ГОСТ Р 59611-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию
6.5 Требования к проектированию прикромочных (продольных) и откосных телескопических (поперечных) лотков
6.5.1 Прикромочные (продольные) и откосные телескопические (поперечные) лотки следует устраивать на автомобильных дорогах при наличии одного из условий:
- вогнутые кривые с радиусами менее 20 000 м, в т.ч. на участке вогнутой кривой без прохождения вершины;
- высота насыпи более 4 м;
- продольный уклон и более.
6.5.2 Прикромочные (продольные) лотки должны выполняться монолитными или из сборных элементов различного поперечного сечения, а именно:
- из монолитного бетона;
- железобетона по ГОСТ 32955-2014 (4.1, 4.2 и 5.1);
- бетонных блоков (Б-1, Б-2, Б-5) по типовым конструкциям, схемы которых представлены в [4], стр. 9 - 11;
- асфальтобетона (см. рисунок 5) по типовым проектным решениям [5].
Рисунок 5 - Пример конструкции прикромочного (продольного)
лотка из асфальтобетона
6.5.3 Допускается применять лотки из полимербетона в соответствии с ГОСТ 32955-2014 (пункт 5.4.2), из композитных материалов и пластических масс, а также лотки, изготовленные из бетонных смесей, армированных фибрами по ГОСТ 32955-2014 (пункт 5.4.1). Лотки, изготовленные из композитных материалов или пластических масс, должны быть стойкими к ультрафиолетовому излучению, воздействию низких температур и другим природно-климатическим факторам.
6.5.4 С проезжей части поверхностная вода должна стекать в прикромочные (продольные) лотки, далее в открытые откосные телескопические (поперечные) лотки, водоотводные укрепленные канавы, очистные сооружения или на прилегающую территорию.
На дорогах IV категории вместо откосных телескопических (поперечных) лотков допускается устройство полутруб, а также выпуск воды на откос, предварительно укрепленный монолитным бетоном или каменной наброской.
6.5.5 Прикромочные (продольные) лотки необходимо устраивать за пределами укрепленной с применением органических вяжущих материалов части обочины или за пределами краевой полосы. При наличии остановочной полосы и/или автобусной остановки прикромочные лотки следует устраивать за ее пределами.
6.5.6 Все прикромочные (продольные) лотки, выполненные из блоков Б-1, Б-5, асфальтобетона и т.д., а также места сброса воды из прикромочных (продольных) лотков в откосные телескопические (поперечные) лотки должны быть закрыты рабочим участком барьерного ограждения (см. рисунок 6) в соответствии с [6], пункт 8.1.7.7.
Рисунок 6 - Пример установки барьерного
ограждения на обочине
6.5.7 На участках возможных наездов автомобилей рекомендуется устройство закрытых лотков с решетками и дождеприемных колодцев малой глубины.
6.5.8 Прикромочные (продольные) и откосные телескопические (поперечные) лотки необходимо устраивать на виражах со стороны внутренней обочины.
6.5.9 Прикромочные (продольные) лотки следует устраивать на разделительной полосе с вогнутым очертанием.
6.5.10 Откосные телескопические (поперечные) лотки для сброса воды из прикромочных (продольных) лотков следует устраивать телескопическими с применением сборных элементов постоянного сечения (блоки Б-6, Б-7) по типовым проектным решениям, представленным в [4], стр. 13 - 15.
6.5.11 Расстояние между откосными водосбросными лотками для сброса воды, а также расстояние между дождеприемными колодцами при закрытом водоотводе определяют по таблице 5, по карте ливневых районов, размещенной на листе 9 [5].
Таблица 5
Расстояние между устройствами для сброса воды
Ливневой район | Блоки | Категория автомобильной дороги (число полос) | Наличие укреплений и виража | Расстояние, м, при продольном уклоне, | |||||||
3 | 5 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | ||||
1 | Б1 | I (4) | С остановочной полосой | 40 | 45 | 55 | 45 | 40 | 35 | 30 | 25 |
I (6) | 30 | 35 | 45 | 35 | 30 | 25 | 20 | 15 | |||
I (8) | 25 | 30 | 35 | 30 | 25 | 20 | 15 | ||||
II | С остановочной полосой | 95 | 120 | 150 | 125 | 105 | 95 | 85 | 75 | ||
Без остановочной полосы | 125 | 160 | 165 | 140 | 125 | 110 | 100 | 90 | |||
С виражом | 55 | 70 | 85 | 70 | 60 | 55 | 50 | 45 | |||
Б2 | III | С виражом | 60 | 75 | 95 | 75 | 65 | 60 | 55 | 50 | |
Без виража | 130 | 160 | 205 | 165 | 140 | 125 | 115 | 100 | |||
IV | С виражом | 65 | 80 | 100 | 80 | 70 | 65 | 60 | 55 | ||
Без виража | 135 | 165 | 245 | 190 | 155 | 140 | 130 | 110 | |||
2 | Б1 | I (4) | С остановочной полосой | 45 | 60 | 70 | 60 | 50 | 45 | 40 | 35 |
I (6) | 35 | 45 | 55 | 45 | 40 | 35 | 30 | 25 | |||
I (8) | 30 | 40 | 45 | 35 | 30 | 25 | 20 | 15 | |||
II | С остановочной полосой | 125 | 160 | 180 | 155 | 140 | 120 | 110 | 95 | ||
Без остановочной полосы | 145 | 190 | 235 | 185 | 175 | 160 | 140 | 130 | |||
С виражом | 70 | 85 | 105 | 90 | 75 | 65 | 60 | 55 | |||
Б2 | III | Без виража | 160 | 205 | 260 | 200 | 170 | 140 | 130 | 120 | |
С виражом | 80 | 100 | 120 | 100 | 85 | 75 | 70 | 60 | |||
IV | Без виража | 180 | 220 | 280 | 225 | 190 | 150 | 145 | 130 | ||
С виражом | 90 | 110 | 130 | 110 | 95 | 85 | 80 | 65 | |||
3 | Б1 | I (4) | С остановочной полосой | 35 | 45 | 50 | 40 | 35 | 30 | 25 | 20 |
I (6) | 25 | 30 | 40 | 35 | 30 | 25 | 20 | 15 | |||
I (8) | 20 | 25 | 35 | 30 | 25 | 20 | 15 | 10 | |||
II | С остановочной полосой | 80 | 105 | 125 | 105 | 90 | 80 | 70 | 65 | ||
Без остановочной полосы | 95 | 120 | 140 | 115 | 100 | 90 | 80 | 70 | |||
С виражом | 45 | 60 | 70 | 55 | 50 | 45 | 40 | 35 | |||
Б2 | III | Без виража | 110 | 130 | 160 | 140 | 120 | 105 | 95 | 85 | |
С виражом | 55 | 65 | 80 | 65 | 55 | 50 | 45 | 40 | |||
IV | Без виража | 125 | 140 | 180 | 205 | 140 | 120 | 105 | 100 | ||
С виражом | 65 | 70 | 90 | 75 | 60 | 55 | 50 | 45 | |||
4 | Б1 | I (4) | С остановочной полосой | 75 | 85 | 110 | 90 | 75 | 70 | 60 | 55 |
I (6) | 55 | 70 | 85 | 70 | 60 | 55 | 45 | 40 | |||
I (8) | 50 | 60 | 70 | 55 | 50 | 45 | 40 | 35 | |||
II | С остановочной полосой | 200 | 225 | 255 | 245 | 230 | 180 | 175 | 150 | ||
Без остановочной полосы | 225 | 270 | 305 | 275 | 240 | 195 | 185 | 160 | |||
С виражом | 110 | 125 | 145 | 135 | 120 | 105 | 95 | 85 | |||
Б2 | III | Без виража | 235 | 280 | 345 | 320 | 285 | 220 | 220 | 180 | |
С виражом | 120 | 145 | 170 | 140 | 130 | 115 | 105 | 95 | |||
IV | Без виража | 250 | 300 | 380 | 365 | 325 | 235 | 235 | 170 | ||
С виражом | 130 | 170 | 195 | 145 | 140 | 125 | 115 | 105 | |||
Примечание - Для дорог I категории с количеством полос движения более 8 расстояния между телескопическими лотками следует устанавливать расчетом по методике, изложенной в [5]. |
6.5.12 При высоких насыпях с бермами откосные телескопические (поперечные) лотки допускается применять комбинированного типа с сочетанием телескопических с лотками из монолитного бетона, либо с лотком из типовых бетонных плит, композиционных материалов или лотков индивидуальной конструкции.
6.5.13 На участке сопряжения прикромочных (продольных) лотков с откосными телескопическими (поперечными) лотками происходит деформация водного потока. Для регулирования водного потока на входе и на выходе из откосного телескопического (поперечного) лотка необходимо устраивать оголовки. Типовая конструкция оголовка имеет плоское дно.
Допустимо на участке сопряжения прикромочных (продольных) лотков с откосными телескопическими (поперечными) лотками для изменения скорости и сужения водного потока применять конструкцию рассеивающего трамплина в виде поверхности с дном двоякой кривизны виражеобразной формы, включающую участок поворота с одним либо двумя входами для подвода воды и выходным сечением полукруглой формы.
6.5.14 Для предохранения подошвы насыпи от размыва и снижения скорости потока следует устраивать гаситель и производить укладку бетонных плит. При высоте насыпи более 4 м допускается за концевой частью откосного телескопического (поперечного) лотка применять трапецеидальный колодец (расширяющийся колодец для гашения энергии потока).