ГОСТ Р 59383-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационные технологии. Методы и средства обеспечения безопасности. Основы управления доступом
6.2 Модели разграничения доступа и вопросы политики
6.2.1 Модели разграничения доступа
Существует ряд моделей разграничения доступа, которые подходят для использования в распределенной сетевой среде. Для управления своими ресурсами организация может выбрать следующие модели:
- модель разграничения доступа на основе идентификационных данных;
- модель разграничения доступа на основе ролей;
- модель разграничения доступа на основе атрибутов;
- модель разграничения доступа на основе возможностей;
- модель разграничения доступа на основе псевдонимов.
Выбор между этими моделями не обязательно является исключающим и может настраиваться в соответствии с различными группами субъектов.
Примечание - Описание моделей разграничения доступа содержится в приложении А.
6.2.2 Политики управления доступом
Политики системы управления доступом включают в себя политики разграничения доступа к ресурсам и политики управления и администрирования самой системы управления доступом. Необходимо установление политик для этих видов деятельности вместе с критериями обеспечения соответствия и средствами мониторинга и оценки соответствия.
Политика будет зависеть от выбранной модели разграничения доступа и подробностей реализации, в то время как установление политики и ее соответствие будут зависеть от общих соображений, которые могут охватывать следующее:
- соответствие политики разграничения доступа используемой модели разграничения доступа;
- определение и установка привилегий и атрибутов разграничения доступа для доступа субъектов и административных целей в соответствии с общей политикой разграничения доступа и разрешенными операциями с ресурсами;
- ограничение доступа к ресурсам необходимым минимумом для выполнения требуемой операции;
- требование наличия аутентифицированных идентификационных данных физических лиц и сущностей с определенным уровнем доверия до рассмотрения авторизации;
- определение авторизации физических лиц и сущностей для осуществления запрашиваемых операций доступа к ресурсам;
- предоставление доступа или отказ в доступе к ресурсам в соответствии с критериями авторизации и политикой доступа в ответ на запросы о доступе;
- обеспечение защиты персональных данных, используемых при осуществлении операций управления доступом;
- реализацию мониторинга и запись транзакций доступа с достаточным уровнем детализации, позволяющим осуществлять аудит транзакций доступа с целью демонстрации выполнения системных требований и других требований нормативных документов.
Политика может быть документально оформлена на неформальном (естественном) языке (см. 5.2.1). Впоследствии эта политика должна быть переведена в формальную политику. Нужно подтвердить, что формальная политика эквивалентна политике на естественном языке. Должны быть сформированы приемлемые доказательства соответствия этим требованиям.
