БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р ИСО/МЭК 27002-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационные технологии. Методы и средства обеспечения безопасности. Свод норм и правил применения мер обеспечения информационной безопасности

14 Приобретение, разработка и поддержка систем

 

14.1 Требования к безопасности информационных систем

 

Цель: Обеспечить уверенность в том, что ИБ является неотъемлемой частью информационных систем на протяжении всего их жизненного цикла и включает требования к информационным системам, предоставляющим услуги с использованием сетей общего пользования.

14.1.1 Анализ и спецификация требований информационной безопасности

Мера обеспечения ИБ

Требования, относящиеся к ИБ, должны быть включены в перечень требований для новых информационных систем или для усовершенствования существующих информационных систем.

Руководство по применению

Требования ИБ должны быть идентифицированы с использованием различных методов, таких как выделение требований соответствия из политик и регламентов, моделирование угроз, анализ инцидентов или использование порогов уязвимости. Результаты идентификации должны быть задокументированы и рассмотрены всеми заинтересованными сторонами.

Требования и меры обеспечения ИБ должны отражать ценность информации (см. 8.2) и потенциальное негативное влияние на бизнес, которое может быть вызвано отсутствием надлежащей защиты.

Идентификация и управление требованиями ИБ и связанными с этими процессами должны быть интегрированы в проекты информационных систем на ранних стадиях. Раннее рассмотрение требований ИБ, например на этапе проектирования, может дать более эффективные и менее затратные решения.

Требования ИБ также должны учитывать:

a) требуемый уровень доверия в отношении идентификационной информации пользователей для установления требований к аутентификации пользователей;

b) процессы предоставления доступа как для пользователей, так и для привилегированных или технических пользователей;

c) информирование пользователей и операторов об их обязанностях и ответственности;

d) необходимый уровень защиты в отношении затронутых активов, в частности в отношении доступности, конфиденциальности и целостности;

e) требования, вытекающие из бизнес-процессов, такие как ведение журнала и мониторинг транзакций, требования по обеспечению неотказуемости;

f) требования, предписанные другими мерами обеспечения ИБ, например интерфейсы для систем регистрации, мониторинга или обнаружения утечки данных.

Для приложений, которые предоставляют услуги через общедоступные сети или осуществляют транзакции, следует рассмотреть меры обеспечения ИБ, которые приведены в 14.1.2 и 14.1.3.

В случае приобретения продукта следует придерживаться формального процесса тестирования и приобретения. В договорах с поставщиком должны быть учтены установленные требования безопасности. Если функциональные возможности обеспечения безопасности в предлагаемом продукте не удовлетворяют указанным требованиям, порождаемый этим риск и связанные с ним меры должны быть рассмотрены до того, как продукт будет приобретен.

Имеющееся руководство по настройке мер обеспечения безопасности продукта, соответствующее финальному стеку программного обеспечения/сервисов системы, должно быть оценено и выполнено.

Должны быть определены критерии приемки продуктов, например с точки зрения их функциональности, что даст гарантию того, что установленные требования безопасности будут выполнены. Продукты должны быть оценены по этим критериям до их приобретения. Дополнительный функционал продукта также должен быть рассмотрен, чтобы убедиться, что он не порождает дополнительных неприемлемых рисков.

Дополнительная информация

ИСО/МЭК 27005 [11] и ИСО 31000 [27] предоставляют руководство по применению процессов управления рисками для идентификации мер обеспечения ИБ и выполнения требований.

14.1.2 Обеспечение безопасности прикладных сервисов, предоставляемых с использованием сетей общего пользования

Мера обеспечения ИБ

Информация, используемая в прикладных сервисах и передаваемая по сетям общего пользования, должна быть защищена от мошеннической деятельности, оспаривания договоров, а также несанкционированного раскрытия и модификации.

Руководство по применению

ИБ прикладных сервисов, проходящих через общедоступные сети, следует обеспечивать исходя из следующих соображений:

a) уровень доверия, который требует каждая сторона в отношении друг друга, например посредством аутентификации;

b) процессы авторизации, связанные с тем, кто может утверждать содержание, выпускать или подписывать ключевые деловые документы;

c) обеспечение того, чтобы взаимодействующие стороны были полностью проинформированы о своих правах на предоставление и использование сервиса;

d) определение и соблюдение требований в отношении конфиденциальности, целостности, подтверждения отправки и получения ключевых документов, а также невозможности отказа от совершенных сделок, например связанных с процессами заключения контрактов и проведения тендеров;

e) уровень доверия, необходимый для целостности ключевых документов;

f) требования по защите любой конфиденциальной информации;

g) конфиденциальность и целостность любых операций с заказом, платежной информации, адреса доставки и подтверждения получения;

h) степень проверки платежной информации, предоставленной клиентом;

i) выбор наиболее подходящей формы расчета для защиты от мошенничества;

j) уровень защиты, необходимый для сохранения конфиденциальности и целостности информации о заказе;

k) предотвращение потери или дублирования информации об операции;

l) ответственность за мошеннические операции;

m) страховые требования.

Многие из вышеперечисленных соображений могут быть выполнены с применением криптографических мер обеспечения ИБ (раздел 10), принимая во внимание требования законодательства (раздел 18, особенно 18.1.5 для законодательства о криптографии).

Механизмы предоставления услуг между участниками должны быть закреплены документально оформленным соглашением, в котором обе стороны соглашаются с условиями предоставления сервисов, включая детали авторизации (перечисление b).

Следует учитывать требования устойчивости к атакам, которые могут включать в себя требования по защите используемых серверов приложений или обеспечению доступности сетевых соединений, необходимых для предоставления сервиса.

Дополнительная информация

Приложения, доступные через сети общего пользования, подвержены целому ряду угроз, таких как мошеннические действия, нарушение условий договора или публичное разглашение информации. Поэтому обязательным здесь является детальная оценка риска и правильный выбор мер обеспечения ИБ. Необходимые меры обеспечения ИБ часто включают в себя криптографические методы для аутентификации и защиты данных при передаче.

Прикладные сервисы могут использовать безопасные методы аутентификации, например использование криптографии с открытым ключом и электронных подписей (раздел 10) для снижения рисков. Кроме того, при необходимости, могут быть задействованы доверенные третьи стороны.

14.1.3 Защита транзакций прикладных сервисов

Мера обеспечения ИБ

Информацию, используемую в транзакциях прикладных сервисов, следует защищать для предотвращения неполной передачи, ложной маршрутизации, несанкционированного изменения, раскрытия, дублирования или воспроизведения сообщений.

Руководство по применению

Вопросы безопасности для транзакций прикладных сервисов должны включать следующее:

a) использование электронных подписей каждой из сторон, участвующих в транзакции;

b) все аспекты транзакции, то есть обеспечение того, что:

1) секретная аутентификационная информация пользователей с каждой стороны проверена и действительна;

2) транзакция остается конфиденциальной;

3) сохраняется конфиденциальность всех вовлеченных сторон;

c) канал связи между всеми вовлеченными сторонами защищен;

d) протоколы, используемые для связи между всеми вовлеченными сторонами, защищены;

e) обеспечение того, чтобы хранение деталей транзакции находилось за пределами какой-либо общедоступной среды, например в хранилище интрасети организации, которое не доступно непосредственно из сети Интернет;

f) если используется доверенный орган (например, для целей выдачи и поддержки электронных подписей или цифровых сертификатов), обеспечение безопасности интегрируется и становится частью процесса управления сертификатами/подписями на протяжении всего жизненного цикла такого процесса.

Дополнительная информация

Объем принятых мер обеспечения ИБ должен соответствовать уровню риска, связанного с каждой формой транзакции прикладных сервисов.

Транзакции должны соответствовать юридическим и нормативным требованиям той юрисдикции, где их формируют, обрабатывают, завершают или хранят.

TOC