ГОСТ Р 59433-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Сооружения защитные от воздействия воды. Общие технические требования
8 Требования к проектированию защитных сооружений автомобильных дорог от воздействия воды
8.1 Разработку проектной документации ЗСВВ нужно осуществлять на основании материалов топографо-геодезических, инженерно-гидрологических, инженерно-геологических, геотехнических, экономических и экологических изысканий в соответствии с требованиями ГОСТ 32836, ГОСТ 27751, ГОСТ 32869, ГОСТ 32868, ГОСТ 32847, ГОСТ 33177.
8.2 Для повышения качества проектных решений для ЗСВВ необходимо применять системы автоматизированного проектирования, содержащие в своем составе компоненты методического, программного, информационного, технического и организационного обеспечения.
8.3 Оценку эффективности проектных решений следует проводить на основе технико-экономического сравнения вариантов, а также:
1) выбором очередности устройства ЗСВВ на новых или реконструируемых участках дороги;
2) выделением в планируемый период очередей (пусковых комплексов, этапов) строительства;
3) рациональными решениями продольного профиля проектируемого водоотвода, обеспечивающими оптимальные технико-эксплуатационные характеристики и минимальную стоимость строительства;
4) рациональным размещением ЗСВВ на затапливаемых (подтапливаемых) участках;
5) внедрением прогрессивных конструктивных решений и использованием современных прогрессивных материалов, технологий и механизмов.
8.4 Основные технические решения, принимаемые при проектировании ЗСВВ, следует увязывать с категорией автомобильной дороги и с ее народно-хозяйственным значением.
8.5 Основные технические решения должны включать:
1) границы размещения и геометрические параметры ЗСВВ на участке автомобильной дороги;
2) конструкции применяемых ЗСВВ и их сочетание;
3) конструкции применяемых ЗСВВ на искусственных сооружениях (водопропускных труб, мостов, эстакад, путепроводов, акведуков, тоннелей, подпорных и удерживающих сооружений);
4) при назначении границ и капитальности конструкций укреплений подтопляемых откосов автомобильных дорог общего пользования следует руководствоваться указаниями [4].
Проектные решения должны предусматривать:
1) надежность защитных сооружений, их бесперебойную работу при наименьших эксплуатационных затратах;
2) возможность проведения систематических наблюдений за работой и техническим состоянием сооружений и удобство при ремонте;
3) оптимальные режимы эксплуатации водосбросных, водопропускных, руслонаправляющих сооружений и селеспусков;
4) максимальное использование местных строительных материалов и природных ресурсов;
5) совмещение защитных сооружений, выполняющих различные эксплуатационные функции;
6) поэтапное возведение и ввод в эксплуатацию сооружений при строгом соблюдении технологической последовательности выполнения работ.
8.6 ЗСВВ следует проектировать в соответствии с правилами по ГОСТ 33100. В сложных условиях, при наличии специфических, слабых, просадочных и набухающих грунтов, опасных геологических и гидрогеологических процессов, особых природных условий ЗСВВ следует проектировать по ГОСТ 33149.
8.7 Руслорегулирующие сооружения на водотоках автодорожных мостов должны быть рассчитаны на расход воды в половодье при расчетных уровнях воды, обеспечение незатопляемости территории, расчетную обводненность русла реки и исключение иссушения пойменных территорий. Кроме того, эти сооружения не должны нарушать условия забора воды в существующие каналы, изменять твердый сток потока, а также режим пропуска льда и шуги.
8.8 Струенаправляющие дамбы устраивают в случае, когда поймы пропускают не менее 15% расчетного расхода воды или при средней скорости потока под мостом до размыва более 1 м/с.
8.9 Бровка струенаправляющих дамб назначается с запасом 0,25 м над наибольшим уровнем высоких вод с учетом подпора и наката волн на откос 0,33% для дорог I - III категорий, 1% - для дорог IV категории.
8.10 Проектирование дюкеров, выпусков, ливнеотводов и ливнеспусков, отстойников, усреднителей, насосных станций и других сооружений, обеспечивающих отвод воды от автомобильной дороги, следует проводить в соответствии с требованиями СП 104.13330.2016.
8.11 При проектировании защитных противопаводковых сооружений на реках, в пойме которых расположена автомобильная дорога, выбор расчетной обеспеченности пропуска паводков должен быть обоснован технико-экономическими расчетами с учетом классов защитных сооружений. Обеспеченность для многоводных лет может составлять от 1% до 25%, т.е. возможность проявления соответствующего паводка один раз в период от 100 до 4 лет.
8.12 Вероятность превышения максимальных расходов паводков для малых мостов следует принимать для дорог категорий I - III - 1%, категории IV - 2%. Для труб: дорог категории I - 1%, категорий II и III - 2%, категории IV - 3%.
8.13 При проектировании противофильтрационных завес и экранов для защиты автомобильной дороги следует руководствоваться указаниями СП 250.1325800.2016.
