ГОСТ Р ИСО/МЭК 27002-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационные технологии. Методы и средства обеспечения безопасности. Свод норм и правил применения мер обеспечения информационной безопасности
16 Менеджмент инцидентов информационной безопасности
16.1 Менеджмент инцидентов информационной безопасности и улучшений
Цель: Обеспечить последовательный и эффективный подход к менеджменту инцидентов ИБ, включая обмен информацией о событиях безопасности и недостатках. |
16.1.1 Обязанности и процедуры
Мера обеспечения ИБ
Должны быть установлены обязанности и процедуры менеджмента для обеспечения уверенности в быстром, эффективном и надлежащем реагировании на инциденты ИБ.
Руководство по применению
Должны быть приняты во внимание следующие рекомендации для обязанностей и процедур по управлению инцидентами ИБ:
a) должны быть установлены обязанности по управлению, чтобы гарантировать, что следующие процедуры разработаны и должным образом доведены до сведения внутри организации:
1) процедуры планирования и подготовки реагирования на инциденты;
2) процедуры мониторинга, обнаружения, анализа и информирования о событиях и инцидентах безопасности;
3) процедуры регистрации действий по управлению инцидентами;
4) процедуры обращения с криминалистическими свидетельствами;
5) оценка недостатков ИБ;
6) процедуры реагирования, включая процедуры эскалации, контролируемого восстановления после инцидента и информирования персонала внутри организации, лиц за ее пределами, а также организаций;
b) установленные процедуры должны обеспечивать, что:
1) вопросы, связанные с инцидентами ИБ в организации, решает компетентный персонал;
2) существуют контактные лица по вопросам обнаружения и информирования об инцидентах безопасности;
3) поддерживаются соответствующие контакты с органами власти, внешними заинтересованными группами или форумами, которые занимаются вопросами, связанными с инцидентами ИБ;
c) процедуры оповещения должны включать в себя:
1) подготовку форм оповещения о событиях безопасности для обеспечения действий по оповещению и для того, чтобы лица, сообщающие о нарушениях, могли запомнить все необходимые действия в случае, если произошло событие безопасности;
2) процедуру, которая должна быть предпринята в случае, если произошло событие ИБ, например немедленное фиксирование всех деталей, таких как вид несоответствия или нарушения, произошедший отказ, сообщения на экране и незамедлительное оповещение контактных лиц, а также принятие скоординированных действий;
3) ссылку на установленный формальный процесс принятия дисциплинарных мер к работникам, которые совершают нарушения безопасности;
4) соответствующие процессы обратной связи для обеспечения того, чтобы лица, сообщающие о событиях безопасности, были уведомлены о результатах после решения и закрытия проблемы.
Цели управления инцидентами ИБ должны быть согласованы с руководством и должны гарантировать, что лица, ответственные за управление инцидентами ИБ, понимают приоритеты организации при обработке инцидентов ИБ.
Дополнительная информация
Инциденты ИБ могут выходить за пределы организационных и национальных границ. Для реагирования на такие инциденты возрастает необходимость в координации и обмене информацией об этих инцидентах со сторонними организациями, в той мере, насколько это возможно.
Подробное руководство по управлению инцидентами ИБ приведено в ИСО/МЭК 27035 [20].
16.1.2 Сообщения о событиях информационной безопасности
Мера обеспечения ИБ
Требуется незамедлительно сообщать о событиях информационной безопасности по соответствующим каналам управления.
Руководство по применению
Все работники и подрядчики должны быть осведомлены о своей обязанности незамедлительно сообщать о событиях ИБ. Они должны быть также осведомлены о процедуре оповещения о событиях безопасности и контактных лицах, которым следует сообщать о событиях.
Ситуации, которые предполагают передачу сообщения о событии ИБ, включают в себя:
a) неэффективный контроль ИБ;
b) нарушение ожидаемого уровня целостности, конфиденциальности или доступности информации;
c) человеческие ошибки;
d) несоответствия политикам или руководствам;
e) нарушения мер физической безопасности;
f) неконтролируемые системные изменения;
g) неисправности программного или аппаратного обеспечения;
h) нарушения доступа.
Дополнительная информация
Сбои или иное ненормальное поведение системы могут быть индикаторами атак на систему защиты или фактического нарушения защиты, и следовательно о них всегда необходимо сообщать как о событиях ИБ.
16.1.3 Сообщение о недостатках информационной безопасности
Мера обеспечения ИБ
Работники и подрядчики, использующие информационные системы и услуги организации, должны обращать внимание на любые замеченные или предполагаемые недостатки ИБ в системах или сервисах и сообщать о них.
Руководство по применению
Все работники и подрядчики должны незамедлительно сообщать о недостатках ИБ контактных лиц, чтобы предотвратить инциденты ИБ. Механизм оповещения должен быть максимально простым, доступным и работоспособным.
Дополнительная информация
Работникам и подрядчикам должно быть рекомендовано не пытаться проверять предполагаемые недостатки безопасности. Тестирование недостатков может быть воспринято как потенциально неправильное использование системы, а также может повредить информационную систему или сервис и привести к юридической ответственности лица, выполняющего тестирование.
16.1.4 Оценка и принятие решений в отношении событий информационной безопасности
Мера обеспечения ИБ
Должна быть проведена оценка событий безопасности и принято решение, следует ли их классифицировать как инциденты ИБ.
Руководство по применению
Контактные лица по вопросам обнаружения и информирования об инцидентах должны оценивать каждое событие безопасности, используя согласованную шкалу классификации событий и инцидентов безопасности, и решать, следует ли классифицировать событие как инцидент ИБ. Классификация и распределение инцидентов по приоритетам может помочь в определении влияния и масштаба инцидента.
В тех случаях, когда в организации есть группа реагирования на инциденты ИБ (ГРИИБ), оценка и принятие решения могут быть переданы ей для подтверждения или повторной оценки.
Результаты оценки и принятых решений должны быть подробно зафиксированы с целью обращения к ним в будущем и проверки.
16.1.5 Реагирование на инциденты информационной безопасности
Мера обеспечения ИБ
Реагирование на инциденты ИБ должно осуществляться в соответствии с документально оформленными процедурами.
Руководство по применению
Реагирование на инциденты ИБ должно осуществляться назначенными контактными лицами и другими соответствующими лицами из числа самой организации или сторонних организаций (см. 16.1.1).
Реагирование должно включать в себя следующее:
a) как можно более быстрый сбор свидетельств произошедшего;
b) проведение криминалистического анализа ИБ по мере необходимости (см. 16.1.7);
c) эскалация, если требуется;
d) обеспечение того, что все выполняемые действия по реагированию соответствующим образом зарегистрированы для дальнейшего анализа;
e) информирование о факте инцидента ИБ или любых существенных деталях о нем других лиц из числа самой организации или сторонних организаций в соответствии с принципом "необходимого знания";
f) устранение недостатка(ов) ИБ, которые могут стать причиной или способствовать возникновению инцидента;
g) после того, как инцидент успешно отработан, необходимо формально закрыть и записать его.
После инцидента должен проводиться анализ для выявления первопричины инцидента.
Дополнительная информация
Первоочередной целью реагирования на инцидент является возобновление "нормального уровня безопасности", а затем инициирование необходимого восстановления.
16.1.6 Извлечение уроков из инцидентов информационной безопасности
Мера обеспечения ИБ
Знания, приобретенные в результате анализа и урегулирования инцидентов ИБ, должны использоваться для уменьшения вероятности или влияния будущих инцидентов.
Руководство по применению
Должны быть внедрены механизмы, позволяющие количественно определять и отслеживать типы, объемы и стоимость инцидентов ИБ. Информация, полученная в результате оценки инцидентов ИБ, должна использоваться для выявления повторяющихся или значительных инцидентов.
Дополнительная информация
Оценка инцидентов ИБ может указывать на необходимость в усилении или дополнении мер обеспечения ИБ для снижения частоты, ущерба и стоимости в будущем или может быть принята во внимание при пересмотре политики безопасности (см. 5.1.2).
При должном внимании к аспектам конфиденциальности, истории про реальные инциденты ИБ могут быть использованы при обучении персонала (см. 7.2.2) в качестве примеров того, что может случиться, как реагировать на такие инциденты и как избежать их в будущем.
16.1.7 Сбор свидетельств
Мера обеспечения ИБ
В организации должны быть определены и применяться процедуры для идентификации, сбора, получения и сохранения информации, которая может использоваться в качестве свидетельств.
Руководство по применению
Должны быть разработаны и затем выполняться внутренние процедуры при рассмотрении свидетельств с целью принятия мер дисциплинарного и юридического характера.
В общем случае эти процедуры должны обеспечивать процессы идентификации, сбора, получения и сохранения свидетельств в зависимости от типа носителей, устройств и состояния устройств, например включенных или выключенных. Процедуры должны учитывать:
a) цепочку поставок;
b) безопасность свидетельств;
c) безопасность персонала;
d) роли и обязанности задействованного персонала;
e) компетентность персонала;
f) документацию;
g) инструктаж.
Там, где это возможно, должна быть предусмотрена сертификация или другие соответствующие способы оценки квалификации персонала и инструментария для того, чтобы повысить ценность сохраненных свидетельств.
Криминалистические свидетельства могут выходить за пределы организации или границы юрисдикции. В таких случаях следует обеспечить, чтобы организация имела право собирать требуемую информацию в качестве криминалистических свидетельств. Должны быть учтены требования различных юрисдикций, чтобы максимально увеличить шансы на признание в соответствующих юрисдикциях.
Дополнительная информация
Идентификация - это процесс, включающий в себя поиск, распознавание и документирование возможного свидетельства. Сбор - это процесс сбора физических предметов, которые могут содержать потенциальные свидетельства. Получение - это процесс создания копии данных в рамках определенного набора. Сохранение - это процесс поддержания и защиты целостности и первоначального состояния потенциальных свидетельств.
Когда событие безопасности обнаружено впервые, может быть неясно, приведет ли это событие к судебному разбирательству. Следовательно, существует опасность, что необходимое свидетельство будет намеренно или случайно уничтожено до того, как выяснится серьезность инцидента. Рекомендуется заранее привлекать юриста или полицию к любым предполагаемым действиям юридического характера и прислушиваться к советам по поводу необходимых свидетельств.
ИСО/МЭК 27037 [24] содержит руководства по идентификации, сбору, получению и сохранению цифровых свидетельств.