ГОСТ Р 59483-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Колесные транспортные средства. Термины и определения
Термины, относящиеся к конструктивным и эксплуатационным свойствам колесных транспортных средств
199 активная безопасность транспортного средства: Совокупность конструктивных и эксплуатационных свойств транспортного средства, направленная на предотвращение возникновения ДТП.
200 безопасность транспортного средства: Совокупность конструктивных и эксплуатационных свойств транспортного средства, закладываемая при его проектировании и поддерживаемая при эксплуатации, направленная на обеспечение сохранения жизни и здоровья людей и охрану окружающей среды.
Примечание - Безопасность транспортного средства подразделяется на: активную безопасность, пассивную безопасность, пожарную безопасность, экологическую безопасность.
201 вредные выбросы [вещества]: Эмиссия в процессе эксплуатации транспортного средства веществ, оказывающих неблагоприятное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Примечание - К вредным веществам, в первую очередь, относятся оксид углерода, углеводороды, оксиды азота, твердые дисперсные частицы.
202 загрязняющие вещества: Вредные вещества.
203 занос: Нарушение курсовой устойчивости транспортного средства, сопровождающееся боковым скольжением его задних колес.
204 избыточная поворачиваемость: Поворачиваемость, при которой кривизна траектории установившегося движения увеличивается при увеличении бокового ускорения.
205 комфортабельность: Эксплуатационное свойство транспортного средства, характеризующее удобство его эксплуатации, оцениваемая показателями плавности хода, удобства посадки, возможностями вентиляции и отопления салона, кондиционирования воздуха и т.п.
206 конструктивная безопасность транспортного средства: Совокупность свойств, характеризуемых параметрами конструкции транспортного средства, закладываемыми при его проектировании, и которые транспортное средство должно иметь по завершении его изготовления на момент ввода в эксплуатацию, в целях обеспечения сохранения жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды.
207 курсовая устойчивость: Способность транспортного средства сохранять направление своей продольной оси во время движения, несмотря на действие внешних и инерционных сил.
208 легкость управления: Эксплуатационное свойство транспортного средства, определяющее степень физической нагрузки водителя при воздействии на органы рулевого управления.
209 маневренность: Эксплуатационное свойство транспортного средства, представляющее способность быстрого изменения направления движения, определяемое минимальным радиусом поворота и передаточным числом рулевого управления.
210 недостаточная поворачиваемость: Поворачиваемость, при которой кривизна траектории установившегося движения уменьшается при увеличении бокового ускорения.
211 нейтральная поворачиваемость: Поворачиваемость, при которой кривизна траектории установившегося движения не меняется при увеличении бокового ускорения.
212 обзорность: Эксплуатационное свойство транспортного средства, характеризующее объективную возможность и условия восприятия водителем визуальной информации, необходимой для безопасного и эффективного управления транспортным средством.
213 опрокидывание транспортного средства: Потеря устойчивости транспортного средства, выразившаяся в его падении на бок или переворачивании.
214 пассивная безопасность транспортного средства: Совокупность конструктивных свойств транспортного средства, направленная на снижение тяжести последствий ДТП.
215 передняя обзорность: Обзорность через переднее и боковые стекла кабины, ограниченная полем зрения водителя, равным 180° в горизонтальной плоскости, при направлении линии взора с места водителя параллельно средней продольной плоскости транспортного средства.
216 плавность хода: Эксплуатационное свойство транспортного средства, характеризующее его способность двигаться в заданном интервале скоростей по дорогам с неровной поверхностью без значительных вибрационных и ударных воздействий на водителя, пассажиров и груз.
217 поворачиваемость: Свойство транспортного средства увеличивать, сохранять или уменьшать кривизну траектории установившегося движения при увеличении бокового ускорения.
218 пожарная безопасность транспортного средства: Совокупность конструктивных и эксплуатационных свойств, направленных на предотвращение возникновения пожара, а в случае его возникновения - на снижение тяжести его последствий.
219 проходимость: Эксплуатационное свойство транспортного средства, заключающееся в способности двигаться в различных дорожных условиях.
220 работоспособность транспортного средства: Эксплуатационное свойство транспортного средства, которое заключается в способности выполнения всех заданных функций, при сохранении значений заданных параметров в пределах нормативных требований, предъявляемых к конструкции и техническому состоянию транспортного средства.
221 снос: Процесс нарушения траекторной устойчивости транспортного средства, сопровождающийся боковым скольжением его передних колес.
222 стабилизация управляемых колес: Самостоятельное возвращение управляемых колес из другого положения в положение, соответствующее прямолинейному движению транспортного средства, при снятии усилия водителя с органа рулевого управления.
Примечание - Стабилизация управляемых колес конструктивно обусловлена наклонами осей их поворота в продольной и поперечной плоскостях и упругими свойствами пневматических шин.
223 траекторная устойчивость: Способность транспортного средства сохранять заданное направление движения, несмотря на действие внешних и инерционных сил.
224 управляемость: Конструктивное свойство транспортного средства, заключающееся в его способности двигаться в заданном водителем направлении.
225 устойчивость: Конструктивное свойство транспортного средства, заключающееся в его способности сохранять заданное направление движения и ориентацию продольной и вертикальной осей, несмотря на внешние воздействия.
226 устойчивость к воздействию электромагнитных помех: Способность транспортного средства и его составных частей функционировать без ухудшения показателей эффективности при наличии конкретных электромагнитных помех.
227 экологическая безопасность транспортного средства: Совокупность конструктивных и эксплуатационных свойств транспортного средства, направленная на снижение вредного воздействия на жизнедеятельность человека и окружающую среду.
228 эксплуатационная безопасность транспортного средства: Совокупность параметров конструкции транспортного средства, изменение которых в процессе эксплуатации может привести к недопустимому риску причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу.
229 эксплуатационное свойство транспортного средства: Функциональное свойство транспортного средства, определяющее возможность и целесообразность его использования по прямому назначению.
230 электромагнитная совместимость: Способность транспортного средства и его составных частей функционировать в электромагнитной среде, не создавая недопустимых электромагнитных помех для любого объекта, находящегося в этой среде.
231 электромагнитная среда: Совокупность электромагнитных явлений, присутствующих в данном месте.
232 электромагнитные помехи: Любое электромагнитное явление, которое может оказать негативное влияние на функционирование транспортного средства и его составных частей.