.9 критический двигатель: Двигатель, отказ которого оказывает наиболее неблагоприятное воздействие на характеристики беспилотного воздушного судна.

3.1.10 летное руководство: Руководство, которое содержит информацию о летно-технических характеристиках, требованиях и ограничениях в отношении летной годности и правилах летной эксплуатации беспилотного авиационной системы конкретного типа.

Примечание - См. также ГОСТ 18675-2012, пункт 7.1.1.

 

3.1.11 линия видимости: Визуальная прямая линия между беспилотным воздушным судном и внешним пилотом.

3.1.12 наземный персонал (экипаж): Подготовленный персонал, обеспечивающий выполнение процедур, предписанных эксплуатационными документами на беспилотную авиационную систему.

3.1.13 нормы летной годности: Комплекс минимальных требований к беспилотной авиационной системе, в части конструкции, характеристик функциональных систем, ожидаемых условий эксплуатации и руководств, выполнение которых обеспечивает безопасность выполнения полета беспилотного воздушного судна в ее составе.

3.1.14 область полетных режимов: Область допустимых параметров, определяемых ограничениями показателей полетных режимов, внешних воздействующих факторов, ограничениями функций оборудования, обеспечивающего безопасность полета беспилотного воздушного судна в составе беспилотной авиационной системы в заявленном воздушном пространстве.

3.1.15 огнестойкий материал [компонент, оборудование]: Материал (компонент, оборудование), способный выдерживать воздействие тепла в результате возникновения пламени в течение 15 мин.

3.1.16 ожидаемые условия эксплуатации: Условия, в которых продемонстрирована (в процессе сертификации) безопасность выполнения полетов, с учетом установленных ограничений.

3.1.17 особая ситуация (эффект): Ситуация, возникающая в полете в результате возникновения отказных состояний функций и подсистем беспилотной авиационной системы, воздействия внешних факторов или их сочетаний и влияющая на безопасность полета.

Примечание - Особые ситуации по степени опасности последствий разделяются следующим образом:

а) катастрофическая ситуация (катастрофический эффект) - особая ситуация, которая потенциально может привести к нанесению тяжких последствий здоровью человека вплоть до летального исхода, в том числе при нанесении ущерба участникам воздушного движения, инфраструктурным объектам и экологии земли;

б) аварийная ситуация (аварийный эффект) - особая ситуация, характеризующаяся возможными последствиями, связанными с нарушением целостности конструкции беспилотного воздушного судна, разрушением инфраструктурных объектов на земле, телесными повреждениями людей, не приводящих к особо тяжким последствиям повреждения здоровья людей;

в) сложная ситуация (существенный эффект) - особая ситуация, характеризующаяся:

1) заметным ухудшением характеристик беспилотного воздушного судна вследствие отказов функциональных систем; и/или

2) уменьшением способности внешнего экипажа справиться с неблагоприятными условиями (возникшей ситуацией) как из-за увеличения рабочей нагрузки, так и из-за условий, понижающих эффективность действий внешнего экипажа;

г) усложнение условий полета (незначительный эффект) - особая ситуация, характеризующаяся:

1) незначительным ухудшением характеристик;

2) увеличением рабочей нагрузки на внешний экипаж.

 

3.1.18 отказное состояние: Состояние системы в целом, характеризуемое конкретным нарушением ее функций независимо от причин, вызывающих это состояние.

Примечание - Отказные состояния по значению вероятности их возникновения подразделяются на следующие классы:

а) вероятные - могут произойти один или несколько раз в течение срока службы каждого беспилотной авиационной системы данного типа;

б) невероятные (редкие): невероятные события подразделяются на две категории:

1) маловероятные: произойдут с малой вероятностью на каждом беспилотном воздушном судне в течение его срока службы, но могут произойти несколько раз, если рассматривать большое количество беспилотной авиационной системы данного типа;

2) крайне маловероятные: возникнут с малой вероятностью за весь срок эксплуатации всей беспилотной авиационной системы данного типа, но, тем не менее, их нужно рассматривать как возможные;

в) практически невероятные: настолько невероятные, что нет необходимости считать возможным их возникновение.

 

3.1.19 отказ: Событие, которое влияет на работу беспилотной авиационной системы, системы, оборудования, изделия или компонента таким образом, что они не способны далее функционировать должным образом (что подразумевает как потерю функции, так и неисправность).

3.1.20 передача управления: Действие, заключающееся в передаче управления, связанного с пилотированием беспилотного воздушного судна, от одной станции внешнего пилота к другой.

3.1.21 переключение управления: Операция, которая заключается в замене функции передачи управляющих команд беспилотного воздушного судна, от одного канала к другому.

3.1.22 полезная нагрузка: Оборудование, которое располагается на борту беспилотного воздушного судна при выполнении полетного задания и не влияет на безопасность полета.

3.1.23 рабочая нагрузка: Психофизическая нагрузка на внешний экипаж, в пределах которой внешним экипажем правильно исполняются функциональные обязанности по безопасности полета беспилотного воздушного судна.

3.1.24 расчетные нагрузки: Эксплуатационные нагрузки, умноженные на установленные правилами коэффициенты безопасности.

3.1.25 система связи: Средства, которые позволяют поддерживать связь в рамках системы управления воздушным движением между внешним экипажем беспилотной авиационной системы, находящимся в станции внешнего пилота и службой управления воздушным движением.

3.1.26 спутная струя воздушного винта: Поток воздуха, отбрасываемый воздушным винтом.

3.1.27 скрытое запаздывание: Задержка по времени между моментом посылки блока данных на одном конце линии связи и моментом получения этого блока данных в пункте назначения.

3.1.28 станция внешнего пилота: Составная часть беспилотной авиационной системы, представляющая собой устройство или комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается дистанционное управление беспилотного воздушного судна.

3.1.29 высота принятия решения: Минимальная высота, с которой беспилотное воздушное судно может безопасно прервать процедуру посадки и принять решение об уходе на второй круг.

3.1.30 флюгирование: Процесс перевода воздушного винта во флюгерное положение.

3.1.31 функциональная система: Совокупность взаимосвязанных элементов, узлов (блоков) и агрегатов, предназначенных для выполнения заданных функций.

3.1.32 эволютивная скорость: Минимальная скорость, при которой беспилотное воздушное судно достаточно управляемо при выполнении маневра.

3.1.33 эксплуатационные нагрузки: Максимальные нагрузки, ожидаемые в процессе эксплуатации.

3.1.34 электромагнитная совместимость; ЭМС: Способность оборудования систем нормально функционировать в условиях взаимных электромагнитных полей без нарушения предписанных функциональных свойств.

3.1.35 экранирование: Снижение уровня исследуемого радиосигнала (поля) за счет физических свойств материала и конструкции.

3.1.36 эксплуатационные ограничения: Условия, режимы и значения параметров, преднамеренный выход за пределы которых недопустим в процессе эксплуатации.

3.2 Обозначения и сокращения

В настоящем стандарте использованы следующие обозначения и сокращения:

M - число Маха.

Примечание - Число Маха приводится вместе с нормируемой скоростью и обозначается соответствующим индексом;

 

VA - расчетная скорость маневрирования;

VB - расчетная скорость при максимальной интенсивности порыва;

VC - расчетная крейсерская скорость;

VD - расчетная предельная скорость;

VFE - максимальная скорость полета с выпущенными закрылками;

Vmin - минимальная скорость установившегося горизонтального полета в текущей конфигурации;

Vmin DEMO - минимальная демонстрационная скорость;

VLO - максимальная скорость с выпущенными шасси;

VMO - максимальная эксплуатационная скорость;

V2 - безопасная скорость взлета;

VS0 - нормируемая скорость сваливания в посадочной конфигурации;

VS1 - нормируемая скорость сваливания в рассматриваемой конфигурации;

VR - скорость отрыва носового колеса от земли;

VS - нормируемая скорость сваливания;

VMC - минимальная эволютивная скорость взлета;

VNE - непревышаемая допустимая скорость полета;

VEF - минимальная скорость отказа критического двигателя при взлете;

VREF - скорость выполнения захода на посадку с работающими двигателями;

АП - авиационные правила;

АФЧХ - амплитудно-фазовая частотная характеристика;

БАС - беспилотная авиационная система;

БВС - беспилотное воздушное судно;

ВПП - взлетно-посадочная полоса;

ВСУ - вспомогательная силовая установка;

ГТД - газотурбинный двигатель;

ЛА - летательный аппарат;

ЛР - летное руководство;

ОЛС - очень легкие самолеты;

ОУЭ - ожидаемые условия эксплуатации;

ИПЛГ - инструкции по поддержанию летной годности;

ПН - полезная нагрузка;

РО - регламент технического обслуживания;

РЭ - руководство по технической эксплуатации;

САУ - система автоматического управления;

СВП - станция внешнего пилота;

УВД - управление воздушным движением;

C2/C3 - канал (линия) передачи данных управления, контроля и связи (command & control/command, control & communication);

EAS - индикаторная скорость (equivalent air speed);

HIRF - электромагнитное поле высокой интенсивности (high-intensity radiated field).