ГОСТ Р 27.303-2021 (МЭК 60812:2018). Национальный стандарт Российской Федерации. Надежность в технике. Анализ видов и последствий отказов
3 Термины, определения и сокращения
3.1 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 51897, [1], а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 вид отказа (failure mode): Способ и особенности возникновения отказа <1>.
--------------------------------
<1> См. также ГОСТ 27.002.
Примечания
1 Вид отказа может представлять собой нарушение функции или ее утрату или другое изменение состояния.
2 Видами отказа оборудования могут быть, например: для клапана - "клапан не открывается" или для двигателя - "двигатель не запускается".
3 Вид отказа, связанного с действиями человека, представляет собой утрату функции объекта в результате действий человека (совершенных или не совершенных).
3.1.2 последствия отказа (failure effect): Результаты воздействия отказа на объект (явления, процессы, события и состояния) внутри или вне границ отказавшего объекта.
Примечания
1 В некоторых случаях может потребоваться рассмотрение отдельных видов отказов и их последствий.
2 Последствия отказа также охватывают последствия внутри или вне границ отказавшего процесса.
3.1.3 система (system): Набор взаимодействующих элементов, сформированный для достижения одной или нескольких поставленных целей <1>.
--------------------------------
<1> См. также [2].
Примечания
1 Систему иногда рассматривают как объект или как предоставляемые услуги.
2 На практике значение этого термина часто разъясняется с помощью ассоциативного существительного, например система летательного аппарата. Слово "система" часто опускают, используя синоним; например, вместо термина "система летательного аппарата" используют термин "самолет", хотя он не подчеркивает то, что объект является системой.
3.1.4 объект (item): Любая часть, элемент, устройство, подсистема, функциональная единица, аппаратура или система, рассматриваемые самостоятельно.
Примечания
1 Объект может быть отдельной деталью, компонентом, устройством, функциональным блоком, оборудованием, подсистемой или системой.
2 Объект может представлять собой аппаратное обеспечение, программное обеспечение, персонал или любую их комбинацию.
3 Объект часто состоит из элементов, каждый из которых может быть рассмотрен отдельно.
4 В [1] введен в качестве английского синонима термин "сущность", который не всегда может быть применен.
5 Определение в [1] больше похоже на описание. В настоящем стандарте использован термин "объект". Определение термина по [1] приведено в качестве примечания 1.
3.1.5 процесс (process): Совокупность взаимосвязанных и/или взаимодействующих действий, преобразующих входы в выходы.
3.1.6 иерархический уровень (hierarchy level): Уровень деления системы, объекта или процесса на составные части в соответствии с их структурой.
Примечания
1 Иерархический уровень также называют контрактным уровнем (см. [1]).
2 Верхний и нижний иерархические уровни соответствуют верхнему и нижнему уровням структуры системы соответственно. Средний иерархический уровень соответствует одному из уровней между высшим и низшим уровнями.
3.1.7 элемент (element): Неделимая (в соответствии с иерархической структурой) часть системы, объекта или процесса, для которой должны быть идентифицированы виды отказов <2>.
--------------------------------
<2> См. также ГОСТ 27.002.
3.1.8 сценарий (scenario): Возможная последовательность заданных ситуаций и обстоятельств, которые могут возникнуть при функционировании системы, объекта или процесса.
Примечания
1 Ситуации и обстоятельства могут включать действия или факторы вне границ исследуемого объекта или процесса, которые могут повлиять на работу объекта или процесса.
2 Физические ситуации и обстоятельства охватывают все факторы окружающей среды, такие как температура, влажность, освещенность, ударные нагрузки, наличие загрязнения, уровни излучений.
3 Организационные ситуации и обстоятельства включают такие факторы, как уровень квалификации, физические и психологические нагрузки персонала.
3.1.9 причина отказа (failure cause): Совокупность обстоятельств (явлений, процессов, событий и состояний), приводящая к отказу.
Примечания
1 Причина отказа может возникнуть при установлении требований, в процессе проектирования, изготовления, монтажа, эксплуатации или обслуживания объекта.
2 Примерами причины отказа могут быть загрязнение или недостаточная смазка, что приводит к такому виду отказа, как заклинивание подшипника.
3 Причины отказа процесса могут охватывать ошибки человека, такие как чрезмерная нагрузка, нарушение памяти, неверное понимание, ошибочные предположения.
3.1.10 механизм отказа (failure mechanism): Процесс, приводящий к отказу.
Примечание - Процесс может быть физическим, химическим, логическим, психологическим или их комбинацией.
3.1.11 правдоподобность (появления события) (likelihood): Характеристика возможности и частоты появления события.
Примечания
1 Термин "правдоподобность" часто используют в качестве характеристики возможности появления события, которая может быть определена или оценена объективно или субъективно, качественно или количественно и описана с использованием терминов общих или математических (вероятность или частота события за заданный период времени).
2 Английский термин "правдоподобность" не имеет прямого эквивалента в некоторых языках; вместо него часто применяют термин "вероятность".
3.1.12 значимость (последствий) (severity): Относительный ранг возможных или фактических последствий отказа или неисправности <1>.
--------------------------------
<1> См. также [3].
Примечание - Значимость может быть определена для любых последствий.
3.1.13 метод обнаружения (detection method): Способ, позволяющий выявить вид отказа или его зарождение.
3.1.14 средства контроля (control): Предусмотренные конструкцией объекта встроенные устройства или самостоятельное оборудование, которые способны предотвратить отказ, снизить вероятность его возникновения или изменить его последствия.
Примечание - Средства контроля также могут быть отнесены к компенсационному обеспечению.
3.1.15 критичность (вида отказа) (criticality): Уровень значимости, определяемый при ранжировании отказов, с использованием установленных критериев оценки.
Примечания
1 Критерии оценки критичности обычно относятся к последствиям отказа для верхнего уровня иерархии системы, объекта или процесса.
2 Мера критичности обычно сочетает значимость последствий, по крайней мере с одной другой характеристикой вида отказа.
3 Конкретное значение критичности зависит от метода оценки, определенного при анализе и подробно рассмотренного в настоящем стандарте.
4 Критичность относится к виду отказа, а не к причинам отказа (если последние определены).
3.1.16 обработка (вида отказа) (treatment): Действия, направленные на изменение вероятности и/или последствий вида отказа.
Примечания
1 Обработку иногда называют снижением вероятности или последствий отказа.
2 Обработка может включать действия по устранению причины отказа, изменению вероятности возникновения отказа и/или последствий отказа.
3.1.17 ошибка человека (human error): Несоответствие между действиями человека, предпринятыми или невыполненными, и действиями, выполнение которых предполагается или необходимо.
Пример - Выполнение неверного действия; невыполнение требуемого действия; ошибка в расчетах, неверное прочтение значения.
3.1.18 резервирование (redundancy): Способ обеспечения надежности системы за счет использования нескольких способов выполнения функции <2>.
--------------------------------
<2> См. также ГОСТ Р 27.002.
Примечание - Способы выполнения функции могут быть преднамеренно различными для снижения возможности возникновения отказов общего вида.
3.1.19 отказы по общей причине (common cause failures): Отказы нескольких объектов, возникающие вследствие одного события, которые без рассмотрения причин считались бы независимыми.
Примечания
1 Отказы по общей причине также могут быть "отказами общего вида".
2 Возможность возникновения отказов по общей причине снижает результативность резервирования системы.
3.1.20 отказы общего вида (common mode failures): Отказы различных объектов (внутри системы), характеризующиеся одним и тем же видом отказа.
Примечания
1 У отказов общего вида могут быть различные причины.
2 Отказы общего вида могут быть также отказами по общей причине.
3 Возможность возникновения отказов общего вида снижает результативность резервирования системы.
3.1.21 тестируемость (объекта) (testability): Степень, до которой объект может быть проверен в процессе и после функционирования для обнаружения и выделения отказов или неисправностей.
3.2 Сокращения
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
APPN - значение приоритетности альтернативного риска;
CCF - отказы по общей причине;
COTS - покупная продукция;
CSU - компонент программного обеспечения;
DC - диагностический охват;
EMI - электромагнитные помехи;
EMP - электромагнитный импульс;
ESD - аварийное отключение;
ETA - анализ дерева событий;
FIT - количество отказов в единицу времени;
FTA - анализ дерева неисправностей;
FMEA - анализ видов и последствий отказов;
FMECA - анализ видов, последствий и критичности отказов;
FMEDA - анализ видов, последствий и выявления отказов;
MTBF - средняя наработка между отказами;
MTTR - среднее время восстановления;
OEM - изготовитель оригинального оборудования;
RBD - структурная схема надежности;
RCM - техническое обслуживание, ориентированное на безотказность;
RPN - ранг приоритетности риска;
SFF - доля безопасных отказов;
SIL - уровень полноты безопасности;
SOD - значимость, возникновение и обнаруживаемость.
