ГОСТ Р 59532-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование горно-шахтное. Конвейеры шахтные ленточные, оборудованные для перевозки людей. Требования безопасности
4.8 Требования к устройствам сигнализации и связи
4.8.1 Устройства световой и звуковой сигнализации грузолюдского ленточного конвейера должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003, ГОСТ 12.4.026, ГОСТ 21786 и ГОСТ Р МЭК 60073.
4.8.2 При работе грузолюдского ленточного конвейера обеспечивают аварийную, предупредительную, оперативную и вызывную (кодовую) сигнализацию.
Недопустимо использовать систему предупредительной сигнализации в качестве кодовой для подачи оперативных сигналов.
4.8.3 Предупредительная световая и звуковая сигнализация должны передавать сообщения:
- "пуск конвейера";
- "конвейер переключается на режим "перевозка людей"";
- "перевозка людей";
- "остановка конвейера".
4.8.4 Предпусковой предупредительный сигнал должен быть звуковым, продолжительностью не менее 5 с. Слышимость сигнала обеспечивают по всей длине конвейера.
4.8.5 Аварийная сигнализация должна передавать сообщения:
- "экстренное и аварийное отключение конвейера";
- "останов конвейера из-за схода ленты";
- "останов конвейера из-за затянувшегося пуска";
- "конвейер не включается из-за срабатывания электрических защит двигателя" и другие, связанные с аварийными ситуациями.
4.8.6 Каждый неправильно поданный или непонятный сигнал должен восприниматься как сигнал "Стоп".
4.8.7 Грузолюдской ленточный конвейер оборудуют датчиком проезда станции схода. Датчик проезда станции схода устанавливается после станции схода на расстоянии не менее 20 м от загрузочных устройств и барабанов конвейера.
4.8.8 За конечной станцией схода грузолюдского ленточного конвейера устанавливают датчик проезда для автоматического отключения конвейера при проезде человеком конечной станции схода. Датчик должен обеспечивать надежное обнаружение людей на ленте и экстренное отключение конвейера.
Датчик проезда конечной станции схода устанавливают на расстоянии 3 - 5 м за светильником красного цвета. Усилие воздействия датчика механической конструкции на человека не должно превышать 300 Н.
4.8.9 Посадочные площадки грузолюдского ленточного конвейера для перевозки людей оборудуют телефонной связью, включенной в общешахтную сеть.
Системы связи должны действовать независимо от источников питания не менее четырех часов. Устройства связи с сетевым питанием необходимо снабжать резервным автономным источником, обеспечивающим работу не менее четырех часов.
4.8.10 Станции посадки и схода шахтного ленточного конвейера для перевозки людей оборудуют переговорными устройствами, обеспечивающими при необходимости связь с диспетчерской управления конвейером. Переговорные устройства должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.049. Переговорные устройства располагают на расстоянии не более 5 м от станций.
4.8.11 Для оповещения людей о подъезде к станции схода за 10 - 15 м перед ней устанавливают устройство осязательной сигнализации в виде одного ряда эластичных полос шириной 30 - 50 мм, подвешенных над лентой через 100 - 150 мм по всей ее ширине с зазором не более 200 мм от незагруженной ленты. На лицевую сторону полос наносят светоотражающие материалы произвольной формы общей площадью не менее 50% площади лицевой поверхности полос.
4.8.12 Площадка схода грузолюдского ленточного конвейера для перевозки людей оборудуют светильником желтого цвета, светильником красного цвета и информационными знаками схода.
Светильник желтого цвета устанавливают в начале площадки, светильник красного цвета в конце площадки. Режим свечения светильников - непрерывный. Информационный знак, обозначающий сход людей, должен быть подсвечен.
Примечание - Светильники обозначают границы площадки.
4.8.13 Работоспособность светильников, обозначающих границы площадок по длине конвейера, контролируется устройствами экстренного отключения и защиты.
4.8.14 Устройства сигнализации должны обеспечивать характеристики сигналов (слышимость, уровень громкости, длительность) в соответствии с требованиями ГОСТ 21786.
4.8.15 Системы сигнализации и связи, как правило, конструктивно должны совмещаться и использоваться для аварийного оповещения.
