ГОСТ Р 59383-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационные технологии. Методы и средства обеспечения безопасности. Основы управления доступом
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 59381, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 атрибут (attribute): Характеристика, признак или свойство, используемые для описания и управления доступом к ресурсу.
Примечания
1 Правила предоставления доступа к ресурсу устанавливаются в политике управления доступом, которая определяет необходимые атрибуты для разрешения доступа субъекта к ресурсу для определенной операции.
2 Примерами атрибутов могут быть атрибуты субъекта, атрибуты ресурса, атрибуты окружения и иные атрибуты, используемые для управления доступом, как определено в политике управления доступом.
3.2 конечная точка (endpoint): Сервис принятия решения в системе управления доступом, в котором осуществляется функция управления доступом.
Примечания
1 Возможны следующие различные виды конечных точек:
- сервис принятия решения по результату аутентификации субъекта доступа;
- сервис принятия решения по авторизации субъекта доступа;
- сервис обнаружения конечных точек, осуществляющий поиск и определяющий местонахождение конечных точек;
- сервис начального обнаружения конечных точек, используемый в начале взаимодействия субъекта с системой управления доступом.
2 Сервисы обнаружения конечных точек обычно используются в распределенных сетевых системах.
3.3 привилегия (privilege): Метка разрешения для субъекта на доступ к ресурсу.
Примечания
1 Привилегия является необходимым, но не достаточным условием для доступа. Доступ осуществляется, когда запрос доступа удовлетворяется в соответствии с принятой политикой управления доступом. Политика управления доступом основывается на привилегиях и может включать в себя другие факторы среды (например, время дня, местоположение и т.д.).
2 Привилегии имеют форму данных, представляемых или получаемых субъектом. Эти данные используются точкой принятия решений по политике для разрешения или отказа в осуществлении операции, которую субъект хочет осуществить с ресурсом.
3 Ресурс может иметь несколько различных ассоциированных с ним привилегий, которые соответствуют определенным уровням доступа. Например, ресурс данных может иметь права на чтение, запись, выполнение и удаление, доступные для назначения субъектам. Запрос субъекта на доступ к ресурсу может быть разрешен для некоторых уровней доступа, но запрещен для других уровней, в зависимости от уровня запрашиваемого доступа и привилегий ресурса, назначенных субъекту.
4 Право доступа определяет возможное действие, которое субъект может выполнять с ресурсом.
3.4 принцип необходимого знания (need-to-know): Цель безопасности, состоящая в поддержании доступа субъекта к информационным ресурсам на минимальном уровне, необходимом для выполнения своих функций делающим запрос пользователем.
Примечания
1 Принцип необходимого знания санкционируется по усмотрению владельца ресурса.
2 Принцип необходимого наличия - это цель безопасности запрашивающей стороны для выполнения конкретных задач, которые могут ограничиваться по усмотрению владельца ресурса.
3.5 разграничение доступа (access control): Разрешение или отказ в осуществлении операции с ресурсом.
Примечания
1 Основной целью разграничения доступа является предотвращение несанкционированного доступа к информации или использование информационных ресурсов на основе бизнес-требований и требований безопасности, т.е. применение политик доступа к конкретным запросам.
2 При получении запроса от аутентифицированного субъекта владелец ресурса разрешает (или не разрешает) доступ в соответствии с политикой доступа и привилегиями субъекта.
3.6 реализация, ориентированная на организацию (enterprise centric implementation): Управление доступом, проводимое под контролем точки принятия решений по политике.
3.7 реализация, ориентированная на субъекта (subject centric implementation): Управление доступом, реализованное как компонентные сервисы, которые вызываются субъектом с целью получения средств, признаваемых точкой соблюдения политики, для получения доступа к ресурсу.
Примечание - Компонентные сервисы могут включать в себя сервис точки принятия решений по политике, сервис точки соблюдения политики и соответствующие сервисы обнаружения, дающие возможность субъекту определять местоположение и контактировать с сервисами управления доступом.
3.8 ресурс (resource): Физический, сетевой или любой информационный актив, к которому может быть получен доступ субъектом.
3.9 роль (role): Название, данное определенной совокупности функций системы, которые могут выполняться многими сущностями.
Примечания
1 Название обычно описывает функциональные возможности.
2 Сущности могут быть, но не обязательно являются людьми.
3 Роли реализуются совокупностью атрибутов привилегий для предоставления необходимого доступа к информационным ресурсам или объектам.
4 Назначенные на роль субъекты наследуют связанные с ролью привилегии доступа. При операционном использовании субъектам следует аутентифицироваться в качестве членов ролевой группы, прежде чем им будет разрешено выполнять функции роли.
3.10 сервис токенов безопасности (security token service): Сервис, создающий, подписывающий, осуществляющий замену и выпуск токенов доступа на основе решений, принимаемых точкой принятия решений по политике.
Примечание - Этот сервис может быть разбит на отдельные компоненты.
3.11 субъект (subject): Сущность, запрашивающая доступ к ресурсу, находящемуся под контролем системы управления доступом.
3.12 токен доступа (access token): Доверенный объект, инкапсулирующий полномочия субъекта для получения доступа к ресурсу.
Примечания
1 Токен доступа выпускается точкой принятия решений по политике и используется точкой соблюдения политики для ресурса.
2 Токен доступа может содержать информацию о разрешении доступа для получения субъектом доступа к ресурсу и идентификационную информацию для источника решения об авторизации.
3 Токен доступа может содержать информацию, позволяющую осуществить проверку его достоверности.
4 Токен доступа может иметь физическую или виртуальную форму.
3.13 точка администрирования политики (policy administration point): Сервис, осуществляющий администрирование политики авторизации доступа.
Примечание - Атрибуты могут включать в себя привилегии/разрешения, связанные с ресурсом, субъектом и средой.
3.14 точка информирования по политике (policy information point): Сервис, выполняющий функции источника атрибутов, которые используются точкой принятия решений по политике для принятия решений об авторизации.
Примечание - Атрибуты могут включать в себя привилегии/разрешения, связанные с ресурсом, субъектом и средой.
3.15 точка принятия решений по политике (policy decision point): Сервис, реализующий политику разграничения доступа для принятия решений по запросам сущностей о доступе к ресурсам и предоставления решений об авторизации, используемых точкой соблюдения политики.
Примечания
1 Решения об авторизации используются точкой соблюдения политики для управления доступом к ресурсу. Решения об авторизации могут сообщаться посредством использования токена доступа.
2 Точка принятия решений по политике также осуществляет аудит решений в контрольном журнале и может инициировать предупреждения.
3 Этот термин соответствует функции принятия решений о доступе, приведенной в [3]. Предполагается, что эта функция располагается в сети субъекта и может находиться в сети в виде соответствующей точки соблюдения политики.
3.16 точка выполнения политики (policy enforcement point): Сервис, обеспечивающий выполнение решения о доступе точки принятия решений по политике.
Примечания
1 Точка выполнения политики получает решения об авторизации, принятые точкой принятия решений по политике, и реализует их для осуществления разграничения доступа сущностей к ресурсам. Решение об авторизации может быть получено в форме токена доступа, представляемого субъектом при осуществлении запроса о доступе.
2 Этот термин соответствует функции обеспечения осуществления доступа, приведенной в [3]. Предполагается, что эта функция располагается в сети субъекта и может находиться в сети в виде соответствующей точки принятия решений по политике.
3.17 управление доступом (access management): Совокупность процессов разграничения доступа для ряда ресурсов.
