БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59200-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мосты и трубы. Капитальный ремонт, ремонт и содержание. Технические правила

7 Технические правила содержания мостовых сооружений

 

7.1 Общие требования

 

7.1.1 Основными задачами содержания мостовых сооружений являются поддержание нормативного технического состояния сооружений, организация и обеспечение безопасности дорожного движения, безопасного пропуска тяжеловесных транспортных средств, обеспечение сохранности сооружений при пропуске ледохода и паводковых вод, а также выполнение работ по предупреждению или устранению появившихся дефектов в элементах конструкций мостовых сооружений, регуляционных сооружений и прилегающих территорий.

7.1.2 Комплекс работ по содержанию мостовых сооружений включает в себя регулярно выполняемые в течение года работы по поддержанию исправного состояния конструкций, а также планово-предупредительные работы и работы по оценке технического состояния мостовых сооружений, в том числе формирование и ведение автоматизированных банков данных, содержащих информацию о мостовых сооружениях.

7.1.3 Периодичность проведения работ по содержанию мостовых сооружений назначают в соответствии с ГОСТ Р 58862.

7.1.4 Эксплуатационное состояние конструктивных элементов мостовых сооружений, обеспечиваемое выполнением мероприятий по содержанию, должно отвечать требованиям ГОСТ Р 50597 при любых метеорологических условиях, а также требованиям ГОСТ 33180 и ГОСТ 33181 (с учетом требований к уровню содержания, установленных органами управления автомобильными дорогами).

7.1.5 Общие требования по содержанию, в том числе определение стратегии борьбы с зимней скользкостью, соответствуют ГОСТ Р 59201.

7.1.6 В рамках содержания мостовых сооружений также выполняют работы:

- по обеспечению работоспособности систем подъема и разведения пролетных строений;

- по техническому обслуживанию автоматизированных систем по борьбе с зимней скользкостью;

- по техническому обслуживанию оборудования для маломобильных групп населения;

- удаление несанкционированных надписей и рисунков со всех конструкций мостовых сооружений;

- разработку проектов содержания мостовых сооружений.

7.1.7 Для предотвращения появления несанкционированных надписей на конструкциях мостовых сооружений следует использовать антивандальные защитные покрытия.

7.1.8 Разработка проектов содержания обязательна для уникальных объектов капитального строительства, в том числе вантовых и висячих мостовых сооружений, разводных мостов, а также сооружений, построенных в опытном порядке. Для остальных мостовых сооружений допускается при отсутствии проекта содержания использовать типовые регламенты с учетом природно-климатических особенностей района расположения.

 

7.2 Работы по осмотру и обследованию

 

7.2.1 Работы по текущему и периодическому осмотру, а также по обследованию и испытанию мостовых сооружений осуществляют с целью контроля их технического состояния и своевременного выявления повреждений и дефектов, снижающих транспортно-эксплуатационные качества сооружения, или предупреждения возможности возникновения данных дефектов.

7.2.2 Периодичность проведения текущих и периодических осмотров устанавливают в соответствии с ГОСТ Р 58862.

7.2.3 Периодические осмотры мостовых сооружений проводят, как правило, после прохода паводковых вод и перед ледоставом, а также после землетрясений силой более 5 баллов и других стихийных бедствий.

7.2.4 При текущих и периодических осмотрах устанавливают общее состояние мостового сооружения и выявляют требующие устранения дефекты. По результатам текущего и периодического осмотров:

- определяют необходимость и объем проведения планово-предупредительных работ;

- назначают работы по подготовке мостовых сооружений к пропуску ледохода и паводку;

- организуют длительные наблюдения за развитием отдельных дефектов и временные ограничения движения;

- определяют необходимость проведения обследования.

7.2.5 По результатам осмотров вносят запись в соответствующий журнал, карточку мостового сооружения или автоматизированную информационную систему.

7.2.6 Различают следующие виды обследований:

- периодические (в том числе диагностика) для выявления их фактического состояния, проверки соответствия установленным требованиям, уточнения их грузоподъемности и определения условий дальнейшей эксплуатации. Данный вид обследования может сопровождаться проведением полных или частичных испытаний;

- в целях разработки проекта ремонта, капитального ремонта или реконструкции и определения объемов ремонтных работ;

- специальные для оценки состояния отдельных конструктивных элементов (в том числе фундаментов) или поведения моста под нагрузками и воздействиями.

7.2.7 Проведение работ по диагностике и паспортизации осуществляют в соответствии с ГОСТ 33161 с внесением данных в паспорт мостового сооружения или автоматизированный банк данных.

7.2.8 На основании данных периодических обследований формируют план ремонтных работ и назначают приоритетность их выполнения.

7.2.9 К мониторингу состояния мостового сооружения (мониторинг моста) относят систематическое наблюдение за работой моста в эксплуатационных условиях в течение заданного существенного промежутка времени с применением специальных технических средств. Управление осуществляют автоматизированной системой мониторинга технического состояния строительных сооружений с учетом требований ГОСТ Р 22.1.12.

7.2.10 Объектами мониторинга, как правило, являются мостовые сооружения:

- с большими пролетами (длиной более 100 м), большой высоты (высота опор более 40 м), со сложными конструктивными решениями и особенностями (висячих или вантовых систем, совмещенных и разводных);

- эксплуатируемые в сложных инженерно-геологических, сейсмических или климатических условиях;

- после строительства, реконструкции, модернизации или ремонта, осуществленных с использованием новых технологий, конструкций и материалов;

- эксплуатируемые в аварийном состоянии, вызванном чрезвычайными обстоятельствами в период ликвидации аварийных ситуаций.

7.2.11 При организации контрольного мониторинга измерения осуществляют в соответствии с методиками проведения измерений, разработанными согласно ГОСТ Р 8.563. Для измерения каждого параметра следует устанавливать не менее двух средств измерения.

7.2.12 При наличии на мостовом сооружении системы непрерывного мониторинга состояния выполняют:

- работы по техническому обслуживанию;

- замену вышедших из строя элементов системы мониторинга;

- метрологическую поверку средств измерений;

- техническое сопровождение программного обеспечения;

- обслуживание систем передачи, хранения и воспроизведения данных.

 

7.3 Весенне-летне-осеннее содержание

 

7.3.1 Полотно мостовое

7.3.1.1 К работам по весенне-летне-осеннего содержания мостового полотна относят:

- очистку от загрязнений элементов мостового полотна и тротуаров;

- заделку трещин и мелких выбоин в покрытии в зоне деформационных швов;

- заделку трещин и мелких выбоин у тротуаров и на тротуарах;

- восстановление антикоррозионного покрытия элементов перил, ограждений, опор освещения;

- восстановление разметки;

- исправление водоотводных трубок, лотков и изоляции в зоне примыкания к ним;

- очистку и устранение повреждений конструкций деформационных швов;

- устранение повреждений тротуаров, дорожных ограждений;

- замену части покрытия проезжей части;

- замену водоотводных трубок и лотков;

- восстановление гидроизоляции на отдельных локальных участках;

- устранение дефектов системы водоотвода;

- замену конструкций деформационных швов;

- замену отдельных элементов тротуаров и дорожных ограждений;

- восстановление заполнения швов примыкания покрытия проезжей части к элементам мостового полотна.

7.3.1.2 Работы по уборке покрытия проезжей части мостовых сооружений и полосы безопасности (предохранительные полосы) следует производить одновременно с уборкой проезжей части автомобильной дороги, на которой они расположены. Труднодоступные места (в том числе под ограждениями), уборку которых невозможно проводить одновременно с уборкой проезжей части автомобильной дороги, необходимо очищать вручную.

7.3.1.3 Для обеспечения безопасности движения пешеходов необходимо убирать загрязнения с тротуаров и лестничных сходов. Работы выполняют малогабаритными подметально-уборочными машинами или вручную.

7.3.1.4 Заделку трещин и восстановление швов примыкания проводят резинобитумными и полимерно-битумными вяжущими, битумно-бутилкаучуковыми мастиками или тиоколовыми герметиками в соответствии с требованиями ГОСТ 32870, ГОСТ 15836.

7.3.1.5 При образовании на части покрытия проезжей части многочисленных трещин, выбоин, а также неровностей по ГОСТ Р 50597 при сохранении целостности гидроизоляции и защитного слоя производят его замену на отдельных поврежденных участках.

7.3.1.6 Устранение повреждений покрытия проезжей части и выполнение работ по весенне-летне-осеннему содержанию дорожных ограждений, акустических экранов, опор освещения, лестничных сходов, дорожной разметки выполняют с учетом требований ГОСТ Р 59201.

7.3.1.7 Необходимо сохранять дорожную разметку в процессе проведения работ по содержанию проезжей части, а в случае несоответствия ее параметров требованиям ГОСТ Р 50597 - предусмотреть необходимость восстановления дорожной разметки.

7.3.1.8 Мойка дорожных ограждений, акустических экранов, опор освещения мостовых сооружений и лестничных сходов осуществляют вручную или механизированно. При необходимости применяют специальное навесное оборудование комбинированных дорожных машин.

7.3.1.9 Работы по замене или восстановлению элементов мостового полотна выполняют в соответствии с 6.2.

7.3.1.10 К работам по весенне-летне-осеннему содержанию конструкций деформационных швов относят:

- очистку от загрязнений пазов для перемещения листов, зазоров в конструкциях деформационных швов, поверхностей с мастичным и резиновым заполнением и перекрытого типа;

- очистку и смазку механизмов в конструкциях деформационных швов;

- заливку трещин в покрытии в зоне конструкции деформационного шва;

- устранение протечек через конструкцию деформационного шва подтяжкой болтов, заклинкой резинового компенсатора;

- заливку мастикой швов с их предварительной очисткой от старой мастики;

- закрепление скользящих листов (в случае их отрыва) или установку недостающих пружин;

- замену покрытия пришовной переходной зоны;

- восстановление водоотводных лотков;

- локальное восстановление щебеночно-мастичного заполнения;

- заполнение пустот в бетоне под горизонтальными листами окаймления;

- замену резиновых компенсаторов;

- замену элементов конструкций;

- замену анкеровки окаймления;

- замену бетонного прилива;

- восстановление изоляции у швов с устройством дренажа и восстановлением пришовной переходной зоны;

- замену участков швов с щебеночно-мастичным заполнением.

7.3.1.11 Замену поврежденного деревянного настила проезжей части и тротуаров проводят в соответствии с 6.3.7.

7.3.1.12 Для обеспечения быстрого отвода дождевых вод с конструкций необходимо выполнять очистку водоотводных трубок и лотков от загрязнений. Очистку производят с помощью щеток или продувают сжатым воздухом.

7.3.1.13 В случае попадания с проезжей части воды на нижерасположенные элементы мостового сооружения необходимо проводить наращивание водоотводных труб.

7.3.1.14 В рамках весенне-летне-осеннего содержания надземных пешеходных переходов выполняют уборку и мойку наружных и внутренних поверхностей, последнюю осуществляют с применением аппаратов высокого давления или вручную. Мойку наружных поверхностей выполняют с использованием машин, оборудованных рабочими платформами.

7.3.1.15 При повреждении поверхности покрытия прохожей части надземных пешеходных переходов следует производить его восстановление.

7.3.1.16 Поврежденные элементы остекления должны быть заменены на новые аналогичной конструкции.

7.3.2 Пролетные строения

7.3.2.1 К работам по весенне-летне-осеннему содержанию пролетных строений мостовых сооружений относят:

- очистку от загрязнений элементов пролетных строений;

- устранение повреждений связей пролетных строений;

- устранение повреждений козырьков вдоль пролетов и сливов с горизонтальных поверхностей пролетных строений;

- локальную окраску элементов металлических конструкций пролетных строений;

- замену дефектных заклепок;

- подтяжку болтов;

- нейтрализацию трещин в металле;

- восстановление узлов и стыков объединения стальных балок с железобетонными плитами и узлов ферм;

- устранение мелких дефектов железобетонных конструкций;

- заделку раковин, сколов и трещин;

- устранение проломов плит, разрушений диафрагм, продольных швов омоноличивания балок (арок);

- восстановление части элементов с добавлением арматуры и последующим бетонированием участка;

- восстановление защитного слоя бетона отдельных элементов пролетных строений;

- восстановление разметки.

7.3.2.2 Устранение дефектов пролетных строений мостовых сооружений производят в соответствии с требованиями 6.3.

7.3.2.3 На сборных железобетонных пролетных строениях следует устранять повреждения в сварных стыках диафрагм между балками путем "закрытия" стыка цементно-эпоксидным раствором толщиной защитного слоя от 2 до 3 см.

7.3.2.4 На стальных конструкциях пролетных строений выполняют подтяжку болтов, замену отдельных связей или их правку, проводят локализацию трещин и устанавливают наблюдение за ними. При необходимости заменяют отдельные ослабленные заклепки и производят усиление клепаных элементов накладками на высокопрочных болтах по ГОСТ Р 53664.

7.3.2.5 На деревянных конструкциях производят очистку от гнили, антисептирование и окраску, а при необходимости и усиление отдельных элементов, установку подкладок и прокладок, заделку зазоров и щелей. Также следует выполнить подтягивание ослабленных болтов и тяжей и защитить их от коррозии.

7.3.2.6 Работы по защите древесины выполняют в соответствии с ГОСТ 20022.3, ГОСТ 20022.4, ГОСТ 20022.6, применяемые материалы должны соответствовать ГОСТ 30495.

7.3.2.7 На вантовых и висячих мостовых сооружениях необходимо контролировать положение конструкций вант и демпферов, наличие на них повреждений и деформаций, проверять качество соединений, затяжку болтов, наличие воды в колпаках, производить очистку от потеков масла и смазку подвижных элементов.

7.3.2.8 При наличии повреждений антикоррозионной защиты вант и демпферов следует проводить ее восстановление.

7.3.2.9 При наличии повреждений полимерной оболочки ее восстанавливают в зависимости от типа повреждения одним из следующих способов:

- применением антивулканизационной ленты;

- заполнением плавким материалом;

- частичной заменой оболочки с запаиванием плавким материалом;

- применением термоусаживающегося рукава.

7.3.2.10 Подготовительные работы по восстановлению полимерной оболочки выполняют в следующей последовательности:

- очищают повреждение, обрезают торчащие куски и подготавливают поверхность;

- производят обезжиривание поверхности на расстоянии не менее 10 см от повреждения;

- очищают прядь.

7.3.2.11 При применении антивулканизационной ленты сначала восстанавливают геометрию оболочки мастикой, затем производят намотку ленты в два слоя.

7.3.2.12 При применении плавкого материала следует нагреть оболочку горелкой до температуры плавления восстанавливающего материала, расплавить материал на повреждение и заровнять.

7.3.2.13 Частичную замену оболочки проводят при обширном повреждении сегментов. Для производства работ используют новую оболочку.

7.3.2.14 При применении термоусаживающегося рукава выполняют:

- обрезку торчащих элементов;

- обезжиривают оболочку;

- протирают подготовленную поверхность;

- оборачивают термоусаживающим рукавом;

- закрепляют на оболочке термоусаживающегося рукава.

7.3.2.15 При обнаружении в колпаках вант воды необходимо определить место протечки (шарнир или болтовое соединение), провести замену шарнира или запломбировать место протечки герметичной мастикой.

7.3.2.16 При осмотре опорных частей проверяют:

- наличие трещин в конструкции опорной части;

- наличие трещин, пустот, сколов в железобетонных конструкциях подферменников;

- наличие ослабленных или поврежденных элементов крепления опорной части к подферменнику;

- состояние антикоррозионного покрытия элементов конструкции опорной части;

- наличие шума в опорной части при прохождении транспортных средств по мостовому сооружению;

- соответствие пространственного положения опорной части проектным значениям (выявление возможной несоосности, недопустимых вертикальных и горизонтальных перемещений);

- наличие посторонних предметов, препятствующих перемещению подвижных частей опорной части;

- наличие загрязнений;

- наличие протечек через конструкции деформационных шов.

7.3.2.17 При осмотре резиновых опорных частей проверяют на соответствие их фактических параметров требованиям ГОСТ 32020.

7.3.2.18 При замене опорных частей необходимо их устанавливать на подферменные площадки, подготовленные и выверенные в пределах допустимых отклонений.

7.3.2.19 Опорные части с неустранимыми дефектами подлежат замене согласно 5.3.15.

7.3.2.20 Работы по переустановке и ремонту подферменника выполняют согласно 6.3.12.

7.3.2.21 При проведении работ по содержанию опорных частей осуществляют:

- очистку струей воды;

- восстановление антикоррозионного покрытия при необходимости;

- нанесение смазочных материалов;

- натирание трущихся поверхностей графитом;

- подтяжку болтов элементов крепления;

- исправление положения катков;

- замену съемных отдельных деталей.

7.3.2.22 В случае скопления грязи, растительности и продуктов жизнедеятельности животных, скопления конденсата проводят очистку и устройство защитных элементов от повторного появления.

7.3.2.23 При заклинивании опорной части необходимо проводить контроль ее положения на соответствие текущей температуре установки, очистку от загрязнения и наносить смазочный материал на поверхность качения и скольжения.

7.3.2.24 Расстройство болтовых и анкерных креплений, в результате которых происходит влияние на работу опорной части, необходимо выполнить замену изношенных элементов.

7.3.2.25 В случае возникновения коррозии от протечек с проезжей части выполняют очистку и устраняют причины возникновения (протечки или конденсат).

7.3.2.26 На пролетных строениях путепроводов должна быть восстановлена вертикальная разметка в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289, ГОСТ 32953 и ГОСТ Р 51256 в случае несоответствия ее параметров требованиям ГОСТ Р 50597.

7.3.2.27 Работы на высоте выполняют с существующих или временных смотровых устройств мостовых сооружений, с временно возводимых подмостей или машин, оборудованных рабочими платформами.

7.3.2.28 Обслуживание систем подъема и разведения пролетных строений должно обеспечивать бесперебойное функционирование всех механизмов в течение периода их работы. Состав работ по обслуживанию систем подъема и разведения пролетных строений определяют индивидуально для каждого сооружения.

7.3.3 Опоры

7.3.3.1 К работам по весенне-летне-осеннему содержанию опор мостовых сооружений относят:

- очистку опор от загрязнений;

- устранение повреждений сливов с горизонтальных поверхностей опор;

- локальную окраску элементов опор;

- антисептирование деревянных конструкций опор;

- замену подферменников;

- торкретирование поверхности опор;

- восстановление части ригелей и стоек;

- восстановление защитного слоя бетона отдельных элементов опор;

- восстановление разметки.

7.3.3.2 Для предупреждения разрушения конструкций необходимо в летний период выполнять очистку от загрязнений горизонтальных поверхностей опор, подферменных площадок, а также ограничивать несанкционированный доступ к ним.

7.3.3.3 Для обеспечения отвода воды с конструкций горизонтальным поверхностям придают уклоны и устраивают сливы.

7.3.3.4 В местах соприкосновения поверхности опор с грунтом необходимо восстанавливать поврежденные защитные покрытия путем нанесения защитных покрытий.

7.3.3.5 На бетонных, железобетонных и каменных конструкциях опор производят устранение раковин, одиночных трещин, сколов, выполняют расшивку швов, замену отдельных поврежденных камней и локальное восстановление защитного слоя.

7.3.3.6 Работы по устранению трещин, раковин и сколов проводят согласно 6.4.

7.3.3.7 При восстановлении облицовки опор производят расшивку швов и замену отдельных камней облицовки. Для предупреждения разрушения раствора в швах на большую глубину необходимо своевременно выполнять расшивку швов, особенно в пределах колебания горизонта вод и ледохода. Работы проводят в следующей последовательности:

- швы необходимо очистить от слабого раствора, загрязнений на глубину не более 6 см и промыть;

- подготовленные швы следует заполнить ремонтным составом.

7.3.3.8 Блоки облицовки рекомендуется выполнять из бетона класса по прочности на сжатие не ниже B35 по ГОСТ 26633; марку по водонепроницаемости не ниже W8 и марку по морозостойкости назначают в зависимости от условий эксплуатации.

7.3.3.9 Для восстановления наружного слоя кладки или защитного слоя массивных опор допускается применение торкретирования поверхности тела опоры согласно 6.4.

7.3.3.10 При разрушении подферменных площадок следует проводить их восстановление или замену. Восстанавливают подферменники с помощью металлической или железобетонной обоймы.

7.3.3.11 При устройстве металлической обоймы разрушенные края необходимо сколоть вдоль всего контура подферменника и заделать новым бетоном, используя обойму как наружную опалубку.

7.3.3.12 При устройстве железобетонной обоймы следует сформировать замкнутый контур из стержневой арматуры периодического профиля вокруг боковой поверхности подферменника и залить его новым бетоном. Верхней поверхности подферменника необходимо придать уклон, обеспечивающий отвод воды за пределы подферменника.

7.3.3.13 Замену подферменника осуществляют поднятием пролетного строения с очисткой площадки под ним от загрязнений.

7.3.3.14 Деревянные конструкции опор необходимо очищать от гнили и производить их антисептирование и окраску.

7.3.3.15 Сваи пойменных деревянных опор и ледорезов в уровне грунта на высоту возможного загнивания следует закрывать антисептическими бандажами. Между бандажами и сваей наносят два слоя антисептической пасты (один по свае, а другой по внутренней поверхности бандажа перед его установкой).

7.3.3.16 Элементы деревянных опор, имеющие влажность выше 30% или находящиеся в условиях повышенной влажности, пропитывают водорастворимым антисептиком под давлением.

7.3.3.17 Деревянные сваи опор и стойки в зоне переменной влажности обрабатывают методом глубокой пропитки древесины водорастворимым антисептиком, а остальные элементы - методом обмазки поверхности конструкций с тщательной обработкой пастами пазов, щелей.

7.3.3.18 При морозном пучении опор необходимо проводить противопучинные мероприятия в виде противопучинных обсыпок и утепления или предусматривать переустройство опор.

7.3.3.19 В случае необходимости у деревянных конструкций опор выполняют:

- усиление отдельных элементов;

- установку подкладок;

- заделку зазоров и щелей;

- устройство водозащитных козырьков;

- замену обшивки свайных опор и ледорезов;

- работы по борьбе с пучением грунта около свай;

- замену отдельных поперечин и деталей заборных стенок, одиночных простых прогонов и связей.

7.3.3.20 Работы по металлическим конструкциям опор включают:

- очистку от коррозии и восстановление антикоррозионного покрытия;

- замену отдельных связей или их правку;

- локализацию трещин и наблюдение за ними.

7.3.3.21 На опорах путепроводов должна быть восстановлена вертикальная разметка в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289, ГОСТ 32953 и ГОСТ Р 51256 в случае несоответствия ее параметров требованиям ГОСТ Р 50597.

7.3.4 Сопряжения мостовых сооружений с подходами и эксплуатационное обустройство

7.3.4.1 К работам по весенне-летне-осеннему содержанию сопряжения мостовых сооружений с подходами и эксплуатационного обустройства относят:

- очистку от загрязнений лестничных сходов;

- очистку от загрязнений конусов, откосов;

- устранение просадок не более 10 см в зоне сопряжения моста с насыпью;

- устранение локальных промоин в откосах насыпи конусов;

- исправление сопряжения мостового сооружения с насыпью;

- исправление положения переходных плит;

- восстановление элементов лестничных сходов.

7.3.4.2 Работы по весенне-летне-осеннему содержанию подходов выполняют на длину 6 м с каждой стороны моста.

7.3.4.3 Работы по весенне-летне-осеннему содержанию дорожных ограждений на подходах выполняют на длину 18 м с каждой стороны моста.

7.3.4.4 Необходимо проводить очистку от загрязнений первых (ближних к мостовому сооружению) водоотводных лотков, а также лотков, расположенных на откосах конусов.

7.3.4.5 Работы по очистке насыпи подходов от загрязнений, а также удалению нежелательной растительности проводят на длину 6 м с каждой стороны моста, а при наличии укреплений - в пределах укреплений.

7.3.4.6 При наличии просадок в сопряжении мостовых сооружений с подходами работы выполняют в соответствии с 6.5.

7.3.4.7 При наличии опасных размывов насыпи подходов на длину 6 м с каждой стороны мостового сооружения размытые места следует укреплять в соответствии с 6.5.

7.3.4.8 Конусы насыпи, укрепленные сборными и монолитными бетонными конструкциями, габионами и конструкцией с применением вяжущего материала на основе полиуретана, следует очищать от нежелательной растительности и при необходимости промывать.

7.3.4.9 При частичном разрушении укрепления конусов насыпи производят восстановление разрушенных участков с сохранением единообразия укрепления. При разрушении укрепления конусов насыпи или упора следует их восстановить или заменить.

7.3.4.10 В случае размыва или повреждения откосов конусов или насыпи подходов восстановление производят в соответствии с 6.5.

7.3.4.11 Поврежденные элементы лестничных сходов необходимо восстанавливать или заменять с учетом требований 6.5.

7.3.5 Подмостовое пространство

7.3.5.1 К работам по весенне-летне-осеннему содержанию подмостового пространства относят:

- очистку подмостовых русел;

- работы по пропуску паводковых вод;

- устранение размывов у опор;

- открытие и закрытие отверстий малых мостов.

7.3.5.2 Подмостовое русло на длину 100 м выше и ниже по течению следует расчищать от посторонних предметов. Если кустарниковая и древесная растительность в русле не является средством борьбы с размывом и регулированием потока, то ее уничтожают под мостом и на длину 25 м выше и ниже по течению от края моста или конца дамбы в пределах полосы отвода.

7.3.5.3 При наличии опасных размывов у опор и ледорезов их следует укреплять камнем, тюфяками, фашинами, мешками с грунтом. Применяемые укрепления не должны стеснять русло и допускать размыва грунта при паводке.

7.3.5.4 На судоходных реках следует поддерживать в нормативном состоянии судоходную сигнализацию, которая должна соответствовать требованиям ГОСТ 26600. Кроме того, должно быть обеспечено бесперебойное электроснабжение огней судоходной сигнализации и контроль за их работой.

7.3.5.5 Для борьбы с наледями следует при меженном горизонте воды (преимущественно в конце теплого периода года) выполнять механизированное выравнивание русла с его доведением до одинаковой глубины (углубление перекатов), с исправлением резких уширений русла и других работ по улучшению его гидравлических показателей.

7.3.5.6 В рамках мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций допускается выполнение берегозащитных работ. Данные работы могут включать устройство систем для защиты от оползней, а также от абразии и боковой эрозии - таких, как тетраподы - по ГОСТ 20425.

 

7.4 Технические правила зимнего содержания

 

7.4.1 Общие требования к зимнему содержанию мостовых сооружений принимают в соответствии ГОСТ Р 59201.

7.4.2 Для обеспечения безопасности движения необходимо осуществлять уборку снега и льда с покрытия проезжей части и полос безопасности (предохранительных полос), с тротуаров и лестничных сходов. Работы проводят механизированным способом или вручную.

7.4.3 После прекращения снегопада и во время интенсивных снегопадов образовавшуюся рыхлую снежную массу удаляют с проезжей части и с полос безопасности (предохранительных полос) последовательными проходами снегоочистителей.

7.4.4 Запрещен сброс снежно-ледяных отложений с мостовых сооружений.

7.4.5 Необходимо использовать экологически безопасные противогололедные материалы для борьбы с зимней скользкостью на мостовых сооружениях.

7.4.6 Используемые противогололедные материалы не должны оказывать агрессивного воздействия на металлические и бетонные конструктивные элементы мостового сооружения и должны соответствовать требованиям ГОСТ 33387, ГОСТ Р 59201-2021 (подраздел 12.5).

7.4.7 Распределение жидких и твердых противогололедных материалов на проезжей части осуществляют дорожными машинами, оснащенными автоматическими специальными распределителями, на тротуарах и лестничных сходах - вручную либо с применением ручных распределителей (дозаторов).

7.4.8 Работы по уборке проезжей части мостовых сооружений на ширине 1 м вдоль тротуаров и по очистке бордюров и дорожных ограждений следует производить одновременно с очисткой проезжей части мостовых сооружений.

7.4.9 Для предупреждения разрушения конструкций деформационных швов необходимо производить очистку от загрязнений, снега и льда и конструкций, расположенных под ними.

7.4.10 Водоотводные трубки и лотки следует очищать от загрязнений, снега и льда. Очистку производят с помощью специальных щеток, продувают сжатым воздухом или проливают горячей водой.

7.4.11 Ванты и подвески вантовых и висячих систем следует очищать от образующихся снежно-ледяных отложений для предотвращения утяжеления конструкции и возможного падения льда на проезжую часть. Работы производят вручную с подъемников либо механически с применением спускаемых по вантам устройств. Мероприятия по удалению снежно-ледяных отложений не должны повреждать оболочки вант.

7.4.12 Горизонтальные поверхности опор и подферменных площадок необходимо очищать от снега и загрязнений.

7.4.13 Работы по зимнему содержанию подходов выполняют на длину 6 м с каждой стороны.

7.4.14 Работы по зимнему содержанию дорожных ограждений, акустических экранов, опор освещения мостового сооружения выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ Р 59201.

7.4.15 Очистку от снега и льда дорожных ограждений и зон под дорожными ограждениями на подходах выполняют на длину 18 м с каждой стороны мостового сооружения.

7.4.16 Необходимо производить очистку от снега первых (ближних к мосту) водоотводных лотков и лотков, расположенных на откосах конусов, а также устраивать траншеи в снегу в зоне лотков.

7.4.17 Необходимо проводить подготовку мостовых сооружений к пропуску ледохода и высоких вод.

7.4.18 Для подготовки мостовых сооружений к пропуску ледохода и высоких вод в конце зимнего периода производят обследование реки в районе моста на наличие препятствий и участков возможных заторов льда. По результатам обследования составляют график подготовительных работ сооружения к началу ледохода и паводка.

7.4.19 Ледокольные взрывные работы необходимо согласовывать с органами рыбоохраны. Все действия, связанные со взрывными работами (приобретение, перевозка, хранение взрывчатых материалов, приготовление запальных трубок и зарядов, непосредственно взрывные работы), проводят при строгом соблюдении правил безопасности при взрывных работах. Во всех случаях более целесообразно заменять взрывные работы на судоходных реках использованием ледокольных судов речного флота, а на несудоходных реках - механизированных или других способов разрушения льда.

7.4.20 В период ледохода необходимо осуществлять наблюдение за проходом льда выше и ниже моста, не допуская образования заторов. В случае их образования во льду проделывают каналы для пропуска воды и льда.

7.4.21 При небольших объемах наледей допускается производить выколку льда и отвод воды по каналам во льду.

TOC