БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59200-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мосты и трубы. Капитальный ремонт, ремонт и содержание. Технические правила

5 Технические правила капитального ремонта мостовых сооружений

 

5.1 Общие требования

 

5.1.1 Выполнение работ по капитальному ремонту мостовых сооружений должно обеспечивать доведение сооружения до полного соответствия требованиям, предъявляемым к транспортно-эксплуатационному состоянию мостовых сооружений.

5.1.2 Для проведения работ по капитальному ремонту мостовых сооружений необходима разработка проектно-сметной документации. Состав и содержание проектов должны соответствовать действующим нормативно-правовым актам. Инженерно-технические решения должны учитывать фактическое состояние сооружения, его грузоподъемность, быть технологически целесообразными и исполнимыми при производстве строительно-монтажных работ.

5.1.3 Проектная документация в части работ по демонтажу конструкций должна содержать методы проведения разборки, устанавливать последовательность выполнения работ, границы опасных зон и применение при необходимости ограждений, временное или постоянное закрепление или усиление конструкций разбираемого сооружения с целью предотвращения их случайного обрушения, схемы строповки и перечень используемого оборудования.

5.1.4 В проектах капитального ремонта допускается предусматривать схему организации дорожного движения на период производства работ с применением временных мостовых сооружений.

5.1.5 Работы по капитальному ремонту мостовых сооружений в зонах, расположенных над участками дорог и в непосредственной близости к открытым для движения (в том числе рабочего) к ним, следует проводить с учетом соблюдения условий безопасности движения транспортных средств и пешеходов, работы производственного персонала, а также сохранности существующих зданий, сооружений и коммуникаций, расположенных в таких зонах.

5.1.6 После завершения работ по капитальному ремонту сооружения проводят его обследование (приемочную диагностику) и, при необходимости, испытание нагрузкой.

 

5.2 Мостовое полотно

 

5.2.1 При капитальном ремонте выполняют:

- замену мостового полотна;

- замену или устройство отдельных элементов;

- устройство недостающих, требующих изменение конструктивных узлов балок пролетных строений;

- замену тротуаров или изменение ширины.

5.2.2 При капитальном ремонте мостового сооружения производят замену или устройство следующих элементов:

- дорожной одежды;

- гидроизоляции;

- водоотводных устройств;

- дорожных ограждений;

- освещения;

- акустических экранов;

- конструкций деформационных швов;

- конструкций галереи надземного пешеходного перехода;

- деталей и узлов примыкания гидроизоляции, защитно-сцепляющего слоя и асфальтобетонного покрытия к тротуарным блокам, ограждениям, карнизам, конструкциям деформационных швов, мачтам освещения.

5.2.3 При замене мостового полотна разбирают старую конструкцию до плиты и затем восстанавливают все элементы с доведением параметров до значений, соответствующих показателям категории дороги согласно требованиям ГОСТ 33384-2015 (подраздел 8.6), для экодуков мостового типа - ГОСТ Р 58947, для надземных пешеходных переходов - ГОСТ 32944 и действующих документов технического регулирования.

5.2.4 Поперечному сечению проезжей части следует придавать поперечные уклоны ГОСТ Р 59200-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мосты и трубы. Капитальный ремонт, ремонт и содержание. Технические правила от оси проезжей части в сторону края пролетного строения. При раздельных пролетных строениях с проезжей частью разного направления движения транспортных средств применяют односкатный поперечный уклон в сторону тротуаров, при их наличии.

5.2.5 При капитальном ремонте допускается проезжую часть и тротуары, расположенные в одном уровне, устраивать единым, без переломов, поперечным уклоном. При этом водоотвод обеспечивают через устройство защитных выступов или карнизных водоотводных лотков, а дренажные каналы должны быть переустроены с учетом принятой системы водоотвода.

5.2.6 При отсутствии пешеходного движения на многоярусных развязках вне населенных пунктов при длине сооружения не более 50 м служебные проходы не устраивают, но при этом не допускается уменьшение ширины полосы безопасности.

5.2.7 Элементы тротуаров (тротуарных блоков), в зависимости от состояния консолей плит, восстанавливают или демонтируют с устройством новых конструкций при соответствующем технико-экономическом обосновании.

5.2.8 С целью повышения пропускной способности тротуаров с доведением до требуемых норм по ГОСТ 33384 необходимо проводить уширение. Уширение тротуаров предусматривает замену существующих конструкций тротуаров на уширение консолей крайних балок с приданием необходимого поперечного и продольного профиля поверхности с целью обеспечения водоотвода.

5.2.9 При наличии на мостовом сооружении коммуникаций, расположенных под тротуарными блоками, и технической возможности с согласованием собственника производят их вынос из-под тротуаров и размещают на наружных подвесках, консолях. Места прохода коммуникаций по мостовым сооружениям и к их прокладке должны соответствовать требованиям ГОСТ 33384. Для надземных пешеходных переходов применяют требования ГОСТ 32944 и действующих документов технического регулирования.

5.2.10 Установку недостающих или несоответствующих требованиям дорожных ограждений, акустических экранов, мачт освещения следует выполнять в соответствии с утвержденной схемой организации движения и с учетом требований ГОСТ 33384 и ГОСТ Р 59201.

5.2.11 После выполнения работ по капитальному ремонту покрытия необходимо нанести постоянную разметку. Разметка должна соответствовать требованиям ГОСТ 32953 и ГОСТ Р 51256. Устройство разметки следует проводить согласно ГОСТ Р 52289.

 

5.3 Пролетные строения

 

5.3.1 При капитальном ремонте пролетных строений выполняют:

- усиление пролетных строений (повышение несущей способности);

- восстановление несущей способности балок пролетных строений с доведением грузоподъемности сооружения до нормативных значений;

- уширение пролетных строений без увеличения количества полос движения за счет увеличения ширины полос безопасности (путем добавления крайних балок пролетных строений не более двух с каждой стороны) либо за счет тротуаров (путем увеличения консолей плиты крайних балок) с доведением их габаритов и грузоподъемности до параметров, установленных для данной категории автомобильной дороги;

- замену балок в пролетных строениях;

- замену пролетных строений;

- восстановление элементов пролетных строений с возможным временным отводом земельных участков (без дополнительного землеотвода), необходимых для указанных целей, с последующей их рекультивацией.

5.3.2 В случае наличия значительных и критических дефектов пролетных строений их элементы и узлы заменяют новыми конструкциями в соответствии с утвержденной проектной документацией и регламентом на производство работ.

5.3.3 В соответствии с ГОСТ 15467:

- к критическим дефектам относят дефекты, наличие которых создает угрозу обрушения конструкции и требует либо ограничений по условиям движения, либо полного запрета эксплуатации;

- к значительным дефектам относят дефекты, которые не являются критическими, но наличие которых свидетельствует о снижении грузоподъемности и требует ввода ограничений пропуска временной нагрузки.

5.3.4 Усиление и восстановление несущей способности пролетных строений достигаются за счет:

- применения дополнительных несущих элементов в виде монолитных и/или сборных конструкций;

- восстановления поврежденных элементов;

- развития сечений элементов;

- введения дополнительных связей;

- применения дополнительных главных балок.

5.3.5 Уширение мостовых сооружений производят путем развития плиты проезжей части или введения дополнительных главных балок в конструкцию пролетных строений.

5.3.6 В проектах капитального ремонта внеклассных мостов по ГОСТ 33178 и (или) в случае применения опытно-экспериментальных решений допускается при необходимости предусматривать установку системы мониторинга напряженно-деформированного состояния несущих конструкций.

5.3.7 Железобетонные пролетные строения

5.3.7.1 Под капитальным ремонтом железобетонных пролетных строений следует понимать применение различных методов, направленных на замену, усиление, восстановление и уширение конструкций, а также различные методы демонтажа конструкций, находящихся в неудовлетворительном состоянии.

5.3.7.2 Усиление несущих конструкций железобетонных пролетных строений производят за счет:

- развития несущих элементов с добавлением или заменой арматурных стержней, в том числе с увеличением высоты сечения балок;

- внешнего армирования стальными арматурными стержнями, профилями и канатами, в том числе с преднапряжением;

- внешнего армирования с применением полимерных композиционных материалов, в том числе с преднапряжением;

- применения накладной сборной и монолитной железобетонной плиты.

5.3.7.3 Усиление пролетных строений методом установки дополнительной внешней преднапряженной арматуры применяют с целью повышения несущей способности в случаях:

- недостаточной грузоподъемности пролетного строения, построенного по устаревшим нормам или имеющего дефекты и повреждения, снижающие грузоподъемность, например силовые трещины любого раскрытия;

- необходимости увеличения габарита проезда за счет уширения консолей плит крайних балок или устройства накладной плиты (либо другими методами).

5.3.7.4 В качестве напрягаемой арматуры применяют арматурные канаты класса К-7 по ГОСТ 13840 или высокопрочную гладкую проволоку класса B по ГОСТ 7348.

5.3.7.5 Внешнее армирование с преднапряжением в поперечном направлении применяют для обжатия конструкций с целью восстановления или увеличения поперечной жесткости пролетных строений, нарушенной из-за появления дефектов в продольных швах омоноличивания (бездиафрагменные конструкции) или в диафрагмах.

5.3.7.6 При необходимости усиления опорных сечений железобетонных балок производят развитие опорной зоны элемента с применением армированного бетона по контуру надопорного сечения.

5.3.7.7 При повреждении сжатой зоны железобетонных балок пролетного строения или их недостаточной несущей способности усиление может быть выполнено путем увеличения толщины плиты.

5.3.7.8 Обжатие конструкций в поперечном направлении используют и с целью увеличения несущей способности диафрагм, которое требуется при уширении пролетных строений.

5.3.7.9 При проектировании усиления конструкций с применением полимерных композитов должна быть обеспечена совместная работа элементов усиления с бетоном усиливаемой конструкции. Прочность на отрыв бетона конструкции, подготовленного для устройства полимерных композиционных материалов усиления, должна быть не менее 1,5 МПа. Метод определения прочности принимают в соответствии с ГОСТ 22690-2015 (подраздел 7.5).

5.3.7.10 Пересечение элементов усиления из полимерных композиционных материалов допускается только при обеспечении их взаимного сцепления.

5.3.7.11 В качестве материалов усиления используют листы и ткани на основе углеродного, стеклянного или арамидного волокон, которые могут быть расположены в одном, двух направлениях армирования и более.

5.3.7.12 При разработке проектов капитального ремонта следует рассматривать такие способы нанесения полимерных композитных материалов усиления, как:

- мокрый способ, предусматривающий нанесение армирующих тканей, пропитку которых адгезивными составами производят непосредственно на строительной площадке;

- способ препрега, предусматривающий поставку на строительную площадку пропитанных в заводских условиях тканей. Отверждение адгезива происходит на строительной площадке после разогрева;

- нанесение предварительно отвержденных материалов. Их объединение с усиливаемой конструкцией производят на строительной площадке с применением адгезивных материалов, рекомендованных производителем элементов усиления.

5.3.7.13 Работы по устройству элементов внешнего армирования из композитных материалов включают:

- удаление разрушенного бетона и загрязнений, придание шероховатости поверхности, сглаживание углов и обеспыливание, восстановление геометрических параметров конструкции;

- подготовку и очистку поверхности материала внешнего армирования;

- заготовку по размеру материала внешнего армирования и проверку на наличие дефектов;

- нанесение адгезива на бетон и на ламинаты, установку элементов усиления при усилении ламинатами (предварительно отвержденными материалами);

- нанесение грунтовки или шпатлевки, а также смолы, установку холстов, сеток и других тканых материалов, пропитку материала усиления при усилении сетками, холстами и другими ткаными материалами;

- отделочные работы (при необходимости).

5.3.7.14 Для исключения потенциальной гальванической коррозии стальных элементов материалы на углеродной основе не должны вступать в прямой контакт со сталью.

5.3.7.15 В необходимых случаях предусматривают предварительную разгрузку пролетного строения для включения в работу элементов усиления частично на постоянную нагрузку от веса пролетного строения.

5.3.7.16 Для обеспечения анкеровки элементов усиления допускается устройство дополнительных механических креплений стальными пластинами, заведение ламелей, ламинатов, холстов, сеток и других тканых материалов в пазы в бетоне, устройство химических анкеров.

5.3.7.17 Уширение железобетонных пролетных строений может быть произведено путем введения дополнительных элементов как в пределах размеров имеющихся конструктивных элементов опор, так и с увеличением их размеров.

5.3.7.18 Увеличение сечения элемента достигается введением дополнительной арматуры по ГОСТ 34028 и ГОСТ 380 в ослабленную зону с ее последующим бетонированием и объединением с основным элементом.

5.3.7.19 Для устройства новых продольных швов омоноличивания между балками производят удаление старого бетона. Новый бетон соответствует по прочности классу B30 и выше по ГОСТ 26633, но не ниже класса бетона главных балок.

5.3.7.20 При необходимости замены крайних балок железобетонного пролетного строения допускается применение стальной балки с устройством на ней железобетонной плиты, объединив ее с плитой пролетного строения.

5.3.7.21 Материалы для ремонта, восстановления и защиты бетонных конструкций определяют в соответствии с ГОСТ 31384, ГОСТ 32016, ГОСТ 32017, ГОСТ 25621, ГОСТ Р 56378.

5.3.7.22 В проектах по демонтажу железобетонных конструкций допускается применение гидравлической и алмазной резок.

5.3.8 Каменные и бетонные конструкции

5.3.8.1 Под технологиями капитального ремонта каменных и бетонных конструкций следует понимать применение различных методов, направленных на замену и усиление конструкций, восстановление эксплуатационных характеристик конструкций, а также различные методы демонтажа конструкций, находящихся в неудовлетворительном состоянии.

5.3.8.2 При капитальном ремонте арочных каменных и бетонных мостов для усиления конструкций применяют следующие методы:

- устройство монолитной железобетонной конструкции над арочным сводом;

- устройство монолитной железобетонной конструкции над арочным сводом с их объединением и щековыми стенами в совместную работу;

- устройство дополнительного арочного свода снизу из сборных гофрированных стальных или железобетонных элементов с заполнением пространства между ними бетоном для обеспечения совместной работы;

- устройство армирующих элементов в продольном и поперечном направлениях.

5.3.8.3 При выборе технологии ремонта необходимо учитывать сохранение внешнего вида конструкций пролетного строения.

5.3.8.4 Свод усиления допускается раскружаливать домкратами, полностью освобождая существующий свод от веса вышележащей конструкции и временной нагрузки. Если свод усиления расположен под существующим, то все работы допускается вести без закрытия движения.

5.3.8.5 Совместная работа на временную нагрузку существующих сводов и сводов усиления обеспечивается их объединением с помощью анкеров.

5.3.8.6 Устройство опирания сводов усиления, расположенных под существующим сводом, допускается производить путем уширения существующих конструкций опор.

5.3.8.7 При капитальном ремонте арочных каменных и бетонных мостов для защиты поверхностей пролетных необходимо применять покрытия в соответствии с ГОСТ 31384, ГОСТ 32016, ГОСТ 32017.

5.3.9 Сталежелезобетонные и стальные пролетные строения

5.3.9.1 Основными методами капитального ремонта сталежелезобетонных пролетных строений являются следующие: усиление и восстановление железобетонной плиты проезжей части, усиление и восстановление стальной части несущих конструкций, замена плиты проезжей части, устранение причин расстройства участков сопряжения железобетонной и металлической частей.

5.3.9.2 При наличии значительных и критических дефектов плиты проезжей части в сталежелезобетонных и стальных пролетных строениях эти элементы подлежат полной или частичной замене. При необходимости демонтажа существующей железобетонной плиты проезжей части разрабатывают отдельный технологический регламент по демонтажу.

5.3.9.3 Усиление и восстановление железобетонной плиты проезжей части осуществляют в соответствии с требованиями 5.3.8.

5.3.9.4 Усиление стальных конструкций следует выполнять преимущественно с применением высокопрочных болтов. Сварные соединения можно использовать только в тех случаях, когда металл усиливаемых конструкций выдерживает проведение сварочных работ. Сварка напряженных несущих конструкций не допускается.

5.3.9.5 Усиление стальной части производят за счет:

- прикрепления дополнительных стальных элементов;

- устройства дополнительного пояса;

- замены в пролете отдельных балок, ферм, арок;

- применения предварительно напряженной арматуры в виде отдельных пучков или стержней.

5.3.9.6 Для закрепления арматуры на усиливаемой конструкции устраивают специальные узлы в торцах у опорных ребер жесткости. Торцы конструкций могут быть заделаны бетоном для создания предварительного напряжения аналогично железобетонным конструкциям.

5.3.9.7 В рамках работ по капитальному ремонту, как правило, применяют временные опоры с прогонами и опорные устройства. Временные опоры, прогоны и опорные устройства должны соответствовать ГОСТ Р 58752; инвентарные ограждения - ГОСТ 23407.

5.3.9.8 При наличии трещин в основном металле конструкции по концам трещин следует высверлить отверстия. Высверливание отверстий по концам трещин является обязательным в целях предотвращения возможного дальнейшего развития трещины. Далее проводят разделку кромок трещины и наложение сварного шва на длине между высверленными отверстиями. Полученное сварное соединение по металлу шва должно быть равнопрочным с основным металлом. Качество сварки должно быть подтверждено результатами ультразвуковой диагностики по ГОСТ Р 55724.

5.3.10 Пролетные строения деревянных мостов

5.3.10.1 Основными методами капитального ремонта деревянных пролетных строений являются усиление и замена несущих конструкций.

5.3.10.2 При замене в качестве приоритетных вариантов следует рассматривать клееные сборные деревянные конструкции заводского изготовления, не уступающие по несущей способности и сроку службы аналогам из других материалов.

5.3.10.3 Допускается замена поврежденных деревянных прогонов на стальные балки. При этом следует учитывать разницу в жесткости между сталью и деревом при оценке распределения временной нагрузки между главными балками.

5.3.10.4 Применяемые при замене конструктивные решения могут быть комбинированными, из различных строительных материалов:

- несущие деревянные клееные конструкции с железобетонной плитой проезжей части;

- несущие стальные конструкции с деревянной плитой проезжей части из клееной древесины.

5.3.10.5 Могут быть применены следующие конструктивные схемы деревянных пролетных строений:

- балочные;

- фермы;

- консольно-подвесные;

- комбинированные.

5.3.10.6 Выбор конструктивной схемы зависит от максимальной длины пролета и технологии монтажа.

5.3.10.7 Сборные элементы несущих конструкций деревянных пролетных строений из клееной древесины должны быть изготовлены в заводских условиях. Работы по сверлению и резке на строительной площадке должны быть сведены к минимуму. Участки сверления и резки должны быть обработаны антисептирующими составами.

5.3.10.8 Проектные решения деревянных пролетных строений должны предусматривать конструктивную защиту несущих конструкций от ультрафиолетового излучения.

5.3.10.9 Схема водоотвода и дренажа должна исключать возможность попадания поверхностной воды на нижележащие несущие конструкции.

5.3.10.10 Усиление деревянных конструкций может быть осуществлено различными методами: наращиванием сечения поврежденных элементов, стяжкой деревянных элементов, имеющих расслоения, преднапряжением элементов в целях улучшения распределения усилий между ними, и другими методами, позволяющими сохранить и/или повысить грузоподъемность пролетных строений.

5.3.10.11 В состав работ по капитальному ремонту при необходимости включают работы по антисептированию эксплуатируемых деревянных конструкций.

5.3.11 Пролетные строения пешеходных мостов из полимерных композиционных материалов

5.3.11.1 Капитальный ремонт сборных и цельномонолитных пролетных строений из полимерных композитных материалов включает работы по замене поврежденных элементов.

5.3.11.2 Трещины в несущих конструкциях цельнокомпозитных пролетных строений не допускаются. При выявлении недопустимых деформаций, свидетельствующих о деградационных процессах в материале конструкции цельнокомпозитных пролетных строений, они подлежат замене.

5.3.11.3 При капитальном ремонте композитных пешеходных мостов и путепроводов новые пролетные строения должны соответствовать требованиям ГОСТ 33119, ГОСТ Р 54928.

5.3.11.4 При наличии дефектов, снижающих грузоподъемность цельномонолитных полимерных композитных пролетных строений, они подлежат замене.

5.3.11.5 Порядок разборки и установки новых заменяемых элементов (композитных профилей) композитных пролетных строений из ферм должен быть обоснован расчетом с учетом рекомендаций производителя.

5.3.11.6 В проектах капитального ремонта следует в узлах опирания предусматривать специальные упоры, которые удерживают пролетные строения от обрушения в случае ударного воздействия негабаритного транспортного средства.

5.3.12 Пешеходные мосты с пролетными строениями из алюминиевых сплавов

5.3.12.1 Основными методами капитального ремонта пролетных строений из алюминиевых сплавов являются усиление, восстановление и замена поврежденных элементов.

5.3.12.2 Элементы пролетных строений из алюминиевых сплавов, имеющие дефекты, снижающие грузоподъемность, подлежат замене.

5.3.12.3 Усиление пролетных строений из алюминиевых сплавов должно предусматривать монтажные соединения элементов на высокопрочных болтах.

5.3.12.4 Конструктивные решения с непосредственным контактом элементов из алюминиевых сплавов со сталью или бетоном не допускаются. В местах возможного контакта должны быть применены изолирующие прокладки.

5.3.12.5 На пролетных строениях из алюминиевых сплавов рекомендуется применять тонкослойные полимерные покрытия в соответствии с ГОСТ Р 53627.

5.3.12.6 Для капитального ремонта пролетных строений следует применять деформируемые алюминиевые сплавы в соответствии с ГОСТ 8617, ГОСТ 17232, ГОСТ 18482, ГОСТ 21488, ГОСТ 21631, ГОСТ Р 56282.

5.3.13 Вантовые и висячие конструкции

5.3.13.1 При разработке проектной и рабочей документации на выполнение капитального ремонта вантовых и висячих мостовых сооружений следует производить необходимые расчеты на предмет действия постоянных нагрузок и неблагоприятных сочетаний временных нагрузок по ГОСТ Р 52748, ГОСТ 33390, в том числе на аэродинамическую устойчивость и резонанс колебаний.

5.3.13.2 Работы по капитальному ремонту металлической балки жесткости вантовых и висячих пролетных строений проводят в соответствии с требованиями к металлическим балочным пролетным строениям по 5.3.9.

5.3.13.3 Работы по капитальному ремонту железобетонной балки жесткости вантовых и висячих пролетных строений проводят в соответствии с требованиями к железобетонным балочным пролетным строениям по 5.3.7.

5.3.13.4 При капитальном ремонте проводят частичную или полную замену вант, их дотяжку или ослабление, замену антикоррозионного покрытия, восстановление антикоррозионной защиты, замену антивандальных труб и внутренних и внешних демпферных устройств.

5.3.13.5 Замена отдельной пряди должна включать следующие основные этапы:

- подготовительный (снятие антивандальной трубы, снятие демпферов и других элементов, снятие которых позволяет получить доступ к узлу крепления пряди);

- снятие нагрузки с пряди, установку лебедки и вытягивание поврежденной пряди;

- протягивание новой пряди;

- дотяжку и ослабление новой пряди;

- установку элементов, снятых на подготовительном этапе.

5.3.13.6 При капитальном ремонте висячих и вантовых мостовых сооружений проводят замену обмотки и зачеканку хомутов подвесок, а также полную замену канатов при наличии значительных и критических дефектов.

5.3.13.7 При восстановлении оборванных или поврежденных коррозией проволок применяют обжимные или резьбовые втулки, с помощью которых новую вставку соединяют с концами проволоки в месте разрыва или удаленного поврежденного участка.

5.3.13.8 Канаты по всей свободной длине, а также в зонах анкеровки должны быть оснащены как минимум двумя системами защиты. Внутренний барьер (смазки, защитные чулки, эпоксидные или гальванические покрытия) должен полностью предохранять всю длину каната и участки анкеровки. Наружный барьер - это неметаллические материалы, полиэтиленовые трубы, поливинилфторидные ленты и другие обмоточные материалы.

5.3.13.9 Антикоррозионные покрытия несущих элементов вантовых и висячих мостов должны соответствовать требованиям ГОСТ 9.032 и учитывать требования производителей конструкций вантовых и висячих систем.

5.3.14 Пролетные строения разводных мостов

5.3.14.1 Работы по замене и усилению металлических конструкций разводных мостов следует выполнять в соответствии с положениями пункта 5.3.9 с учетом особенностей работы пролетных строений различных систем: вертикально-подъемной, раскрывающейся, поворотной.

5.3.14.2 Работы по капитальному ремонту пролетных строений металлических конструкций разводных мостов должны учитывать:

- предотвращение возможного сползания материала покрытия проезжей части при наклонном положении пролетного строения;

- повышение грузоподъемности за счет снижения собственного веса пролетных строений.

5.3.14.3 Соединения (прикрепление) элементов, работающих в условиях сложного напряженного состояния, выполняют на высокопрочных болтах.

5.3.14.4 В качестве методов повышения грузоподъемности разводных мостов следует рассматривать применение конструкций плит проезжей части облегченного типа с применением следующих конструктивных решений:

- конструкции из алюминиевых сплавов;

- конструкции из полимерных композиционных материалов;

- конструкции из высокопрочного фибробетона;

- объединение в совместную работу плиты проезжей части с главными балками пролетного строения.

5.3.14.5 Для стальных конструкций разводных мостов с целью уменьшения собственного веса и повышения коррозионной стойкости следует применять конструкции из низколегированной стали и, как правило, сварные.

5.3.15 Опорные части

5.3.15.1 При капитальном ремонте мостового сооружения производят замену опорных частей.

5.3.15.2 При замене опорных частей проводят:

- подготовку конструкций пролетных строений для восприятия усилий от домкратов;

- при необходимости устройство временных конструкций для установки домкрата;

- разгрузку опорных частей;

- демонтаж опорной части с удалением при необходимости анкерных болтов;

- подготовку поверхности для новой опорной части с установкой новых анкерных болтов при необходимости;

- установку опорной части (смазку при устройстве металлических опорных частей).

5.3.15.3 При замене опорных частей резиновые опорные части должны соответствовать требованиям ГОСТ 32020, металлические катковые опорные части - ГОСТ Р 53628.

5.3.15.4 Для обеспечения плотного опирания опорных частей на подферменниках устраивают выравнивающий слой из бетона, полимербетона в соответствии с требованиями ГОСТ 31384, ГОСТ 32016, ГОСТ 32017.

5.3.15.5 Применяемые конструкции опорных частей пролетных строений разводных мостов должны учитывать режим работы в разведенном и наведенном состояниях.

 

5.4 Опоры

 

5.4.1 В рамках работ по капитальному ремонту опор осуществляют:

- восстановление опор с сохранением существующей продольной схемы мостового сооружения;

- замену опор;

- усиление опор при недостаточной несущей способности.

5.4.2 Фундаменты мелкого заложения на устойчивых грунтах могут быть усилены путем их уширения.

5.4.3 Повышение несущей способности оснований фундаментов может быть достигнуто за счет развития площади опирания фундамента путем устройства вокруг опоры дополнительного свайного ростверка.

5.4.4 Усиление свайного фундамента допускается осуществлять за счет устройства дополнительных свай, объединенных с существующим фундаментом железобетонным поясом.

5.4.5 При замене опор новые опоры устанавливают на месте существующих с опиранием на имеющийся или усиленный фундамент при условии обеспечения несущей способности основания, подтвержденной расчетом и натурными испытаниями. Новые опоры устраивают преимущественно облегченного типа (столбчатые с ригелем или без ригеля из сборно-монолитных конструкций).

5.4.6 Если опоры удовлетворяют условию по несущей способности конструкции при уширении пролетных строений, допускается для уменьшения объемов работ по уширению или усилению фундаментов и тела опор развить только верхние части опор (ригелей) при подтверждении конструктивного решения соответствующими расчетами.

5.4.7 Опоры усиливают путем развития сечений тела или ригеля опор и их фундамента.

5.4.8 Усиление поврежденных элементов опор следует производить при полной разгрузке опоры.

5.4.9 При изменении высоты подъема надстройку опор выполняют за счет увеличения высоты подферменников, колонн, ригеля или тел опор.

5.4.10 В том случае, когда железобетонная опора имеет сквозные трещины, вокруг нее устраивают стальные каркасы, а также железобетонные пояса.

5.4.11 При применении железобетонного пояса должно быть обеспечено сцепление между существующим бетоном и железобетонным поясом усиления.

5.4.12 Железобетонные оболочки обратных стенок устоев допускается стягивать между собой затяжками по верху шкафной стенки или по всей ее высоте в зависимости от степени разрушения с разборкой участков сопряжения с насыпью. С задней части устоев оболочки заводят за торцы открылков или соединяют затяжками.

5.4.13 Усиление железобетонных опор из отдельно стоящих стоек допускается выполнять путем их объединения с применением диафрагм из монолитного железобетона.

5.4.14 При восстановлении свайных, свайностоечных и столбчатых опор усиление насадки при опирании на нее балок между стойками выполняют устройством под ней монолитного железобетонного прилива, а в случае опирания балок над стойками насадку снизу усиливают капителью из железобетона.

5.4.15 При разрушении стоек опоры (повреждение бетона и арматуры) воздействием ледохода или высоких вод могут быть усилены путем объединения стоек в общий массив монолитным бетоном.

5.4.16 Увеличение несущей способности ремонтируемых бетонных и железобетонных конструкций допускается выполнять по 5.3.7.11.

5.4.17 При капитальном ремонте железобетонных опор для защиты поверхностей необходимо применять покрытия в соответствии с ГОСТ 31384, ГОСТ 32016, ГОСТ 32017.

5.4.18 Усиление несущих элементов металлических опор можно выполнять путем замены отдельных элементов устройством дополнительных распорок.

5.4.19 Устранение трещин в конструкциях стальных опор выполняют по 5.3.9.8.

5.4.20 Элементы деревянных опор, имеющие повреждения, снижающие прочность и несущую способность, заменяют.

5.4.21 Усиление отдельных свай при загнивании на глубину от 8 до 9 см производят путем постановки деревянных накладок. Пораженные гнилью места сваи с противоположных сторон вырубают и устанавливают в них накладки из пластин, соединенные со сваей двумя болтами. Торцы накладок должны плотно прилегать к горизонтальным площадкам вырубок.

5.4.22 При загнивании на глубину более 9 см усиление деревянных свай производят путем постановки дополнительных стоек между существующими сваями.

5.4.23 Усиление деревянных опор моста производят путем подведения дополнительных рам с обеих сторон существующей опоры и забивкой между их насадками и прогонами парных клиньев. Для обеспечения устойчивости дополнительные рамы соединяют друг с другом и с усиливаемой опорой диагональными и горизонтальными схватками.

5.4.24 Усиление насадки деревянных опор, подвергающейся изгибу, достигается увеличением количества точек ее опирания.

5.4.25 В состав работ по капитальному ремонту могут быть включены работы по антисептированию существующих деревянных конструкций опор.

 

5.5 Сопряжения мостовых сооружений с подходами и эксплуатационное обустройство

 

5.5.1 Работы по капитальному ремонту конструктивных элементов сопряжения мостовых сооружений с подходами включают:

- устройство сопряжения мостовых сооружений с подходами;

- доведение геометрических параметров до значений, соответствующих фактической технической категории, без изменения границ полосы отвода;

- устройство лестничных сходов.

5.5.2 При устройстве узла сопряжения мостового сооружения с насыпью автомобильной дороги выполняют:

- устройство щебеночного основания под лежень и переходные плиты;

- укладку лежня и переходных плит;

- устройство водоотвода в узле сопряжения;

- укрепление конусов и откосов насыпей в узле сопряжения.

5.5.3 Конструктивные решения сопряжения мостового сооружения с подходами должны соответствовать требованиям ГОСТ 33384.

5.5.4 Лотки на подходах выполняют из железобетона или полимерных композитных материалов в соответствии ГОСТ 32955.

5.5.5 Устройство и укрепление откосов конусов насыпи должны быть выполнены на всю высоту в пределах подтопления. Конструкция и тип укрепления должны учитывать крутизну откосов, условия ледохода и воздействия паводков.

5.5.6 Допускается применять технологии и материалы при устройстве и укреплении откосов конусов насыпи согласно требованиям ГОСТ Р 59201.

5.5.7 При капитальном ремонте выполняют устройство недостающих или восстановление существующих лестничных сходов.

5.5.8 Лестничные сходы должны соответствовать требованиям ГОСТ 33384.

5.5.9 Конструкции лестничных сходов, изготовленных из полимерных композитных материалов, должны соответствовать требованиям ГОСТ 33119.

TOC