ГОСТ Р 59751-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Беспилотные авиационные системы с беспилотными воздушными судами самолетного типа. Требования к летной годности
9 Комплексная бортовая система управления полетом
9.1 Общие положения
9.1.1 Комплексная бортовая система управления полетом предназначена для автоматического формирования сигналов на органы управления полетом и системы бортового оборудования БВС, с учетом режима работы двигателей БВС, команд, поступающих по командной линии с СВП, данных бортовой измерительной системы и навигационной системы, с целью безопасного управления полетом БВС, включая предупреждение выхода за установленные летные ограничения.
9.1.2 Комплексная бортовая система управления полетом включает в себя вычислитель и вычислительную систему, а также программное обеспечение.
9.1.3 Функции, выполняемые средствами автоматического управления, определяются для каждого типа БВС в зависимости от назначения и особенностей его использования.
9.1.4 На протяжении полета должно быть обеспечено безопасное управление, сохраняющее пространственное положение и заданную навигацию БВС. Система навигации должна обеспечивать полет вне зон воздушного пространства, запрещенных для полетов воздушных судов или БВС.
9.1.5 Длительный безопасный полет БВС должен быть обеспечен системой управления в случае временного отказа C2/C3.
9.1.6 Система управления полетом должна быть разработана так, чтобы единичный отказ системы не приводил к созданию катастрофической или аварийной ситуации.
9.1.7 В случае ситуации, вызванной допустимым сочетанием вероятных отказов, должна быть обеспечена возможность либо безопасного продолжения полета, либо безопасное завершение.
9.1.8 Система управления полетом должна иметь подсистему мониторинга состояния оборудования на всех этапах полета, включая предполетную подготовку, с отображением результатов контроля на мониторах СВП.
9.1.9 Автоматическая система взлета или посадки должна отвечать следующим требованиям:
а) безопасное выполнение автоматического взлета и посадки в соответствии с требованиями раздела 5;
б) параметры и состояние автоматической системы взлета и посадки и ее статус должны отображаться на мониторах рабочих мест СВП. Индикация должна быть разработана так, чтобы внешний экипаж получал достоверную и однозначную информацию о состоянии систем БВС.
9.2 Безопасное завершение полета в особых случаях
9.2.1 БАС должна иметь систему обеспечения безопасного завершения или восстановления управления с учетом деградации системы управления полетом, которая может работать в следующих режимах:
а) режим завершения полета, который реализует функцию немедленного окончания нормального полета автоматически или под контролем внешнего экипажа;
б) режим восстановления нормального полета или с учетом деградации системы управления, который реализуется автоматически или под контролем внешнего экипажа БАС;
в) комбинация указанного в перечислениях а) и б).
9.2.2 На режимах восстановления и завершения полета возможность действий во всей области полетных режимов должна обеспечиваться в установленных условиях эксплуатации.
9.2.3 Если режим восстановления или режим завершения полета включаются при достижении определенного сочетания параметров полета, то это должно быть отражено в виде процедуры в ЛР.
9.2.4 Автоматическая система, реализующая функции режима восстановления и завершения полета, не должна допускать резких изменений траектории полета.
9.2.5 Для надежности работы систем, обеспечивающих режимы восстановления или завершения полета должно быть предусмотрено подключению к шине резервного электропитания.
9.2.6 БВС должен обладать характеристиками, чтобы в случае отказа двигателя была обеспечена достаточная управляемость и маневренность и срабатывание системы экстренного завершения полета для вынужденной посадки.
9.3 Обеспечение процедуры посадки с парашютом
9.3.1 Процедура нормальной (штатной) посадки с парашютом должна быть разработана таким образом, чтобы обеспечивать точную посадку на поверхность земли с радиальным (круговым) вероятным отклонением (КВО), которое должно быть указано в ЛР, причем оно должно быть рассчитано для любых комбинаций окружающих условий.
9.3.2 Должно быть продемонстрировано, что последовательность операций при посадке с парашютом является надежной, повторяемой, предсказуемой и безопасной:
а) при любых комбинациях значений веса и балансировки БВС, для которых затребована сертификация;
б) при любых наиболее неблагоприятных погодных условиях (ветер, дождь, обледенение), для которых запрашивается сертификат;
в) в течение всего срока службы БАС.
9.3.3 Характеристики местности, на которую может совершаться посадка с парашютом при нормальных условиях, должны быть указаны в ЛР, в частности должны быть указаны приемлемые уклоны местности.
9.3.4 Безопасная зона для посадки с парашютом
Границы безопасной зоны для посадки БВС с парашютом должны быть определены для всех значений веса, высоты и температуры в рамках эксплуатационных границ, установленных для посадки с парашютом.
9.4 Предупреждение выхода параметров полета за установленные эксплуатационные ограничения
9.4.1 Система управления полетом должна иметь возможность ограничивать маневры для того, чтобы удерживать БВС в области эксплуатационных режимов полета.
9.4.2 Система управления полетом должна быть спроектирована так, чтобы на любых, предусмотренных в сертификационных материалах режимах полета, в доступном для внешнего пилота диапазоне управляющих воздействий, контур автоматического управления не мог создать нагрузок на БВС, превышающих расчетные или привести к отклонениям от траектории, превышающим установленные пределы. Это условие распространяется на контур автоматического управления, как при нормальном функционировании системы, так и в случае неисправности, с учетом возможного вмешательства с СВП в пределах допустимого временного интервала, включающего время реакции внешнего пилота и транспортную задержку.
9.5 Система обнаружения и предотвращения столкновений в воздухе
9.5.1 Для обнаружения и предотвращения столкновений в воздухе БВС должно быть оборудовано средствами с автоматической реализацией соответствующих функций.
9.5.2 Бортовое оборудование должно обеспечивать передачу и прием информации от других участников воздушного движения или служб УВД в соответствии с ГОСТ Р 56122-2014 (пункт 4.3.6) с последующей ее передачей внешнему экипажу по линии C2/C3.
