ГОСТ Р 56045-2021/ISO/IEC TS 27008:2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационные технологии. Методы и средства обеспечения безопасности. Рекомендации по оценке мер обеспечения информационной безопасности
6 Общая информация об оценках мер обеспечения информационной безопасности
6.1 Процесс оценки
6.1.1 Общие положения
Для объективной оценки мер обеспечения безопасности ИБ назначенные аудиторы ИБ должны быть хорошо подготовлены как в области мер обеспечения ИБ, так и в области тестирования, например, эксплуатации применимых инструментальных средств и технической цели тестирования. Приоритеты этапов работ по оценке мер обеспечения ИБ могут устанавливаться в соответствии с осознаваемыми рисками. Кроме того, этапы работ могут быть спланированы либо в соответствии с конкретными бизнес-процессами или системами, либо просто для последовательного охвата всех сфер, входящих в область оценки.
Конкретную оценку мер обеспечения ИБ аудиторы ИБ обычно начинают со сбора предварительной информации, рассмотрения планируемого объема и содержания работ, установления связи с руководителями и другими контактными лицами в соответствующих частях организации, а также расширения области оценки рисков для разработки документации с инструкциями по непосредственному проведению оценки. В приложениях A, B и C приведена дополнительная информация.
6.1.2 Предварительная информация
Предварительная информация может быть получена из различных источников, таких как:
- специальная литература, периодические издания, интернет, технические руководства, стандарты и политики технической безопасности организации, а также предварительные исследования общих рисков и мер обеспечения ИБ в данной области, конференции, семинары или форумы;
- результаты предыдущих оценок, тестирований и аудитов, частично или полностью относящихся к текущей области проверки и так или иначе выполненных аудиторами, проводящими проверку мер обеспечения ИБ (например, предварительные тесты безопасности, проведенные специалистами по обеспечению ИБ, могут дать обширные знания по безопасности основных прикладных систем);
- сведения о соответствующих инцидентах ИБ, ситуациях, близких к инцидентам, вопросах поддержки и изменениях, полученные от службы технической поддержки информационных технологий (ИТ), из процессов менеджмента изменений ИТ, процессов менеджмента инцидентов ИТ и из аналогичных источников;
- общие перечни контрольных проверок и договоров, касающихся проверки мер обеспечения ИБ и проводимых аудиторами или специалистами по ИБ с опытом работы в данной сфере.
Рекомендуется пересмотреть запланированные работы по оценке мер обеспечения ИБ с учетом предварительной информации особенно, если первоначальный план оценки был подготовлен несколько месяцев назад.
Например, дополнительные оценки могут выявить проблемы, которые заслуживают более глубокого изучения, или, наоборот, повысить уверенность в некоторых областях, что позволяет сосредоточить работу на чем-то другом.
Важная роль на раннем этапе оценки мер обеспечения ИБ отводится установлению контактов с руководителями и сотрудниками. После завершения процедуры оценки этот круг лиц должен ознакомиться с ее результатами и представить конструктивные предложения. Существенно повысить результативность и эффективность оценки мер обеспечения ИБ можно путем демонстрации лояльности к сотрудникам, а также обстоятельного разъяснения процесса оценки.
6.1.3 Контрольные списки оценки
Несмотря на то, что специалисты по-разному отражают результаты своей профессиональной деятельности в документации, как правило, при проведении оценки мер обеспечения ИБ используются стандартизованные процессы с соответствующими шаблонами рабочих документов, таких как контрольные списки оценки, внутренние опросные листы по средствам управления, графики тестирования, матрицы средств управления рисками и т.п.
Контрольный список оценки (или аналогичный документ) является основным документом по следующим причинам:
- отражает запланированные области работ по проведению оценки мер обеспечения ИБ, возможно даже с определенным уровнем детализации отдельных тестов для получения ожидаемых (или идеальных) результатов;
- содержит перечень работ, что обеспечивает уверенность в полном охвате планируемой области;
- необходимый для создания контрольного списка анализ в первую очередь подготавливает аудиторов, проводящих оценку мер обеспечения ИБ, к последующей практической деятельности по оценке, в то время как заполнение контрольного списка в процессе проведения оценки способствует развитию аналитического процесса, из которого можно будет получить данные для отчета о результатах оценки;
- обеспечивает основу для записи результатов предварительной оценки и работы на местах. Также в ходе оценки в него можно поместить, например, ссылку или комментарий о собранных свидетельствах;
- может быть проверен руководством аудита или другими аудиторами ИБ в рамках процесса обеспечения качества оценки;
- после завершения оценки (вместе со свидетельствами проверки) представляет собой достаточно подробную хронологическую запись выполненных работ по проверке и полученных результатов, которая может потребоваться для обоснования или подтверждения отчета по оценке, информирования руководства и для планирования будущих оценок.
Аудиторы ИБ должны с осторожностью использовать общие контрольные списки, составленные другими специалистами. Несмотря на возможную экономию времени, это может привести к утрате некоторых из вышеперечисленных преимуществ.
6.1.4 Проверка на месте
Проверка на месте по большей части состоит из последовательности тестов, проводимых аудиторами ИБ или по их поручению, с целью сбора свидетельств и их анализа, в том числе путем их сравнения с возможными или ожидаемыми результатами соответствующих обязательств выполнения требований, стандартов или более общих оценок передового опыта. Например, один из тестов в рамках проверки мер обеспечения ИБ может проверять наличие надлежащего антивирусного программного обеспечения на всех вычислительных платформах. При проведении подобных тестов зачастую используются методы выборки, поскольку для полномасштабного тестирования обычно недостаточно ресурсов. В зависимости от аудиторов и ситуаций ИБ используются разные методы выборки, которые могут включать в себя случайный выбор, стратифицированный выбор и другие более сложные методы статистической выборки (например, дополнительные выборки, если первоначальные результаты являются неудовлетворительными, для подтверждения степени слабости мер обеспечения ИБ). Более исчерпывающее тестирование, как правило, возможно в тех случаях, когда свидетельства можно собирать и проверять в электронном виде, например, используя запросы к базе данных проверок, собранных из систем или баз данных управления активами. Подход, основанный на выборочной оценке, должен, по крайней мере частично, определяться рисками, связанными с оцениваемой сферой деятельности.
Собранные в ходе оценки свидетельства должны отмечаться, упоминаться или вноситься в список рабочих документов оценки. Свидетельства оценки, наряду с анализом, выводами, рекомендациями по оценке и отчетами о результатах оценки, должны быть надлежащим образом защищены аудиторами, проводящими оценку мер обеспечения ИБ, потому что некоторые из них могут быть весьма конфиденциальными и/или ценными. Например, данные, извлекаемые из производственных баз данных в ходе оценки, должны быть защищены в той же степени, что и базы данных с использованием средств управления доступом, шифрования и т.д. Необходимо обеспечить строгий контроль инструментов автоматического просмотра, запросов, программ для извлечения данных и утилит и т.д. Аналогичным образом необходимо обеспечить общую физическую защиту печатных документов, подготовленных аудиторами ИБ или представляемых им. Такие документы должны храниться в местах, исключающих несанкционированный доступ к ним, во избежание раскрытия или изменения их содержания. В случае особенно чувствительных оценок риски, а следовательно, необходимые меры обеспечения ИБ должны быть идентифицированы и подготовлены на раннем этапе оценки.
Заполнив контрольный список оценки, проведя серию тестов и собеседований с соответствующими сторонами и собрав достаточное количество свидетельств, аудиторы ИБ должны иметь возможность изучить свидетельства, определить степень обработки рисков ИБ и проанализировать потенциальное влияние любых остаточных рисков. На этом этапе обычно составляется проект отчета о результатах оценки в произвольной форме, который проверяется с позиции оценки и обсуждается с руководством, особенно с руководством филиалов организации, отделов, функциональных подразделений или групп, непосредственно подпадающих под оценку, а также, возможно, и других затрагиваемых при этом подразделений организации.
Свидетельства должны быть рассмотрены беспристрастным образом, чтобы убедиться в следующем:
- имеется достаточное количество свидетельств оценки для того, чтобы обеспечить фактическую основу, подтверждающую все выводы оценки;
- все выводы и рекомендации имеют важное значение в области оценки, а несущественные вопросы исключены;
- свидетельства являются актуальными и действительны по отношению к системам и мерам обеспечения ИБ.
Если, исходя из выводов, планируется дальнейшая работа по оценке мер обеспечения ИБ, то это должно быть отмечено в отчете.
6.1.5 Процесс анализа
Процесс анализа, как и планирование оценки, по существу, основан на риске, хотя и располагает большей информацией благодаря свидетельствам, собранным во время оценочных действий. В то время как прямые оценки соответствия обычно могут давать ряд относительно простых результатов "пройдено/не пройдено" с достаточно очевидными рекомендациями, оценки ИБ часто формируют вопросы, требующие размышлений и обсуждений руководства до принятия решения о том, какие соответствующие меры (если таковые необходимы) будут предприняты. В некоторых случаях руководство может вынести решение о принятии некоторых рисков, идентифицированных в результате оценки ИБ. В других случаях оно может принять решение не выполнять рекомендации оценки в точности так, как они изложены. Это право руководства, и оно несет ответственность за свои решения. В этом случае аудиторы ИБ выполняют консультативную, неоперативную роль, но они оказывают значительное влияние и опираются на обоснованные методы оценки и фактические свидетельства.
Аудиторы ИБ должны предоставить проверяемой организации обоснованную уверенность в том, что мероприятия по ИБ (не все организации внедряют систему менеджмента) достигают поставленных целей. В результате оценки должен быть предоставлен отчет о разнице между реальностью и эталоном. Если эталоном является внутренняя политика, то она должна быть очень четкой. Для сравнения можно использовать критерии, перечисленные в приложении B. При аудиторской оценке мер обеспечения ИБ необходимо рассмотреть внутренние политики и процедуры. Недостающие важные критерии все же могут быть применены в организации неформально. Отсутствие критериев, идентифицированных как критические, может быть причиной потенциальных несоответствий.