ГОСТ 32396-2021. Межгосударственный стандарт. Устройства вводно-распределительные для жилых и общественных зданий. Общие технические условия
6.3 Внутренние цепи
6.3.1 Для внутренних цепей ВРУ следует применять медные изолированные провода, медные или алюминиевые шины (предпочтительно плакированные медью). Нулевые защитные шины PE следует выполнять из меди.
Допускается защитные шины PE выполнять из стали с металлическим покрытием, причем их эквивалентная проводимость должна соответствовать проводимости медных шин, сечение которых принимают согласно 6.3.3.
Превышения температур защитных шин при длительно допустимом токе, равном 50% номинального тока ВРУ, не должны быть более установленных в 6.8.1.
Примечание - Требование, относящееся к превышению температуры защитных шин, обусловлено возможностью присоединения к ним PEN-проводников питающих сетей в соответствии с ГОСТ 30331.3.
6.3.2 Сечение сборных фазных шин следует выбирать в зависимости от значений номинальных токов вводных аппаратов, приведенных в таблице 2, с учетом их допустимого нагрева по 6.8.1.
6.3.3 Сечения сборных шин - нулевой защитной PE и нулевой рабочей N - следует принимать соответственно по таблицам 3 и 4 в зависимости от сечения сборных фазных шин.
6.3.4 Присоединения к фазным сборным шинам проводников внутренних цепей, относящихся к отдельным защитным аппаратам или группам аппаратов, соединенных между собой соединительными элементами, или к блокам, следует выполнять разборными.
6.3.5 На сборных нулевых рабочих шинах N и нулевых защитных шинах PE должна быть предусмотрена возможность разборного присоединения соответствующих проводников как для внутренних, так и для внешних цепей.
6.3.6 В многопанельных ВРУ сборные фазные шины рекомендовано выполнять в пределах распределительных панелей, а сборные нулевые защитные шины PE и нулевые рабочие шины N - в пределах каждой панели ВРУ - вводной и распределительной.
6.3.7 Соединения сборных шин панелей по 6.3.6 должны быть разборными, причем фазные шины рекомендуется соединять гибкими межпанельными перемычками, а нулевые защитные и нулевые рабочие - непосредственно друг с другом или с использованием шинных перемычек.
6.3.8 Перемычки по 6.3.7 должны быть выполнены из того же материала, что и соединяемые ими шины, причем их сечение должно быть не менее сечения этих шин.
6.3.9 Если перемычки по 6.3.7 имеют меньшее допустимое превышение температуры против соединяемых шин (например, вследствие изготовления их из изолированных проводов), то их сечение должно быть соответственно увеличено.
6.3.10 Сборные шины должны быть расположены и закреплены с учетом требований воздушных зазоров и расстояний утечки согласно 6.8.3.
6.3.11 Сборные шины должны обладать стойкостью к электродинамическому и термическому воздействию тока короткого замыкания согласно 6.8.2.
6.3.12 Сборные нулевую защитную шину PE и нулевую рабочую шину N рекомендуется размещать в непосредственной близости друг от друга в местах, удобных для присоединения внешних проводников. Нулевую защитную шину следует располагать ниже нулевой рабочей шины на высоте от основания ВРУ, достаточной для обеспечения нормированных радиусов изгиба кабелей с наибольшим сечением, которые могут быть присоединены к ВРУ.
6.3.13 Нулевые защитные сборные шины PE должны иметь электрическую связь с открытыми проводящими частями ВРУ класса I, а нулевые рабочие шины N должны быть изолированы от них (при снятой перемычке по 6.3.15).
6.3.14 Нулевые защитные шины PE во ВРУ шкафного исполнения класса II должны быть изолированы от проводящих частей так же, как и токоведущие части.
6.3.15 В состоянии поставки ВРУ сборные нулевую защитную шину PE и нулевую рабочую шину N следует соединять съемной перемычкой сечением, равным сечению нулевой рабочей шины N, что должно обеспечивать готовность присоединения ВРУ к четырехпроводной питающей сети с совмещенным нулевым защитным и нулевым рабочим проводником - PEN-проводником.
Если ВРУ должно присоединяться к пятипроводной сети с нулевым рабочим N-проводником и нулевым защитным PE-проводником (система TN-S), то перемычка должна сниматься, что следует оговаривать в эксплуатационном документе изготовителя.
6.3.16 Нулевые защитные PE-проводники и нулевые рабочие N-проводники должны различаться цветом.
Защитные проводники должны иметь зелено-желтый цвет, нулевые рабочие - голубой (см. [1] <1>).
--------------------------------
<1> В Российской Федерации действует ГОСТ Р 50462-2009 (МЭК 60446:2007) "Базовые принципы и принципы безопасности для интерфейса "человек - машина", выполнение и идентификация. Идентификация проводников посредством цветов и буквенно-цифровых обозначений".
Нулевые защитные и нулевые рабочие шины могут обозначаться соответственно знаками "PE" и "N", причем в многопанельных ВРУ эти обозначения должны быть нанесены на шинах каждой панели.
Другие проводники внутренних цепей следует обозначать согласно 6.3.29.
6.3.17 Сечения фазных проводников, присоединяющих одиночные защитные аппараты к сборным шинам, следует выбирать по номинальным токам этих аппаратов и быть не менее 2,5 мм2.
6.3.18 Сечения соединительных элементов защитных аппаратов (см. 6.3.4) и проводников, соединяющих эти элементы со сборными шинами, следует определять в зависимости от суммарного тока присоединенных к ним аппаратов, умноженного на коэффициент одновременности согласно приложению В.
Если для соединения упомянутых проводников с указанными соединительными элементами не могут быть использованы зажимы выводов защитных аппаратов, входящих в соединяемую группу аппаратов (по несоответствию сечения проводников зажимам аппаратов или по условиям нагрева), то следует предусмотреть либо зажимы на соединительных элементах под эти проводники, либо переходные зажимы для соединения проводников с выводами аппаратов.
6.3.19 Сечения проводников внутренних цепей блоков (например, блока автоматического управления освещением) должны соответствовать значениям, указанным нормативными документами на аппараты, к которым их присоединяют, или, если такие сведения о проводниках отсутствуют, следует выбирать по номинальным токам аппаратов.
Способ присоединения проводников к аппаратам определяется конструкцией их выводов.
6.3.20 Цепи тока, отходящие от трансформаторов тока к счетчикам, следует выполнять медными изолированными проводами сечением не менее 2,5 мм2, цепи напряжения - медными проводами сечением не менее 1,5 мм2.
6.3.21 Цепи управления следует выполнять проводниками сечением, указанным для соединяемой ими соответствующей аппаратуры.
6.3.22 Провода внутренних цепей не должны иметь промежуточных соединений.
6.3.23 Прокладку изолированных проводов следует выполнять в предусмотренных местах таким образом, чтобы они не касались неизолированных токоведущих частей и острых кромок проводящих частей ВРУ, а радиусы их изгиба были не менее нормированных значений. Провода не должны препятствовать монтажу и демонтажу аппаратов.
Проводник, соединяющий ограничитель перенапряжений с защитной шиной PE, и проводники цепей управления следует прокладывать отдельно от других проводников.
6.3.24 При больших потоках проводов мелких сечений их следует прокладывать в виде пучков или размещать в коробах, при этом количество проводов, объединяемых в пучок или прокладываемых в коробе, определяют по условиям их допустимого превышения температуры при номинальных рабочих токах аппаратов, к которым они присоединены.
6.3.25 Выбор сечения провода в зависимости от способа прокладки рекомендуется проводить согласно приложению H ГОСТ IEC 61439-1-2013.
6.3.26 В местах прохода проводов через перегородки или стенки отсеков (панелей) должны предусматриваться меры, исключающие повреждения их изоляции (обработка кромок отверстий, применение проходных втулок).
6.3.27 Питание светосигнальной арматуры и измерительных приборов, установленных на съемных крышках оболочек или дверей, должно быть подведено таким образом, чтобы предупредить возможность механического повреждения проводников в результате перемещения крышек или дверей.
6.3.28 Провода должны иметь изоляцию на номинальное напряжение 450/750 В переменного тока. Это требование относится также к проводнику, соединяющему устройства защиты от импульсного перенапряжения с защитной шиной PE.
6.3.29 Провода внутренних цепей должны иметь на концах цифровую маркировку в соответствии с электрическими схемами ВРУ. Маркировка должна составлять резкий контраст с цветом изоляции проводов, быть стойкой к истиранию и легкочитаемой. На концах сборных фазных шин, если иное не указано на схемах, следует наносить знаки L1, L2, L3.