БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59751-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Беспилотные авиационные системы с беспилотными воздушными судами самолетного типа. Требования к летной годности

13 Станция внешнего пилота

 

13.1 Общие положения

13.1.1 СВП предназначена для дистанционного управления и мониторинга управления полетом БВС с целью обеспечения безопасного выполнения полета одного или одновременно нескольких БВС.

13.1.2 Функциональные свойства СВП должны соответствовать ГОСТ Р 59520.

13.1.3 СВП должна быть разработана так, чтобы осуществлять управление БВС путем передачи сигналов и команд по линии радиосвязи или мониторинга автономного полета БВС при обеспечении условий выполнения безопасной полетной операции в заявленных условиях эксплуатации (выполнения полетного задания) в разрешенном для полета БВС воздушном пространстве.

13.1.4 Характеристики СВП должны быть отработаны, их качество подтверждено в заявленных погодных условиях эксплуатации БВС. Данные отработки должны учитывать заявленный диапазон эксплуатационных условий (хранение, транспортирование и т.д.).

13.1.5 Конструкция СВП должна быть разработана и это должно быть подтверждено испытаниями таким образом, чтобы уменьшить риски для внешнего экипажа с точки зрения влияния воздействующих факторов до приемлемого уровня. При таком анализе необходимо учесть факторы, связанные с работой комплекса оборудования СВП и внешних воздействующих факторов.

13.2 Инфраструктура СВП

Физические параметры (например, размер, температура, электропитание, заземление, максимальная мощность), определяющие условия безопасности полета и инфраструктуру, подходящую для СВП, должны быть отражены в ЛР.

13.3 Регистратор голоса (речевое записывающее устройство)

13.3.1 СВП должен быть оборудован регистратором голоса, согласованным с заказчиком, который должен быть установлен таким образом, чтобы он мог записать:

а) голосовые команды, переданные от или полученные на СВП по внешней связи;

б) голосовые переговоры членов экипажа БВС, использующих внутреннюю связь СВП;

в) голосовые переговоры или звуковые сигналы на СВП.

13.3.2 Указанные в 13.3.1 требования регистрации информации необходимо выполнять с помощью микрофона, установленного в области, в которой наилучшим образом обеспечивается запись переговоров между членами внешнего экипажа БАС и переговоров с другим персоналом, находящимся на СВП. Микрофон должен быть установлен и, если необходимо, предусилители и фильтры должны быть настроены таким образом, чтобы, в случае необходимости, разборчивость зарегистрированных переговоров была столь же высока, как и реальная речь, при всех шумовых эффектах на СВП.

13.3.3 Каждый регистратор голоса СВП должен быть установлен таким образом, чтобы:

а) он получал от шины СВП электроэнергию, обеспечивающую максимально надежную эксплуатацию речевого записывающего устройства;

б) для оценки правильности его работы должен применяться звуковой или визуальный метод предполетной подготовки.

13.3.4 Эталонный сигнал всемирного времени должен записываться на специальном треке регистратора голоса.

13.4 Система прекращения полета

На СВП должна быть предусмотрена независимая от другого оборудования система принудительного прекращения полета, реализующая процедуры, изложенные в ЛР и в инструкции по взаимодействию членов экипажа (при необходимости взаимодействия).

13.5 Электрическое оборудование СВП

13.5.1 Любое электрическое оборудование на СВП должно:

а) иметь такую конструкцию, чтобы само оборудование и его воздействие на другие части СВП не представляли опасности;

б) иметь такую конструкцию, чтобы риск поражения электрическим током при соблюдении требований РЭ был исключен;

в) быть защищенным от электростатического воздействия, удара молнии и опасного электромагнитного поля.

13.5.2 При проектировании СВП необходимо учитывать общее количество тепла выделяемого электрическим оборудованием с целью предотвращения перегрева оборудования.

13.6 Электропитание СВП

13.6.1 Электропитание СВП должно быть разработано таким образом, чтобы его работа в нормальных условиях, а также при условии сбоя не привела к аварийному состоянию.

13.6.2 Минимальное электропитание СВП, соответствующее требованиям 13.5, должно быть указано в ЛР.

13.7 Автоматическое планирование полета

Результаты вычислений, выполненных при автоматическом планировании полета, не должны приводить к опасным условиям.

13.8 Пилотажные и навигационные данные

Данные управляемого полета или навигационные параметры, передаваемые БВС, должны отображаться на СВП независимо от способа управления полетом (см. 10.7).

13.9 Отображение данных оборудования, требуемых правилами эксплуатации

Состояние оборудования и его данные, требуемые правилами эксплуатации, должны отображаться на СВП, если заявителем даны соответствующие рекомендации.

13.10 Отображение данных канала связи, предупреждения и индикаторы

Отображение данных канала связи, предупреждения и индикаторы должны соответствовать требованиям, установленным в 12.4.

13.11 Органы управления в критических ситуациях

13.11.1 Конструкция, местоположение и доступность органов управления в критических ситуациях, требующих непосредственного действия внешнего экипажа БАС, должны соответствовать быстрой и точной реакции внешнего экипажа БАС во время его работы в аварийном режиме.

13.11.2 В случае, когда интерфейс системы, взаимодействующий с внешним экипажем, основан на архитектуре выпадающего меню:

а) для быстрого реагирования внешнего экипажа БАС доступ к органам управления должен находиться на первом уровне выпадающего меню;

б) если это условие не выполняется, то органами управления в критических ситуациях на СВП должны являться специальные кнопки или рукоятки.

13.11.3 Органы управления должны быть разработаны таким образом, чтобы в критических ситуациях избежать ситуации, приводящей к путанице и случайному срабатыванию.

13.12 Общепринятые органы управления и индикаторы

13.12.1 В случае, если используются общепринятые органы управления и отображения приборов, их форма, местоположение и расположение должны гарантировать безопасную работу.

13.12.2 Для каждого общепринятого прибора на СВП:

а) если маркировка расположена на покровном стекле индикатора, должны быть средства поддержания правильного расположения покровного стекла относительно лицевой панели индикатора;

б) каждая дуга и линия должны быть достаточной толщины и размещены в месте, откуда они четко видны внешнему экипажу БАС;

в) все сопутствующие индикаторы должны быть калиброваны в одинаковых единицах.

13.13 Органы управления полетом

13.13.1 Органами управления полетом на СВП являются органы управления, используемые внешнем экипажем БАС для управления БВС при полуавтоматическом способе управления, указанном в 10.10.

13.13.2 Конструкция органов управления полетом на СВП должна позволять внешнему экипажу БАС быстро и легко изменять следующие параметры полета БВС:

а) курс или маршрут полета;

б) высоту;

в) воздушную скорость.

13.14 Органы управления системой прекращения полета

13.14.1 Система обеспечения взлета и посадки БВС на ВПП должна иметь функцию аварийного прекращения полета в ручном режиме. Ее контроль и управление должны быть легкодоступны для внешнего экипаж, чтобы:

а) остановить управляемый БВС на ВПП в течение взлета во время набора скорости при отказе на взлете или скорости отрыва носового колеса, в зависимости от того, какая скорость меньше;

б) при заходе на посадку, если это безопасно, начать уход на второй круг на высоте не менее высоты принятия решения.

13.14.2 Определение процедуры ухода на второй круг должна быть определена в ЛР.

13.15 Управление аварийным сливом топлива

13.15.1 Если имеется кран аварийного слива топлива, он должен быть выполнен так, чтобы внешний экипаж БАС мог закрыть его в любой момент во время аварийного слива топлива.

13.15.2 Должна иметься индикация, находящаяся рядом с органом управления аварийным сливом, чтобы предупредить внешний экипаж БАС не сливать топливо, пока задействованы другие средства (включая закрылки, щели и предкрылки) для изменения воздушного потока по всей поверхности крыльев или вокруг них, до тех пор, пока не будет показано, что использование этих средств не влияет неблагоприятным образом на аварийный слив топлива.

13.15.3 Орган управления аварийным сливом топлива должен быть выполнен так, чтобы предотвратить случайное срабатывание.

13.16 Средства управления двигателем

Внешний экипаж БАС должен быть обеспечен всеми средствами управления, необходимыми для выполнения эксплуатации в нормальных, нештатных и аварийных ситуациях с учетом уровня автоматизации, реализованного в системе управления полетом.

13.17 Выключатели зажигания

13.17.1 Выключатели зажигания должны управлять работой каждой цепи зажигания каждого двигателя.

13.17.2 Должны быть предусмотрены доступные внешнему экипажу средства быстрого отключения цепей зажигания всех двигателей.

13.17.3 Выключатели зажигания должны иметь защиту для предотвращения случайного срабатывания.

13.18 Органы управления топливной смесью

13.18.1 При наличии управления топливной смесью для каждого двигателя должен иметься отдельный орган управления.

13.18.2 Каждый орган управления топливной смесью должен быть выполнен так, чтобы предотвратить путаницу и случайное срабатывание.

13.18.3 Органы управления должны быть сгруппированы и расположены так, чтобы обеспечить:

а) раздельное управления каждым двигателем;

б) одновременное управление всеми двигателями.

13.18.4 При управлении требуется отдельная и четкая операция по приведению органа управления в положение обеднения смеси или выключения.

13.19 Управление оборотами и шагом винта

13.19.1 Если имеются органы управления частотой вращения или шагом воздушного винта, то они должны быть сгруппированы и размещены таким образом, чтобы обеспечить:

а) раздельное управление каждым винтом;

б) одновременное управление всеми винтами.

13.19.2 Органы управления должны обеспечить быструю синхронизацию всех воздушных винтов.

13.20 Управление флюгированием винта

При наличии органов управления флюгированием воздушного винта должно быть возможным флюгирование каждого воздушного винта отдельно. Каждый орган управления флюгированием воздушного винта должен иметь средства, предотвращающие его случайное срабатывание.

13.21 Органы управления отключением

13.21.1 Для каждой функции БВС, которая может быть отключена с СВП, должны быть предусмотрены средства защиты от случайных срабатываний органа управления отключением. Кроме того, должны иметься средства восстановления функции после ее отключения.

13.22 Орган управления "Аварийное прекращение работы" для систем с автоматическим взлетом или автоматической посадкой

Если БВС оборудован системой автоматического взлета или посадки, то для внешнего экипажа БАС должен быть обеспечен легкий доступ к средствам быстрого прерывания взлета или посадки.

13.23 Передача управления между станциями внешних пилотов

В том случае, если БАС предусматривает передачу управления между СВП:

а) координация обеих СВП должна быть обеспечена в процессе передачи управления. Необходимая информация должна отображаться на обеих СВП. Все члены внешнего экипажа должны быть осведомлены о СВП, с которой происходит управление БВС в каждый момент времени. Процедуры и методы координации СВП и передачи управления должны быть отработаны и одобрены сертифицирующим органом;

б) безотказное управление должно быть обеспечено в процессе передачи управления между СВП;

в) функции управления и контроля, которые передаются между СВП должны быть отражены в ЛР;

г) передача управления между СВП не должна приводить к возникновению опасных условий полета БВС.

13.24 Цветовое обозначение предупреждений, предостережений и рекомендательной информации

13.24.1 Аварийные, предупредительные или уведомительные светосигнализаторы, установленные на СВП, должны, если заявителем не рекомендовано иное, иметь следующие цвета:

- красный - для светосигнализаторов аварийной сигнализации (сигнализирующих об опасности, требующей немедленных действий);

- желтый - для светосигнализаторов предупредительной сигнализации (сигнализирующих о возможной в будущем необходимости действий);

- зеленый - для светосигнализаторов, использующихся для индикации безопасных режимов эксплуатации;

- любой другой цвет - для остальных светосигнализаторов.

13.24.2 Световая сигнализация должна быть легко различима во всех возможных условиях освещенности рабочего места внешнего экипажа на СВП.

13.25 Автоматическая диагностика и мониторинг систем БВС

13.25.1 СВП должна иметь систему автоматической диагностики и мониторинга систем БВС и обеспечивать внешний экипаж БАС информацией о любом нештатном режиме работы систем БАС, а также об автоматическом переключении на другой режим работы или дублирующую систему.

13.25.2 Руководство по корректирующим действиям должно обеспечиваться либо автоматически, либо содержаться в ЛР.

13.26 Предупреждение о низкой скорости полета БВС

13.26.1 В прямолинейном и криволинейном полете БВС с любым нормальным положением закрылков и шасси, на СВП должно быть ясное и отчетливое предупреждение о низкой скорости в соответствии со следующими требованиями:

а) не должно иметься возможности управлять с СВП скоростями ниже, чем минимальная устойчивая полетная скорость (кроме взлета и посадки), разрешенная защитой области полетных режимов, поддерживаемой системой управления полетом;

б) необходимо обеспечить на СВП выдачу соответствующих сигналов о низкой скорости и предупреждения о приближении к скорости сваливания или Vmin.

13.26.2 Предупреждение о низкой скорости должно быть снабжено устройством, предоставляющим ясно различимую индикацию.

13.27 Индикатор режима контроля БВС

На СВП должны быть предусмотрены средства, оповещающие внешний экипаж БАС об активном режиме контроля системы управления полетом. В случае использования автоматизированного режима управления в поле зрения внешнего экипажа БАС должен присутствовать специальный индикатор.

13.28 Индикация положения закрылков

На СВП должна быть предусмотрена индикация положения закрылков БВС.

13.29 Индикатор положения шасси и предупреждение

13.29.1 СВП должна иметь индикатор положения шасси для информирования внешнего экипажа БАС, что каждое шасси находится в выпущенном (или убранном) положении.

13.29.2 Если используется убирающееся шасси, то необходимо обеспечить звуковое или иное одинаково эффективное устройство предупреждения для информирования внешнего экипажа о неполном выпуске шасси или что оно не встало на замок.

13.30 Индикаторы топливных насосов

На СВП должны быть предусмотрены средства, оповещающие внешний экипаж БАС о состоянии каждого топливного насоса.

13.31 Индикатор забора воздуха

Если БВС оборудовано створкой забора воздуха, каждая резервная (запасная) створка забора воздуха должна иметь средства индикации положения створки для внешнего экипажа в случае, если она не закрыта.

13.32 Предупреждение о разрядке аккумуляторов

Должны быть предусмотрены средства, обеспечивающие оповещение внешнего экипажа БАС, если неисправность любой части электросистемы вызывает непрекращающуюся разрядку какого-либо аккумулятора, влияющего на безопасность полета.

13.33 Индикатор положения отсечных клапанов

Если БВС оборудовано отсечными клапанами с управлением от силового привода, должны быть предусмотрены средства, обеспечивающие внешнему экипажу индикацию о приведении клапана в выбранное положение.

13.34 Оповещения и индикаторы электрических систем БВС

13.34.1 Должны быть предусмотрены средства, обеспечивающие немедленное оповещение внешнего экипажа БАС об отказе генератора.

13.34.2 На СВП должны быть предусмотрены средства, оповещающие внешний экипаж о параметрах системы электроснабжения, существенных для безопасной эксплуатации.

13.34.3 Внешний экипаж БАС должен немедленно получать однозначное и четко различимое предупреждение о любом отказе электропитания СВП, способном привести к аварийной ситуации в любой фазе полета БВС, включая взлет и посадку.

13.35 Предупреждение противопожарной защиты

Если для предотвращения или гашения пожара требуются действия внешнего экипажа БАС (например, отключение оборудования), должны быть предусмотрены быстродействующие средства для немедленного оповещения внешнего экипажа БАС на СВП.

13.36 Система индикации обогрева ПВД

13.36.1 Если на БВС устанавливается система обогрева приемника воздушного давления, то должна быть предусмотрена система индикации, оповещающая внешний экипаж БАС о нерабочем состоянии системы обогрева, удовлетворяющая приведенным ниже требованиям.

13.36.2 Предусмотренная индикация должна иметь световую индикацию желтого цвета, отчетливо различимую внешним экипажем.

13.36.3 Предусмотренная индикация должна иметь такую конструкцию, чтобы сигнализировать внешнему экипажу о наличии любого из следующих условий:

а) система обогрева приемника воздушных давлений отключена;

б) система обогрева приемника воздушных давлений включена, но один из элементов системы обогрева не действует.

13.37 Индикатор распределения мощности

Каждая цепь распределения мощности на СВП должна иметь индикатор, отображающий падение мощности ниже безопасного минимума.

13.38 Предупреждение о блокировании системы управлением полета

Если на БВС в соответствии с 7.16.6 имеется устройство, блокирующее органы управления полетом, внешний экипаж БАС должен быть предупрежден о включении данного устройства.

13.39 Предупреждение об отклонении траектории полета

Если активизированы способы автоматического управления полетом, приведенные в 10.10, то при отклонении от намеченной траектории полета свыше установленного предела должно отображаться предупреждение. Приемлемое отклонение должно быть согласовано с заявителем.

13.40 Информация, маркировка и таблички

13.40.1 Общие положения

Любая информация, маркировка и табличка, которые воспроизводятся или имеются на СВП в соответствии с 10.12 должны:

- находиться постоянно на видном месте относительно объекта, индикатора или данных, к которому они относятся;

- легко и однозначно расшифровываться внешним экипажем БАС.

13.40.2 Индикация и маркировка воздушной скорости

13.40.2.1 Если это требуется для обеспечения безопасности полета, любые данные о воздушной скорости должны быть отмечены в соответствии с 13.40.2.2, с помощью маркировок, расположенных на уровне соответствующих указываемых на индикаторе воздушных скоростей.

13.40.2.2 Должны быть выполнены следующие маркировки:

а) для максимальной разрешенной скорости VNE - красная линия;

б) для зоны предостережения - желтая полоса, простирающаяся от красной линии, указанной в перечислении а) до верхней границы зеленой полосы, указанной в перечислении в);

в) для нормального рабочего диапазона - зеленая полоса, с нижней границей при VS1 (скорость сваливания или минимальная скорость установившегося полета при взлетной конфигурации) при максимальном весе, с убранными шасси и закрылками и с нижней границей при максимальной конструктивной крейсерской скорости VNO, установленной в соответствии с 11.2.1.2;

г) для рабочего диапазона с выпущенными закрылками - белая полоса, с нижней границей при VS0 (скорость сваливания или минимальная скорость установившегося полета при посадочной конфигурации) при максимальном весе и с верхней границей при VFE (скорость при выдвинутых закрылках) в соответствии с 11.2.3;

д) при скорости, при которой было продемонстрировано соответствие требованиям 5.15 в отношении скорости (темпа) набора высоты при максимальном весе (массе) и на уровне моря - голубая линия.

13.40.2.3 Если максимально разрешенная скорость (VNE) или максимальная конструктивная крейсерская скорость (VNO) меняются в зависимости от высоты, то должны быть предусмотрены средства, чтобы указать внешнему экипажу соответствующие ограничения для всего диапазона рабочих высот.

13.40.2.4 Требования 13.40.2.1 - 13.40.2.3 не относятся к БВС, для которых максимальная рабочая скорость VMO/MMO установлена в соответствии с 11.2.1.3.

13.40.2.5 Должен быть установлен либо индикатор максимальной разрешенной воздушной скорости, показывающий изменения VMO/MMO с ограничениями по высоте над уровнем моря или по коэффициенту сжатия (по мере необходимости), либо должна быть нанесена маркировка VMO/MMO в виде красной линии, указывающая минимальное значение VMO/MMO, установленное для любой высоты (над уровнем моря) вплоть до максимальной рабочей высоты БВС.

13.40.2.6 Должна иметься индикация воздушной скорости, которая должна быть четко видна внешнему экипажу БВС, причем она должна располагаться как можно ближе к индикатору воздушной скорости. Эта индикация должна включать в себя следующее:

а) рабочую скорость маневрирования V0;

б) максимальную эксплуатационную (рабочую) скорость с выпущенными шасси VLO.

13.40.3 Магнитный курс или данные отслеживания

Если магнитный курс или траектория воспроизводятся на СВП, они должны автоматически компенсироваться с учетом девиации.

13.40.4 Данные о количестве масла

Любые данные о количестве масла, воспроизводимые на СВП, должны быть промаркированы с достаточно мелкими приращениями с целью легкого и точного отображения (индикации) количества масла.

13.40.5 Данные о количестве топлива

Должна иметься маркировка в виде красной линии для любых данных, отображаемых на СВП, которая указывает калиброванный нуль, как указано в 10.8.5.2.

13.40.6 Маркировки органов управления

13.40.6.1 Любой орган дистанционного управления, переключатель, кнопка или рычаг на СВП должен быть четко промаркирован в соответствии со своими функциями и способом работы.

13.40.6.2 Для органов управления подачей топлива в силовую установку:

а) любой селекторный орган управления топливным баком должен быть промаркирован таким образом, чтобы отображать положения, соответствующие каждому баку и каждой позиции перекрестной подачи топлива;

б) если для безопасной эксплуатации требуется использование нескольких баков в определенной последовательности, эта последовательность должна быть отмечена (промаркирована) на селекторном переключателе соответствующих баков либо рядом с ним;

в) условия, при которых допускается безопасно использовать все количество имеющегося топлива в любом топливном баке с ограничением на используемое количество топлива (нормированном топливном баке), должны быть указаны рядом с селекторным клапаном соответствующего бака;

г) каждый орган управления клапаном должен быть промаркирован с целью указания позиции, соответствующей каждому управляемому двигателю.

13.40.6.3 Используемое количество топлива должно быть промаркировано следующим образом:

а) для топливных систем, не имеющих селекторных органов управления, количество топлива системы, которое может быть использовано, должно быть обозначено рядом с данными о количестве топлива, отображаемыми на СВП;

б) для топливных систем с селекторными органами управления используемое количество топлива, доступное в каждой позиции селекторного органа управления, должно быть обозначено рядом с селекторным органом управления.

13.40.6.4 Для вспомогательных, дополнительных и аварийных органов управления:

а) если используется убирающееся шасси, то индикатор, необходимый в соответствии с 13.29, должен быть промаркирован таким образом, чтобы в любое время внешний экипаж БАС мог убедиться в том, что колеса зафиксированы в крайних положениях;

б) каждый аварийный орган управления должен быть красного цвета и должен быть промаркирован в соответствии со способом функционирования;

в) красным цветом должны быть отмечены только аварийные органы управления.

13.40.7 Указатели эксплуатационных ограничений

На заметном месте для внешнего экипажа БАС должна быть информация, указывающая вид операций, которыми ограничивается эксплуатация БВС, или какие операции запрещены в соответствии с 11.2.8.