БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59611-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию

6.2 Требования к проектированию боковых продольных канав, кюветов, поперечных канав

 

6.2.1 Боковые продольные канавы и кюветы служат для отвода воды, стекающей во время дождя и таяния снега с поверхности автомобильной дороги и прилегающей к ней местности, а также способствуют осушению верхней части земляного полотна в связи с испарением влаги с внутренних откосов боковых продольных канав и кюветов.

6.2.2 В насыпях менее 1,5 м на местности с поперечным уклоном менее ГОСТ Р 59611-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию, на участках с переменной сторонностью поперечного уклона боковые продольные канавы трапецеидального сечения необходимо проектировать с двух сторон земляного полотна.

6.2.3 На местности с поперечным уклоном, направленным в сторону земляного полотна, следует предусматривать сплошной продольный водоотвод на протяжении от каждого водораздела до мест, где возможен отвод воды в сторону от земляного полотна.

6.2.4 В водопроницаемых песчаных, щебенистых и гравелистых грунтах, обеспечивающих быстрое впитывание воды в любое время года, боковые продольные канавы не устраивают. К водопроницаемым грунтам относятся грунты, если значение их коэффициента фильтрации более 0,3 м/сут.

6.2.5 Расстояние между бровкой продольной канавы и кромкой проезжей части рекомендовано принимать не менее 7 м в насыпях из супесей и не менее 3 м - из суглинков и глин.

6.2.6 Кюветы необходимо устраивать при сооружении автомобильной дороги в выемках и у малых насыпей.

6.2.7 Кюветы следует размещать с двух сторон земляного полотна.

6.2.8 На водонепроницаемых грунтах во избежание застоя поверхностной воды боковым продольным канавам следует придавать трапецеидальное сечение. Минимальная ширина дна трапецеидальных канав должна составлять 0,6 м (см. рисунок 1).

 

ГОСТ Р 59611-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию

 

1 - наружная бровка; 2 - внешний откос; 3 - внутренний

откос; 4 - насыпь; a - ширина канавы поверху;

b - ширина дна; h - глубина

 

Рисунок 1 - Конструкция боковой продольной канавы

с сечением трапецеидальной формы

 

6.2.9 Боковые продольные канавы треугольного сечения следует устраивать в насыпях высотой до 0,8 м в супесчаных и песчаных пылеватых грунтах при залегании грунтовых вод ниже дна канавы не менее чем на 0,5 м (см. рисунок 2).

 

ГОСТ Р 59611-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию

 

1 - наружная бровка; 2 - внешний откос;

3 - внутренний откос; 4 - насыпь; h - глубина

 

Рисунок 2 - Конструкция боковой продольной канавы

с сечением треугольной формы

 

6.2.10 В водонепроницаемых грунтах, а также в гравелистых и щебенистых следует устраивать трапецеидальные кюветы. В скальных грунтах необходимо предусматривать кюветы треугольного сечения.

6.2.11 В водопроницаемых песчаных грунтах кюветы, как правило, не устраивают. Кюветы проектируют в том случае, когда требуется выпуск воды из дренирующих слоев дорожной одежды.

6.2.12 Установив крутизну откосов и ширину боковой продольной канавы и кювета по дну, необходимо назначать продольный уклон сооружения и затем подбирать глубину воды в нем. Минимальная глубина боковой продольной канавы и кювета на автомобильных дорогах должна быть такой, чтобы расстояние от дна сооружения до низа дренажных устройств, отводящих воду от основания проезжей части, было не менее 0,20 м. Бровка боковой продольной канавы и кювета должна возвышаться над уровнем воды не менее чем на 0,20 м.

6.2.13 Параметры водоотводных сооружений следует назначать на основании гидравлических расчетов типовых конструкций в [3], стр. 29, но не менее величин, приведенных в таблице 2.

6.2.14 Продольный уклон боковых продольных канав и кюветов следует принимать не менее ГОСТ Р 59611-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию и в исключительных случаях - не менее ГОСТ Р 59611-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию.

6.2.15 Минимальную глубину (расстояние от дна сооружения до уровня поверхности земли) боковых продольных канав и кюветов следует назначать в соответствии с таблицей 2. При невозможности пропуска расчетного расхода воды сечение боковых продольных канав и кюветов требуется увеличить за счет их углубления при сохранении минимальной ширины дна.

 

Таблица 2

 

Минимальные геометрические параметры водоотводных сооружений

 

Водоотводные сооружения

Ширина дна, м

Глубина, м

Крутизна внешнего откоса грунтов

Возвышение бровки над расчетным уровнем воды, м

водонепроницаемых

водопроницаемых

Боковые продольные канавы треугольные

-

0,4

1:1,5

-

0,2

Боковые продольные канавы трапецеидальные

0,6

0,6

1:1,5

Забанкетные канавы

0,4

1:1,5

1:2

-

Кюветы треугольные

-

0,4

1:1

1:1,5

0,2

Кюветы трапецеидальные

0,4

 

6.2.16 При ширине земляного полотна более 11 м боковые продольные канавы и кюветы должны иметь глубину в пределах от 0,5 до 1,2 м, при ширине 11 м и менее - от 0,4 до 0,9 м. Нижний предел глубины принимается для песчаных и супесчаных грунтов, верхний - для суглинистых и глин.

6.2.17 Замкнутые резервы следует устраивать на участках с дренирующими грунтами в районах с засушливым климатом и в районах распространения подвижных песков. Поперечный уклон дна резерва должен быть не менее ГОСТ Р 59611-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию. При ширине резерва до 10 м его проектируют односкатным с поперечным уклоном от земляного полотна, а при ширине более 10 м - двухскатным с уклоном от краев резерва к его середине.

6.2.18 Достаточность поперечного сечения водоотводных сооружений следует проверять на пропуск расчетного расхода воды, вероятность превышения которого для автомобильных дорог I и II категорий составляет 2%, III категории - 3%, IV категории - 4%; при проектировании системы поверхностного водоотвода мостов вероятность превышения рекомендуется принимать по ГОСТ 33384-2015 (пункт 8.8.1) на автомобильных дорогах I и II категорий - 1%, III категории - 2%, IV категории - 3%.

6.2.19 Выпуск воды из водоотводных канав и кюветов в пониженные места рельефа местности допускается при условии, что это не вызовет заболачивания местности и застоя воды у прилегающего земляного полотна. В случае пересечения водоотводными сооружениями территории, где просачивание поверхностного стока в грунт угрожает устойчивости откосов выемок, основания земляного полотна и прилегающей к нему территории, водоотводные канавы, кюветы и резервы необходимо устраивать с соответствующей гидроизоляцией, а поверхность слоя гидроизоляции укреплять от размыва и разрушения с учетом гидравлических характеристик потока.

6.2.20 Укрепление водоотводных канав следует выполнять в зависимости от продольного уклона дна канавы по таблице 3.

 

Таблица 3

 

Типы укреплений

 

Тип укрепления

Уклоны, ГОСТ Р 59611-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию

в песчаных и супесчаных грунтах

в суглинистых грунтах и глинах

Без укрепления

До 10

До 20

Засев трав

От 10 до 25

От 20 до 25

Щебневание, георешетки

От 25 до 50

Монолитный бетон

Более 30

Габионы

Более 50

Торкрет-бетон

Матрацы "Рено"

Геоматы

Бетонные лотки и перепады

Лотки из композиционных материалов

 

6.2.21 При скорости течения потока в водоотводной канаве больше допустимой (неразмывающей) следует предусматривать водогасящие устройства - перепады, быстротоки с водобойными колодцами и т.д.

6.2.22 При уклонах местности более ГОСТ Р 59611-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию в канавах следует устраивать перепады и энергогасители в виде колодцев из сборного бетона по ГОСТ 8020-2016 (пункт 4.1.1).

6.2.23 При строительстве автомобильных дорог в районах с высокой сейсмичностью и возможностью возникновения толчков силой более 7 баллов по шкале Рихтера следует производить дополнительные расчеты на устойчивость откосов выемок в случае расположения в них водоотводных канав и перепадов; самих водоотводных конструкций; достаточности заглубления упоров фундаментов и зубьев в соответствии с требованиями. Типовые решения водоотводных конструкций рассчитаны на воздействие толчков силой 7 баллов, поэтому дополнительные расчеты для случая возникновения более слабых толчков не требуются.

6.2.24 Быстротоки монолитные и сборные железобетонные необходимо устраивать на крутых спусках при продольных уклонах участка более ГОСТ Р 59611-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию, в местах выхода водоотводных канав в овраги, суходолы и другие пониженные места. Поперечное сечение быстротока назначают прямоугольным или трапецеидальным с минимальной шириной дна от 0,6 м.

Гидравлический расчет быстротоков следует выполнять в соответствии с методикой, изложенной в [3], стр. 50.

6.2.25 Гасители энергии представлены в виде водобойных колодцев, уступов, стенок, каменной наброски, бетонных блоков и плит с гибкими связями.

Водобойные колодцы и стенки следует располагать на склонах крутизной более 10% для гашения энергии водного потока. Допускается применение типовых конструкций водобойных колодцев 2,0; 2,5; 4,0 м и индивидуальных конструкций.

6.2.26 Перепады следует устраивать для уменьшения скорости течения воды в кюветах, канавах, резервах, подводящих и отводящих руслах:

- одноступенчатые перепады без гасителей энергии при продольном уклоне трассы водоотвода, обеспечивающем получение высоты ступени не более 0,5 м;

- многоступенчатые перепады без гасителей энергии, неколодезного типа, при продольном уклоне трассы водоотвода от ГОСТ Р 59611-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию до ГОСТ Р 59611-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию;

- многоступенчатые перепады с гасителями энергии колодезного типа при продольном уклоне от ГОСТ Р 59611-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию до ГОСТ Р 59611-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию и расходах более 1 м3/с.

TOC