БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59432-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения. Общие требования

5.5 Пешеходные переходы

 

5.5.1 Наземные пешеходные переходы

5.5.1.1 Пешеходные переходы следует размещать в местах, обеспечивающих кратчайшие пути движения пешеходов между объектами их притяжения (местами посещения) с учетом безопасности дорожного движения.

Не допускается размещение пешеходного перехода в плане, при котором протяженность пешеходного пути в пределах дороги будет выше на 30% по сравнению с кратчайшим путем по условной воздушной линии.

5.5.1.2 Наземные пешеходные переходы размещают на участке проезжей части с продольным уклоном дороги не более "ГОСТ Р 59432-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения. Общие требования" и поперечными уклонами дороги не более "ГОСТ Р 59432-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения. Общие требования".

В стесненных условиях, при соответствующем обосновании в проекте, допускается устраивать наземные пешеходные переходы с продольным уклоном не более "ГОСТ Р 59432-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения. Общие требования" и поперечным уклоном не более "ГОСТ Р 59432-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения. Общие требования".

5.5.1.3 Перед пешеходным переходом следует предусматривать горизонтальную накопительную площадку шириной, соответствующей ширине пешеходного перехода и длиной, определяемой расчетом, но не менее 1,5 м. В стесненных условиях длину накопительной площадки принимают соответствующей габаритам тротуара или пешеходной дорожки.

5.5.1.4 Наземные пешеходные переходы, за исключением приподнятых пешеходных переходов по ГОСТ 32944 и ГОСТ Р 52605, с двух сторон проезжей части оборудуют бордюрными пандусами, размещаемыми в габаритах тротуаров и (или) пешеходных дорожек.

5.5.1.5 Бордюрные пандусы по конструктивному исполнению бывают:

- со скошенными боковыми поверхностями;

- с бортиками;

- комбинированного типа.

5.5.1.6 Бордюрные пандусы со скошенными боковыми поверхностями состоят из основной (центральной) и боковых наклонных поверхностей и применяются на открытых участках пешеходных коммуникаций, не имеющих каких-либо ограничений для движения пешеходов от их боковых сторон.

Ширину основной (центральной) наклонной поверхности определяют расчетом исходя из перспективной интенсивности инвалидов и других МГН и принимают равной от 1,2 до 2,0 м или всей ширине пешеходного перехода. Поперечный уклон принимают не более "ГОСТ Р 59432-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения. Общие требования", продольный уклон - не более "ГОСТ Р 59432-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения. Общие требования" (в стесненных условиях не более "ГОСТ Р 59432-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения. Общие требования").

Боковые поверхности должны иметь продольный уклон не более "ГОСТ Р 59432-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения. Общие требования" (в стесненных условиях не более "ГОСТ Р 59432-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения. Общие требования"), ось которого проходит от середины верхнего ребра, примыкающего к поверхности тротуара, до нижней вершины, примыкающей к краю проезжей части и одному из углов основной наклонной плоскости.

Не допускается уклон боковых поверхностей, превышающий "ГОСТ Р 59432-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения. Общие требования".

5.5.1.7 Бордюрные пандусы со скошенными боковыми поверхностями следует располагать по оси пешеходного перехода или по одному из его краев, при этом основная (центральная) наклонная плоскость должна находиться в габаритах ширины пешеходного перехода. В случае расположения такого бордюрного пандуса по краю пешеходного перехода одно из боковых ребер его основной (центральной) поверхности следует размещать по продолжению условной линии границы пешеходного перехода.

При расчетах пропускной способности и ширины пешеходного перехода, обустроенного бордюрными пандусами со скошенной кромкой, следует учитывать влияние скошенных граней. Для каждой боковой грани, находящейся в габаритах прохожей части пешеходного перехода, необходимо снижать пропускную способность одной из полос на 50% либо увеличивать ширину пешеходного перехода на ширину этой грани (в продольном профиле пандуса).

5.5.1.8 Бордюрные пандусы с бортиками состоят из наклонной поверхности и вертикальных бортиков, ограничивающих ширину прохожей части пандуса; применяются на участках тротуаров и пешеходных дорожек с боковыми ограничениями пешеходного пространства (зоны озеленения, ограждения и пр.), а также при необходимости выделения зоны преимущественного движения людей на кресле-коляске либо в стесненных условиях.

5.5.1.9 При расположении бордюрных пандусов с бортиками по краю зоны озеленения или иных объектов, ограничивающих движение пешеходов с двух боковых сторон от пешеходного перехода, наклонную поверхность бордюрного пандуса выполняют шириной, соответствующей ширине пешеходного перехода с поперечным уклоном не более "ГОСТ Р 59432-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения. Общие требования" и продольным уклоном не более "ГОСТ Р 59432-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения. Общие требования".

5.5.1.10 В стесненных условиях допускается применять бордюрные пандусы с бортиками. Одна из боковых сторон таких пандусов должна примыкать к зоне озеленения или иным объектам (конструкциям, устройствам), ограничивающим движение пешеходов с этой стороны бордюрного пандуса. Другую боковую сторону бордюрного пандуса по всей ее длине рекомендуется оборудовать контрастным ограничительным поручнем, выполненным чередующимися полосами красного и белого цвета, высотой не менее 1 м.

Ширину пандуса принимают от 1,2 до 2,0 м. Продольный уклон такого бордюрного пандуса не должен превышать "ГОСТ Р 59432-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения. Общие требования".

5.5.1.11 Бордюрные пандусы с бортиками шириной не более 2 м допускается выполнять на расстоянии 1,5 м от края проезжей части, формируя в нижней его части горизонтальную площадку. Такую площадку выполняют с продольным уклоном от 5 до "ГОСТ Р 59432-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения. Общие требования" в сторону проезжей части, а ее ширину принимают равной ширине пандуса.

5.5.1.12 Бордюрные пандусы комбинированного типа сочетают в себе геометрические и технические характеристики пандусов со скошенными боковыми поверхностями и с бортиками, и применяются на участках тротуаров и пешеходных дорожек, имеющих хотя бы с одной стороны от границы пешеходного перехода боковое ограничение пространства (зоны озеленения, ограждения и пр.).

5.5.1.13 В стесненных условиях движения, когда тротуар или пешеходная дорожка расположены вдоль проезжей части, а их ширина составляет не более 3 м, следует выполнять заблаговременное понижение их поверхности, формируя высоту поверхности их прохожей части в габаритах ширины пешеходного перехода на одном уровне с проезжей частью.

Понижение тротуаров и пешеходных дорожек в один уровень с проезжей частью допускается выполнять в их габаритах также в угловой части перекрестков при обеспечении мер безопасности дорожного движения. Такие горизонтальные участки должны быть ограничены внешними границами пешеходных переходов.

Поперечный уклон горизонтальных поверхностей (перпендикулярно к оси проезжей части) должен составлять от 5 до "ГОСТ Р 59432-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения. Общие требования". На пешеходном переходе и горизонтальных участках перед ним при необходимости следует предпринимать дополнительные меры по водоотводу. Скопление воды на этих участках не допускается.

5.5.1.14 Горизонтальные и наклонные поверхности бордюрных пандусов в продольном и поперечном сечениях их плоскостей должны иметь линейную форму.

5.5.1.15 Если местные условия не позволяют выполнить обустройство бордюрного пандуса с нормативным уклоном в пределах пешеходного перехода, необходимо предусматривать поэтапное понижение уровня тротуара или пешеходной дорожки согласно 5.1 до границ пешеходного перехода в целях достижения указанных нормативных значений.

5.5.1.16 Поверхность прохожей части островка безопасности по всей ширине следует выполнять в одном уровне с проезжей частью при поперечных уклонах проезжей части дороги не более "ГОСТ Р 59432-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения. Общие требования", в стесненных условиях - не более "ГОСТ Р 59432-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения. Общие требования".

5.5.1.17 Бордюрный пандус размещают таким образом, чтобы часть тротуара или пешеходной дорожки, не занятая им, составляла не менее 2 м от ширины пешеходного перехода. В стесненных условиях, характеризующихся невозможностью соблюдения данного требования, бордюрный пандус выполняют по всей ширине пешеходного перехода.

5.5.1.18 Бордюрные пандусы следует располагать на одной условной линии по краю или по всей ширине пешеходного перехода, имеющего ширину до 6 м. При ширине пешеходного перехода 6 м или более, помимо указанных способов, бордюрные пандусы шириной не более 2 м допускается располагать по центральной оси перехода.

5.5.1.19 Сопряжение поверхности бордюрного пандуса с проезжей частью осуществляется пониженным бортовым камнем по длине, соответствующей ширине бордюрного пандуса, определяемой согласно 5.5.1.6 и 5.5.1.10.

Поверхность пониженного бортового камня выполняют в одном уровне с поверхностями бордюрного пандуса и проезжей части при их допустимом суммарном вертикальном отклонении не более +15 мм. В случае расположения пандуса на закруглении перекрестка или с отклонением от прямого угла более чем на 10° к краю проезжей части вертикальное отклонение не должно превышать +5 мм.

5.5.1.20 Перед пешеходными переходами следует обустраивать тактильно-контрастные наземные указатели согласно ГОСТ Р 52875. Такие указатели не предусматривают в габаритах бордюрных пандусов, кроме случаев, когда бордюрный пандус обустраивают по всей ширине пешеходного перехода.

5.5.1.21 На наземных пешеходных переходах и перед ними не допускается:

- применение камня-аппарели в качестве или в составе бордюрных пандусов с уклоном, не соответствующим 5.5.1.2;

- применение бордюрного камня в горизонтальном расположении в качестве бордюрного пандуса с нарушением нормативного уклона, предусмотренного 5.5.1.2;

- выполнение плоскости наклонной поверхности бордюрного пандуса из составных элементов;

- расположение бордюрного пандуса в габаритах проезжей части;

- расположение опор дорожных знаков и светофоров, контроллеров светофоров в габаритах прохожей части пешеходных коммуникаций;

- расположение решеток и люков любого назначения.

5.5.1.22 Положения 5.5.1.1, 5.5.1.2, 5.5.1.3 - 5.5.1.21 также распространяются на пересечения пешеходных коммуникаций с проезжей частью в одном уровне.

5.5.1.23 На пешеходных переходах со светофорным регулированием время действия разрешающего сигнала пешеходных светофоров следует рассчитывать с учетом средней скорости движения инвалидов и других МГН 0,7 - 0,9 м/с либо предусматривать в составе светофорных объектов технические и программные средства, позволяющие увеличивать продолжительность разрешающего сигнала пешеходных светофоров на величину от 25% до 35% для отдельных направлений или выделенной пешеходной фазы по разовым запросам пешеходов из числа инвалидов и других МГН (с использованием вызывных устройств, в том числе индивидуального пользования).

Режим регулирования светофорного объекта должен обеспечивать достаточное время для полного завершения перехода проезжей части любыми лицами из числа инвалидов и других МГН с учетом их физических возможностей и особенностей планировки пешеходного перехода.

5.5.1.24 Цифровые табло для информирования пешеходов о времени, оставшемся до окончания действия разрешающего сигнала светофора, следует приспосабливать по условиям видимости для людей с ослабленным зрением согласно ГОСТ Р 51671.

5.5.1.25 На светофорных объектах, оборудованных устройством (табло) вызова разрешающего сигнала пешеходами следует использовать кнопку вызова круглого сечения диаметром не менее 50 мм с усилием нажатия не более 5 Н.

Кнопку вызова следует размещать на уровне от 0,8 до 1,2 м относительно поверхности тротуара или пешеходной дорожки.

5.5.1.26 Факт срабатывания кнопки вызова устройства (табло) вызова разрешающего сигнала пешеходами подтверждают пользователю звуковым сигналом с уровнем звукового давления по ГОСТ Р ИСО 23600 и световым сигналом контрастного цвета по отношению к фону устройства (табло) вызова, имеющим отношение яркости света источника светового сигнала по отношению к яркости окружающих поверхностей (фона) с учетом условий эксплуатации не менее 3:1. Световой сигнал выполняют на кнопке вызова или в одной плоскости с ней на расстоянии не более 10 см.

Световой сигнал следует дублировать разовым звуковым или голосовым сигналом продолжительностью от 0,5 до 1,0 с, имеющим частотный диапазон и уровень звукового давления, отличные от других звуковых сигналов ориентации и перехода, используемых на данном светофорном объекте согласно ГОСТ Р ИСО 23600.

5.5.1.27 На пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слабовидящие и слепые люди, применяют светофорное регулирование с одной или несколькими пешеходными фазами, при этом сигнал пешеходных светофоров необходимо дублировать звуковыми сигналами согласно ГОСТ Р ИСО 23600, в том числе с применением радиоинформаторов системы информирования и ориентирования для инвалидов и других МГН согласно СП 136.13330.2012.

5.5.1.28 Наземные пешеходные переходы по всей длине и ширине, а также подходы к ним на расстоянии не менее 25 м по ширине тротуаров и пешеходных дорожек должны иметь искусственное освещение в темное время суток со средней горизонтальной освещенностью покрытия по ГОСТ 33176.

5.5.2 Пешеходные переходы вне проезжей части

5.5.2.1 Пешеходные переходы вне проезжей части должны соответствовать 5.1, 5.3 и 5.4.

5.5.2.2 При сравнении вариантов строительства надземного или подземного пешеходного перехода в качестве базового критерия эффективности следует принимать минимальные затраты времени инвалидов и других МГН на передвижение.

5.5.2.3 Пандусы шириной от 1,8 до 2,0 м допускается разделять по их оси центральными двусторонними поручнями с обеспечением нормативной ширины прохожей части каждого направления 0,9 м.

5.5.2.4 Минимальную ширину двусторонних лестниц, при условии устройства двух лестниц в каждом торце пешеходного перехода, принимают 2,25 м каждую.

5.5.2.5 При перепадах высот более 3,0 м пандусы могут быть заменены лифтами. Применение лифтов обязательно в следующих случаях:

- вблизи крупных мест притяжения населения с максимальной общей интенсивностью движения пешеходов по переходу более 6 тыс. человек/ч;

- в стесненных условиях, характеризуемых невозможностью обеспечить нормативные значения пандуса либо при которых размещение пандуса приведет к недопустимому снижению пропускной способности лестничного схода.

5.5.2.6 Лифты должны обладать необходимой провозной способностью, соответствовать требованиям доступности для инвалидов и других МГН согласно [10], ГОСТ 5746, ГОСТ 33652.

Перед входами в подземные и надземные пешеходные переходы, а также внутри переходов следует устанавливать знаки, указывающие направление движения к лифту. Размещение и параметры таких знаков должны соответствовать ГОСТ Р 52131.

5.5.2.7 Подлежащие реконструкции открытые пешеходные переходы рекомендуется предусматривать закрытого типа из прозрачных материалов.

5.5.2.8 В пешеходных переходах закрытого типа необходимо обеспечивать вентиляцию согласно СП 60.13330.2016.

5.5.2.9 Высоту свободного пространства прохожей части подземных и надземных пешеходных переходов закрытого типа в свету принимают не менее 2,3 м.

5.5.2.10 Освещение лестниц и пандусов на уровне их поверхности определяют по ГОСТ 33176.

5.5.2.11 На открытых участках пешеходных переходов в районах, где возможно выпадение осадков в виде снега или образование гололеда необходимо предусматривать надлежащее содержание пешеходных переходов в соответствии с ГОСТ Р 50597.

5.5.2.12 На пешеходных переходах вне проезжей части и на подходах к ним не допускается скопление воды. Отвод воды выполняют по ГОСТ 32944, СП 34.13330.2012, СП 35.13330.2011.

Размещение решеток водостока и требования к ним должны соответствовать 5.1.17 - 5.1.19.

5.5.2.13 Пешеходные переходы следует оборудовать средствами информации о направлении движения, расположении близлежащих объектов, видов и номеров маршрутов ТС (при наличии остановочного пункта маршрутных ТС) и прочей информации в доступной для всех категорий инвалидов и других МГН форме.

5.5.2.14 Строительство на пешеходных переходах вне проезжей части пандусов или лифтов требуется при одновременном выполнении следующих условий:

- при наличии с противоположных сторон от автомобильной дороги объектов притяжения (мест посещения) инвалидов и других МГН;

- при наличии обустроенных для инвалидов и других МГН пешеходных коммуникаций в радиусе до 2 км от планируемого места размещения пешеходного перехода до объектов притяжения (мест посещения) указанных лиц;

- при наличии документа территориального планирования административной территории, прилегающей к участку автомобильной дороги, в котором при сопоставимых сроках предусмотрены мероприятия по обеспечению доступности пешеходных коммуникаций и объектов притяжения (мест посещения) инвалидов и других МГН в радиусе до 2 км от данного пешеходного перехода.

При невыполнении указанных условий проектную документацию выполняют в полном объеме, а строительство (монтаж) пандуса или лифта может быть приостановлено до момента наступления вышеперечисленных условий, при этом конструкцию пешеходного перехода предусматривают модульного типа. При наступлении указанных условий в будущие периоды времени пандус подлежит установке на основании имеющейся проектной документации.

Землеотвод и необходимые технологические элементы конструкции объекта под размещение пандуса или лифта должны быть предусмотрены и зарезервированы на весь период эксплуатации пешеходного перехода.

TOC