ГОСТ Р 59433-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Сооружения защитные от воздействия воды. Общие технические требования
4 Общие положения
4.1 Защитные сооружения от воздействия воды предназначены для защиты автомобильной дороги от атмосферных осадков, затоплений и подтоплений, для обеспечения прочности и устойчивости конструктивных элементов автомобильной дороги при воздействии на них установленных внешних нагрузок на всех этапах жизненного цикла (см. СП 49.13330.2010).
4.2 При проектировании автомобильных дорог следует разработать комплекс мероприятий и устройство ЗСВВ для предотвращения или устранения влияния следующих внешних воздействующих факторов:
1) атмосферных осадков;
2) опасных природных процессов и явлений;
3) действия волн, ледовых явлений;
4) размыва дорожных сооружений паводковыми водами (с вероятностью превышения по таблице 3).
4.3 ЗСВВ размещают в полосе отвода автомобильной дороги и объединяются в систему, которая должна быть территориально и функционально единой, включающей в себя как искусственные дорожные и защитные сооружения, так и территориальные сооружения инженерной защиты. В случае невозможности создания такой системы ЗСВВ должны функционировать самостоятельно, как локальная система.
4.4 При необходимости выполнения мероприятий или работ вне полосы отвода автомобильной дороги, направленных на предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий, при размещении ЗСВВ в границах особо охраняемых природных территорий и водных объектов проектные решения должны быть согласованы в установленном действующим законодательством порядке с соответствующими исполнительными органами государственной власти [1], [2]. Проектные решения по мероприятиям, направленным на предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий, а также по устройству ЗСВВ, которые являются сооружениями территориальной защиты и могут оказывать непосредственное воздействие на автомобильную дорогу, согласовывают в установленном действующим законодательством порядке с владельцем автомобильной дороги [3].
4.5 Проектирование и строительство (реконструкция, капитальный ремонт) ЗСВВ необходимо осуществлять на основании технико-экономического сравнения вариантов. Выбор варианта, который обеспечивает максимально возможную экономическую эффективность строительства (реконструкции, капитального ремонта), определяют по формуле:
Тээ = (СС + СКР·К)/Т + Сэ + Сл, (1)
где Тээ - технико-экономическая эффективность, руб. в год;
СС - стоимость строительства (реконструкции, капитального ремонта), включая стоимость экспертизы проекта, руб.;
СКР - стоимость капитального ремонта, руб.;
К - количество последующих капитальных ремонтов в течение расчетного срока эксплуатации, раз;
Т - расчетный срок эксплуатации, лет;
Сэ - стоимость эксплуатации в год, включая обследования и текущие ремонты, руб.;
Сл - стоимость ликвидации объекта, включая расходы по утилизации отходов, руб.
4.6 Конструкция ЗСВВ должна быть рассчитана с запасом прочности в зависимости от класса защищаемого сооружения, исключать или минимизировать ухудшение состояния автомобильной дороги в целом или ее отдельных конструктивных элементов от расчетного воздействия воды в соответствии с действующими межремонтными сроками.
4.7 При разработке проектов по устройству ЗСВВ в зонах подтопления автомобильных дорог, его влияние следует учитывать на основе водобалансового и гидродинамического прогнозирования, распространения подпора подземных вод при расчетном уровне воды. Конструкция ЗСВВ должна определяться по итогам инженерно-геологических и инженерно-гидрологических изысканий, а также на основе натурных режимных гидрогеологических и гидрологических наблюдений за уровнем подземных и поверхностных вод.
4.8 Материалы изысканий для обоснования выбора ЗСВВ должны содержать:
1) оценку инженерно-гидрогеологических условий территории;
2) сведения об уровне грунтовых вод, основных факторах и источниках подтопления;
3) оценку уровня опасного воздействия в пределах территории существующего или прогнозируемого подтопления, затопления, селеобразования, образования волн и т.д.
4) прогноз развития опасных природных ситуаций в результате воздействия воды;
5) сведения о размерах возможного ущерба от воздействия воды.
4.9 При устройстве ЗСВВ следует максимально использовать местные строительные материалы и природные ресурсы, совмещать их эксплуатационные функции с другими сооружениями, если их использование не противоречит требованиям 4.5.
4.10 При проектировании ЗСВВ должны быть предусмотрены конструктивно-технологические решения по предотвращению развития возможных опасных повреждений и аварийных ситуаций, которые могут возникнуть в периоды строительства и эксплуатации.
4.11 При проектировании защитных сооружений от воздействия воды запрещается применять без соответствующей доработки проектные решения, которые ранее в сопоставимых природных условиях приводили к возникновению аварий, в том числе к нарушению механической устойчивости (смещению) защиты сооружения от воздействия воды, и (или) размыву (обрушению) защищаемой грунтовой поверхности.
4.12 Эксплуатацию и содержание ЗСВВ следует организовать с учетом местных и климатических условий, а также правил содержания, разработанных Заказчиком.
4.13 На участках автомобильных дорог, где предусмотрены мероприятия по инженерной защите, проектирование и устройство ЗСВВ следует осуществлять с их учетом.
