БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59751-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Беспилотные авиационные системы с беспилотными воздушными судами самолетного типа. Требования к летной годности

11 Эксплуатационные ограничения и информация

 

11.1 Общие положения

11.1.1 Каждое эксплуатационное ограничение, принятое в 11.2, а также другие ограничения и информация, необходимые для безопасной эксплуатации, должны быть установлены.

11.1.2 Эксплуатационные ограничения и другая информация, необходимые для безопасной эксплуатации, должны быть доступны членам экипажа, как указано в пунктах с 11.2.1 - 11.2.9.

11.2 Эксплуатационные ограничения

11.2.1 Ограничения скорости

11.2.1.1 Максимальная, никогда не превышаемая эксплуатационная скорость VNE должна быть установлена так, чтобы она была:

а) не менее чем 0,9 минимального значения VD, допускаемого 6.10;

б) не более, чем меньшая из двух величин:

- 0,9VD, установленной в 6.12;

- 0,9 максимальной скорости, продемонстрированной в соответствии с 5.32.

11.2.1.2 Максимальная скорость крейсерского полета по конструкции VNO должна быть установлена такой, чтобы она была:

а) не менее минимальной величины VC, допускаемой 6.10;

б) не более, чем меньшая из двух величин:

- 0,9VD, установленной в 6.10;

- 0,89VNE, установленной по 11.2.1;

в) максимальная скорость в области полетных режимов, поддерживаемая системой управления полетом, равна или меньше максимальной крейсерской скорости по конструкции (VNO).

11.2.1.3 Для БВС с ГТД или БВС, для которых расчетная предельная скорость VD/MD установлена в соответствии с 6.10, для этих БВС максимальная эксплуатационная скорость VMO/MMO - скорость или число Маха (в зависимости от того, какая из этих величин является критической на данной высоте)

11.2.1.4 Должна быть установлена как скорость, которую не разрешается преднамеренно превышать на любом режиме полета (набор высоты, крейсерский полет, снижение), за исключением случаев, когда разрешается более высокая скорость для летных испытаний или во время тренировочных полетов VMO/MMO, которая должна устанавливаться такой, чтобы она была не более расчетной крейсерской скорости VC/MC и имела достаточный запас от VD/MD и максимальной скорости, предусмотренной согласно 5.32, чтобы сделать практически невероятным непреднамеренное превышение в эксплуатации скоростей, указанных последними. Запас между VMO/MMO и VD/MD или максимальной скоростью, продемонстрированной согласно 5.32, должен быть не менее, чем запас скорости, установленный между VC/MC и VD/MD согласно 6.10.3, или запас скорости, заложенный как необходимый по результатам летных испытаний.

11.2.2 Маневренная скорость

Максимальная маневренная скорость VA должна быть установлена в качестве эксплуатационного ограничения, при этом выбранная скорость не должна быть больше чем VS, которая определяется согласно 6.10.4.

11.2.3 Максимальная скорость, при которой разрешается полет с отклоненными закрылками и/или предкрылками

11.2.3.1 Максимальная скорость, при которой разрешается полет с отклоненными закрылками и/или предкрылками VFE, должна устанавливаться такой, чтобы она была:

а) не менее минимальной величины VF, допускаемой по 6.14.2;

б) не более VF.

11.2.3.2 Могут быть установлены дополнительные комбинации положения закрылков и/или предкрылков, воздушной скорости и режима работы двигателями, если прочность конструкции доказана для соответствующих расчетных случаев.

11.2.4 Минимальная эволютивная скорость

Минимальная эволютивная скорость VMC должна быть установлена в качестве эксплуатационного ограничения.

11.2.5 Вес и центр тяжести

Ограничения веса и центра тяжести, определяемые согласно 5.2, должны быть установлены в качестве эксплуатационных ограничений.

11.2.6 Ограничения по силовой установке

11.2.6.1 Ограничения по силовой установке должны быть установлены таким образом, чтобы они не превышали ограничений, в пределах которых получены сертификаты типа двигателей или воздушных винтов. Дополнительно должны быть установлены другие ограничения по силовой установке при установлении соответствия настоящим критериям.

11.2.6.2 Взлетный режим силовой установки должен быть ограничен:

а) максимальной частотой вращения вала двигателя (об/мин);

б) предельной продолжительностью использования мощности;

в) максимально допустимыми температурами головок цилиндров, охлаждающей жидкости и масла.

11.2.6.3 Максимальный продолжительный режим должен быть ограничен:

а) максимальной частотой вращения вала двигателя (об/мин);

б) максимально допустимыми температурами головок цилиндров, масла и охлаждающей жидкости.

11.2.6.4 Минимальные приемлемые сорта топлива должны быть установлены таким образом, чтобы их качество было не хуже требуемого для эксплуатации двигателей с ограничениями, указанными в 11.2.6.2 и 11.2.6.3, включая условия применения присадок.

11.2.7 Ограничения, относящиеся к ВСУ

Если ВСУ установлена, то ограничения, относящиеся к ней, должны быть указаны среди рабочих ограничений БВС.

11.2.8 Утвержденные виды эксплуатации

Утвержденные виды эксплуатации (например, в режиме прямой визуальной видимости, по правилам полета по приборам, в дневное, ночное время и др.) и метеоусловия (например, обледенение), при которых эксплуатация БВС ограничивается или запрещается, должны соответствовать установленному на БВС оборудованию.

11.2.9 Максимальная эксплуатационная высота

11.2.9.1 Должна быть установлена максимальная эксплуатационная высота, вплоть до которой разрешается эксплуатация БВС, исходя из ограничений, накладываемых летными характеристиками, характеристиками устойчивости и управляемости, прочностными характеристиками, характеристиками силовой установки и оборудования.

11.2.9.2 Должно быть установлено ограничение максимальной эксплуатационной высоты.

11.2.10 Инструкции по поддержанию летной годности

Заявитель должен подготовить приемлемые ИПЛГ для проведения демонстрационных полетов, в соответствиями с приложением Б.

11.3 Обозначения и трафареты

11.3.1 Общие положения

11.3.1.1 Каждый элемент БАС (БВС, СВП, элементы систем запуска и посадки) должен содержать следующее:

а) информацию, маркировки и таблички, указанные в настоящем разделе и разделе 13;

б) любую дополнительную информацию, маркировки и таблички, требуемые для безопасной работы, если БВС имеет необычные конструктивные, рабочие характеристики или характеристики ручного управления.

11.3.1.2 Каждая маркировка и табличка системы БАС, в соответствии с 11.3.1.1:

а) должна быть установлена в заметном месте;

б) не должна легко стираться, деформироваться или быть нечитаемой.

11.3.1.3 Информация, таблички маркировки должны быть указаны в ЛР.

11.3.1.4 Единицы измерения, используемые на табличках, должны быть такими же, как и те единицы измерения, которые приведены в ЛР или воспроизводятся для экипажа БАС.

11.3.2 Обозначения органов управления

Основные органы управления БВС (см. 7.16.3) должны быть соответствующим образом промаркированы.

11.3.3 Различные обозначения и надписи

11.3.3.1 Каждый отсек с ПН и каждое местоположение балласта должно иметь табличку с указанием любых ограничений, касающихся содержимого, включая указание веса, которые необходимы в соответствии с требованиями нагрузки.

11.3.3.2 Отверстия для заправки топлива должны быть промаркированы непосредственно на или рядом с крышкой отверстия для заправки:

а) типа жидкого топлива;

б) допустимого продукта, как определено в справочнике по техобслуживанию и эксплуатации.

11.3.3.3 Сетевое напряжение каждой установки постоянного тока должно быть четко промаркировано рядом с местом подключения внешнего питания.

11.3.3.4 Каждая табличка и соответствующий орган манипулирования для каждой аварийной панели доступа должны быть красного цвета. Табличка должна быть расположена рядом с каждым органом манипулирования аварийной панелью доступа и должна четко указывать местоположение этого органа управления панелью доступа и объяснять способ его функционирования.

11.4 Летное руководство и одобренные инструкции

11.4.1 Общие положения

ЛР должно содержать следующее:

а) информацию, предоставляемую в соответствии с требованиями 11.4.3 - 11.4.6, включая пояснения, необходимые для правильного применения, и используемые термины, сокращения и обозначения;

б) информацию, связанную с СВП, линией управления и контроля и связи;

в) другую информацию, необходимую для обеспечения безопасной эксплуатации, касающуюся особенностей конструкции, эксплуатационных и пилотажных характеристик;

г) дополнительную информацию, обусловленную соответствующими правилами эксплуатации.

11.4.2 Одобренная информация

11.4.2.1 За исключением указанного в приведенном ниже абзаце, каждая часть ЛР, содержащая информацию, предписанную в подразделах 11.4.3 - 11.4.6, должна быть одобрена, выделена, обозначена и должна четко отличаться от всех не подлежащих одобрению частей ЛР.

11.4.2.2 Каждая страница ЛР, содержащая информацию, предписанную настоящим пунктом, должна быть выполнена таким образом, чтобы она не могла стираться, портиться и вводить в заблуждение, и чтобы можно было вкладывать ее в ЛР, представляемое разработчиком, или в папку, или в любой другой прочный переплет.

11.4.2.3 Единицы измерения, применяемые в ЛР, должны соответствовать маркировке на приборах и трафаретах.

11.4.2.4 Все эксплуатационные скорости, если не предписано другое, должны быть представлены в ЛР в виде приборных скоростей.

11.4.2.5 ЛР должно находиться в соответствующем зафиксированном контейнере, легко доступном внешнему пилоту.

11.4.2.6 ЛР должно содержать записи всех поправок и изменений.

11.4.3 Эксплуатационные ограничения

ЛР должно содержать эксплуатационные ограничения, включая нижеприведенное:

11.4.3.1 Должна быть представлена следующая информация об ограничениях по скорости:

а) информация, необходимая для маркировки ограничений скорости в соответствии с 13.40.2, а также разъяснение каждого из этих ограничений, применяемое на указателе;

б) скорости VMC, VA, VLO, если они установлены, и их значения;

в) ограничения воздушной скорости VMO/MMO или VNO или VNE (что применяется).

11.4.3.2 Должна быть представлена следующая информация об ограничениях по силовой установке:

а) ограничения, требуемые 11.2.6;

б) разъяснение ограничений, если это необходимо;

в) информация, необходимая для маркировки приборов, требуемая подразделами 13.40.4, 13.40.5.

11.4.3.3 Должна быть представлена следующая информация об ограничениях по весу:

а) максимальный вес;

б) максимальный посадочный вес, если расчетный посадочный вес, выбранный разработчиком, менее максимального веса;

в) для БВС ограничения должны содержать:

- максимальный взлетный вес для планируемого аэродрома, выбранного разработчиком;

- максимальный посадочный вес для планируемого аэродрома, выбранного разработчиком.

11.4.3.4 Должны быть представлены установленные ограничения по центровке БВС.

11.4.3.5 Должны быть указаны одобренные маневры, соответствующие ограничения скорости и неразрешенные маневры, предписанные в данном пункте.

11.4.3.6 Должна быть указана максимальная положительная перегрузка в единицах "g".

11.4.3.7 Должны быть указаны число и функции членов минимального внешнего экипажа.

11.4.3.8 Должны быть указаны: перечень видов эксплуатации, которые являются ограничениями для БАС или которые запрещены и перечень установленного оборудования, которое влияет на эксплуатационные ограничения, а также оценка соответствия оборудования и его состояния видам эксплуатации, для которых получено одобрение.

11.4.3.9 Должна быть указана максимальная эксплуатационная высота полета.

11.4.3.10 Максимально допустимое боковое несимметричное распределение топлива должно быть занесено в ЛР, если оно менее максимально возможного.

11.4.3.11 Должны быть представлены любые ограничения на использование систем и оборудования БВС.

11.4.3.12 Если это необходимо, должны быть указаны разрешенные в эксплуатации максимальная и минимальная температуры окружающего воздуха.

11.4.3.13 Должны быть указаны типы и состояние поверхности ВПП, на которых возможна эксплуатация БАС, и допустимые величины бокового ветра.

11.4.4 Эксплуатационные процедуры

11.4.4.1 Должна быть представлена информация об эксплуатационных процедурах (действиях) в нормальных, сложных и аварийных условиях, а также другая информация, необходимая для их безопасной эксплуатации. Представленная информация должна включать в себя следующее:

а) объяснение особенностей управляемости БВС в воздухе и на земле;

б) информацию, относящуюся к эксплуатации с боковым ветром, в том числе и при различном состоянии ВПП;

в) рекомендованную скорость полета в условиях турбулентной атмосферы. Эта скорость должна быть выбрана таким образом, чтобы защитить от последствий порыва (повреждения конструкции БВС или потери управляемости, например, сваливание);

г) процедуры, скорости и конфигурации для выполнения нормального захода на посадку и посадки и переход к условиям ухода на второй круг;

д) скорости, конфигурации и процедуру выполнения захода на посадку и посадки с одним неработающим двигателем;

е) процедуры, условия, скорости и конфигурации для безопасного выполнения ухода на второй круг с одним неработающим двигателем или запрещение попытки уйти на второй круг;

ж) процедуры запуска двигателя в полете, включая влияние высоты;

и) процедуры, скорости и конфигурации для выполнения нормального взлета и последующего набора высоты;

к) процедуры для прекращения взлета из-за отказа двигателя или других причин;

л) процедуры и скорости выполнения продолженного взлета при отказе двигателя и условия, при которых можно безопасно продолжить взлет или предупреждение против попытки продолжить взлет;

м) процедуры, скорости и конфигурации для продолжения набора высоты при отказе двигателя после взлета или на маршруте.

11.4.4.2 Должна быть представлена информация, определяющая каждое рабочее состояние топливной системы, для которого, исходя из условий безопасности, необходимо обеспечить независимость топливной системы, а также представить инструкции по переводу топливной системы в такие конфигурации, для которых доказывается соответствие требованиям данного подраздела.

11.4.4.3 Должны быть представлены эксплуатационные процедуры отключения аккумуляторов от источника зарядки.

11.4.4.4 Должна быть представлена информация о полном количестве вырабатываемого топлива для каждого топливного бака и количестве вырабатываемого топлива в случае отказа любого насоса.

11.4.4.5 Должны быть представлены безопасные эксплуатационные процедуры работы БВС систем и оборудования, как при их нормальной работе, так и в случае их неисправности.

11.4.5 Информация о характеристиках

11.4.5.1 Должна быть представлена следующая информация:

а) характеристики для всех диапазонов температур и высот, требуемых 5.8.2;

б) скорости сваливания VS0, VS1 и Vmin DEMO с закрылками в посадочном положении и с убранными закрылками, при максимальном весе, соответствующем 5.9, и влияние на эти скорости углов крена до 30°;

в) установившаяся вертикальная скорость и градиент набора высоты со всеми работающими двигателями в соответствии с 5.21, перечисление а);

г) посадочная дистанция, определенная в соответствии с 5.24 для каждой высоты аэродрома при стандартной температуре и для всех состояний поверхности ВПП;

д) влияние на посадочную дистанцию уклона ВПП и ветра. При этом встречная составляющая ветра принимается равной 50%, а попутная составляющая ветра - 150%.

е) постоянный угол набора/снижения в крейсерской конфигурации, определенный в соответствии с 5.25;

ж) взлетная дистанция, определенная в соответствии с 5.17, при соответствующем типе и состоянии ВПП;

и) значение взлетного градиента набора/снижения с одним неработающим двигателем;

к) значение крейсерских скоростей и градиента набора/снижения с одним неработающим двигателем, определенные в соответствии с 5.21, перечисление б);

л) дистанция прерванного взлета и дистанцию разбега с учетом состояния поверхности ВПП, отличной от сухой твердой и гладкой поверхности;

м) влияние на дистанцию прерванного взлета, взлетную дистанцию и на дистанцию разбега уклона ВПП и скорости ветра. При этом встречная составляющая ветра принимается равной 50%, а попутная составляющая ветра - 150%;

н) размеры зоны безопасности, определяемые в соответствии с 5.12.4 для БВС, запускаемых при помощи катапульты или ускорителей.

11.4.6 Информация о загрузке

Должна быть предоставлена следующая информация о нагрузке:

а) вес, положение центра тяжести и расположение каждого элемента оборудования, который является легкосъемным, легко перемещаемым или легко заменяемым, и который установлен, когда БВС был взвешен в соответствии с 5.4;

б) соответствующие относящиеся к загрузке инструкции для каждого возможного состояния загрузки в диапазоне между максимальным и минимальным весами, определенными в 5.4, с тем чтобы обеспечить нахождение центра тяжести в пределах, установленных в 5.5.

11.4.7 Информация о каналах передачи данных

Информация о C2/C3, указанная в ЛР, должна соответствовать требованиям 12.4.1, 12.5.1 и 12.7.2.