ГОСТ 34717-2021. Межгосударственный стандарт. Рама боковая и балка надрессорная литые трехосных тележек грузовых вагонов. Технические условия
4 Технические требования
4.1 Требования к конструкции
4.1.1 Рама и балка для выполнения требований надежности (по 4.6) должны обладать несущей способностью, обеспечивающей статическую прочность и запас сопротивления усталости в соответствии с 4.1.1.1 - 4.1.1.5.
4.1.1.1 Рама и балка должны выдерживать без разрушения или потери несущей способности восприятие вертикальной статической испытательной нагрузки значением не менее указанного в таблице 1.
Примечание - Под потерей несущей способности при испытаниях на несущую способность понимают рост деформации (прогиба) детали при уменьшении действующей на нее статической силы.
Таблица 1
Значение вертикальной статической испытательной нагрузки
В килоньютонах (тонна-силах)
Наименование детали | Максимальная расчетная статическая осевая нагрузка | |||
216 (22) | 230,5 (23,5) | 245 (25) | 265 (27) | |
Балка | 1620 (165) | 1730 (176) | 1850 (189) | 2000 (204) |
Рама | 1820 (186) | 1950 (199) | 2080 (212) | 2250 (230) |
4.1.1.2 Рама и балка должны обладать статической прочностью в соответствии с требованиями ГОСТ 34763.1-2021 (пункт 5.2.2).
4.1.1.3 Коэффициент запаса сопротивления усталости должен быть не менее 1,6 при вероятности неразрушения не менее 0,95.
4.1.1.4 Число циклов нагружения до разрушения или потери несущей способности детали [N] при заданном режиме нагружения и базовом числе циклов нагружения N0 = 107 должно быть не менее определяемого по формуле
(1)
где (Pa)0,95 - предел выносливости детали при вероятности неразрушения при базовом числе циклов нагружения N0 = 107, кН, полученный по результатам испытаний;
Paисп - амплитуда нагружения детали при испытаниях, кН;
|m| - модуль показателя степени кривой усталости, полученного при последнем определении коэффициента запаса сопротивления усталости по 4.1.1.3 (см. 5.3.1 и 5.4.1).
4.1.1.5 Фактическое значение срока службы, полученного в соответствии с 6.19, должно быть не менее значения назначенного срока службы по 4.6.1.
4.1.2 Допуски размеров, массы отливок рам и балок, припуски на механическую обработку - по ГОСТ 26645; неуказанные в конструкторской документации литейные уклоны - по ГОСТ 3212.
Допускается устанавливать допуск толщин необрабатываемых стенок и ребер на два класса точности грубее по ГОСТ 26645, при этом расположение интервала допуска несимметричное, нижнее предельное отклонение в соответствии с классом точности, установленным в конструкторской документации.
4.1.3 Основные размеры рам и балок, обеспечивающие возможность сборки тележки и ее подкатки под вагон, должны быть указаны в конструкторской документации.
4.1.4 Расположение зон А и Б, их геометрические размеры, расположение сечений деталей для контроля внутренних литейных дефектов и дефектов внутренних поверхностей, схема установки датчиков для измерения механических напряжений при испытаниях, расположение и размеры зон обязательного неразрушающего контроля, места измерения толщины стенок должны быть указаны в конструкторской и технологической документации. В эксплуатационных документах на раму и балку, выполненных в соответствии с требованиями ГОСТ 2.601, должны быть указаны расположение и геометрические размеры зон обязательного визуального контроля при технических осмотрах. В ремонтных документах на раму и балку, выполненных в соответствии с требованиями ГОСТ 2.602, должны быть указаны расположение и геометрические размеры зон обязательного неразрушающего контроля.
4.1.5 В конструкции рам и балок должны быть предусмотрены контрольные приливы в количестве четырех штук для контроля качества термической обработки. Контрольные приливы должны иметь форму усеченной пирамиды высотой 25 мм с основанием 15 x 20 мм. Места расположения приливов должны быть указаны в конструкторской документации.
4.1.6 Рамы и балки должны быть изготовлены в климатическом исполнении УХП1 по ГОСТ 15150.