ГОСТ Р 59546-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Бортовые устройства, обеспечивающие поддержание работоспособного состояния водителя, для безопасного вождения на основе анализа электродермальной активности. Технические требования и методы испытаний
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 динамическая задача управления (транспортным средством): Выполнение в реальном времени всех оперативных управляющих воздействий, необходимых для движения и маневров транспортного средства, контроля за условиями дорожного движения, реагирования на события дорожно-транспортной ситуации и для обеспечения безопасности дорожного движения.
Примечание - На основе [2], статья 3.13.
3.2 качество вождения: Показатели выполнения водителем динамической задачи управления и их отклонение относительно определенного стандарта или рекомендации.
Пример - Среднее значение бокового отклонения относительно центра полосы движения.
Примечание - На основе [2], статья 3.6.
3.3
работоспособность водителя: Способность водителя, определяемая возможностью физиологических и психических функций организма, которая характеризует его возможности по выполнению динамической задачи управления с заданным качеством вождения в течение определенного интервала времени. [Адаптировано из ГОСТ 12.0.002-2014, статья 2.1.21] |
3.4
работоспособное состояние (водителя): Состояние водителя, при котором он выполняет (или готов выполнять) динамическую задачу управления с заданным качеством вождения. [Адаптировано из ГОСТ 26387-84, статья 12] |
Примечание - Применительно к настоящему стандарту термины "работоспособное состояние" и "нормальное состояние" рассмотрены в качестве синонимов.
3.5 состояние снижения работоспособности (водителя): Состояние водителя, при которой наблюдается снижение качества вождения при отсутствии недопустимого риска (0).
Примечания
1 Как правило, снижение качества вождения определено как статистически значимое увеличение или уменьшение установленной меры вождения. Например, ошибки обнаружения придорожных объектов - количество и тип осознанно выявленных водителем объектов, расположенных по сторонам дороги, - могут с высокой достоверностью служить показателем снижения работоспособности водителя.
2 Применительно к настоящему стандарту термины "состояние снижения работоспособности" и "переходное состояние" рассмотрены в качестве синонимов.
3.6 неработоспособное состояние (водителя): Состояние водителя, при котором он не способен выполнять динамическую задачу управления.
Примечание - Применительно к настоящему стандарту термины "неработоспособное состояние" и "критическое состояние" рассмотрены в качестве синонимов.
3.7
вред: Физическое повреждение или ущерб, причиняемый здоровью людей. [ГОСТ Р ИСО 26262-1-2014, статья 2.56] |
3.8
тяжесть: Оценка степени вреда, причиняемого одному или нескольким лицам, который может возникнуть в ситуациях потенциальной опасности. [ГОСТ Р ИСО 26262-1-2014, статья 2.120] |
3.9
риск: Сочетание вероятности события причинения вреда и тяжести этого вреда. [ГОСТ Р ИСО 26262-1-2014, статья 2.99] |
3.10 недопустимый риск: Риск, который считается неприемлемым в рассматриваемой области при современных общественных ценностях.
Примечание - Применительно к настоящему стандарту термины "недопустимый риск" и "неприемлемый риск" рассмотрены в качестве синонимов.
3.11 безопасное вождение: Выполнение динамической задачи управления, при котором отсутствует недопустимый риск.
3.12
дорожно-транспортное происшествие; ДТП: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. [ГОСТ Р 56083-2014, статья 8] |
3.13
глобальная навигационная спутниковая система; ГНСС: Навигационная спутниковая система, предназначенная для определения пространственных координат, составляющих вектора скорости движения, поправки показаний часов и скорости изменения поправки показаний часов потребителя ГНСС в любой точке на поверхности Земли, акватории Мирового океана, воздушного и околоземного космического пространства. [ГОСТ Р 52928-2010, статья 1] |
3.14
диспетчерский пункт: Элемент системы диспетчерского управления, реализующий функции планирования, контроля и оперативного управления транспортными средствами транспортного предприятия. [ГОСТ Р 54024-2010, пункт 3.5] |
3.15
диспетчерский центр: Элемент системы диспетчерского управления, реализующий функции контроля и координации деятельности транспортного комплекса субъекта РФ или муниципального образования. Примечание - Диспетчерский центр может выполнять функции диспетчерского пункта.
[ГОСТ Р 54024-2010, пункт 3.6] |
