БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 27.303-2021 (МЭК 60812:2018). Национальный стандарт Российской Федерации. Надежность в технике. Анализ видов и последствий отказов

3 Термины, определения и сокращения

 

3.1 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 51897, [1], а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 вид отказа (failure mode): Способ и особенности возникновения отказа <1>.

--------------------------------

<1> См. также ГОСТ 27.002.

 

Примечания

1 Вид отказа может представлять собой нарушение функции или ее утрату или другое изменение состояния.

2 Видами отказа оборудования могут быть, например: для клапана - "клапан не открывается" или для двигателя - "двигатель не запускается".

3 Вид отказа, связанного с действиями человека, представляет собой утрату функции объекта в результате действий человека (совершенных или не совершенных).

 

3.1.2 последствия отказа (failure effect): Результаты воздействия отказа на объект (явления, процессы, события и состояния) внутри или вне границ отказавшего объекта.

Примечания

1 В некоторых случаях может потребоваться рассмотрение отдельных видов отказов и их последствий.

2 Последствия отказа также охватывают последствия внутри или вне границ отказавшего процесса.

 

3.1.3 система (system): Набор взаимодействующих элементов, сформированный для достижения одной или нескольких поставленных целей <1>.

--------------------------------

<1> См. также [2].

 

Примечания

1 Систему иногда рассматривают как объект или как предоставляемые услуги.

2 На практике значение этого термина часто разъясняется с помощью ассоциативного существительного, например система летательного аппарата. Слово "система" часто опускают, используя синоним; например, вместо термина "система летательного аппарата" используют термин "самолет", хотя он не подчеркивает то, что объект является системой.

 

3.1.4 объект (item): Любая часть, элемент, устройство, подсистема, функциональная единица, аппаратура или система, рассматриваемые самостоятельно.

Примечания

1 Объект может быть отдельной деталью, компонентом, устройством, функциональным блоком, оборудованием, подсистемой или системой.

2 Объект может представлять собой аппаратное обеспечение, программное обеспечение, персонал или любую их комбинацию.

3 Объект часто состоит из элементов, каждый из которых может быть рассмотрен отдельно.

4 В [1] введен в качестве английского синонима термин "сущность", который не всегда может быть применен.

5 Определение в [1] больше похоже на описание. В настоящем стандарте использован термин "объект". Определение термина по [1] приведено в качестве примечания 1.

 

3.1.5 процесс (process): Совокупность взаимосвязанных и/или взаимодействующих действий, преобразующих входы в выходы.

3.1.6 иерархический уровень (hierarchy level): Уровень деления системы, объекта или процесса на составные части в соответствии с их структурой.

Примечания

1 Иерархический уровень также называют контрактным уровнем (см. [1]).

2 Верхний и нижний иерархические уровни соответствуют верхнему и нижнему уровням структуры системы соответственно. Средний иерархический уровень соответствует одному из уровней между высшим и низшим уровнями.

 

3.1.7 элемент (element): Неделимая (в соответствии с иерархической структурой) часть системы, объекта или процесса, для которой должны быть идентифицированы виды отказов <2>.

--------------------------------

<2> См. также ГОСТ 27.002.

 

3.1.8 сценарий (scenario): Возможная последовательность заданных ситуаций и обстоятельств, которые могут возникнуть при функционировании системы, объекта или процесса.

Примечания

1 Ситуации и обстоятельства могут включать действия или факторы вне границ исследуемого объекта или процесса, которые могут повлиять на работу объекта или процесса.

2 Физические ситуации и обстоятельства охватывают все факторы окружающей среды, такие как температура, влажность, освещенность, ударные нагрузки, наличие загрязнения, уровни излучений.

3 Организационные ситуации и обстоятельства включают такие факторы, как уровень квалификации, физические и психологические нагрузки персонала.

 

3.1.9 причина отказа (failure cause): Совокупность обстоятельств (явлений, процессов, событий и состояний), приводящая к отказу.

Примечания

1 Причина отказа может возникнуть при установлении требований, в процессе проектирования, изготовления, монтажа, эксплуатации или обслуживания объекта.

2 Примерами причины отказа могут быть загрязнение или недостаточная смазка, что приводит к такому виду отказа, как заклинивание подшипника.

3 Причины отказа процесса могут охватывать ошибки человека, такие как чрезмерная нагрузка, нарушение памяти, неверное понимание, ошибочные предположения.

 

3.1.10 механизм отказа (failure mechanism): Процесс, приводящий к отказу.

Примечание - Процесс может быть физическим, химическим, логическим, психологическим или их комбинацией.

 

3.1.11 правдоподобность (появления события) (likelihood): Характеристика возможности и частоты появления события.

Примечания

1 Термин "правдоподобность" часто используют в качестве характеристики возможности появления события, которая может быть определена или оценена объективно или субъективно, качественно или количественно и описана с использованием терминов общих или математических (вероятность или частота события за заданный период времени).

2 Английский термин "правдоподобность" не имеет прямого эквивалента в некоторых языках; вместо него часто применяют термин "вероятность".

 

3.1.12 значимость (последствий) (severity): Относительный ранг возможных или фактических последствий отказа или неисправности <1>.

--------------------------------

<1> См. также [3].

 

Примечание - Значимость может быть определена для любых последствий.

 

3.1.13 метод обнаружения (detection method): Способ, позволяющий выявить вид отказа или его зарождение.

3.1.14 средства контроля (control): Предусмотренные конструкцией объекта встроенные устройства или самостоятельное оборудование, которые способны предотвратить отказ, снизить вероятность его возникновения или изменить его последствия.

Примечание - Средства контроля также могут быть отнесены к компенсационному обеспечению.

 

3.1.15 критичность (вида отказа) (criticality): Уровень значимости, определяемый при ранжировании отказов, с использованием установленных критериев оценки.

Примечания

1 Критерии оценки критичности обычно относятся к последствиям отказа для верхнего уровня иерархии системы, объекта или процесса.

2 Мера критичности обычно сочетает значимость последствий, по крайней мере с одной другой характеристикой вида отказа.

3 Конкретное значение критичности зависит от метода оценки, определенного при анализе и подробно рассмотренного в настоящем стандарте.

4 Критичность относится к виду отказа, а не к причинам отказа (если последние определены).

 

3.1.16 обработка (вида отказа) (treatment): Действия, направленные на изменение вероятности и/или последствий вида отказа.

Примечания

1 Обработку иногда называют снижением вероятности или последствий отказа.

2 Обработка может включать действия по устранению причины отказа, изменению вероятности возникновения отказа и/или последствий отказа.

 

3.1.17 ошибка человека (human error): Несоответствие между действиями человека, предпринятыми или невыполненными, и действиями, выполнение которых предполагается или необходимо.

Пример - Выполнение неверного действия; невыполнение требуемого действия; ошибка в расчетах, неверное прочтение значения.

3.1.18 резервирование (redundancy): Способ обеспечения надежности системы за счет использования нескольких способов выполнения функции <2>.

--------------------------------

<2> См. также ГОСТ Р 27.002.

 

Примечание - Способы выполнения функции могут быть преднамеренно различными для снижения возможности возникновения отказов общего вида.

 

3.1.19 отказы по общей причине (common cause failures): Отказы нескольких объектов, возникающие вследствие одного события, которые без рассмотрения причин считались бы независимыми.

Примечания

1 Отказы по общей причине также могут быть "отказами общего вида".

2 Возможность возникновения отказов по общей причине снижает результативность резервирования системы.

 

3.1.20 отказы общего вида (common mode failures): Отказы различных объектов (внутри системы), характеризующиеся одним и тем же видом отказа.

Примечания

1 У отказов общего вида могут быть различные причины.

2 Отказы общего вида могут быть также отказами по общей причине.

3 Возможность возникновения отказов общего вида снижает результативность резервирования системы.

 

3.1.21 тестируемость (объекта) (testability): Степень, до которой объект может быть проверен в процессе и после функционирования для обнаружения и выделения отказов или неисправностей.

3.2 Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

APPN - значение приоритетности альтернативного риска;

CCF - отказы по общей причине;

COTS - покупная продукция;

CSU - компонент программного обеспечения;

DC - диагностический охват;

EMI - электромагнитные помехи;

EMP - электромагнитный импульс;

ESD - аварийное отключение;

ETA - анализ дерева событий;

FIT - количество отказов в единицу времени;

FTA - анализ дерева неисправностей;

FMEA - анализ видов и последствий отказов;

FMECA - анализ видов, последствий и критичности отказов;

FMEDA - анализ видов, последствий и выявления отказов;

MTBF - средняя наработка между отказами;

MTTR - среднее время восстановления;

OEM - изготовитель оригинального оборудования;

RBD - структурная схема надежности;

RCM - техническое обслуживание, ориентированное на безотказность;

RPN - ранг приоритетности риска;

SFF - доля безопасных отказов;

SIL - уровень полноты безопасности;

SOD - значимость, возникновение и обнаруживаемость.