БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59483-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Колесные транспортные средства. Термины и определения

Термины, относящиеся к технологиям искусственного интеллекта в колесных транспортных средствах

1304 автоматизированная система управления транспортным средством: Программно-аппаратные средства, осуществляющие управление транспортным средством без физического воздействия со стороны водителя.

1305 автоматизированный режим управления: Осуществление управления транспортным средством посредством автоматизированной системы управления транспортным средством.

1306 аппаратные средства мониторинга окружающей среды: Комплекс датчиков и преобразователей сигналов, предназначенных для мониторинга окружающей среды и анализа ее изменения в динамике.

1307 внешний водитель: Лицо, находящееся в непосредственной близости транспортного средства и осуществляющее дистанционное управление им.

1308 водитель высокоавтоматизированного транспортного средства: Лицо, находящееся в высокоавтоматизированном транспортном средстве, активирующее его автоматизированную систему управления и контролирующее его движение в автоматизированном режиме управления, а также осуществляющее управление высокоавтоматизированным транспортным средством при ручном режиме управления.

1309 высокоавтоматизированное транспортное средство; транспортное средство с высокой автоматизацией управления: Транспортное средство, имеющее систему автоматизированного управления, которая обеспечивает управление транспортным средством без участия водителя в пределах конкретных конструктивно установленных условий эксплуатации.

1310 дистанционно управляемая парковка: Функция автоматизированного рулевого управления, которая включается водителем, находящимся в непосредственной близости от транспортного средства, с помощью дистанционного управления и обеспечивает парковку или маневрирование транспортного средства на низкой скорости.

1311 дорожно-транспортная ситуация: Последовательность развивающихся событий на дороге с участием рассматриваемого транспортного средства и вокруг него, обусловленных действиями участников дорожного движения.

Примечание - Дорожно-транспортная ситуация зависит от широкого спектра факторов, включая характеристики дороги, выполнение задачи управления, регулирование дорожного движения, наличие и поведение других участников дорожного движения, дорожные и погодные условия и другие.

 

1312 задача управления: Совокупность оперативных и тактических функций, необходимых для обеспечения передвижения транспортного средства.

Примечание - Задача управления включает: управление направлением движения транспортного средства посредством рулевого управления; управление скоростью транспортного средства посредством управления подачей топлива или тормозной системой; осуществление мониторинга окружающей обстановки: объектов инфраструктуры и участников дорожного движения; реагирование на окружающие объекты и события; планирование управляющих воздействий; повышение видимости и предсказуемости для других участников дорожного движения осуществляемых действий посредством использования средств сигнализации.

 

1313

 

интеллектуальная транспортная система; ИТС: Система управления, интегрирующая современные информационные и телематические технологии и предназначенная для автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортно-дорожным комплексом региона, конкретным транспортным средством или группой транспортных средств с целью обеспечения заданной мобильности населения, максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта.

[ГОСТ Р 56829-2015, статья 2.1]

Примечание - Компоненты интеллектуальной транспортной системы могут находиться как на транспортных средствах, так и быть элементами дорожной инфраструктуры.

 

1314 искусственный интеллект: Комплекс технологических решений, включающий в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение, в т.ч. в котором используются методы машинного обучения, процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений, и позволяющий имитировать когнитивные функции человека, включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма, и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека согласно [3].

1315 комплексная электронная система: Электронная система, способная корректировать осуществляемые функции управления функциями более высокого уровня.

1316 круиз-контроль; система поддержания заданной скорости: Бортовая автоматическая система, обеспечивающая поддержание заданной скорости движения транспортного средства.

1317 оператор в транспортном средстве: Лицо, находящееся в транспортном средстве и осуществляющее мониторинг действия системы автоматизированного управления транспортным средством, способное, при необходимости, принять управление транспортным средством на себя.

1318 полностью автоматическое транспортное средство; транспортное средство с полной автоматизацией управления: Транспортное средство, имеющее систему автоматического управления, которая обеспечивает управление транспортным средством без участия водителя постоянно при любых конструктивно установленных условиях эксплуатации.

1319 предупреждение об опасности столкновения: Предупреждающее действие посредством оптического, звукового или тактильного сигнала, которое система опережающего экстренного торможения направляет водителю, когда выявляется вероятность фронтального столкновения.

1320 ручной режим управления: Осуществление управления транспортным средством водителем высокоавтоматизированного транспортного средства вручную.

1321 система опережающего экстренного торможения: Система, которая способна автоматически выявлять вероятность фронтального столкновения и приводить в действие тормозную систему для снижения скорости транспортного средства с целью предупреждения такого столкновения или смягчения его последствий.

1322 система поддержания безопасной дистанции: Система, обеспечивающая автоматическое, без участия водителя, снижение скорости движения транспортного средства при обнаружении в зоне перед ним препятствия и восстановление скорости при исчезновении помехи движению до величины, ранее заданной водителем.

1323 система поддержания курсовой устойчивости (Нрк. система динамической стабилизации; система стабилизации): Система, обеспечивающая сохранение курсовой устойчивости транспортного средства путем автоматического уменьшения подачи топлива в двигатель и/или автоматического включения отдельных колесных тормозных механизмов.

1324 система помощи водителю в осуществлении рулевого управления: Система, дополняющая рулевое управление и оказывающая водителю содействие в осуществлении рулевого управления транспортным средством, однако при этом водитель неизменно сохраняет контроль над транспортным средством.

Примечание - Система помощи водителю в осуществлении рулевого управления включает в себя одну или несколько функций автоматизированного рулевого управления.

 

1325 система помощи при парковке: Система, обеспечивающая предоставление водителю дополнительной информации, облегчающей процедуру управления транспортным средством в стесненных условиях.

Примечание - Основными элементами системы помощи при парковке являются: несколько ультразвуковых приемников-передатчиков, электронный блок управления, акустические и оптические устройства, информирующие водителя о расстоянии до препятствия.

 

1326 система помощи при движении на подъеме: Система, обеспечивающая сохранение в течение определенного промежутка времени (1,5 - 2,0 с) после снятия усилия с педали тормоза включенного состояния тормозных механизмов.

1327 система помощи при экстренном торможении: Система, обеспечивающая дополнительное повышение давления в тормозном приводе при резком нажатии на педаль тормоза.

Примечание - Повышение давления в тормозном приводе осуществляется до срабатывания антиблокировочной системы.

 

1328 система предотвращения опрокидывания: Система, обеспечивающая автоматическое снижение скорости движения транспортного средства по криволинейной траектории при возникновении опасности его бокового опрокидывания.

1329 система распределения тормозных сил с электронным управлением: Система, обеспечивающая распределение тормозных усилий между колесными тормозными механизмами пропорционально нормальным реакциям на колесах.

1330 система удержания транспортного средства на полосе движения: Система, препятствующая непроизвольному смещению транспортного средства относительно выбранной полосы движения.

1331 система электронного контроля устойчивости: Система, обладающая всеми характеристиками системы поддержания курсовой устойчивости и системы предотвращения опрокидывания.

1332 удаленный оператор: Лицо, находящееся вне транспортного средства с автоматизированной системой управления, которое может удаленно осуществлять мониторинг такого транспортного средства и, при необходимости, дистанционно управлять им.

1333 уровень автоматизации управления: Характеристика автоматизированной системы управления транспортным средством, определяемая возможностями соответствия установленным критериям.

Примечание - Уровни автоматизации управления определены в ГОСТ Р 58823.

 

1334 условия эксплуатации автоматизированной/автоматической системы управления транспортным средством: Конкретные географические условия, время суток, а также дорожно-транспортные, инфраструктурные, погодные и другие условия, для работы в которых предназначена автоматизированная система управления транспортным средством.

1335 функция автоматизированного рулевого управления: Функция бортовой системы электронного управления транспортного средства, обеспечивающая, в целях оказания помощи водителю, автоматическое приведение в действие рулевого управления по результатам автоматической оценки сигналов, инициируемых на борту транспортного средства, в том числе, с учетом распознания пассивных элементов дорожной инфраструктуры.

1336 функция корректирующего рулевого управления: Функция автоматизированного рулевого управления, которая в течение ограниченного промежутка времени изменяет углы поворота одного или нескольких управляемых колес с целью: компенсации неожиданного изменения боковой силы, действующей на транспортное средство; повышения устойчивости транспортного средства при боковом ветре или неодинаковом сцеплении колес с дорожной поверхностью; корректировки траектории транспортного средства при выходе из полосы движения.

1337 функция рулевого управления в аварийных ситуациях: Функция автоматизированного рулевого управления, которая обеспечивает автоматическое обнаружение ситуации потенциального столкновения и автоматически на ограниченный период времени приводит в действие рулевое управление в целях предотвращения или смягчения последствий столкновения с транспортным средством, движущимся по соседней полосе в попутном или встречном направлении, и/или с препятствием, создающим помеху на траектории движения транспортного средства.

 

 

 

 

TOC