ГОСТ Р 59751-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Беспилотные авиационные системы с беспилотными воздушными судами самолетного типа. Требования к летной годности
12 Система связи
12.1 Общие положения
12.1.1 Система связи БАС состоит из следующих подсистем:
а) подсистема связи контроля и управления;
б) подсистема связи УВД;
в) подсистема связи канала ПН;
г) подсистема мониторинга состояния C2/C3.
12.1.2 Настоящий раздел определяет функционирование подсистемы связи контроля и управления. Функционирование каналов связи с УВД и передачи данных ПН определяют из условий выполнения полета в заявленном воздушном пространстве, а также эксплуатационной документацией.
12.1.3 БАС должна включать в себя канал контроля и управления для управления БВС со следующими функциями:
а) передача команд внешнего экипажа от СВП к БВС (передача с земли на борт);
б) передача данных о состоянии БВС на СВП (передача с борта на землю). Данные о состоянии должны включать в себя информацию, отображаемую на мониторах СВП в соответствии с разделом 13;
в) мониторинг состояния и функционирования канала контроля и управления.
12.2 Архитектура канала для передачи команд управления
Архитектура канала управления должна гарантировать, что никакой единичный отказ в работе аппаратуры канала не приводит к возникновению аварийного или более серьезного события (состояния).
12.3 Электромагнитные помехи и электромагнитная совместимость
12.3.1 Канал контроля и управления должен быть защищен таким образом, чтобы устранить электромагнитную уязвимость, обеспечивая заданное соотношение уровней сигнала контроля и управления помех.
12.3.2 Электронное оборудование и электропроводка должны быть установлены таким образом, чтобы его функционирование не оказывало отрицательного влияния на одновременно работающее любое другое радио- или электронное устройство или систему устройств.
12.3.3 Канал контроля и управления, являясь отдельной подсистемой, должен соответствовать 10.5.
12.3.4 Канал контроля и управления должен быть спроектирован таким образом, чтобы обеспечивать защиту от электростатической опасности, ударов молний и других эффектов.
12.4 Рабочие характеристики и мониторинг канала контроля и управления
12.4.1 Эффективный максимальный диапазон параметров работоспособности канала контроля и управления должен быть указан в ЛР, включая диапазон высот, как определено в 11.2.9, а также условий эффективной передачи данных с земли на борт и передачи с борта на землю.
12.4.2 Эффективный максимальный диапазон работоспособности канала контроля и управления может включать запас по условиям безопасности, согласуемый с заказчиком. По запросу внешнего экипажа БАС на СВП для оценки эксплуатационной готовности должен воспроизводиться диапазон работоспособности канала передачи данных с земли на борт и с борта на землю. По запросу внешнего экипажа БАС показатели эксплуатационной готовности должны воспроизводиться в соответствующей позиции на дисплее СВП.
12.4.3 Для канала контроля и управления целостность передач с земли на борт и с борта на землю должна непрерывно контролироваться с частотой обновления, совместимой с условиями безопасной эксплуатации.
12.4.4 Сигнализация, относящаяся к ограничению дальности связи, отражается на мониторе внешнего пилота на СВП по запросу внешнего экипажа БАС или автоматически, в случае вероятного сбоя канала контроля и управления.
12.4.5 Информация о взаимной видимости должна воспроизводиться на СВП вместе с предупреждающими сигналами, предоставляемыми внешнему экипажу БАС, для предотвращения полной потери канала контроля и управления.
12.5 Скрытое запаздывание в канале контроля и управления
12.5.1 Величины запаздывания по времени в канале контроля и управления (а именно, скрытое запаздывание) должны быть указаны в ЛР с учетом всех соответствующих условий.
12.5.2 Скрытое запаздывание для канала контроля и управления не должно приводить к возникновению опасных состояний с учетом всех вероятных условий окружающей среды.
12.6 Действия в случае отказа канала контроля и управления
12.6.1 В случае вероятного отказа канала контроля и управления в ЛР должны быть определены процедуры восстановления работоспособности канала либо безопасного завершения полета, принимая во внимание положения 9.2.
12.6.2 Действия при отказе канала контроля и управления должны включать в себя автономный процесс попыток повторного восстановления связи, с тем чтобы восстановить канал для контроля и управления в течение достаточно короткого промежутка времени.
12.6.3 Должно быть предусмотрено предупреждение для внешнего экипажа БВС в форме ясного и четкого звукового и визуального сигналов в случае полного отказа канала контроля и управления.
12.7 Экранирование антенны канала контроля и управления
12.7.1 Для всех пространственных положений и ориентаций БВС относительно источника сигналов управления в рамках области расчетных рабочих режимов полета антенна БВС должна поддерживать достаточный уровень восприятия сигнала управления, необходимый для безопасной эксплуатации.
12.7.2 Степень экранирования должна быть указана в ЛР.
12.7.3 Предупреждающие сигналы должны предоставляться внешнему экипажу БВС в случае приближения к пространственным положениям экранирования, для того чтобы предотвратить возможность полного отказа канала контроля и управления.
12.8 Переключение каналов передачи данных контроля и управления
12.8.1 Операция, которая заключается в передаче функций управления и контроля БВС от одного канала другому в пределах одной наземной станции управления БАС называется переключением.
12.8.2 Переключение канала передачи данных контроля и управления не должно приводить к возникновению опасной ситуации.
12.8.3 БВС должен находиться под непрерывным надежным управлением во время переключения каналов передачи данных контроля и управления в пределах одной СВП. В противном случае необходимо продемонстрировать, что никакое надежное управление не будет приводить к возникновению опасных ситуаций.
