БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59200-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мосты и трубы. Капитальный ремонт, ремонт и содержание. Технические правила

6 Технические правила ремонта мостовых сооружений

 

6.1 Общие требования

 

6.1.1 Мероприятия по ремонту должны быть направлены на создание безопасных условий перевозки грузов и пассажиров в течение установленного срока их службы в соответствии с требованиями [2] (пункт 13.1 статьи 13).

6.1.2 Организация и проведение работ по ремонту мостовых сооружений включают в себя:

а) разработку дефектных ведомостей, проектной документации и сметных расчетов стоимости работ по ремонту мостовых сооружений;

б) проведение работ по ремонту мостовых сооружений;

в) приемку работ по ремонту мостовых сооружений в соответствии с требованиями ГОСТ 32755;

г) приемочную диагностику в соответствии с ГОСТ 33161.

6.1.3 К работам по ремонту мостовых сооружений относят аварийно-восстановительные работы в местах ликвидаций последствий чрезвычайных ситуаций, а при необходимости - устройство временных искусственных сооружений.

6.1.4 Необходимо сохранять дорожную разметку в процессе проведения работ при эксплуатации мостовых сооружений, а в случае несоответствия ее параметров требованиям ГОСТ Р 50597 - предусмотреть необходимость ее восстановления.

 

6.2 Мостовое полотно

 

6.2.1 Ремонт мостового полотна предусматривает:

- замену мостового полотна;

- замену гидроизоляции и дорожной одежды;

- замену конструкций деформационных швов;

- замену дорожных ограждений и тротуаров;

- восстановление несущей способности тротуаров и дорожных ограждений с восстановлением гидроизоляции и системы водоотвода;

- замену дорожной одежды одновременно с заменой конструкций деформационных швов и покрытия тротуаров;

- замену системы водоотвода на мостовом сооружении и в узлах сопряжения с насыпью;

- замену или восстановление мачт освещения, акустических экранов;

- восстановление конструктивных элементов надземных пешеходных переходов.

6.2.2 Элементы мостового полотна при восстановлении или замене должны соответствовать требованиям ГОСТ 33384, для экодуков мостового типа - ГОСТ Р 58947, для надземных пешеходных переходов - ГОСТ 32944 и действующим документам технического регулирования.

6.2.3 После выполнения работ по ремонту покрытия необходимо нанести постоянную разметку. Разметка должна соответствовать требованиям ГОСТ 32953 и ГОСТ Р 51256. Устройство разметки следует производить в соответствии с ГОСТ Р 52289.

6.2.4 Проведение ремонтных работ и установку недостающих или несоответствующих требованиям акустических экранов, мачт освещения следует выполнять в соответствии с требованиями ГОСТ 33384 и ГОСТ Р 59201.

6.2.5 Правила производства работ и оценку соответствия производят в соответствии с документами по стандартизации на правила производства работ.

6.2.6 Дорожная одежда

6.2.6.1 При ремонте производят восстановление дорожной одежды путем полной разборки конструкции до выравнивающего слоя или основной несущей конструкции и устройству новой.

6.2.6.2 Для демонтажа элементов мостового полотна следует использовать один из следующих способов: электрогидравлический способ демонтажа элементов мостового полотна; механический способ.

6.2.6.3 Электрогидравлический способ демонтажа элементов мостового полотна следует применять для разрушения монолитных бетонных и железобетонных элементов мостового полотна (например, парапетов, переходных плит, бордюров), гидроизоляции, выравнивающего слоя, защитно-сцепляющего слоя.

6.2.6.4 Механический способ демонтажа следует применять для разрушения элементов мостового полотна (железобетонных и бетонных ограждений, асфальтобетонных или бетонных покрытий, железобетонных или бетонных конструкций водоотводных и дренажных систем, элементов узла сопряжения и пр.) с использованием средств малой механизации (погрузчиков, кранов массой не более 5 т) и ручного инструмента.

6.2.6.5 При демонтаже элементов мостового полотна необходимо установить защитные сетки с квадратной ячейкой 50 мм или щиты для предотвращения попадания осколков конструкций и материалов в безопасную зону или водоем.

6.2.6.6 Разборку дорожной одежды с покрытием из асфальтобетона следует начинать с фрезерования асфальтобетона при помощи самоходных дорожных фрез с погрузкой в автосамосвалы, а в стесненных условиях - ручным инструментом.

6.2.6.7 Для разборки слоев гидроизоляции следует использовать средства механизации, а в стесненных условиях разборку производят вручную.

6.2.6.8 При наличии разделительной полосы фрезерование асфальтобетонного и цементобетонного покрытия следует начинать со свободного края проезжей части мостового сооружения к разделительной полосе.

6.2.6.9 В случаях полного закрытия движения на период производства работ работы по фрезерованию следует проводить по всей ширине проезжей части мостового сооружения - от одного края проезжей части к другому.

6.2.6.10 На мостовых сооружениях с двухполосным движением, когда работы проводят без полного закрытия движения, фрезерование дорожного покрытия следует производить по одной полосе с перекрытием продольного шва на 0,5 м.

6.2.6.11 Слои дорожной одежды не должны перекрывать отверстия водоотводных трубок.

6.2.6.12 Конструкция дорожной одежды должна соответствовать ГОСТ 33384 и действующим документам технического регулирования.

6.2.6.13 Для придания уклонов проезжей части толщина выравнивающего слоя может быть переменной.

6.2.6.14 Конструкцию дорожной одежды проезжей части выполняют с применением уплотняемого асфальтобетона, литого асфальтобетона или цементобетона.

6.2.6.15 Для слоев дорожной одежды применяют асфальтобетонные смеси в соответствии с требованиями действующих документов технического регулирования, а также смеси, запроектированные по методу объемно-функционального проектирования в соответствии с требованиями ГОСТ Р 58401.1 и ГОСТ Р 58401.2.

6.2.6.16 Горячие литые асфальтобетонные смеси, применимые для устройства дорожной одежды, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 54401.

6.2.6.17 При выполнении покрытия на мостовом сооружении из цементобетона для повышения трещиностойкости покрытия применяют фибробетон.

6.2.6.18 Цементобетонные и фибробетонные смеси должны обеспечивать:

- получение требуемых параметров свежеуложенного покрытия;

- возможность механизированной отделки покрытия и создания на нем искусственной шероховатости.

6.2.6.19 Тонкослойные, толщиной не более 50 мм, конструкции дорожных одежд из полимерных материалов должны удовлетворять требованиям ГОСТ Р 53627 и действующим документам технического регулирования.

6.2.6.20 Тонкослойные покрытия проезжей части мостов следует применять на тех пролетных строениях, где снижение массы дорожной одежды является основным требованием, в том числе на пролетных строениях разводных мостов, а также на пролетных строениях из полимерных композиционных материалов.

6.2.6.21 На пролетных строениях с тонкослойным покрытием проезжей части следует предусматривать дополнительные расходы материалов в связи с необходимостью обеспечения проектных отметок дорожной одежды.

6.2.6.22 Тонкослойную дорожную одежду композитных пролетных строений мостов следует наносить в заводских условиях или в соответствии с рекомендациями стандарта организации.

6.2.6.23 Примыкание верхнего и нижнего слоев дорожного покрытия к вертикальной поверхности тротуара, цоколя, бетонного ограждения допускается с использованием резинобитумных, полимербитумных, битумно-изопреновых, битумно-резиновых мастик, битумных лент, герметика заливаемых или укладываемых в штрабу, образованную в слоях покрытия в зоне примыкания.

6.2.7 Гидроизоляция плиты проезжей части

6.2.7.1 Ремонт гидроизоляции производят по всей поверхности плиты проезжей части при ее повреждении и разрушении асфальтобетонного покрытия или при наличии признаков выщелачивания бетона на значительной площади этой поверхности.

6.2.7.2 При повреждении гидроизоляции (всей или на нескольких участках проезжей части мостового сооружения) ее восстанавливают на всем пролетном строении.

6.2.7.3 Ремонт гидроизоляции следует выполнять путем замены слоя на аналогичную совместимую или с применением материалов, превосходящих по эксплуатационным качествам ремонтируемую при соответствующем технико-экономическом обосновании.

6.2.7.4 При ремонте гидроизоляции выполняют следующие работы:

- устройство нового выравнивающего слоя (при необходимости);

- устройство антикоррозийного, защитно-сцепляющего слоя или гидроизоляции;

- восстановление гидроизоляции в местах примыкания к тротуару;

- восстановление защитного слоя (при его необходимости).

6.2.7.5 В конструкциях дорожных одежд защитно-сцепляющий слой и гидроизоляцию выполняют с применением следующих материалов:

- рулонных наплавляемых битумно-полимерных гидроизоляционных материалов по ГОСТ Р 55396;

- битумно-латексных эмульсий;

- мастичных с битумной химической природой основы;

- мастичных литых асфальтобетонных составов;

- полимерных с химической природой основы - термореактивные смолы.

6.2.7.6 Для всех видов гидроизоляции и защитно-сцепляющего слоя необходимо проводить их пробное нанесение на объекте с обязательной проверкой показателей адгезии к изолируемой поверхности. Показатели адгезии должны соответствовать действующим документам технического регулирования.

6.2.7.7 Выбор типа гидроизоляции и защитно-сцепляющего слоя производят с учетом климатических условий эксплуатаций и воздействия агрессивных сред.

6.2.7.8 До начала устройства гидроизоляции должны быть установлены конструкции, пересекающие слои гидроизоляции: водоотводные и дренажные трубки, элементы конструкций деформационных швов, дорожные ограждения.

6.2.7.9 В местах примыкания к тротуарам, ограждениям, деформационным швам, водоотводным трубкам следует укладывать дополнительный слой рулонной гидроизоляции. Края гидроизоляции любых видов должны быть выполнены таким образом, чтобы исключить затекание воды под нее. В местах примыкания гидроизоляции к вертикальным поверхностям ее выводят вверх на высоту не менее чем толщина дорожной одежды или высоту элемента, к которому она примыкает. В местах примыкания гидроизоляции к цоколю перильного и парапетного ограждений она должна быть заведена под устроенный в цоколе козырек, глубина которого должна быть в пределах от 10 до 15 мм.

6.2.7.10 Перед устройством гидроизоляции изолируемая поверхность должна быть очищена от строительного мусора, пыли, пленки цементного молока. Снятие пленки цементного молока производят сухой или влажной струйно-абразивной очисткой.

6.2.7.11 Поверхность металла после струйно-абразивной очистки должна отвечать требованиям ГОСТ 9.301, ГОСТ 9.402, ГОСТ Р ИСО 8501-1.

6.2.7.12 Пескоструйную очистку вблизи бортиков, у перил и у ограждений выполняют с применением элементов защиты для сохранения имеющегося на них покрытия. Если защитное заводское покрытие на этих элементах отсутствует, их поверхности должны быть подвергнуты струйно-абразивной очистке.

6.2.8 Система водоотвода

6.2.8.1 Работы по восстановлению системы водоотвода предусматривают замену изношенных элементов системы или устройство ее заново согласно требованиям ГОСТ 33384.

6.2.8.2 Во всех пониженных, замкнутых и других местах конструкции дорожной одежды, где возможен застой воды, устанавливают дренажные устройства.

6.2.8.3 Дренажные каналы предпочтительно располагать на одной оси с водоотводными трубками и на уровне гидроизоляции.

6.2.8.4 Дренажные трубки на плите проезжей части устанавливают таким образом, чтобы верх трубки был заподлицо с верхом гидроизоляции.

6.2.8.5 Дренажные трубки необходимо присоединять к водоотводным элементам.

6.2.8.6 Для предотвращения увлажнения нижних поверхностей железобетонных и бетонных конструкций (консольных плит крайних балок) должно быть предусмотрено устройство защитных выступов, слезников или карнизных водоотводных лотков.

6.2.8.7 Лотки на подходах выполняют из железобетона или полимерных композитных материалов в соответствии с ГОСТ 32955.

6.2.8.8 В случаях наличия на проезжей части мостового сооружения водоотводных трубок над откосом конуса вдоль него необходимо также устраивать лотки.

6.2.9 Дорожные ограждения

6.2.9.1 При ремонте мостовых сооружений производят замену дорожных ограждений, не соответствующих требованиям ГОСТ 33128, ГОСТ Р 50597, ГОСТ Р 52607, ГОСТ Р 58351 и ГОСТ Р 58947.

6.2.9.2 Установка дорожного ограждения производится в соответствии с ГОСТ Р 52289.

6.2.9.3 Демонтаж парапетных ограждений следует производить поэлементно, механическим способом.

6.2.9.4 При поэлементном демонтаже следует обеспечивать по возможности максимальную сохранность элементов ограждений для их повторного использования.

6.2.9.5 Барьерные ограждения следует демонтировать поэлементно вручную.

6.2.9.6 Стойки барьерных ограждений на переходных плитах и пролетном строении следует устанавливать с помощью болтовых соединений в закладных деталях.

6.2.9.7 Удерживающие пешеходные ограждения на мостовых сооружениях следует устанавливать секциями с минимумом узлов крепления.

6.2.9.8 В железобетонных элементах тротуаров следует устанавливать закладные элементы замкнутого или сплошного сечения для крепления к ним секций ограждения с помощью механического соединения.

6.2.10 Деформационные швы

6.2.10.1 При ремонте заменяют конструкции деформационных швов, находящихся в неработоспособном состоянии, или если воспринимаемые ими перемещения не соответствуют фактическим значениям перемещений концов пролетных строений, а также при невозможности или нецелесообразности восстановления.

6.2.10.2 Работы по ремонту конструкций деформационных швов заполненного типа включают:

- удаление поврежденного материала заполнения;

- удаление поврежденного материала в переходной зоне для железобетонных пролетных строений;

- восстановление переходной зоны;

- замену уплотняющего заполнителя (если он поврежден);

- заливку нового герметизирующего материала заполнения.

6.2.10.3 Работы по ремонту конструкций модульных деформационных швов с упругим компенсатором включают:

- демонтаж материала пришовной переходной зоны;

- демонтаж элементов конструкции деформационного шва;

- замену поврежденных элементов конструкции деформационного шва или секции;

- замену элементов армирования;

- установку опалубки;

- установку конструкции деформационного шва в проектное положение;

- нанесение антикоррозионного покрытия на участках сварных швов (для стальных пролетных строений);

- устройство гидроизоляции мостового полотна на стыке с конструкцией деформационного шва;

- восстановление пришовной переходной зоны.

6.2.10.4 Допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании при ремонте конструкции модульного деформационного шва включать только замену упругого компенсатора при его повреждении.

6.2.10.5 Состав работ ремонта деформационных швов перекрытого типа соответствует 6.2.10.3.

6.2.10.6 При ремонте мостового сооружения могут быть заменены одни типы конструкций деформационных швов на другие типы в зависимости от величины воспринимаемого перемещения.

6.2.10.7 При ремонте конструкций деформационных швов следует предусматривать устройство дренажа.

6.2.10.8 Конструкции деформационных швов следует демонтировать одновременно с разборкой асфальтобетонного или цементобетонного покрытия и демонтажем последующих нижележащих слоев дорожной одежды.

6.2.10.9 Конструкцию деформационного шва принимают одного типа на всей длине.

6.2.10.10 Все крепежные изделия болтовых соединений конструкций деформационных швов должны иметь антикоррозионное покрытие.

6.2.10.11 Пришовную переходную зону устраивают с применением бетона на основе сухих быстротвердеющих смесей (в том числе армированных фиброй), высокопрочных мелкозернистых полимербетонов, а также безусадочного бетона.

6.2.10.12 Бетон пришовной переходной зоны необходимо принимать классом по прочности на сжатие не ниже B35 по ГОСТ 10180, маркой по водонепроницаемости не ниже W12 по ГОСТ 12730.5 и маркой по морозостойкости F2300 по ГОСТ 10060.

6.2.10.13 Допускается пришовную переходную зону выполнять из литого асфальтобетона.

6.2.10.14 Штрабу в асфальтобетонном покрытии шириной от 10 до 15 мм, выполненную в зоне примыкания асфальтобетонного покрытия к металлическим окаймлениям деформационных швов и к бетону омоноличивания окаймлений деформационных швов, заполняют резинобитумными, полимер-битумными, битумно-изопреновыми, битумно-резиновыми мастиками или герметиками.

 

6.3 Пролетные строения

 

6.3.1 Состав работ по ремонту несущих конструкций пролетных строений включает:

- замену на новые отдельных балок пролетных строений, ремонт оставшихся балок, ремонт или замену плит и других элементов пролетных строений;

- устройство козырьков вдоль пролетов и сливов с пролетных строений;

- устройство карнизов с фасадов пролетных строений;

- полную замену окраски с удалением продуктов коррозии, зачисткой металла пролетных строений и нанесением грунтовки;

- восстановление связей пролетных строений;

- замену или ремонт смотровых приспособлений.

6.3.2 Постоянные смотровые приспособления для обеспечения доступа к элементам сооружения при наличии повреждений подлежат обязательному восстановлению или замене на новые конструкции.

6.3.3 Работы по демонтажу элементов мостовых сооружений должны включать в себя необходимые технические решения, обеспечивающие безопасность строителей, населения, окружающей природной среды и инженерной инфраструктуры, в том числе действующих инженерных коммуникаций.

6.3.4 Железобетонные пролетные строения

6.3.4.1 К работам по ремонту железобетонных пролетных строений следует относить:

- замену балок пролетных строений, ремонт оставшихся балок, ремонт или замену плит и других элементов пролетных строений;

- заделку трещин различного происхождения;

- восстановление защитного слоя;

- устранение отдельных повреждений поверхности бетона;

- замену швов омоноличивания балок пролетных строений.

6.3.4.2 Замену балок пролетных строений, ремонт оставшихся балок, ремонт или замену плит и других элементов железобетонных пролетных строений проводят согласно 5.3.7.

6.3.4.3 Способ заделки трещин зависит от причин их образования (усадочных, коррозионных, силовых) и оценки степени влияния на грузоподъемность и долговечность пролетного строения. Материал для заделки трещин определяют в зависимости от их расположения в конструкции, величины раскрытия и глубины проникновения, а также состояния окружающего бетона.

6.3.4.4 Заделку трещин можно проводить следующими методами:

- шпаклевание ремонтными составами;

- нанесение ремонтного состава без давления;

- нанесение ремонтного состава под давлением (инъектирование).

6.3.4.5 Заделку трещин можно начинать только после исправления дефектов гидроизоляции и водоотвода.

6.3.4.6 Поверхностные трещины, не влияющие на прочность и коррозионную стойкость конструкций, рекомендуется заделывать путем нанесения на бетон герметизирующих составов по ГОСТ 33762.

6.3.4.7 Трещины в бетоне раскрытием более 0,3 мм, а также трещины более 0,1 мм в предварительно напряженных конструкциях и трещины на открытых сверху поверхностях бетона должны быть загерметизированы. Трещины в конструкциях из стандартного железобетона с общим раскрытием не более 0,5 мм, не влияющие на несущую способность и изменяющие раскрытие под временной (обращающейся) нагрузкой и от температуры на величину не более 0,1 мм, покрывают пленкообразующими материалами в соответствии с требованиями ГОСТ 32016, ГОСТ 32017. Трещины в конструкциях из стандартного железобетона с общим раскрытием более 0,4 мм в обычных условиях и более 0,2 мм в условиях агрессивной среды рекомендуется инъектировать в соответствии с требованиями ГОСТ 33762.

6.3.4.8 Если в конструкциях из непреднапряженного железобетона требуется заделка трещин, у которых под действием временной нагрузки наблюдается увеличение раскрытия (в пределах допустимых по расчету значений), то их инъектируют при наибольшем раскрытии, загружая конструкцию балластом, массу которого определяют расчетом и принимают в размере не менее максимального значения перспективной обращающейся на данном участке дороги вертикальной нагрузки вследствие движения транспортных средств.

6.3.4.9 Технологические операции при инъектировании включают следующие: подготовительные работы, монтаж инъекционных устройств, приготовление инъекционных растворов, инъектирование трещин, заключительные работы.

6.3.4.10 Поверхности бетона, прилегающие к трещинам, необходимо очистить от грязи, посторонних включений и пыли.

6.3.4.11 Перед бурением шпуров необходимо определить расположение арматуры в бетоне магнитным методом по ГОСТ 22904 для того, чтобы исключить возможность ее повреждения. Проекцию арматурных стержней следует мелом нанести на бетон пролетного строения.

6.3.4.12 Работы по инъектированию выполняют по одной из следующих технологий:

- низконапорной технологии (давление подачи инъекционного состава не выше 0,3 МПа);

- высоконапорной технологии (давление подачи инъекционного состава выше 0,3 МПа).

6.3.4.13 Технологические операции при выполнении работ по герметизации трещин включают следующие: подготовительные работы (разметка, подготовка трещин), нанесение ремонтных составов, заключительные работы.

6.3.4.14 При подготовке трещин нарезают штрабу шириной в зависимости от величины раскрытия трещины.

6.3.4.15 При ремонте глубоких трещин необходимо использовать уплотнительные шнуры, соответствующие техническим условиям завода-производителя, которые следует забивать в штрабу перед нанесением ремонтного состава. Допускается использовать шнуры из уплотнительной резины по ГОСТ 6467. Диаметр шнура должен превышать ширину штрабы на 2 мм. Глубина штрабы при использовании уплотнительного шнура должна быть не менее 15 мм.

6.3.4.16 Свежеуложенный в штрабу ремонтный состав следует защитить путем оклейки ремонтной зоны полиэтиленовой пленкой по ГОСТ 10354. Полиэтиленовую пленку следует уложить в пределах ремонтной зоны, перекрывая штрабу с каждой стороны не менее чем на половину ее ширины.

6.3.4.17 Работы по ремонту дефектов и повреждений защитного слоя конструктивных элементов железобетонных пролетных строений должны включать:

- подготовительные работы;

- бетонные работы;

- заключительные работы.

6.3.4.18 В состав подготовительных работ включают установку подмостей, оконтуривание, удаление бетона на оконтуренных участках.

6.3.4.19 Работы по восстановлению бетона над опорными частями должны предусматривать разгрузку балки пролетного строения, обеспечивая передачу усилий вне опорного сечения.

6.3.4.20 При наличии карбонизации бетон конструктивного элемента железобетонного пролетного строения должен быть удален на глубину его карбонизации.

6.3.4.21 В случаях повреждений защитного слоя до арматуры ее необходимо очистить и нанести защитный состав от коррозии.

6.3.4.22 В подготовительные работы по ремонту включают восстановление стальных элементов с удалением продуктов коррозии и с нанесением антикоррозионных покрытий.

6.3.4.23 При применении метода бетонирования в опалубке необходимо в составе подготовительных работ учесть устройство опалубки.

6.3.4.24 Бетонные работы могут быть выполнены следующими методами: бетонирование в опалубке, торкретирование и набрызг-бетонирование. Допускается применение ремонтных материалов на нецементной основе с учетом действующих документов технического регулирования.

6.3.4.25 Ремонтный материал и бетон конструкций должны быть совместимыми. Совместимость определяют следующими параметрами: прочность сцепления, коэффициент линейного температурного расширения, модуль упругости, усадка, ползучесть ремонтных материалов, марки по морозостойкости. Выбор ремонтных материалов и оценку их совместимости следует производить по ГОСТ 32016, ГОСТ Р 56378.

6.3.4.26 При выборе ремонтных материалов необходимо учитывать их технологические свойства, которыми они обладают в раннем возрасте: текучесть (удобоукладываемость), скорость набора прочности при твердении, время от момента окончания перемешивания материала до начала его схватывания.

6.3.4.27 Метод торкретирования применяют, как правило, при необходимости восстановления бетона толщиной не более 50 мм, а также в случае значительных объемов работ по восстановлению, который определен меньшей стоимостью работ по сравнению с ручным и другими методами.

6.3.4.28 Торкрет-бетон следует наносить на поверхность отдельными участками - картами или поясами, размер которых так же, как и температура окружающей среды при выполнении работ и толщина слоя, должны быть указаны в проекте производства работ. Карты должны иметь прямоугольную форму. Плоскость кромок карт должна составлять с торкретируемой поверхностью угол 90°. Тяжелые торкрет-бетоны следует наносить участками-картами размером 1,5 x 2 м. Торкретирование поверхности следует проводить по металлической сетке по ГОСТ 23279.

6.3.4.29 По завершении работ необходимо удостовериться в отсутствии трещин, раковин, пористости, отслоений на поверхности бетона.

6.3.4.30 Восстановление поврежденной окраски и других защитных покрытий бетонных поверхностей пролетных строений необходимо проводить в соответствии с требованиями ГОСТ 9.105, ГОСТ 9.032, ГОСТ 9.401, ГОСТ 31384, ГОСТ 32016, ГОСТ 32017.

6.3.5 Каменные и бетонные конструкции

6.3.5.1 При ремонте арочных каменных и бетонных мостов выполняют:

- разгрузку существующего свода от веса надсводной засыпки;

- возведение дополнительных сводов без увеличения несущей способности пролетного строения;

- устранение пустот в конструкциях моста ремонтными материалами;

- устройство дополнительного защитного слоя на нижней поверхности арки;

- замену отдельных элементов кладки на элементы с сопоставимыми физико-механическими свойствами;

- устройство армирующих элементов в продольном и поперечном направлении конструкции пролетного строения.

6.3.5.2 Восстановление кладки пролетных строений каменных и бетонных мостовых сооружений предусматривает расшивку швов, замену отдельных камней или групп камней облицовки и кладки. Поврежденные камни заменяют новыми с соответствующей разделкой швов. Образовавшиеся пустоты и щели заделывают ремонтным составом.

6.3.5.3 При наличии в бесшарнирных сводах трещин в замковой части и пятах, вызванных, как правило, деформациями опор, следует прежде всего принять меры к устранению причин появления таких деформаций.

6.3.5.4 При ремонте арочных каменных и бетонных мостов применяют материалы согласно требованиями ГОСТ 31384, ГОСТ 32016, ГОСТ 32017.

6.3.6 Сталежелезобетонные и стальные пролетные строения

6.3.6.1 Ремонт сталежелезобетонных и стальных пролетных строений включает замену:

- отдельных главных балок;

- отдельных несущих элементов ферм;

- плиты проезжей части на отдельных участках пролетного строения без усиления главных балок.

6.3.6.2 Методы ремонта железобетонной части сталежелезобетонного пролетного строения следует принимать по 6.3.4.

6.3.6.3 Прикрепление элементов и установку накладок рекомендуется выполнять на высокопрочных болтах по ГОСТ Р 53664. Сварку для устранения повреждений можно применять только для вспомогательных конструкций (смотровые проходы, перила, карнизы) по специальным проектам производства работ.

6.3.6.4 Ремонт дефектных диафрагм заключается в демонтаже старых накладок, зачистке стальных закладных деталей от ржавчины и в установке новых накладок. Если оси диафрагм не совпадают, то сначала приваривают подкладки, которые позволят выровнять поверхность для установки новых накладок.

6.3.6.5 Погнутые связи можно снимать поочередно, заменяя их временными, устанавливаемыми на простых болтах по ГОСТ 7798. Замену связей проводят при ограниченном движении по мостовому сооружению. При этом не производят одновременную замену связей в смежных панелях. В составных элементах замену каждой детали (соединительной решетки) выполняют отдельно и при отсутствии движения по мостовому сооружению.

6.3.6.6 При необходимости замены деталей основных несущих элементов или нескольких элементов балок, ферм, узлов производят разгрузку конструкций с помощью подведения под них дополнительных опор, устройства сплошных подмостей и поддомкрачивания конструкции.

6.3.6.7 Восстановление объединения железобетонной плиты с стальной балкой производят путем подготовки узлов объединения (установки стальных упоров на верхнем поясе балки ремонтируемого участка) и его бетонирования (окон в плите).

6.3.6.8 Все стальные части пролетных строений должны быть окрашены. Технологический процесс окрашивания включает последовательное выполнение операций по подготовке поверхности, материалов, по грунтованию, нанесению покрытия и его сушки.

6.3.6.9 Работы по защите стальных поверхностей от коррозии проводят в соответствии с требованиями ГОСТ 9.105, ГОСТ 9.032, ГОСТ 9.410, ГОСТ 9.401.

6.3.6.10 Поверхность перед окраской должна быть очищена от грязи, масложировых и прочих загрязнений. Степень обезжиривания должна соответствовать первой по ГОСТ 9.402. Загрязнения удаляют с использованием водного раствора щелочного моющего средства с нанесением кистью или распылением. Все остатки моющего средства и загрязнений должны быть удалены. Масляные жировые загрязнения удаляют с помощью кисти, щетки, обтирочного материала (ветоши, не оставляющей ворса), смоченными растворителями по ГОСТ 3134. Для протирки следует использовать чистый растворитель и обтирочный материал.

6.3.6.11 Степень абразивной струйной очистки с использованием сухого абразивного материала должна быть не ниже Sa 2 1/2 по ГОСТ Р ИСО 8501-1 и второй степени по ГОСТ 9.402.

6.3.7 Деревянные пролетные строения

6.3.7.1 К работам по ремонту несущих конструкций деревянных мостов следует относить:

- замену прогонов и поперечин;

- установку дополнительных элементов прогонов и поперечин.

6.3.7.2 Для ремонта применяют изделия из дерева согласно требованиям ГОСТ 9463, ГОСТ 8486, ГОСТ 20850.

6.3.7.3 Смешение разных пород древесины в одном несущем элементе не допускается.

6.3.7.4 Влажность применяемой древесины должна быть не более: бревен - 25%, пиломатериалов - 20%, пиломатериалов для клееных конструкций, а также мелких деталей и соединений - 12%.

6.3.7.5 Стальные элементы (тяжи, болты и т.д.) изготавливают из углеродистых сталей, используемых для ремонта стальных мостовых сооружений. В суровых климатических условиях применяют стали северного исполнения.

6.3.7.6 Элементы конструкции, имеющие сколы, трещины, смятие и другие механические повреждения, снижающие их прочность, заменяют. В случае снижения несущей способности древесины от загнивания более чем на 25%, а также при ее внутреннем загнивании производят замену элемента. Шпонки, колодки и подушки при загнивании заменяют.

6.3.7.7 При загнивании и обмятии концов подкосов и ригелей их заменяют на новые, подгоняя их по месту. При этом прогоны поддомкрачивают для устранения провисания пролетного строения.

6.3.7.8 Сколовшиеся зубчатые коротыши в подушках заменяют. Если скололся зуб стойки, под существующим коротышом ставят дополнительный и включают его в работу подбивкой клиньев из дуба. На момент установки элементов усиления подкос выключают из работы с помощью временных опор.

6.3.7.9 Замену прогонов производят одновременно с заменой элементов мостового полотна. Перекосы и наклоны в многоярусных прогонах устраняют одновременно с усилением связей между ними и подтяжкой болтов.

6.3.7.10 Допускается производить восстановление несущей способности деревянных пролетных строений путем установки дополнительных прогонов с подведением дополнительных опор в пролете.

6.3.7.11 Дополнительные прогоны устанавливают на всей ширине мостового сооружения или на ее части в зависимости от состояния конструкции пролетного строения и условий пропуска нагрузок по мостовому сооружению.

6.3.8 Пролетные строения пешеходных мостов из композитных материалов

6.3.8.1 Наличие трещин в несущих конструкциях цельнокомпозитных пролетных строений не допускается.

6.3.8.2 Материалы для ремонта пролетных строений применяют в соответствии с требованиями ГОСТ 33119, ГОСТ Р 54928.

6.3.8.3 Работы по ремонту сборных полимерно-композитных пролетных строений включают:

- замену отдельных поврежденных элементов;

- замену болтов крепления;

- устройство защитного покрытия в местах повреждения с учетом требований, предусмотренных в стандартах организаций.

6.3.8.4 Новые сборные элементы, устанавливаемые вместо поврежденных, должны иметь сопоставимые с заменяемыми элементами физико-механические свойства.

6.3.9 Пролетные строения пешеходных переходов из конструкционных алюминиевых сплавов

6.3.9.1 Ремонт пролетных строений включает замену:

- элементов пролетных строений;

- отдельных несущих элементов ферм.

6.3.9.2 Элементы пролетных строений из алюминиевых сплавов, имеющие значительные и критические дефекты в сварных швах, болтовых и заклепочных соединениях и снижающие грузоподъемность, подлежат замене.

6.3.9.3 Материалы для ремонта элементов пролетного строения применяют согласно 5.3.7.

6.3.9.4 В соединениях с использованием стальных болтов необходимо предусматривать мероприятия по их защите от контактной коррозии в соответствии с ГОСТ 9.303.

6.3.9.5 В случае применения болтов из нержавеющей стали проведение дополнительных мероприятий по защите алюминия от контактной коррозии не требуется.

6.3.9.6 Для исключения местного повреждения алюминиевых сплавов в момент стягивания болта под головки и гайки болтов следует устанавливать шайбы. При выполнении шайб из стали они должны быть оцинкованы или кадмированы.

6.3.10 Вантовые и висячие конструкции

6.3.10.1 Работы по ремонту железобетонной балки жесткости вантовых и висячих пролетных строений проводят в соответствии с требованиями к железобетонным балочным пролетным строениям по 6.3.6.

6.3.10.2 Работы по ремонту металлической балки жесткости вантовых и висячих пролетных строений проводят в соответствии с требованиями к металлическим балочным пролетным строениям по 6.3.6.

6.3.10.3 При ремонте производят частичную замену вант, их дотяжку или ослабление и восстановление антикоррозионной защиты.

6.3.10.4 При ремонте висячих и вантовых мостовых сооружений проводят замену обмотки и зачеканку хомутов подвесок, а также замену канатов при наличии значительных и критических дефектов.

6.3.10.5 При восстановлении оборванных или поврежденных коррозией проволок применяют обжимные или резьбовые втулки, с помощью которых новую вставку соединяют с концами проволоки в месте разрыва или удаленного поврежденного участка.

6.3.10.6 Антикоррозионные покрытия несущих элементов вантовых и висячих мостов применяют согласно 5.3.13.

6.3.11 Пролетные строения разводных мостов

6.3.11.1 Работы по ремонту конструкций пролетных строений разводных мостов следует выполнять в соответствии с положениями пункта 6.3.6.

6.3.11.2 В состав работ по ремонту разводных пролетных строений включают:

- замену отдельных конструктивных элементов;

- удаление отслоившегося покрытия;

- нанесение антикоррозионного покрытия (в соответствии с требованиям ГОСТ 9.032);

- снижение вибрации от транспортных средств;

- ремонт и устройство дополнительных смотровых приспособлений (обеспечение беспрепятственного доступа к конструкциям пролетного строения).

6.3.11.3 В работы по ремонту разводных мостов включают замену и восстановление систем и элементов, обеспечивающих подъем и разводку пролетных строений.

6.3.12 Опорные части

6.3.12.1 Опорные части с неустранимыми дефектами подлежат замене согласно 5.3.15.

6.3.12.2 При видимом смещении опорной части относительно проектного положения с повреждением ее компонентов необходимо произвести переустановку и заменить поврежденные элементы.

6.3.12.3 Переустановка подвижных опорных частей может быть осуществлена путем перемещения нижней или верхней опорной плиты.

6.3.12.4 Работы по переустановке подвижной опорной части методом перемещения верхней опорной плиты должны учитывать устройство дополнительных ребер жесткости в конструкции пролетного строения в местах передачи опорной реакции.

6.3.12.5 При повреждении противоугонных планок опорных частей их заменяют, а в случае угона катков их устанавливают в расчетное положение при подъеме пролетного строения.

6.3.12.6 В случае наличия сколов бетона подферменника по периметру опорной части выполняют разгрузку опорной части, удаление поврежденного бетона и восстановление.

6.3.12.7 Для обеспечения плотного опирания опорных частей на подферменниках устраивают выравнивающий слой из бетона, полимербетона в соответствии с требованиями ГОСТ 31384, ГОСТ 32016, ГОСТ 32017.

6.3.12.8 В целях обеспечения горизонтального положения опорных частей в пролетных строениях, расположенных на уклонах между опорной частью и балками пролетного строения, следует устанавливать стальные клиновидные листы, а для монолитных железобетонных пролетных строений устраивать верхние приливы.

6.3.12.9 Стальные и стаканные опорные части устанавливают на опалубленный по периметру слой бетонной смеси до набора им проектной прочности. Допускается их установка на металлические клинья с последующим заполнением зазоров бетонной смесью и удалением клиньев.

 

6.4 Опоры

 

6.4.1 При ремонте мостовых сооружений выполняют:

- замену отдельных элементов опор;

- устройство сливов с горизонтальных поверхностей опор;

- восстановление защитного слоя железобетонных конструкций;

- устранение трещин;

- устройство защитных покрытий.

6.4.2 Замену отдельных элементов опор производят в соответствии с требованиями 5.4.

6.4.3 Работы по ремонту повреждений защитного слоя, трещин, сколов железобетонных опор выполняют в соответствии с требованиями 6.3.4.

6.4.4 Для восстановления наружного слоя кладки применяют торкретирование поверхности тела опоры по арматурной сетке по ГОСТ 23279 слоями от 2 до 3 см. Общая толщина покрытия составляет от 6 до 8 см.

6.4.5 Поврежденные камни удаляют с их заменой на новые с соответствующей расшивкой швов.

6.4.6 В случае повреждения (разрушения) бетона в отдельных стойках опоры в зоне переменного уровня воды и ледохода их восстанавливают при наиболее низкой воде. Для этого на поврежденном участке вырубают трещиноватый бетон, очищают арматуру, по контуру стойки устанавливают дополнительный арматурный каркас из стержней диаметром 6 мм или сетку по ГОСТ 23279.

6.4.7 Обнаженную арматуру железобетонных конструкций опор, эксплуатируемых в агрессивных средах, необходимо перед восстановлением защитного слоя бетона покрывать антикоррозионным составом.

6.4.8 Для предотвращения смещения массивного устоя в сторону русла следует устраивать мощные упоры из монолитного бетона в уровне фундаментной плиты или применять другие конструктивные решения, такие как развитие фундамента с устройством наклонных свай, усиление грунта системой грунтовых анкеров.

6.4.9 Для уменьшения горизонтального давления на устой допускается произвести замену грунта насыпи на дренирующий грунт.

6.4.10 При ремонте металлических опор выполняют:

- установку накладок (6.3.6.3);

- замену элементов (6.3.6.4 и 6.3.6.5);

- защиту металлических элементов от коррозии (6.3.6.9).

6.4.11 Ремонт деревянных опор включает:

- замену отдельных элементов;

- установку дополнительных элементов, подкладок и прокладок;

- заделку зазоров и щелей;

- замену обшивки свайных опор и ледорезов;

- устранение воздействия от пучения грунта около свай.

6.4.12 Для ремонта деревянных опор применяют изделия из дерева согласно требованиям ГОСТ 9463, ГОСТ 8486, ГОСТ 20850.

6.4.13 На пойменных деревянных опорах при загнивании свай заменяют весь поврежденный участок. Нижний стык сваи устраивают ниже зоны загнивания, а верхний стык вставки размещают в месте пересечения сваи со связями.

6.4.14 При загнивании и обмятии концов подкосов и ригелей деревянных опор ставят новые элементы, имеющие длину несколько больше прежней, подгоняют их по месту. При этом прогоны поддомкрачивают для устранения провисания пролетного строения.

6.4.15 Если деревянная свая не затронута гнилью, заменяют только загнивший участок нароста.

6.4.16 В случае загнивания сваи в уровне, близком к воде, стык вставки со сваей выполняют в торец на металлическом штыре и перекрывают накладками на болтах.

6.4.17 Деревянную обшивку ледореза и опоры заменяют на аналогичную или стальную.

6.4.18 При выполнении работ по ремонту опор мостов необходимо предусматривать устройство конструкций по защите от ледохода в паводковый период и карчехода.

6.4.19 Перед опорами на горных реках, несущих в период паводков карчи, необходимо устраивать карчеотбойники на расстоянии от 2,5 до 3,0 м.

 

6.5 Сопряжения мостовых сооружений с подходами и эксплуатационное обустройство

 

6.5.1 Работы по ремонту конструктивных элементов сопряжения мостовых сооружений с подходами и обустройства включают:

- замену, установку недостающих переходных плит, открылков и шкафных стенок устоев;

- замену укрепления откосов;

- устройство, замену и восстановление лестничных сходов;

- замену системы водоотвода в узлах сопряжения с насыпью.

6.5.2 Конструктивные решения сопряжения мостового сооружения с подходами должны соответствовать требованиям ГОСТ 33384.

6.5.3 Работы по замене переходных плит включают:

- замену лежней;

- замену дорожной одежды;

- замену элементов дренажной системы;

- укрепление обочин насыпи подходов.

6.5.4 Устройство лестничных сходов должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 33384.

6.5.5 При устройстве, замене и восстановлении лестничных сходов они должны соответствовать следующим требованиям:

- материалы изготовления - бетон, железобетон, металл, дерево или полимерный композит;

- каждый лестничный сход должен быть связан с фундаментами креплениями, обеспечивающими передачу горизонтальных усилий;

- высота должна быть согласована с отметкой прохожей части моста;

- лестничные марши, лестничные площадки и пандусы должны быть установлены на опоры;

- уклон лестничного марша должен быть не более 1:2,5;

- высота ступеней должна быть не более 150 мм. Количество ступеней в лестничном марше должно быть не более 16.

6.5.6 К конструкциям лестничных сходов из полимерных композитных материалов дополнительно предъявляют требования по ГОСТ 33119.

6.5.7 При замене укрепления откосов применяют следующие конструктивные решения:

- укрепление сборным или монолитным железобетоном, бетонным полотном (бетонной тканью);

- укрепление с применением вяжущего материала на основе полиуретана на непотопляемой части и габионными конструкциями;

- применение геосинтетических материалов на непотопляемой части;

- засев трав, геосинтетических материалов, с включенными в их структуру семенами трав оптимального состава или материалов, обеспечивающих защиту прорастающих семян при отсутствии эрозионных разрушений.

6.5.8 При отсыпке конусов насыпей при отрицательной температуре воздуха укрепительные работы производят после оттаивания грунтов. Укрепительные работы подтопляемых насыпей должны быть закончены до наступления паводков.

6.5.9 Коэффициент уплотнения грунта конусов и откосов насыпи назначают в соответствии с ГОСТ 33384.

6.5.10 Бетон, применяемый в монолитных и сборных конструкциях укрепления конусов и откосов на подходах, в том числе в ячейках решетчатых конструкций, независимо от принятой технологии работ должен соответствовать требованиям ГОСТ 26633.

6.5.11 Сборные железобетонные плиты должны удовлетворять требованиям ГОСТ 13015.

6.5.12 При применении укрепления с использованием вяжущего материала на основе полиуретана следует предусмотреть применение установки согласно стандарту организации.

6.5.13 При нанесении вяжущего материала на основе полиуретана необходимо стремиться к тому, чтобы все верхние стороны частиц (зерен) щебня (гравия) и все контакты между частицами (зернами) щебня (гравия) в верхнем видимом слое были покрыты вяжущим. Вяжущее не должно создавать сплошную мембрану более площади одной ячейки геосотового материала пластмассового скрепленного, устраиваемого на подготовительном слое из нетканого геополотна.

6.5.14 Используемый вяжущий материал на основе полиуретана должен соответствовать требованиям действующих документов технического регулирования.

6.5.15 Укрепления откосов с применением геосинтетических материалов, габионных конструкций и биологического укрепления выполняют с учетом требований ГОСТ Р 59201.

TOC