БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59546-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Бортовые устройства, обеспечивающие поддержание работоспособного состояния водителя, для безопасного вождения на основе анализа электродермальной активности. Технические требования и методы испытаний

3 Термины и определения

 

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 динамическая задача управления (транспортным средством): Выполнение в реальном времени всех оперативных управляющих воздействий, необходимых для движения и маневров транспортного средства, контроля за условиями дорожного движения, реагирования на события дорожно-транспортной ситуации и для обеспечения безопасности дорожного движения.

Примечание - На основе [2], статья 3.13.

 

3.2 качество вождения: Показатели выполнения водителем динамической задачи управления и их отклонение относительно определенного стандарта или рекомендации.

Пример - Среднее значение бокового отклонения относительно центра полосы движения.

Примечание - На основе [2], статья 3.6.

 

3.3

 

работоспособность водителя: Способность водителя, определяемая возможностью физиологических и психических функций организма, которая характеризует его возможности по выполнению динамической задачи управления с заданным качеством вождения в течение определенного интервала времени.

[Адаптировано из ГОСТ 12.0.002-2014, статья 2.1.21]

3.4

 

работоспособное состояние (водителя): Состояние водителя, при котором он выполняет (или готов выполнять) динамическую задачу управления с заданным качеством вождения.

[Адаптировано из ГОСТ 26387-84, статья 12]

Примечание - Применительно к настоящему стандарту термины "работоспособное состояние" и "нормальное состояние" рассмотрены в качестве синонимов.

 

3.5 состояние снижения работоспособности (водителя): Состояние водителя, при которой наблюдается снижение качества вождения при отсутствии недопустимого риска (0).

Примечания

1 Как правило, снижение качества вождения определено как статистически значимое увеличение или уменьшение установленной меры вождения. Например, ошибки обнаружения придорожных объектов - количество и тип осознанно выявленных водителем объектов, расположенных по сторонам дороги, - могут с высокой достоверностью служить показателем снижения работоспособности водителя.

2 Применительно к настоящему стандарту термины "состояние снижения работоспособности" и "переходное состояние" рассмотрены в качестве синонимов.

 

3.6 неработоспособное состояние (водителя): Состояние водителя, при котором он не способен выполнять динамическую задачу управления.

Примечание - Применительно к настоящему стандарту термины "неработоспособное состояние" и "критическое состояние" рассмотрены в качестве синонимов.

 

3.7

 

вред: Физическое повреждение или ущерб, причиняемый здоровью людей.

[ГОСТ Р ИСО 26262-1-2014, статья 2.56]

3.8

 

тяжесть: Оценка степени вреда, причиняемого одному или нескольким лицам, который может возникнуть в ситуациях потенциальной опасности.

[ГОСТ Р ИСО 26262-1-2014, статья 2.120]

3.9

 

риск: Сочетание вероятности события причинения вреда и тяжести этого вреда.

[ГОСТ Р ИСО 26262-1-2014, статья 2.99]

3.10 недопустимый риск: Риск, который считается неприемлемым в рассматриваемой области при современных общественных ценностях.

Примечание - Применительно к настоящему стандарту термины "недопустимый риск" и "неприемлемый риск" рассмотрены в качестве синонимов.

 

3.11 безопасное вождение: Выполнение динамической задачи управления, при котором отсутствует недопустимый риск.

3.12

 

дорожно-транспортное происшествие; ДТП: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

[ГОСТ Р 56083-2014, статья 8]

3.13

 

глобальная навигационная спутниковая система; ГНСС: Навигационная спутниковая система, предназначенная для определения пространственных координат, составляющих вектора скорости движения, поправки показаний часов и скорости изменения поправки показаний часов потребителя ГНСС в любой точке на поверхности Земли, акватории Мирового океана, воздушного и околоземного космического пространства.

[ГОСТ Р 52928-2010, статья 1]

3.14

 

диспетчерский пункт: Элемент системы диспетчерского управления, реализующий функции планирования, контроля и оперативного управления транспортными средствами транспортного предприятия.

[ГОСТ Р 54024-2010, пункт 3.5]

3.15

 

диспетчерский центр: Элемент системы диспетчерского управления, реализующий функции контроля и координации деятельности транспортного комплекса субъекта РФ или муниципального образования.

Примечание - Диспетчерский центр может выполнять функции диспетчерского пункта.

 

[ГОСТ Р 54024-2010, пункт 3.6]