БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 56045-2021/ISO/IEC TS 27008:2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационные технологии. Методы и средства обеспечения безопасности. Рекомендации по оценке мер обеспечения информационной безопасности

8.4 Анализ результатов и отчет

В плане оценки должны быть предоставлены цели оценки и детальный график действий по проведению оценки. Конечным результатом оценки является отчет о результатах оценки, в котором отражается уровень ИБ на основе реализованных мер обеспечения ИБ. Отчет включает информацию, поступающую от аудитора ИБ (в форме выводов оценки), необходимую для определения эффективности используемых мер обеспечения ИБ и общей эффективности деятельности организации в реализации соответствующих мер обеспечения ИБ. Отчет является важным фактором при определении рисков ИБ для операций (т.е. целевой задачи, функций), активов организации, кадров, других организаций и т.д.

Результаты оценки должны быть документально оформлены с установленным для оценки уровнем детальности в соответствии с форматом отчетности, предписываемым политикой организации. Формат отчетности должен также соответствовать виду проводимой оценки мер обеспечения ИБ (например, оценка, самостоятельно проводимая владельцами информационной системы, независимая оценка и подтверждение достоверности, независимые оценки мер обеспечения ИБ, проводимые аудиторами, и т.д.).

Владелец информационной системы полагается на квалификацию аудитора в сфере ИБ и его технические решения в вопросах проведения оценки мер обеспечения ИБ, а также предоставления конкретных рекомендаций по исправлению слабых мест или недостатков мер обеспечения ИБ и снижения или устранения выявленных уязвимостей.

Данные оценки, сформированные аудитором ИБ (т.е. результаты в форме определения о соответствии или несоответствии, список элементов мер обеспечения ИБ, не продемонстрировавших удовлетворительный результат, а также возможные нарушения безопасности информационных активов), предоставляются руководству в виде первичного (предварительного) отчета об оценке безопасности. Владельцы актива могут предпринять меры:

- либо по выполнению рекомендаций аудитора ИБ до завершения подготовки окончательной версии отчета при наличии определенных возможностей для устранения слабых мест или недостатков мер обеспечения ИБ;

- либо по устранению (прояснению) двусмысленностей или различий в интерпретации результатов оценки.

Аудитор ИБ должен снова проверить модифицированные, улучшенные или добавленные во время этого процесса меры обеспечения ИБ, прежде чем формировать окончательный отчет. Передача окончательного отчета руководству означает официальное завершение оценки мер обеспечения ИБ.

Поскольку результаты оценки в конечном счете влияют на состав мер обеспечения ИБ, а также на план действий и контрольные точки, владелец информационных активов рассматривает выводы аудитора ИБ и при содействии руководства организации определяет соответствующие шаги, которые необходимы для устранения слабых мест и недостатков, идентифицированных во время оценки. Форма отчетности по выводам оценки, в которой использованы выводы "соответствует", "частично соответствует" и "не соответствует", обеспечивает руководству организации наглядное представление конкретных слабых мест и недостатков обеспечения ИБ и способствует упорядоченному и структурированному подходу к уменьшению рисков в соответствии с процессом менеджмента рисков ИБ.

Например, владелец информационных активов после консультации с руководством организации может принять решение о том, что некоторые выводы оценки, отмеченные как "не соответствует", носят несущественный характер и не представляют особого риска для организации. Или, наоборот, владелец информационных активов и руководители могут решить, что определенные выводы, отмеченные как "не соответствует", являются существенными и требуют принятия незамедлительных корректирующих действий. Во всех случаях руководство организации проверяет каждый вывод "не соответствует" аудитора ИБ (т.е. потенциального неблагоприятного влияния на операции и активы организации, кадры, другие организации и т.д.) и решает, является ли вывод достаточно серьезным, чтобы заслуживать дальнейшего исследования или корректирующих действий. Может потребоваться привлечение высшего руководства к процессу смягчения последствий, чтобы обеспечить эффективное распределение ресурсов организации в соответствии с приоритетами, предоставляя в первую очередь ресурсы информационным активам, которые поддерживают наиболее критические бизнес-процессы организации, или исправляя недостатки, которые представляют наибольшую степень риска. В конечном счете выводы оценки и любые последующие действия по смягчению последствий, инициированные владельцем информационных активов в сотрудничестве с назначенным должностным лицом организации, приводят к модификации процессов менеджмента рисков ИБ, а также мер обеспечения ИБ. Соответственно базовые документы, используемые руководителями для определения состояния ИБ информационных активов, обновляются, чтобы отразить результаты оценки.

В заранее обозначенные сроки в плане устранения выявленных несоответствий или через определенный период времени после оценки, например, через три месяца после представления окончательного отчета, обычно производится контроль исполнения, сосредотачивающийся на нерешенных или "открытых" проблемах. Этот процесс включает в себя оценку правильности реализованных решений по предыдущим выводам. Организации могут также решить проводить мероприятия по контролю исполнения во время следующей оценки, особенно для тех проблем, которые не являются ни критичными, ни неотложными.

 

 

 

 

TOC