БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59483-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Колесные транспортные средства. Термины и определения

Приложение А

(справочное)

 

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ, НЕОБХОДИМЫХ

ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА СТАНДАРТА

 

А.1 авария: Повреждение, выход из строя механизма, машины, транспортного средства, произошедшее во время их эксплуатации.

А.2 автоматическая блокировка: Блокировка, которая обеспечивается автоматически по своей конструкции.

А.3 агрегат: 1) Совокупность деталей, объединенных общностью конструктивного исполнения, имеющая общий базовый элемент, собственное функциональное назначение и являющаяся сборочной единицей более крупной конструкции; 2) Совокупность различных по назначению устройств, соединенных в общий функциональный комплекс.

А.4 адсорбер: Резервуар, заполненный активным веществом, действие которого основано на эффекте адсорбции.

Примечание - Адсорбер используется в системах улавливания паров топлива, пневматических тормозных приводах, системах кондиционирования воздуха и др.

 

А.5 адсорбция: Поглощение вещества из газовой или жидкой среды поверхностным слоем другого вещества-адсорбента.

А.6 аккумулятор: Устройство для накопления энергии с целью ее последующего использования.

Примечание - В автомобильной технике применяют газовые, гидравлические, электрические и механические аккумуляторы.

 

А.7 базовая деталь: Деталь, являющаяся основой, на которой или внутри которой монтируются другие детали при сборке узла или агрегата, с которой обычно начинается сборка изделия.

А.8 балансировка: Технологическая операция, заключающаяся в уменьшении до допустимого уровня дисбаланса вращающихся деталей для предотвращения повышенной вибрации и снижения долговечности конструкции.

А.9 баллон: Резервуар, предназначенный для хранения газа или жидкости при избыточном давлении.

А.10 безопасность: Состояние сложной системы, при котором воздействие внешних и внутренних факторов не приводит к ухудшению системы или к невозможности ее функционирования и развития.

А.11 безотказность: Свойство технического изделия непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки.

А.12 бесконтактный датчик: Датчик, рабочий орган которого не имеет механического контакта с объектом измерений.

А.13 блокирование: Соединение отдельных элементов в единое целое.

А.14 блокировка: Приведение объекта в состояние, препятствующее его функционированию или выполнению в отношении него каких-либо, в частности, ошибочных действий.

А.15 блокирующее устройство: Устройство, обеспечивающее блокировку чего-либо.

А.16 броневая защита: Совокупность броневых преград, предназначенных для полной или частичной нейтрализации средств поражения.

А.17 буксование: Относительное скольжение двух тел, по крайней мере, одно из которых находится во вращательном движении, и нагрузка между которыми передается посредством трения.

А.18 буфер: Устройство для ограничения и смягчения ударов.

А.19 вакуумный клапан: Клапан, отделяющий какую-либо полость от пространства, воздух в котором находится в разреженном состоянии.

А.20 вал: Деталь механизма или машины, передающая крутящий момент.

Примечание - Различают валы прямые: гладкие и ступенчатые, коленчатые, валы-шестерни и др. Чаще всего вал является вращающейся деталью, однако имеются валы, передающие только крутящий момент, например, торсион.

 

А.21 вентиль: Устройство для регулирования или перекрытия потока жидкости или газа.

А.22 вентилятор: Устройство в виде лопастного колеса, предназначенное для перемещения газов.

А.23 вибрация: Упругие механические колебания высокой частоты и малой амплитуды в технике.

Примечание - Различают полезную вибрацию, которая создается специально и используется, в частности, в строительной и транспортной технике, и вредную вибрацию, которая возникает при работе или движении техники и может приводить к нарушению ее работы.

 

А.24 виброзащита: Совокупность мер, направленных на уменьшение вредного воздействия вибрации на человека, приборы и механизмы.

А.25 виброизоляция: Метод борьбы с вибрацией путем введения между ее источником и защищаемыми объектами специальных изолирующих элементов.

А.26 вибропоглощение: Метод борьбы с вибрацией путем рассеяния ее энергии специальными поглощающими элементами, в частности, покрытиями.

А.27 вибропрочность: Способность изделия сохранять работоспособность, несмотря на воздействие вибрации.

А.28 видимость: Возможность зрительного восприятия удаленных от наблюдателя объектов.

А.29 взвешенные частицы: Любая субстанция, улавливаемая каким-либо конкретно указанным фильтрующим материалом.

А.30 внешнее зацепление: Зубчатое зацепление, при котором ось вращения каждого из взаимодействующих зубчатых колес находится вне внутренней площади другого колеса, а зубчатые колеса вращаются в разных направлениях.

А.31 внутреннее зацепление: Зубчатое зацепление, при котором оси вращения взаимодействующих зубчатых колес находятся во внутренней площади одного или обоих из них, а зубчатые колеса вращаются в одном направлении.

А.32 вторичный двигатель: Двигатель, питающийся энергией, получаемой от первичных двигателей.

Примечание - Примером вторичного двигателя является электродвигатель, получающий энергию от генератора электрического тока, приводимого в действие двигателем внутреннего сгорания в автомобиле с комбинированной энергетической установкой.

 

А.33 выключатель: Устройство для замыкания и размыкания электрических цепей.

А.34 выносливость: Способность материалов и конструкций сопротивляться действию многократных циклических нагрузок.

А.35 габарит: Предельное внешнее очертание предмета.

А.36 газовый аккумулятор: Аккумулятор, запасающий энергию за счет повышения давления газа в замкнутом объеме.

А.37 гидравлический аккумулятор: Аккумулятор, запасающий энергию за счет повышения давления жидкости в замкнутом объеме.

Примечание - Гидравлический аккумулятор используют, в частности, в конструкции гидравлического тормозного привода.

 

А.38 гидравлический двигатель: Устройство, преобразующее механическую энергию жидкости в механическую энергию твердого тела: вала, штока.

А.39 гидравлический насос: Устройство, предназначенное для перекачивания жидкости или создания повышенного ее давления.

Примечание - Гидравлический насос используется в смазочных системах (масляный насос), системах питания двигателя (топливный насос), системах жидкостного охлаждения (насос охлаждающей жидкости), гидравлических усилителях и др.

 

А.40 гидравлический привод: Совокупность устройств, предназначенных для приведения в движение механизмов посредством перекачивания находящейся под давлением жидкости.

Примечание - Гидравлический привод используется в сцеплении, автоматических трансмиссиях, тормозном управлении, усилителях рулевого привода, приводах дополнительного оборудования.

 

А.41 горение: Быстропротекающая химическая реакция, сопровождающаяся выделением тепла и света.

А.42 гибкий вал: Вал, ось вращения которого может отличаться от прямой линии.

А.43 датчик: Первичный измерительный преобразователь значения какой-либо физической величины в сигнал, обычно электрический, предназначенный для передачи, обработки или регистрации этого сигнала.

А.44 двигатель; силовая установка; энергетическая установка; энергоустановка: Энергетическая машина, преобразующая какую-либо энергию в механическую работу.

Примечание - На транспортных средствах используются тепловые и электрические двигатели.

 

А.45 демпфер; гаситель колебаний: Устройство, предназначенное для гашения разного рода колебаний.

А.46 деталь: Часть изделия, не имеющая соединений.

А.47 деформация: Изменение формы или размеров тела под действием внешних сил.

А.48 дисбаланс: Неуравновешенность вращающихся частей машин и механизмов, возникающая при несовпадении оси вращения с главной осью инерции, приводящая к возникновению вибрации.

А.49 дисплей: Устройство для визуального отображения цифровой, цифробуквенной или графической информации электронным способом.

А.50 допустимый износ: Износ, при котором изделие сохраняет работоспособность.

А.51 дросселирование: Процесс снижения давления в потоке рабочей жидкости или газа при движении через местное гидродинамическое сопротивление.

А.52 дроссель: Устройство, обеспечивающее регулируемое дросселирование.

А.53 дым: Устойчивая дисперсная система, состоящая из мелких твердых частиц, находящихся во взвешенном состоянии в газах, образующихся при сгорании топлива.

А.54 замедление: 1) Процесс уменьшения скорости; 2) Отрицательное ускорение.

А.55 запаздывание: Отставание появления сигнала на входе исполнительного механизма от момента его посылки источником.

А.56 затухание колебаний: Уменьшение амплитуды колебаний с течением времени, обусловленное потерями энергии колебательной системой.

А.57 звено механизма: Деталь механизма или совокупность деталей, не имеющих относительного перемещения.

А.58 звук: Механические колебания, распространяющиеся в твердой, жидкой или газообразной среде и воспринимаемые органами слуха человека.

А.59 зубчатое зацепление: Взаимодействие двух зубчатых звеньев, зубья которых при последовательном соприкосновении между собой передают движение от одного звена к другому.

А.60 зубчатый ремень: Замкнутая лента из синтетического материала с зубьями на внутренней поверхности.

А.61 зуммер: Автоматический электромагнитный прерыватель, издающий жужжащий звук при включении в цепь постоянного тока.

А.62 изнашивание: Процесс изменения размеров, формы, массы или состояния поверхности изделия вследствие разрушения его поверхностного слоя, в частности, при трении.

Примечание - Различают механическое, абразивное, эрозионное, контактно-усталостное и другие виды изнашивания.

 

А.63 износ: Результат изнашивания, измеряемый в единицах длины, объема или массы.

А.64 индикатор: Прибор или устройство, отражающие изменение параметра какого-либо процесса или состояния, характерного для какого-либо объекта наблюдения.

А.65 испаритель: Устройство, в котором осуществляется интенсивное испарение жидкости.

Примечание - Испаритель используют в качестве теплообменника или для перевода вещества в требуемое для его дальнейшего использования агрегатное состояние.

 

А.66 источник энергии: Устройство, осуществляющее преобразование энергии из одного вида в другой с целью ее последующего использования.

Примечание - В различных системах транспортного средства могут быть свои источники энергии, например, источником энергии в пневматическом тормозном приводе является компрессор, в рулевом управлении с гидроусилителем - гидравлический насос и т.д.

 

А.67 картер: Неподвижная деталь какого-либо механизма, служащая его корпусом и опорой для заключенных внутри него деталей.

Примечание - Картер является базовой деталью агрегата.

 

А.68 катализатор: Химическое соединение, увеличивающее скорость протекания какой-либо химической реакции, но само в ней не участвующее.

А.69 кислотный аккумулятор: Электрический аккумулятор с кислотным электролитом.

А.70 ключ: Любое устройство, сконструированное и изготовленное как средство управления блокирующей системой, сконструированной таким образом, чтобы ею можно было управлять только при помощи этого устройства.

А.71 коаксиальные валы: Валы, имеющие общую геометрическую ось и расположенные один внутри полого другого.

А.72 кожух: Элемент, закрывающий внутренние части и обеспечивающий защиту от любого прямого контакта.

А.73 коллектор электрической машины: Состоящая из изолированных медных пластин часть якоря, контактирующая с токосъемными щетками.

А.74 компрессор: Устройство для сжатия воздуха, представляющее собой насос поршневого, центробежного или другого типа.

Примечание - Компрессор используется в двигателе внутреннего сгорания для обеспечения наддува, является элементом пневматических и гидропневматических тормозных приводов, пневматических подвесок, систем регулирования давления воздуха в шинах, кондиционеров и др.

 

А.75 корпус: Деталь узла или машины, служащая их основанием и оболочкой.

А.76 кран: Запорное устройство в гидравлической или пневматической системе.

А.77 крепежное изделие: Деталь, используемая для соединения деталей, узлов или агрегатов.

А.78 магниторезистивный датчик: Датчик, действие которого основано на эффекте изменения электрического сопротивления проводников и полупроводников под действием внешнего магнитного поля.

Примечание - Магниторезистивный датчик позволяет определять частоту вращения или текущее положения объекта измерения.

 

А.79 марка: Используемое изготовителем продукции обозначение, помещаемое на изделии или его упаковке.

А.80 маркировка: Надписи и условные знаки, помещаемые на продукции, ее частях, ярлыках или упаковке, сообщающие определенную техническую информацию об изделии.

А.81 маховик: Массивный диск или колесо с массивным ободом, устанавливаемое на валу.

Примечание - Маховик предназначен для снижения неравномерности вращения вала, вывода механизма из мертвых точек или накопления кинетической энергии.

 

А.82 машина: Устройство, выполняющее механическую работу для преобразования энергии, материалов или информации.

А.83 механизм: Система твердых тел, подвижно связанных друг с другом и движущихся относительно одного из них определенным, требуемым образом.

Примечание - Большинство механизмов выполняют функции передачи или преобразования механического движения твердых тел.

 

А.84 механический аккумулятор: Аккумулятор, предназначенный для сохранения потенциальной или кинетической энергии твердого тела.

Примечание - Различают инерционный и пружинный аккумуляторы.

 

А.85 микроклимат: Состояние воздушной среды, характеризуемое температурой, влажностью и скоростью движения воздуха.

А.86 многозадачный дисплей: Дисплей, на котором одновременно могут отображаться более одного сообщения.

А.87 муфта: Устройство для постоянного или временного соединения деталей.

Примечание - Связь между вращающимися деталями может обеспечиваться соединительными: зубчатыми, кулачковыми, гидравлическими и др., предохранительными и обгонными муфтами.

 

А.88 надежность: Свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.

А.89 остаточная деформация: Часть деформации, не исчезающая после устранения вызвавших ее воздействий.

А.90 первичный двигатель: Двигатель, непосредственно преобразующий энергию природных ресурсов в механическую работу.

Примечание - Первичным двигателем является любой тепловой двигатель.

 

А.91 передаточное число механизма: Отношение линейного или углового перемещения входного звена механизма к соответствующему перемещению выходного звена.

А.92 передача: Механизм, служащий для передачи движения с преобразованием силового и кинематического параметров.

А.93 перепускной клапан: Управляемый или автоматический клапан, открывающийся при определенных условиях.

А.94 пневматический аккумулятор: Газовый аккумулятор, рабочим телом которого является воздух.

Примечание - Газовый аккумулятор используют, в частности, в пневматических, гидропневматических и электропневматических тормозных приводах.

 

А.95 предохранительный клапан: Устройство сброса давления, которое открывается при заданном уровне давления и может возвращаться в исходное положение.

А.96 пружинный аккумулятор: Механический аккумулятор, накапливающий энергию за счет сжатия пружины.

Примечание - Механический аккумулятор используют в системах тормозного управления транспортных средств с пневматическим и комбинированным приводом.

 

А.97 рабочее тело: Газообразное или жидкое вещество, с помощью которого происходит преобразование или передача энергии.

А.98 редукционный клапан: Клапан, предназначенный для понижения давления рабочего тела.

А.99 ременная передача: Передача, состоящая из ведущего, одного или нескольких ведомых шкивов и ремня.

Примечание - Ременную передачу используют чаще всего в приводе навесного оборудования двигателя внутреннего сгорания.

 

А.100 риск: Сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий.

Примечание - В техническом регулировании риск рассматривается как вероятность причинения вреда жизнедеятельности человека и окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, с учетом тяжести этого вреда.

 

А.101 символ: Графическое изображение, служащее для обозначения чего-либо.

А.102 ступенчатый вал: Вал, форма которого представляет собой совокупность двух или нескольких соосных цилиндров разного диаметра.

А.103 ступица: Центральная часть колеса, маховика, шестерни и других вращающихся деталей, имеющая внутреннее отверстие для соединения с валом.

А.104 суппорт: Неподвижная деталь механизма.

А.105 тепловой двигатель: Двигатель, в котором тепловая энергия сжигаемого топлива превращается в механическую работу.

А.106 тепловой зазор: Зазор, конструктивно предусматриваемый для компенсации тепловых расширений деталей.

А.107 узел: Часть механизма, состоящая из нескольких более простых элементов.

А.108 упругая деформация: Деформация, исчезающая после устранения вызвавшего ее воздействия.

А.109 устройство: Компонент или совокупность компонентов, который (которая) выполняет одну или более функций.

А.110 фильтр: Устройство для очистки жидкостей или газов от ненужных примесей.

А.111 фитинг: Соединительная часть трубопровода, устанавливаемая в местах его разветвлений, поворотов, переходов на другой диаметр, а также при необходимости частой сборки и разборки труб.

А.112 человеко-машинный интерфейс: Функциональный элемент компонента или системы, предназначенный для взаимодействия пользователя с этим компонентом или системой, включая прием и получение пользователем зрительной информации, а также введение им команд управления.

А.113 червяк: Винт со специальной резьбой, являющийся частью червячной передачи.

А.114 червячная передача: Передача, осуществляющаяся зацеплением червяка и сопряженного с ним зубчатого колеса.

А.115 шарнир: Подвижное соединение деталей, допускающее их поворот только относительно общей оси или точки.

А.116 шкворень: Деталь, являющаяся осью поворотного устройства.

А.117 шумоизоляция; звукоизоляция: Метод ослабления звука путем введения между его источником и защищаемыми объектами специальных звукоизолирующих элементов.

А.118 шумопоглощение; звукопоглощение: Способ снижения шума путем рассеяния энергии звуковых колебаний.

А.119 электрическая цепь: Совокупность находящихся под напряжением и соединенных друг с другом частей, предназначенных для пропускания электрического тока.

А.120 электрический аккумулятор: Химический источник тока, способный накапливать электрическую энергию.

А.121 электрический двигатель: Двигатель, в котором электрическая энергия преобразуется в механическую работу.

А.122 энергоемкость: Способность к поглощению энергии при внешнем воздействии.

Примечание - Энергоемкость является характеристикой систем, подвергающихся упругой или пластической деформации.

 

 

 

 

TOC