ГОСТ Р ИСО 22313-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Надежность в технике. Системы менеджмента непрерывности деятельности. Руководство
10 Улучшение
10.1 Несоответствующие и корректирующие действия
10.1.1 Общие положения
Организация должна определить возможности для совершенствования СМНД и осуществить действия, необходимые для достижения намеченных результатов.
10.1.2 Возникновение несоответствия
Организация должна идентифицировать несоответствия, принимать меры по их контролю, сдерживанию и исправлению, бороться с их последствиями и оценивать необходимость действий по устранению их причин.
Организация должна установить эффективные процедуры для обеспечения идентификации:
- невыполнения требования;
- неэффективного подхода к планированию;
- слабых сторон, связанных с СМНД.
После их выявления необходимо своевременно принимать меры для предупреждения дальнейшего развития ситуации, а также для выявления и устранения коренных причин. Данные процедуры должны обеспечивать постоянную идентификацию, анализ и устранение фактических и потенциальных причин несоответствий.
Несоответствия должны быть идентифицированы и устранены своевременно, как и корректирующие действия, направленные на их устранение. Корректирующие действия могут исходить из четко определенного утверждения о несоответствии, которое четко и понятно формулирует проблему.
При выявлении несоответствия необходимо провести расследование его первопричины и разработать план корректирующих действий для немедленного решения проблемы. План действий должен быть разработан таким образом, чтобы смягчить любые последствия и определить изменения, которые необходимо внести для исправления ситуации, восстановления нормальной работы и устранения причины (причин), чтобы предотвратить повторение проблемы. Характер и сроки действий должны соответствовать масштабу и характеру несоответствия и его потенциальным последствиям.
Организация должна повышать эффективность и результативность СМНД даже при отсутствии признаков несоответствия. Улучшения могут включать в себя коррекцию, корректирующие действия, инновации и реорганизацию.
Установление процедур устранения фактических и потенциальных несоответствий и принятия корректирующих мер на постоянной основе помогает обеспечить надежность и эффективность СМНД. В процедурах должны быть определены обязанности, полномочия и шаги, которые необходимо предпринять при планировании и проведении корректирующих мероприятий. Высшее руководство должно обеспечить осуществление корректирующих действий и систематическое последующее наблюдение для оценки их эффективности.
10.1.3 Хранение документированной информации
Организация должна хранить документированную информацию в качестве объективных свидетельств:
- характера несоответствий и последующих действий;
- результата принятых корректирующих действий.
10.2 Постоянное улучшение
Постоянное улучшение с точки зрения пригодности, адекватности и эффективности СМНД действует на всех уровнях цикла PDCA и должно определяться политикой и целями обеспечения непрерывности деятельности, результатами аудита, анализом нарушений деятельности, анализом со стороны руководства, амбициями и желаемым уровнем зрелости.
Постоянное улучшение требует процесса выявления благоприятных возможностей и процесса управления ими. Процесс постоянного улучшения должен следовать основному процессу для проведения корректирующих действий и должен включать следующее:
- определение того, на что следует обратить внимание (областей и возможностей улучшения);
- определение текущего процесса и средств контроля;
- определение того, какие изменения необходимо внедрить (улучшить).
Корректирующие действия должны помочь устранить недостатки в СМНД и обеспечить ее функционирование по назначению, в то время как постоянное улучшение выводит СМНД на более высокий уровень результативности и эффективности.
Организация может добиться улучшения за счет эффективного применения процессов СМНД, таких как лидерство (см. раздел 5), планирование (см. раздел 6) и оценка показателей СМНД (см. раздел 9). Высшее руководство также должно проанализировать возможности для улучшения СМНД, которые могут возникнуть в результате изменений в:
- области применения организации (например, неудача конкурента);
- внутренней структуре организации (например, приобретение дополнительных помещений или наем персонала);
- средствах производства или способах доставки (например, технологические изменения, совершенствование инфраструктуры);
- методах восстановления (например, новые резервные активы или технологии ИТ);
- технологиях и практиках, включая новые инструменты и методы.
Все это должно быть оценено для установления их потенциальной пользы для организации.
