ГОСТ Р 59547-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Защита информации. Мониторинг информационной безопасности. Общие положения
4 Общие положения
4.1 При осуществлении мониторинга ИБ должна обеспечиваться возможность получения информации о зарегистрированных событиях безопасности и иных данных, необходимых для мониторинга ИБ, от различных источников, таких как средства ЗИ, ПО, программно-технические средства, информационные сервисы, среда функционирования информационных (автоматизированных) систем, работники (сотрудники) оператора информационных (автоматизированных) систем и иные источники данных.
Примечание - Под информационными сервисами понимаются услуги внешних информационных (автоматизированных) систем по предоставлению данных, которые могут использоваться для мониторинга ИБ (например, сервисы, предоставляющие данные об идентификаторах компрометации).
4.2 В рамках мероприятий по мониторингу ИБ решают следующие задачи:
а) в части мероприятий анализа событий безопасности и иных данных мониторинга:
1) сбор данных о событиях безопасности и иных данных мониторинга от различных источников,
2) нормализация, фильтрация и агрегирование данных о событиях безопасности,
3) анализ событий безопасности и иных данных мониторинга,
4) сопоставление событий безопасности с потоками данных, содержащих индикаторы компрометации,
5) контроль, учет и анализ действий пользователей и администраторов,
6) сбор и анализ данных о результатах контроля потоков информации,
7) выявление нарушений безопасности информации,
8) выявление скрытых уязвимостей путем сопоставления результатов регистрации событий безопасности с результатами анализа уязвимостей,
9) своевременное информирование ответственных лиц о выявленных нарушениях безопасности информации;
б) в части мероприятий контроля (анализа) защищенности информации:
1) выявление (поиск) уязвимостей,
2) разработка описаний выявленных уязвимостей,
3) контроль установки обновлений безопасности ПО, включая ПО средств ЗИ,
4) контроль состава программно-технических средств, виртуального аппаратного обеспечения, ПО и средств ЗИ (инвентаризация),
5) контроль соответствия настроек ПО и средств ЗИ установленным требованиям к защите информации (политикам безопасности),
6) информирование ответственных лиц о результатах поиска уязвимостей, контроля установки обновлений ПО, контроля состава программно-технических средств, ПО и средств ЗИ;
в) в части мероприятий анализа и оценки функционирования систем ЗИ информационных (автоматизированных) систем:
1) контроль работоспособности (неотключения) ПО и средств ЗИ,
2) проверка соответствия среды функционирования требованиям, предъявленным в документации на средства ЗИ,
3) контроль потоков информации, влияющих на производительность информационных (автоматизированных) систем, при межсетевом взаимодействии,
4) информирование о неисправностях, сбоях и отказах в функционировании средств и систем ЗИ информационных (автоматизированных) систем;
г) в части мероприятий периодического анализа изменения угроз безопасности информации в информационных (автоматизированных) системах, возникающих в ходе эксплуатации:
1) получение новых данных об индикаторах компрометации, уязвимостях и угрозах безопасности информации из доступных источников,
2) выявление новых угроз безопасности информации по результатам анализа событий безопасности и нарушений безопасности информации (например, свидетельствующих о нетипичной активности пользователей), выявленных в процессе мониторинга ИБ,
3) разработка требований к сбору, обработке, хранению и представлению данных о событиях безопасности и иных данных мониторинга от различных источников с учетом изменения угроз безопасности информации и новых данных об индикаторах компрометации и уязвимостях,
4) разработка новых и уточнение действующих правил анализа событий безопасности и иных данных мониторинга, используемых для выявления нарушений безопасности информации,
5) разработка рекомендаций по реализации дополнительных мер и мероприятий ЗИ, направленных на минимизацию существующих и выявление новых угроз безопасности.
4.3 Объектами мониторинга являются:
- автоматизированные рабочие места;
- серверное оборудование;
- телекоммуникационное оборудование;
- технологическое и (или) производственное оборудование (исполнительные устройства);
- средства ЗИ;
- иные объекты мониторинга, определенные оператором информационных (автоматизированных) систем.
4.4 Выделяются следующие уровни мониторинга ИБ:
- уровень источников данных;
- уровень сбора данных;
- уровень хранения, агрегирования и обработки данных;
- уровень представления информации и данных мониторинга.
Уровни мониторинга ИБ представлены на рисунке 1.
Примечание - Уровень мониторинга ИБ определяют совокупностью мероприятий с целью решения определенных задач.
Рисунок 1 - Уровни мониторинга ИБ
4.5 При реализации мониторинга ИБ обеспечивается возможность реализации следующих свойств:
- многопараметричность - для обеспечения вертикальной интеграции процесса мониторинга ИБ в организационную структуру управления безопасностью организации, а также горизонтальной интеграции по структурным компонентам информационной инфраструктуры и информационных (автоматизированных) систем;
- масштабируемость - для расширения области мониторинга ИБ;
- адаптивность - для выявления новых видов, типов и способов осуществления компьютерных атак и иных видов нарушений безопасности информации за счет развития правил анализа событий безопасности и данных мониторинга;
- полнота - предполагает использование всех возможных источников событий безопасности и данных мониторинга, необходимых для выявления нарушений безопасности информации, угроз безопасности информации и уязвимостей;
- доступность - предполагает обеспечение возможности получения данных мониторинга, необходимых для выявления нарушений безопасности информации, угроз безопасности информации и уязвимостей в соответствии с заданными требованиями;
- достоверность - предполагает обеспечение возможности получения неискаженных (неподмененных) данных.
4.5.1 Реализация свойства многопараметричности обеспечивается применением необходимых форматов и способов сбора, обработки, хранения и представления данных мониторинга, которые позволяют интегрировать процесс мониторинга ИБ в организационную структуру управления безопасностью организации с учетом ее иерархии (вертикальная интеграция), а также осуществлять мониторинг нескольких информационных (автоматизированных) систем или объектов информационной инфраструктуры (горизонтальная интеграция).
4.5.2 Реализация свойства масштабируемости обеспечивается возможностью наращивания количества новых источников данных мониторинга ИБ, а также возможностью создания многоуровневой иерархической системы мониторинга ИБ.
4.5.3 Реализация свойств адаптивности обеспечивается наличием возможности добавления, удаления и изменения правил и процедур анализа данных мониторинга.
4.6 При осуществлении мониторинга ИБ обеспечивают:
- получение и обработку данных от множества, в том числе разнородных, источников данных мониторинга;
- представление результатов анализа данных мониторинга в режиме времени, близком к реальному;
- возможность анализа событий безопасности и иных данных мониторинга на основе различных правил;
- централизованное хранение данных мониторинга (для всех объектов мониторинга или в рамках каждого объекта мониторинга);
- возможность формирования различных отчетов по результатам мониторинга ИБ.