БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59483-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Колесные транспортные средства. Термины и определения

Термины, относящиеся к показателям и явлениям, характеризующим колесные транспортные средства

1215 аквапланирование: Процесс возникновения гидродинамического клина в пятне контакта шины с дорогой, вызванный присутствием водяного слоя на поверхности дороги и приводящий к полной или частичной потере сцепления колеса с дорогой.

1216 базовая скорость шины: Максимальная скорость шины, соответствующая оптимальной нагрузке на нее.

1217 блокирование колеса: Прекращение вращения колеса в сборе, установленного на транспортном средстве, при наличии перемещения центра этого колеса в продольной плоскости.

Примечание - При определенных эксплуатационных условиях блокирование колеса может привести к потере устойчивости транспортного средства - заносу.

 

1218 боковая жесткость шины: Способность шины противостоять действию боковой силы, сопротивляясь деформированию в поперечной плоскости.

Примечание - Боковая жесткость шины влияет на устойчивость и управляемость транспортного средства.

 

1219 вертикальная жесткость подвески: Характеристика подвески, оцениваемая отношением приращения действующей на подвеску вертикальной нагрузки к изменению ее прогиба.

Примечание - Вертикальная жесткость подвески непосредственно влияет на плавность хода транспортного средства.

 

1220 внешний шум транспортного средства: Звуковая эмиссия, производимая транспортным средством при движении и слышимая вне транспортного средства.

Примечание - Внешний шум является критерием экологической безопасности транспортного средства.

 

1221 внутренний шум: Звуковая эмиссия, производимая транспортным средством при движении и слышная внутри транспортного средства водителем и пассажирами.

Примечание - Внутренний шум является критерием эксплуатационной безопасности транспортного средства.

 

1222 время запаздывания торможения: Интервал времени от начала воздействия на орган управления тормозной системой до момента начала появления эффекта торможения.

1223 время нарастания замедления: Интервал времени от начала появления эффекта торможения до момента, в который замедление транспортного средства принимает установившееся значение.

1224 время растормаживания: Интервал времени, в течение которого происходит уменьшение до нуля тормозных сил после снятия воздействия на органы управления тормозной системой.

1225 время срабатывания тормозной системы: Интервал времени от начала воздействия на орган управления тормозной системой до момента, в который замедление транспортного средства принимает установившееся значение.

Примечание - Время срабатывания тормозной системы складывается из времени запаздывания торможения и времени нарастания замедления.

 

1226 время торможения: Интервал времени от начала воздействия на орган управления тормозной системой до остановки транспортного средства.

1227 вылет колеса: Расстояние между поверхностью втулки колеса и осевой линией обода.

1228 высота профиля шины: Половина разности между наружным и посадочным диаметрами шины.

1229 габариты транспортного средства: Наибольшие размеры транспортного средства по длине, ширине и высоте.

1230 габаритная высота транспортного средства: Расстояние от верхней точки транспортного средства до поверхности дороги.

1231 габаритная длина транспортного средства: Расстояние между крайними точками передней и задней части кузова транспортного средства.

1232 габаритная ширина транспортного средства: Расстояние между крайними правой и левой точками кузова транспортного средства.

1233 габаритная ширина шины: Линейное расстояние между наружными боковинами накачанной шины, смонтированной на измерительном ободе оговоренной ширины.

1234 геометрические показатели проходимости транспортного средства: Совокупность показателей, характеризующих проходимость транспортного средства по неровностям опорной поверхности и способность вписываться в путевые габариты: закругления, тоннели и т.п.

Примечание - К показателям проходимости относятся углы проходимости, дорожные просветы, радиусы поворота и габариты транспортного средства.

 

1235 громкость звука: Величина слухового ощущения, зависящая от интенсивности звука и его частоты.

1236 грузовместимость транспортного средства: Суммарный объем грузового отделения транспортного средства.

1237 грузоподъемность транспортного средства: Предусмотренная конструкцией транспортного средства максимальная масса груза, который может быть перевезен транспортным средством единовременно.

1238 давление в холодной шине: Давление воздуха в шине при температуре окружающего воздуха без какого-либо увеличения давления по причине эксплуатации шины.

1239 дорожный просвет: Расстояние от наиболее низко расположенной части конструкции транспортного средства до опорной поверхности.

1240 дисперсность: Характеристика размеров твердых частиц и капель жидкости.

Примечание - Большая дисперсность характеризуется меньшим размером частиц.

 

1241 дымность: Дисперсность видимых жидких и твердых частиц в отработавших газах, образовавшаяся в результате неполного сгорания топлива и попавшего масла в цилиндр двигателя.

1242 емкость аккумуляторной батареи: Электрическая характеристика, оценивающая количество электрической энергии, которую способна запасти аккумуляторная батарея.

1243 емкость топливного бака: Объем топливного бака, указанный изготовителем.

1244 звуковое давление: Среднее по времени избыточное давление, которое испытывает препятствие, расположенное на пути распространения звуковой волны.

1245 зона видимости: Наибольшее расстояние в направлении движения транспортного средства, на котором четко видна дорога, а также объекты и сооружения, находящиеся рядом с ней.

1246 индекс несущей способности шины: Указанное на шине число, характеризующее контрольную массу, на которую рассчитана шина при эксплуатации в соответствии с предписаниями по использованию, установленными изготовителем шины.

1247 калильное число: Тепловая характеристика свечи зажигания, определяющая возможность ее работы без провоцирования возникновения калильного зажигания.

Примечание - Более высокое калильное число соответствует более напряженному тепловому режиму.

 

1248 категория скорости шины: Указанное на шине обозначение установленной изготовителем шины величины максимальной скорости, которую может выдержать шина.

1249 кислотность топлива: Показатель коррозионных свойств топлива, характеризующий содержание в нем органических кислот.

Примечание - Кислотность топлива выражается в миллиграммах гидрооксида калия, необходимого для нейтрализации кислот, находящихся в 100 мл топлива.

 

1250 колесная база транспортного средства; база: Расстояние между центрами колес осей при технически допустимой максимальной массе транспортного средства.

1251 колея транспортного средства: Расстояние между средними линиями следов транспортного средства, оставляемых им на грунте или деформируемой дороге.

1252 коэффициент избытка воздуха: Безразмерная величина, характеризующая состав горючей смеси, оцениваемая отношением фактического количества воздуха в рабочей смеси к количеству воздуха, которое теоретически необходимо для полного сгорания топлива.

1253 коэффициент сопротивления уводу: Характеристика шины, определяющая зависимость угла увода от величины, действующей на колесо боковой силы.

1254 крен кузова: Наклон кузова транспортного средства относительно его продольной оси, вызываемый действием каких-либо внешних или внутренних факторов, характеризуемый величиной угла крена и скоростью крена.

Примечание - К факторам, вызывающим крен кузова, относятся профиль дороги, действие центробежных сил, неравномерность расположения груза внутри кузова.

 

1255 критерии травмирования; показатели травмирования: Условные показатели, определяемые в ходе испытаний транспортного средства на пассивную безопасность с использованием измерительных манекенов.

1256 максимальная конструктивная скорость транспортного средства: Максимальная скорость, заявленная изготовителем транспортного средства, которая может быть достигнута транспортным средством при движении по горизонтальной дороге в установленных нормальных условиях.

1257 максимальная стационарная нагрузка на колесо/ось: Стационарная нагрузка на колесо/ось груженого транспортного средства.

1258 максимальная эффективная мощность двигателя: Максимальное значение эффективной мощности двигателя на режиме полной нагрузки.

1259 максимальный крутящий момент двигателя: Максимальное значение полезного крутящего момента, измеренное при полной нагрузке двигателя.

1260 масса неснаряженного транспортного средства: Масса транспортного средства без снаряжения: инструмента, запасного колеса, дополнительного оборудования, и заправки: топлива, жидкого смазочного материала и охлаждающей жидкости.

1261 масса транспортного средства в снаряженном состоянии (Нрк. масса снаряженного транспортного средства; масса транспортного средства без нагрузки): Определенная изготовителем масса транспортного средства с кузовом и сцепным устройством, в случае его установки, без нагрузки, включая: массы охлаждающей жидкости, масел, не менее 90% топлива, 100% других эксплуатационных жидкостей, инструменты, водителя (75 кг) (кроме мотоциклов и прицепов), для автобусов - члена экипажа (75 кг), если в автобусе предусмотрено место для него, для легковых и грузовых автомобилей и прицепов - запасного колеса (при наличии).

1262 масса транспортного средства с нагрузкой: Фактическая масса груженого транспортного средства с экипажем и пассажирами.

1263 нагрузка на колесо/ось: Вертикальная статическая реакция поверхности дороги в зоне контакта с колесом/колесами оси.

1264 несущая способность шины (Нрк. грузоподъемность шины): Нагрузка, на которую рассчитана шина при эксплуатации, установленная ее изготовителем.

1265 номинальная мощность двигателя: Гарантируемая изготовителем мощность двигателя на режиме максимальной нагрузки при заданной скорости вращения вала двигателя.

1266 номинальный диаметр обода шины: Диаметр обода, для монтажа на котором предназначена шина.

1267 номинальное напряжение: Среднеквадратическое значение напряжения, на которое рассчитана электрическая цепь.

1268 номинальная частота вращения двигателя: Максимальное число оборотов вала двигателя с полной нагрузкой, допускаемое регулятором частоты вращения.

1269 октановое число: Условная количественная характеристика, оценивающая вероятность возникновения детонационного сгорания топлива.

Примечание - Октановое число соответствует процентному содержанию изооктана в его смеси с нормальным гептаном, эквивалентной по детонационной стойкости испытуемому топливу при установленных стандартных условиях испытаний.

 

1270 осевая масса: Масса транспортного средства, приходящаяся на ось и соответствующая нагрузке на ось при неподвижном состоянии транспортного средства на горизонтальной дороге.

1271 пассажировместимость: Количество пассажиров, которые могут одновременно и продолжительное время передвигаться в транспортном средстве.

Примечание - Для легковых и грузовых автомобилей пассажировместимость соответствует числу мест для пассажиров и водителя; для автобусов пассажировместимость соответствует сумме числа мест для сидения, числа мест для размещения инвалидных колясок и номинального расчетного количества стоящих пассажиров.

 

1272 погрузочная высота: Расстояние от поверхности дороги до верхней кромки бокового борта автомобиля-самосвала, до пола грузовой платформы для грузового автомобиля и прицепа, до верхней кромки задней стенки багажного отделения для легкового автомобиля.

Примечание - Погрузочную высоту измеряют в снаряженном состоянии транспортного средства.

 

1273 полный объем рабочей камеры роторно-поршневого двигателя: Максимальный объем пространства, заключенного между одной из граней вращающегося поршня и стенкой рабочей камеры.

1274 полный объем цилиндра поршневого двигателя: Сумма рабочего объема цилиндра и объема камеры сгорания.

1275 рабочий объем поршневого двигателя: Произведение рабочего объема цилиндра поршневого двигателя на число цилиндров.

1276 рабочий объем рабочей камеры роторно-поршневого двигателя: Разность максимального и минимального объемов пространства, заключенного между одной из граней вращающегося поршня и стенкой рабочей камеры.

1277 рабочий объем роторно-поршневого двигателя: Удвоенное произведение рабочего объема рабочей камеры роторно-поршневого двигателя на число секций.

Примечание - Удвоение производится в связи с тем, что четырехтактный рабочий цикл поршневого двигателя осуществляется за два оборота коленчатого вала, тогда как в роторно-поршневом двигателе он осуществляется за один оборот.

 

1278 рабочий объем цилиндра поршневого двигателя: Объем, освобождаемый поршнем при его перемещении от верхней мертвой точки до нижней мертвой точки.

1279 радиальная жесткость шины: Способность шины сопротивляться деформированию в вертикальном направлении.

Примечание - Радиальная жесткость шины влияет на плавность хода и устойчивость против бокового опрокидывания транспортного средства.

 

1280 радиальное биение шины: Изменение радиуса шины, измеренное по внешней окружности поверхности протектора.

1281 разрешенная максимальная масса транспортного средства: Максимальная масса транспортного средства, установленная, в зависимости от его конструктивных особенностей, нормативным правовым актом государства, в котором зарегистрировано транспортное средство.

1282 сдвиг частоты: Изменение частоты звука в зависимости от скорости движения транспортного средства.

1283 скорость поворота транспортного средства в плане: Скорость изменения угла направления движения транспортного средства, измеряемого в виде угловой скорости поворота вокруг вертикальной оси, проходящей через центр тяжести транспортного средства, в градусах в секунду.

1284 среднее индикаторное давление: Условная величина, равная среднему давлению газов, которое, действуя на поршень в течение рабочего хода, произвело бы работу, равную работе за действительный цикл.

1285 степень сжатия: Для поршневого двигателя - отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания; для роторно-поршневого двигателя - отношение полного объема рабочей камеры к объему камеры сгорания.

1286 тангенциальная жесткость шины: Способность шины противостоять действию крутящего момента или касательной силы.

Примечание - Тангенциальная жесткость шины влияет на нагруженность трансмиссии.

 

1287 технически допустимая максимальная масса автопоезда: Установленная изготовителем максимальная суммарная масса тягача и буксируемого им прицепа (прицепов) со снаряжением, пассажирами и грузом.

1288 технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на ось (группу осей): Масса, соответствующая максимально допустимой статической вертикальной нагрузке, передаваемой осью (группой осей) на опорную поверхность, обусловленная конструкцией оси (группы осей) и транспортного средства, установленная его изготовителем.

1289 технически допустимая максимальная масса транспортного средства [максимальная масса транспортного средства] (Нрк. общая допустимая масса транспортного средства; полная масса транспортного средства): Установленная изготовителем максимальная масса транспортного средства со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками.

1290 технически допустимая максимальная нагрузка на опорно-сцепное устройство: Величина, соответствующая максимально допустимой статической вертикальной нагрузке, передаваемой полуприцепом на тягач через опорно-сцепное устройство, установленная изготовителем тягача для тягача, а изготовителем полуприцепа - для полуприцепа.

1291 технически допустимая максимальная нагрузка на тягово-сцепное устройство: Величина, соответствующая максимально допустимой статической вертикальной нагрузке на сцепное устройство без учета нагрузки от массы сцепного устройства легковых и грузовых автомобилей и автобусов, обусловленная конструкцией транспортного средства и/или сцепного устройства, установленная изготовителем транспортного средства.

1292 тормозной путь: Расстояние, которое проходит транспортное средство с момента начала воздействия на управление тормозной системы до полной остановки транспортного средства.

1293 увод: Явление, присущее колесу в сборе, связанное с его эластичностью и заключающееся в несовпадении направления движения колеса в сборе с плоскостью его вращения при действии боковой силы.

Примечание - Увод, характеризуемый коэффициентом сопротивления уводу, влияет на устойчивость и управляемость транспортного средства.

 

1294 угловая жесткость подвески: Величина, оцениваемая отношением крутящего момента, действующего на подвеску в поперечной плоскости, к углу поперечного крена транспортного средства.

Примечание - Угловая жесткость подвески влияет на плавность хода, устойчивость и управляемость транспортного средства.

 

1295 углы геометрической видимости: Углы, определяющие зону минимального телесного угла, в которой видна видимая поверхность огня.

1296 угол поворота Аккермана: Угол, тангенс которого равен расстоянию между осями колес, деленному на радиус поворота при движении транспортного средства на очень низкой скорости.

1297 удельная мощность двигателя: Отношение максимальной мощности двигателя к массе транспортного средства.

Примечание - Удельная мощность двигателя характеризует тягово-скоростные свойства транспортного средства.

 

1298 удельный расход топлива: Расход топлива на единицу полезной мощности двигателя.

Примечание - Удельный расход топлива характеризует топливную экономичность двигателя.

 

1299 цетановое число: Характеристика периода задержки воспламенения дизельного топлива, определяющая промежуток времени от впрыска топлива в цилиндр до начала его горения.

Примечание - При увеличении цетанового числа способность топлива к самовоспламенению возрастает.

 

1300 частота вращения двигателя (Нрк. число оборотов двигателя): Скорость вращения вала двигателя.

1301 шум транспортного средства: Звуковая эмиссия, возникающая при эксплуатации транспортного средства.

1302 эффективная мощность двигателя: Мощность, снимаемая с выходного вала двигателя или эквивалентной детали при частоте вращения двигателя, установленной изготовителем.

Примечание - Эффективную мощность двигателя измеряют на стенде при подсоединенных системах и агрегатах, необходимых для обеспечения нормальной работы двигателя.

 

1303 эффективность торможения: Характеристика способности тормозной системы создавать искусственное сопротивление движению транспортного средства.

Примечание - Эффективность торможения определяется величиной тормозного пути и/или величиной среднего установившегося замедления транспортного средства.

TOC