ГОСТ 34758-2021. Межгосударственный стандарт. Лифты. Определение числа, параметров и размеров лифтов для зданий различного назначения
Приложение Д
(справочное)
ПРИМЕР ВЫБОРА ЛИФТОВ РАСЧЕТНЫМ МЕТОДОМ
Д.1 Выбор объекта
Для примера рассматривается офисное здание, в котором принята зонная работа лифтов: нижняя зона - 13 этажей и верхняя зона - 13 этажей.
Д.2 Исходные данные
- нормативный интервал - <= 30 с;
- расчетный пассажиропоток - >= 12% населения здания за 5 мин;
- общая заселенность здания - 1092 чел.
Таким образом, за 5 мин необходимо перевезти 1092 x 0,12 = 131,0 человека.
При нормативном интервале 30 с в течение 5-минутного расчетного периода должно быть выполнено 10 отправлений лифтов с основного посадочного этажа (300 с : 30 с = 10). Таким образом, каждая отправляющаяся с основного посадочного этажа кабина лифта должна иметь среднюю загрузку 13,1 человека (131 чел./5 мин : 10 = 13,1).
Количество обслуживаемых этажей как в нижней, так и в верхней зонах - 13.
Высота подъема лифта (при высоте этажа 4 м) составляет:
- в нижней зоне - 52 м;
- в верхней зоне - 104 м.
Д.3 Дополнительные данные
Время, затрачиваемое на остановку,
tост = tз + tз.д + tэт - tпр + tо + tз.з - tэт.н,
где tз.з = 2,0 с, tз = 2,4 с, tз.д = 0,6 с, tпр = 0 с, tо = 2,0 с и tэт = 5,1 с.
Номинальная скорость лифта для высоты подъема 52 м должна быть 2,5 м/с и для высоты подъема 104 м - 5,0 м/с для выполнения требования нормативного времени подъема лифтов на всю высоту подъема <= 25 с. В соответствии с указанными значениями скоростей время перемещения между двумя соседними этажами tэт.н составит 1,6 с для нижней зоны и 0,8 с - для верхней зоны.
В соответствии с таблицей Е.3 (приложение Е) время, затрачиваемое на остановку, для нижней зоны составит 10,5 с и для верхней зоны - 11,3 с. Согласно таблице 3 настоящего стандарта время на вход пассажира в лифт составит 1,0 с для ширины дверей 1000 мм и более. С применением формулы (11) настоящего стандарта этажи реверса составят для нижней зоны 12,5 этажа, для верхней - 12,5 + 13 = 25,5 этажа.
Вероятное число остановок, рассчитываемое по формуле (10) настоящего стандарта, составит для нижней и верхней зон 8,4 остановки. Время кругового рейса рассчитывают по формуле (7) настоящего стандарта:
- для нижней зоны: 2·12,5·1,6 + 9,4·10,5 + 2·13,1·1,0 = 164,9 с;
- для верхней зоны: 2·25,5·0,8 + 9,4·11,3 + 2·13,1·1,0 = 173,2 с.
Д.4 Выбор количества лифтов
Для обеспечения требуемого интервала 30 с число лифтов должно быть не менее 6 как для нижней зоны, так и для верхней и определяется по результату деления времени кругового рейса на число лифтов:
- нижняя зона: 164,9/6 = 27,5 с, что < 30 с;
- верхняя зона: 173,2/6 = 28,9 с, что < 30 с.
Используя формулы для определения провозной способности лифтов в период пикового пассажиропотока вверх [формула (4) настоящего стандарта] и процента населения здания, перевозимого в этот период [формула (6) настоящего стандарта], получим:
- для нижней зоны:
число пассажиров, перевозимых за 5 мин: 300·13,1/27,5 = 142,9 чел./5 мин;
процент населения здания, перевозимого за 5 мин: 142,9·100/1092 = 13,1%/5 мин;
- для верхней зоны соответственно:
300·13,1/28,9 = 136,0 чел./5 мин;
136,0·100/1092 = 12,5%/5 мин.
Таким образом, для обеих зон обеспечивается необходимый расчетный критерий, приведенный в таблице 1, >= 12%.
В таблице Д.1 представлены результаты расчета.
Таблица Д.1
Результаты расчета
Здание | Характеристика здания в примере расчета (адрес, офис) | ||||||||||||||||
Этажи | Лифты | ||||||||||||||||
N этажа | Населенные этажи | Высота этажа, м | Высота подъема, м | Назначение здания (жилое, офис, гостиница) | Заселенность этажа (число людей) | Обозначения: X - обслуживаемые этажи; I - необслуживаемые этажи; M - машинное помещение | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||||||
28 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| M | M | M | M | M | M |
27 | 26 | 4,0 | 104,0 | Офис | 84 |
|
|
|
|
|
| X | X | X | X | X | X |
26 | 25 | 4,0 | 100,0 | Офис | 84 |
|
|
|
|
|
| X | X | X | X | X | X |
25 | 24 | 4,0 | 96,0 | Офис | 84 |
|
|
|
|
|
| X | X | X | X | X | X |
24 | 23 | 4,0 | 92,0 | Офис | 84 |
|
|
|
|
|
| X | X | X | X | X | X |
23 | 22 | 4,0 | 88,0 | Офис | 84 |
|
|
|
|
|
| X | X | X | X | X | X |
22 | 21 | 4,0 | 84,0 | Офис | 84 |
|
|
|
|
|
| X | X | X | X | X | X |
21 | 20 | 4,0 | 80,0 | Офис | 84 |
|
|
|
|
|
| X | X | X | X | X | X |
20 | 19 | 4,0 | 76,0 | Офис | 84 |
|
|
|
|
|
| X | X | X | X | X | X |
19 | 18 | 4,0 | 72,0 | Офис | 84 |
|
|
|
|
|
| X | X | X | X | X | X |
18 | 17 | 4,0 | 68,0 | Офис | 84 |
|
|
|
|
|
| X | X | X | X | X | X |
17 | 16 | 4,0 | 64,0 | Офис | 84 |
|
|
|
|
|
| X | X | X | X | X | X |
16 | 15 | 4,0 | 60,0 | Офис | 84 |
|
|
|
|
|
| X | X | X | X | X | X |
15 | 14 | 4,0 | 56,0 | Офис | 84 | M | M | M | M | M | M | X | X | X | X | X | X |
14 | 13 | 4,0 | 52,0 | Офис | 84 | X | X | X | X | X | X | I | I | I | I | I | I |
13 | 12 | 4,0 | 48,0 | Офис | 84 | X | X | X | X | X | X | I | I | I | I | I | I |
12 | 11 | 4,0 | 44,0 | Офис | 84 | X | X | X | X | X | X | I | I | I | I | I | I |
11 | 10 | 4,0 | 40,0 | Офис | 84 | X | X | X | X | X | X | I | I | I | I | I | I |
10 | 9 | 4,0 | 36,0 | Офис | 84 | X | X | X | X | X | X | I | I | I | I | I | I |
9 | 8 | 4,0 | 32,0 | Офис | 84 | X | X | X | X | X | X | I | I | I | I | I | I |
8 | 7 | 4,0 | 28,0 | Офис | 84 | X | X | X | X | X | X | I | I | I | I | I | I |
7 | 6 | 4,0 | 24,0 | Офис | 84 | X | X | X | X | X | X | I | I | I | I | I | I |
6 | 5 | 4,0 | 20,0 | Офис | 84 | X | X | X | X | X | X | I | I | I | I | I | I |
5 | 4 | 4,0 | 16,0 | Офис | 84 | X | X | X | X | X | X | I | I | I | I | I | I |
4 | 3 | 4,0 | 12,0 | Офис | 84 | X | X | X | X | X | X | I | I | I | I | I | I |
3 | 2 | 4,0 | 8,0 | Офис | 84 | X | X | X | X | X | X | I | I | I | I | I | I |
2 | 1 | 4,0 | 4,0 | Офис | 84 | X | X | X | X | X | X | I | I | I | I | I | I |
1 | 0 | 4,0 | 0 | Вход | 84 | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
Итого: | 108,0 |
|
| 2184 | Нижняя зона | Верхняя зона |
Окончание таблицы Д.1
| Нижняя зона | Верхняя зона |
Управление лифтовой группой | Обычная | Обычная |
Высота подъема | 52 м | 104 м |
Количество обслуживаемых этажей над основным этажом | 13 | 13 |
Номинальная скорость | 2,5 м/с | 2,5 м/с |
Тип двери | Центрального открывания | Центрального открывания |
Ширина двери | 1100 мм | 1100 мм |
Время входа/выхода пассажира | 1,0 с | 1,0 с |
Время движения на один этаж | 5,1 с | 5,1 с |
Время задержки закрывания двери | 2,0 с | 2,0 с |
Время открывания двери | 2,0 с | 2,0 с |
Ширина открывания используется для измерения времени открывания двери | 800 мм | 800 мм |
Время закрывания двери | 2,4 с | 2,4 с |
Время предварительного открывания двери | 0,0 с | 0,0 с |
Время задержки начала движения | 0,6 с | 0,6 с |
Время, затрачиваемое на остановку | 10,5 с | 11,3 с |
Результаты анализа:
- среднее число пассажиров в кабине лифта, отправляющегося с основного посадочного этажа для верхней и нижней зон, - 13,1 чел.;
- время кругового рейса - 165,2 с (нижняя зона), 173,4 с (верхняя зона);
- номинальная грузоподъемность лифтов - 1275 - 1600 кг для нижней и верхней зон;
- интервал - 27,5 с (нижняя зона), 28,9 с (верхняя зона);
- провозная способность лифтов за 5 мин - 142,9 чел. (нижняя зона), 136,0 чел. (верхняя зона);
- провозная способность (%) к населению здания - 13,1% (нижняя зона), 12,5% (верхняя зона).