ГОСТ Р 59433-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Сооружения защитные от воздействия воды. Общие технические требования
7 Требования к сооружениям и мероприятиям для защиты автомобильных дорог от воздействия воды
7.1 Для перехвата воды, стекающей по косогору к автомобильной дороге, и для отвода этой воды к ближайшим искусственным сооружениям, в резервы и пониженные места рельефа следует устраивать нагорные канавы и сооружения защиты от поверхностного стока и затопления автомобильной дороги. Отвод поверхностного стока с дороги следует осуществлять в водоемы, водотоки, овраги или в канализационные системы.
7.2 Дамбы обвалования следует устраивать для защиты затапливаемых дорог со стороны водных объектов. Применяются два вида обвалования: общее - по всей длине затапливаемого участка и локальное - на отдельных объектах, сооружениях и участках.
7.3 Общее обвалование отдельных участков целесообразно применять при отсутствии водотоков, пересекающих автомобильную дорогу, либо, когда их сток может быть переброшен в водохранилище или в реку по отводному каналу, самотечному трубопроводу или трубопроводу от насосной станции. Общую схему обвалования защищаемой территории на всем протяжении пониженных отметок ее естественной поверхности следует выбирать на основании технико-экономического сопоставления вариантов с учетом требований нормативных документов.
7.4 Локальное обвалование следует применять, когда общее обвалование экономически нецелесообразно (при этом автомобильная дорога не должна терять свои потребительские качества).
7.5 При выборе вариантов конструкций дамб обвалования для защиты автомобильных дорог должны быть учтены:
1) топографические, инженерно-геологические, гидрогеологические, гидрологические и климатические условия района строительства;
2) возможность пропуска воды в период половодья и летних паводков;
3) возможность и целесообразность применения местных строительных материалов, строительных машин и механизмов;
4) сроки возведения сооружений;
5) требования по охране окружающей природной среды;
6) удобство эксплуатации.
7.6 Превышение отметки гребня дамб обвалования над расчетным уровнем воды для всех классов плотин следует принимать не менее 0,5 м.
7.7 Искусственное повышение поверхности территории для защиты автомобильной дороги от затопления следует предусматривать в тех случаях, когда другие меры инженерной защиты не целесообразны или не эффективны.
7.8 Проект вертикальной планировки с подсыпкой грунта для защиты автомобильной дороги следует разрабатывать с учетом плотности застройки территории, степени выполнения ранее предусмотренных планировочных работ, классов защищаемых сооружений, изменений гидрологического режима рек и водоемов, расположенных на защищаемой территории, с учетом расчетного подъема уровня подземных вод.
7.9 При проектировании искусственного повышения поверхности территории для защиты автомобильной дороги отметки гребня обвалования над расчетным уровнем воды в реке или водохранилище следует принимать в соответствии с 7.6 не менее 0,5 м.
7.10 При осуществлении искусственного повышения поверхности территории вдоль автомобильных дорог необходимо обеспечивать условия естественного дренирования подземных вод. По тальвегам засыпаемых или замываемых оврагов и балок следует прокладывать дренажи, а постоянные водотоки заключать в коллекторы с сопутствующими дренами.
7.11 Укрепление откосов земляного полотна автомобильных дорог должно применяться для защиты откосов от воздействия воды, волн, ветра и других факторов, нарушающих местную устойчивость откосов насыпей и выемок земляного полотна.
7.12 Конструкции укрепления откосов в комплексе с другими мероприятиями должны обеспечивать местную устойчивость откосов в течение всего срока службы автомобильной дороги.
7.13 Укрепление откоса автомобильных дорог со стороны берега должно быть устойчиво против ударов волны, воздействия течений и льда. Кроме этого, должны быть учтены климатические условия, влияющие на долговечность, сохранность и работу покрытия (морозостойкость, агрессивность воды и т.п.). Укрепления откосов дерном, посевом трав и так далее не должны принимать ударов волн, припая ледяного покрова и ударов плавающих льдин. Укрепляемые откосы следует заложить с крутизной откосов не менее 1:2.
7.14 Типы креплений откосов и их размеры в пределах подтопления на подходах к мостам и трубам и для откосов регуляционных сооружений следует принимать в зависимости от условий ледохода, воздействий волны и течения, соответствующих расчетному уровню воды.
7.15 Расчетная отметка обводнения поверхности откоса должна устанавливаться из наблюдений над пиками ежегодных максимальных паводков или подъемов уровней воды и соответствовать отметке пика паводка (подъему уровня). Обеспеченность (или вероятность превышения) для автомобильных дорог в зависимости от их категории приведена в таблице 3. При этом должны учитываться накат волны на откос, подпор и сгонно-нагонные колебания.
Таблица 3
Обеспеченность (или вероятность превышения) пика паводка
для автомобильных дорог в зависимости от категории
Сооружения | Категория автомобильной дороги | Вероятность превышения максимальных расходов расчетных паводков, % |
Большие и средние мосты | I - III | 1 <*> |
IV | 2 <*> | |
Малые мосты и трубы | I | 1 <**> |
II, III | 2 <**> | |
IV | 3 <**> | |
<*> В районах с малоразвитой сетью автомобильных дорог для сооружений, имеющих особо важное народно-хозяйственное значение, при технико-экономическом обосновании вероятность превышения допускается принимать 0,33 вместо 1% и 1 вместо 2%. <**> В районах с развитой сетью автомобильных дорог для автодорожных малых мостов и труб при технико-экономическом обосновании вероятность превышения допускается принимать 2 вместо 1%, 3 вместо 2%, 5 вместо 3%. |
7.16 Для защиты откосов насыпи автомобильной дороги, конусов и опор мостов, других дорожных объектов от размыва и иного негативного воздействия вод следует применять:
1) закрепление береговых откосов слоем растительного грунта с посевом трав, дернования, посадки кустов и т.д;
2) уположивание откосов насыпи дорог и конусов мостов;
3) укрепление откосов геосинтетическими материалами с заполнением различного типа;
4) укрепление берегов и конусов мостов каменными материалами (камень, щебень, галька);
5) использование габионных конструкций;
6) укрепление гибкими бетонными покрытиями;
7) использование бетонных и сборных железобетонных конструкций (плит);
8) подпорные стены различных конструкций и материалов;
9) увеличение пропускной способности русел рек (расчистка русел, уширение и т.д.);
10) устройство струенаправляющих сооружений (дамбы, шпоры и т.д.);
11) тетраподы и иные бетонные конструкции;
12) геоконтейнеры, геотубы, мешки с песком;
13) комбинированные конструкции с использованием выше указанных типов укреплений.
7.17 Для защиты автомобильных дорог, расположенных в горных и предгорных районах и подвергающихся воздействию селей и селевых потоков, должны быть предусмотрены необходимые сооружения и мероприятия. Виды и назначения селезащитных сооружений приведены в таблице 4.
Таблица 4
Виды и назначение сооружений и мероприятий для защиты
от селевых потоков
Вид сооружения или мероприятия | Назначение сооружения или мероприятия | Рекомендуемые места и условия применения |
Селезадерживающие | ||
Плотины (из грунтовых материалов, бетонные, железобетонные, из каменной кладки, водосбросные, сквозные) | Задержание селевого потока. Образование селехранилищ. Предотвращение селеобразующих паводков | Селевое русло |
Селепропускные | ||
Каналы | Пропуск селевого потока через объект или в обход его | Населенные пункты, промышленные предприятия и другие объекты |
Селеспуски | Пропуск селевых потоков через автомобильную дорогу или в обход ее | Продолжение селевого русла (железобетонный лоток) над защищаемой автомобильной дорогой |
Селенаправляющие | ||
Направляющие и ограждающие дамбы, шпоры | Направление селевого потока в селепропускное сооружение или ограждение от его воздействия на автодорогу | Селевое русло |
Стабилизирующие | ||
Каскады запруд | Прекращение движения селевого потока или ослабление его динамических характеристик | Селевое русло |
Дренажные устройства | Перехват и перенаправление подземных и грунтовых вод | На склонах и на прилегающих к ним территориях |
Подпорные стены | Удержание селезащитных сооружений, террас и т.д. Защита берегов от размыва | Селевое русло и прилегающие к нему отдельные участки |
Террасирование склонов | Для борьбы с водной эрозией и сокращения (прекращения) поступления воды в селевой поток | На селеобразующих склонах и на прилегающих к ним территориях |
Агролесомелиорация | Ослабление поступления воды в селевой поток | |
Селепредотвращающие | ||
Каскады запруд, террасирование склонов и др. | Предотвращение селеобразующих паводков | На озерных перемычках, перепадах |
Водосбросы | ||
Плотины | Регулирование селеобразующего паводка | На русле сели, на селеопасных участках |
Организационно-технические | ||
Организационно-технические: организация службы наблюдения и оповещения | Прогноз образования селевых потоков | В селеопасных районах |
7.18 Регуляционные и защитные сооружения устраивают для защиты конусов и опор мостов от русловых деформаций, размыва и от воздействия пойменной струи. Виды и назначение регуляционных и защитных сооружений приведены в таблице 5.
Таблица 5
Виды и назначение регуляционных и защитных сооружений
Вид сооружения или мероприятия | Назначение сооружения или мероприятия | Рекомендуемые места и условия применения |
Волнозащитные, вдольбереговые | ||
Подпорные береговые стены (набережные) волноотбойного профиля из монолитного и сборного бетона и железобетона, камня, ряжей, свай | Для защиты автомобильных дорог от волнового воздействия и размыва | Вдольбереговые на морях, водохранилищах, озерах и реках |
Шпунтовые стенки железобетонные, металлические | ||
Массивные волноломы | ||
Ступенчатые крепления с укреплением основания террас | На морях и водохранилищах при крутизне откосов более 15° для защиты автомобильных дорог от размыва | |
Волнозащитные, откосные | ||
Покрытия из сборных плит, покрытием бетонным гибким | Защита вдольбереговых автомобильных дорог от волнового воздействия, размыва и суффозии | На морях, водохранилищах, реках, откосах подпорных земляных сооружений при достаточной их статической устойчивости |
Покрытия из гибких тюфяков и сетчатых блоков, заполненных камнем, объемная георешетка со щебнем, геоконтейнеры | На водных объектах при волнах до 2,5 м | |
Покрытия из геосинтетических материалов и вторичного сырья | На водохранилищах, реках, откосах земляных сооружений (при пологих откосах и невысоких волнах - менее 0,5 - 0,6 м) | |
Покрытия из геосинтетических материалов и вторичного сырья |
|
|
Волногасящие, вдольбереговые | ||
Проницаемые сооружения с пористой напорной гранью и волногасящими камерами | Защита автомобильных дорог от волнового воздействия и размывов | На морях и водохранилищах |
Волногасящие, откосные | ||
Наброска из камня, покрытие бетонное гибкое, геотубы. | Защита автомобильных дорог от волнового воздействия и размывов | На водохранилищах, реках, откосах земляных сооружений при отсутствии рекреационного использования |
Наброска или укладка из фасонных блоков | ||
Искусственные свободные пляжи (укладка геотуб или геоконтейнеров вдоль берега) | Защита вдольбереговых автомобильных дорог от размыва и суффозии | На морях и водохранилищах при пологих откосах (менее 10°) в условиях слабовыраженных вдольбереговых перемещений наносов и стабильном уровне воды |
Пляжеудерживающие, вдольбереговые | ||
Наброска из камня, покрытие бетонное гибкое, геотубы | Защита автомобильных дорог от волнового воздействия и размывов | На морях для увеличения объема наносов, обход участков малой пропускной способности вдольберегового потока |
Наброска или укладка из фасонных блоков | Защита вдольбереговых автомобильных дорог от размыва и суффозии | На водохранилищах для регулирования береговых процессов |
Искусственные свободные пляжи (укладка геотуб или геоконтейнеров вдоль берега) | На морях и водохранилищах для регулирования баланса наносов | |
Специальные, защитные | ||
Дамбы обвалования | Защита населенных пунктов, автомобильных дорог и других инженерных сооружений от затопления | На прибрежных участках морей, водохранилищ и озер |
Специальные, струенаправляющие | ||
Струенаправляющие дамбы из каменной наброски | Защита берегов рек и отклонения оси потока от размывания берега и плавный ввод потока с пойм в отверстие моста и плавный вывод потока из отверстия | На реках с сильным течением |
Струенаправляющие дамбы из грунта | На реках с невысокими скоростями течения для отклонения оси потока | |
Струенаправляющие массивные шпоры или полузапруды | Для отбоя течения от берега, подобно траверсам | На реках с сильным течением |
Траверсы | Регуляционные сооружения, предназначенные для отжима пойменного потока от подходных насыпей, а иногда и для защиты насыпей от размыва на прижимах рек | На реках |
Запруды и полузапруды | Для перекрытия проток, действующих в районе мостового перехода | Районы мостовых переходов на реках |
Специальные, склоноукрепляющие | ||
Искусственное закрепление грунта откосов | Удержание откосов от сползания и разрушения | На водохранилищах, реках, откосах земляных сооружений при высоте волн до 0,5 м |
Специальные, регулирование руслового потока реки | ||
Увеличение пропускной способности русла реки | Искусственное спрямление излучин рек | На меандрирующих реках |
Уширение русла рек | Мостовые переходы | |
Расчистка (углубление) русла | Населенные пункты, зоны возможного образования паводков |
7.19 Дренажные системы следует устраивать для предотвращения поступления подземных вод в конструктивные элементы автомобильной дороги, осушения или закрепления обводненных участков дороги, перехвата и отвода грунтовых вод.
7.20 Подземный водоотвод для перехвата и отвода грунтовых вод должен применяться в случае, когда грунтовые воды залегают высоко и путем капиллярного смачивания попадают в насыпь, в слои дорожной одежды или затапливают весь участок дороги.
7.21 Дренажи глубокого заложения (совершенного и несовершенного типа) должны применяться для защиты всего земляного полотна автомобильных дорог от воздействия грунтовых и паводковых вод и располагаться ниже глубины промерзания грунта. Их можно устраивать как отдельно, так и в сочетании с другими способами осушения земляного полотна.
7.22 Горизонтальные дренажи совершенного типа следует применять для защиты от подтопления и исключения обводнения грунтов земляного полотна автомобильной дороги грунтовыми водами (рисунок 1). Они должны полностью вскрывать водоносные слои и своим основанием доходить до водоупора.
1 - закюветный дренаж, устроенный на полке; 2 - уровень
грунтовых вод до понижения; 3 - кривая депрессии после
устройства дренажа; 4 - закюветный дренаж, устроенный
на откосе выемки; 5 - водоупорный слой
Рисунок 1 - Двусторонний закюветный дренаж глубокого
заложения совершенного типа
7.23 Горизонтальные дренажи несовершенного типа (рисунок 2) должны вскрывать водоносный слой лишь частично и не доходить до водоупора своим основанием. Глубина залегания дренажей совершенного типа определяется глубиной залегания водоупора, а несовершенного типа - соответствующими расчетами.
7.24 В зависимости от расположения в плане дренажи подразделяются на односторонний и двухсторонний. Двухсторонние дренажи используют для более интенсивного понижения уровня грунтовых вод.
1 - дренажная труба с щебеночной засыпкой; 2 - уровень
грунтовых вод до понижения; 3 - кривая депрессии после
устройства дренажа; 4 - уровень грунтовых вод
после понижения; 5 - водоупорный слой
Рисунок 2 - Двусторонний подкюветный дренаж глубокого
заложения несовершенного типа
7.25 Подкюветные дренажи следует применять для понижения грунтовых вод в пределах земляного полотна. Если водоупорный слой залегает на глубине до 0,4 м от бровки земляного полотна, следует устраивать совершенный дренаж с полным перехватом грунтового потока. При более глубоком залегании водоупорного слоя устраивают несовершенный (висячий) дренаж. Если поток грунтовой воды направлен поперек дороги, то совершенный дренаж устраивают с одной стороны - нагорной (рисунок 3).
1 - водоносный слой; 2 - уровень грунтовых вод до понижения;
3 - кривая депрессии после устройства дренажа;
4 - уровень грунтовых вод после понижения; 5 - замок
из глины; 6 - песчаная засыпка; 7 - крупный песок;
8 - водоупорный слой; 9 - дренажная труба
со щебеночной засыпкой
Рисунок 3 - Односторонний подкюветный дренаж глубокого
заложения совершенного типа
7.26 Дренажи мелкого заложения (несовершенного типа) устраивают вдоль дороги в зоне промерзания для осушения верхней части земляного полотна и конструкций дорожных одежд (рисунок 4).
Рисунок 4 - Дренаж мелкого заложения из трубофильтров
7.27 Устройство дренажа мелкого заложения следует предусматривать;
1) на участках с земляным полотном из слабофильтрующих грунтов во всех случаях, когда можно ожидать в отдельные периоды года увлажнение грунта до полной влагоемкости (при близком залегании подземных вод, на длительно подтапливаемых участках и т.д.);
2) в районах с большим количеством осадков на участках, где возможно скопление в основании проезжей части воды, проникающей с поверхности (участки с затяжными продольными уклонами, при сравнительно легко водопроницаемых покрытиях и грунтах обочин, участки, прилегающие к газонам, и т.д.).
7.28 Дренирующая обсыпка дренажа несовершенного типа должна быть замкнутой. Если часть водоносного пласта, расположенная над дренажом, состоит из песчаных грунтов с коэффициентом фильтрации меньше 5 м/сут, то нижнюю часть траншеи следует засыпать песком с коэффициентом фильтрации более 5 м/сут.
7.29 Плоскостной горизонтальный дренаж устраивают из дренирующих слоев в основании проезжей части - из песка, пористых гравийно-песчаных и щебеночно-песчаных смесей, шлака и других местных материалов, с коэффициентом фильтрации в уплотненном состоянии менее 1 м/сут или из геоматериалов (дренажный геокомпозит). При большом количестве подлежащей отводу воды (от 0,005 до 0,007 м3/м2/сут), а также в выемках, в местах с нулевыми отметками и на участках невысоких насыпей целесообразным является устройство продольных трубчатых дрен у краев проезжей части с поперечными выпусками или прикромочным и поперечным дренажом мелкого заложения (рисунок 5). При этом устройство данной дренажной системы должно быть обосновано расчетом на осушение.
Дренажи с выпуском воды: а) - на рельеф; б) - в закрытый
продольный лоток; в) - в трубчатый дренаж; г) - на откос
насыпи
1 - продольная дренажная труба; 2 - геокомпозитный дренаж;
3 - песчаный дренирующий и технологический
защитный слой с Кф >= 0,5 м/сут;
4 - дренажные трубы поперечных выпусков;
5 - растительный слой на откосе насыпи;
6 - закрытый продольный лоток
Рисунок 5 - Основные варианты конструктивных решений
плоскостных дренажей с применением
геосинтетических материалов
7.30 При устройстве плоскостного горизонтального дренажа с применением дренажных геокомпозитов следует выполнять следующие условия:
1) поперечный уклон при применении дренажного геокомпозита следует принимать не менее ;
2) минимальная толщина песчаного дренирующего слоя над дренажным геокомпозитом назначается расчетом, но не менее 20 см из песка с Кф >= 0,5 м/сут и выше с учетом того, что этот слой выполняет также функции защиты дренажного геокомпозита;
3) вода из дренажного геокомпозита сбрасывается в продольную трубчатую дрену, трубчатую воронку, закрытый продольный лоток или на откос земляного полотна. В любом случае дренажный геокомпозит следует размещать не менее чем на 0,3 м выше уровня поверхностных вод. Длина выпуска полотна на откос или в продольный дренаж принимается 30 - 50 см.
7.31 В случае если дренажный геокомпозит полностью заменяет песчаный слой по условиям дренирования, толщина последнего назначается минимальной (20 см) или определяется из условия морозоустойчивости, а требования к коэффициенту фильтрации песков технологического или морозозащитного слоя могут быть понижены до 0,5 м/сут.
7.32 В конструкции плоскостного дренажа дренирующую прослойку из геокомпозитного материала рекомендуется укладывать на всю ширину земляного полотна с выпуском полотнищ на откосы насыпи или на продольные трубчатые дрены. Основные варианты конструктивных решений плоскостных дренажей дорожной одежды комбинированной системы (в сочетании с трубчатыми дренами) представлены на рисунках 5 а), 5 б), 5 в).
7.33 В районах II и III климатических зон материалы для дренирующего слоя должны быть морозоустойчивыми, соответствовать требованиям прочности, так как они являются элементами конструкции, воспринимающими нагрузку от дороги и передающими на подстилающий грунт.
7.34 При устройстве всех слоев дорожной одежды из монолитных материалов в качестве плоскостного горизонтального дренажа после технико-экономического обоснования допускается применять (вместо дренирующего слоя) прослойку из геотекстильного материала. Толщина применяемого материала должна быть не менее 4 мм, коэффициент фильтрации - не ниже 50 м/сут, выпуск полотнищ на откосы насыпи - не менее 0,5 м.
7.35 Дренирующий слой, работающий по принципу осушения, необходимо устраивать из песчаных грунтов или высокопроницаемой скелетной смеси крупнозернистых материалов. Диапазон размеров частиц - D85 - D15 при отсутствии очень мелких частиц менее 0,63 мм (щебня или гравийно-песчаных и щебеночно-песчаных смесей) открытого типа (с незаполненными пустотами). Они должны отвечать определенным требованиям по водопроницаемости, их следует укладывать под дорожную одежду на всю ее ширину, обеспечивая выход воды на откос.
7.36 При устройстве дренирующего слоя с дренажными трубами для сбора и быстрого отвода воды за пределы земляного полотна следует предусматривать противозаиливающую защиту дрен и самих слоев.
7.37 Дренажные трубы и дренирующие геокомпозиты нужно размещать на глубине ниже 0,2 м от глубины промерзания в данном районе строительства по карте изолиний средней глубины промерзания грунтов на территории Российской Федерации. При невозможности обеспечения этого мероприятия следует обеспечивать защиту дренажной системы от промерзания путем устройства теплоизолирующих слоев из теплоизолирующих материалов или плит из теплоизоляционных материалов.
7.38 При устройстве дренирующих слоев, работающих по принципу поглощения, нужно устраивать слои из песчаного грунта толщиной от 0,30 до 0,5 м и принимать в расчет на прочность дорожной одежды значения прочностных характеристик песчаного грунта с учетом более продолжительного периода его нахождения в неблагоприятном расчетном состоянии.
7.39 Для устройства дренирующего слоя, работающего по принципу осушения, следует применять материалы с коэффициентом фильтрации не менее 1 м/сут. При одновременном выполнении слоем дренирующих и морозозащитных функций целесообразны материалы с коэффициентом фильтрации от 1 до 2 м/сут.
7.40 Откосный дренаж следует устраивать на откосах выемок, вызываемых выходом на откос грунтовых вод с дебетом менее 0,5 м3/сут, но не образующих сплошного потока. Вода из откосного дренажа должна отводиться в кювет или железобетонный лоток, уложенный вдоль кювета (рисунок 6).
1 - железобетонный лоток; 2 - фильтр из крупнообломочного
материала; 3 - одерновка; 4 - средний или крупный песок;
5 - водоносный песчаный слой; 6 - суглинок
Рисунок 6 - Откосный дренаж в разрезе
7.41 При устройстве или реконструкции выемок устройство откосного дренажа должно начинаться сразу после разработки соответствующего яруса выемки.
7.42 Глубина траншеи должна быть от 0,3 до 0,5 м, дно и откосы должны быть гидроизолированы водонепроницаемыми материалами, при этом должен быть оставлен выпуск для нижнего уровня водоносного горизонта. В качестве водонепроницаемых материалов рекомендуется применять: глину; грунт, обработанный вяжущим; цементный раствор по ГОСТ 28013; гидроизоляционный материал по ГОСТ 30547. Конкретный вид материала должен быть указан в проектной документации. В качестве водопроницаемого слоя применяются щебень, ЩПС и дренажные геокомпозиты.
7.43 В зависимости от грунтово-гидрологических условий возможно устройство откосных дренажей по одной из схем, приведенных на рисунке 7.
Рисунок 7 - Схемы размещения откосных дренажей в плане
7.44 Застенный дренаж (рисунок 8) следует применять для отвода воды от подпорных бетонных или железобетонных стен и от удерживающих конструкций (например, вертикальных армогрунтовых стен автомобильных дорог, устоев мостов с раздельными функциями и т.д.). Необходимость устройства застенного дренажа и его конструкция должны быть определены проектной документацией.
а) - при водоносных грунтах засыпки; б) - при водоупорных
грунтах засыпки; 1 - обратная засыпка водоносным грунтом;
2 - щебень или гравий крупностью от 3 до 25 мм; 3 - песок
средней крупности; 4 - дренажные отверстия диаметром
не менее 50 мм; 5 - грунт естественного залегания;
6 - обратная засыпка водоупорным грунтом; 7 - пристенный
песчаный дренаж из песка средней крупности; 8 - слой жирной
глины толщиной не менее 200 мм (геомембрана с защитным слоем
из песка)
Рисунок 8 - Схемы застенных дренажей
7.45 Поверхность подпорных стен, обращенная в сторону засыпки, должна быть защищена гидроизоляцией. При отсутствии агрессивной среды допускается применение обмазочной гидроизоляции горячим битумом в два слоя.
7.46 В водоупорных грунтах в основании дренажа следует устраивать подготовку из жирной глины толщиной не менее 200 мм или геомембраной с защитным слоем из песка толщиной 5 см, с уклоном в сторону стены .
7.47 Пристенный песчаный дренаж нужно устраивать из песка средней крупности толщиной не менее 300 мм. Дренажный коллектор из щебня или гравия крупностью от 3 до 25 мм следует устраивать с продольным уклоном не менее .
7.48 В лицевых элементах подпорных стен необходимо предусматривать дренажные отверстия диаметром не менее 50 мм с интервалом от 3 до 6 м.
7.49 На косогорных участках с целью отвода атмосферных вод за тыльной гранью стены должен быть устроен водоотводный кювет.
7.50 Для защиты лицевой поверхности армогрунтовых стен от подтоков ливневой воды следует предусматривать устройство козырька или установку карнизных блоков (рисунок 9).
1 - автомобильная дорога; 2 - шапочный брус из бетона;
3 - козырек из листовой стали; 4 - стена из блоков;
5 - застенный дренаж из щебня в геотекстильной обертке;
6 - перфорированная труба продольного дренажа;
7 - водоотводная трубка; 8 - железобетонный лоток; 9 - слои
геосетки
Рисунок 9 - Застенный дренаж армогрунтовой стены
7.51 Перфорированные дренажные трубы диаметром не менее 200 мм необходимо располагать вплотную к стене с продольным уклоном не менее . Нижние концы полотнищ геотекстиля заворачивают на трубу или обертывают вокруг нее и присыпают щебнем. Контакт дренажных труб с грунтом насыпи не допускается.
7.52 Отсыпку насыпи над дренажом следует проводить дренирующим грунтом с коэффициентом уплотнения в соответствии с проектной документацией, но не ниже 0,95.
7.53 Противофильтрационные завесы и экраны следует устраивать для защиты от воздействия воды в период строительства и/или эксплуатации объекта для снижения расхода фильтрующего потока и фильтрационного давления на сооружения, устройства преград для фильтрационого потока в основании или в местах береговых примыканий к автомобильной дороге водоподпорных гидротехнических сооружений.
7.54 При строительстве автомобильных дорог противофильтрационные завесы и экраны следует предусматривать:
1) в сложных гидрогеологических условиях и при высоком уровне подземных вод, причем наиболее эффективно в водонасыщенных грунтах при возможности заглубления завесы в водоупорный слой;
2) для защиты автомобильных дорог, проходящих вдоль береговой линии водных объектов, для прерывания фильтрационного воздействия воды на основание дороги;
3) при ограждении котлованов под опоры мостов, путепроводов, других сооружений и коммуникаций там, где использование систем водопонижения (или других способов защиты сооружения от подземных вод) может вызвать дополнительные осадки территории, осушение территории и т.п.;
4) на свободных территориях при необходимости ограждения больших котлованов, полигонов, различного рода захоронений и т.п.
7.55 Специальные мероприятия по осушению необходимо предусматривать в случаях, когда количество воды, поступающей в основание дорожной одежды в отдельные периоды, больше, чем может разместиться в порах конструктивных слоев и подстилающего грунта без снижения их способности сопротивляться нагрузкам от движущихся автомобилей.
